Исихазм

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Исихазм
мистическое течение в Византии. Учение о пути единения человека с Богом через очищение сердца слезами и самососредоточение сознания.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ИСИХАЗМ
мистическое течение в Византии. Этикоаскетическое учение о пути единения человека с богом через очищение сердца слезами и самососредоточения сознания, имеет внешнее сходство с методами йоги. Возникло в IV—VII вв., возродилось в конце XIII—XIV вв.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ИСИХАЗМ
Безмолвничество, отказ от словесного общения с людьми. Исихасты, мн – молчальники. В православной культуре было немало людей, которые не хотели праздно общаться, тем более отказывались просто «болтать», пустословить. Исихасты давали обет (обещание) не разговаривать вообще. Самым важным для них была жизнь не внешняя, а внутренняя, молитвенная. В православной культуре умение молчать трактуется как условие самой высокой духовной жизни. Это подтверждается и русской пословицей: Слово – серебро, молчание – золото.

Источник: Основы православной культуры. 2011

ИСИХАЗМ
греч. — безмолвничество) — мистико-аскетическое течение в византийском и древнерусском монашестве; учение о пути единения с Богом через очищение человека и сосредоточение всех его душевных и духовных сил. Сформировалось уже в ранневизантийскую эпоху (IV-IХ вв.) в египетских и синайских монастырях, а затем получило широчайшее распространение на Афоне. В первой половине XIV века основные теоретические положения исихазма были обоснованы в сочинениях Григория Синаита, Николая Кавасилы и, в особенности, Григория Паламы (см.) — создателя фундаментального учения о сообщаемости Божественных энергий, которое имело чрезвычайное значение для аскетической практики. К последователям исихазма на Руси принадлежали Сергей Радонежский, Нил Сорский и другие подвижники.

Источник: Словарь-указатель имен и понятий по древнерусскому искусству. 1991

ИСИХАЗМ
(греч. «покой», «безмолвие», «отрешенность») – целокупное учение- действие, направленное на стяжание Святого Духа и обожение души и тела. Высочайшей целью исихазма является преображение и обожение всего человека по образу воскресшего Иисуса Христа. Исихасты учили, что неизреченный Логос, Слово Божье, постигается в молчании. Созерцательная молитва, отказ от многословия, постижение Слова в его глубине – вот путь познания Бога, который исповедуют учители исихазма.
В центре исихастского молитвенного делания стоит призывание имени Господа, ибо так сказано в Священном Писании: всякий, кто призовет имя Господне, спасется (Деян. 2, 21). Именно в форме так называемой Иисусовой молитвы исихастская традиция получила распространение на Руси. Большое значение для исихастской практики имеет созерцание Фаворского света – того света, что видели апостолы во время преображения Господа Иисуса Христа на горе. Через этот свет, нетварный по своей сущности, подвижник входит в общение с Непостижимым Богом. Исполняясь этим светом, он приобщается божественной жизни, преображается в новую тварь. «Человек не может стать богом по природе, но может стать богом по благодати», – утверждали они. Обожение и есть конечная цель всякого духовного делания.
В первой половине XIV в. основные теоретические положения исихазма были обоснованы в сочинениях Григория Синаита, Николая Kавасилы и, в особенности, Григория Паламы – создателя фундаментального учения о сообщаемости Божественных энергий, которое имело чрезвычайное значение для аскетической практики. K последователям исихазма на Руси принадлежали прпп. Сергий Радонежский, Нил Сорский и другие подвижники.

Источник: Православие. Словарь-справочник.

ИСИХАЗМ
греч. покой, безмолвие, тишина) – религиозное движение XIV – XV вв., отличавшееся своеобразным мистическим индивидуализмом. Оно восходило к тайным учениям восточного монашества, проповедовавшим аскезу, и к «Лествице» Иоанна Лествичника. Теоретиками исихазма были Прохор Кидонис, автор трактата о Фаворском свете, Григорий Синаит, Григорий Палама, Николай Кавасила и др. Они возродили древнее учение об исихии, стремились постичь истину посредством мистического слияния с божеством, проповедовали подвижничество, самовоспитание, способствующие духовному восхождению, на вершине которого монахуаскету открывается несотворенный свет – тот, какой узрели евангелисты Матфей, Лука и Марк – свидетели Преображения Иисуса Христа на горе Фавор (588 м высоты, на юговостоке от Назарета, родины Иисуса и его родителей). Он недоступен для обычного чувственного восприятия и ощущается верующим только в результате огромного напряжения воли. Исихасты обратили особое внимание на внутренний мир человека, целью которого должно стать спасение духа, а не тела. Они проявляли интерес к прекрасному, рассматривая красоту как образ Бога, смирения и веры (Григорий Палама). Исихасты внесли вклад в разработку категорий образа, символа, знака, сакрального света. «Фаворский свет» стал одним из главных средств раскрытия темы Преображения в византийском и древнерусском искусстве XIV – XV вв. Исихазм получил официальное признание на церковном соборе 1351 г. как не противоречивший православному вероучению. Это течение распространилось в монастырях Синая и Афона, в Сербии и Болгарии. Критиками исихазма выступили Варлаам Калабрийский, Никифор Григора и др., противопоставившие мистике разум, право на самостоятельную мысль. После церковного собора 1351 г. они были преданы анафеме. Так исихастам удалось задержать развитие ренессансных тенденций в Византии. Их учение было воспринято западными славянами и Русью. Исихазм оказал воздействие на основателя ТроицеСергиева монастыря Сергия Радонежского.

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Исихазм
(от греч. исихия – безмолвие, покой) – 1) Глубоко традиционная для православия практика мистического богопознания на путях «священнобезмолвия». И. определяет принципиальное отличие православной традиции как сокровенномистической и благодатнодуховной от более социально ориентированных, исторически обмирщенных католицизма и протестантизма. Практика И. – сосредоточение всех сил человеческого существа на приобщении к Богу. Эта практика предусматривает строгий пост, предназначенный ослабить влияние плоти на жизнь души и побороть греховные страсти; «сведение ума в сердце», что интегрирует и органически объединяет силы телесные, душевные и умственные, подготавливая тем самым человека для восприятия единой энергии Бога; непрестанную молитву Иисусову, устремляющую все внимание исихаста на Божественное Лицо и способствующую восприятию Самого Бога в Его энергии – «умное делание» (см. Нетварные энергии). При этом происходит не только просвещение ума, но и преображение тела, что коренным образом изменяет качество самого человеческого бытия. При несоизмеримости двух природ, Божией и человеческой, вследствие вхождения духовносмысловой энергии Божества в душу человека, он претерпевает полное преображение. Поскольку нетварный Фаворский свет, изливающийся на подвижника при богообщении, есть видение и чувством и умом, превосходящее всякую чувственность, равно как и чисто умственный опыт, то мы не можем говорить об откровении как только о чувственном или умственном видении. Здесь преодолевается дуализм между духом и материей и проводится чисто религиозная грань между тварным и нетварным. Молитвенная практика, подобная И., известна с самых ранних веков христианства (ее прообразом служит Преображение Господне), но наивысшего развития И. достиг в ХI–ХIV вв. в деятельности выдающихся святых подвижников – Симеона Нового Богослова, Григория Синаита, Григория Паламы.
На Русь И. пришел вместе с традицией созерцательного монашества из Византии после принятия христианства. Одним из первых созерцательных иноков Киевской Руси стал преп. Антоний Печерский. В московский период практика И. была тесно связана с именами преп. Сергия Радонежского и преп. Нила Сорского, а в петербургский – святителя Тихона Задонского, старца Паисия Величковского, старцев Оптиной пустыни, а также в значительной степени преп. Серафима Саровского.
2) Духовносоциальное движение в Византии и славянском мире в XIV в. с целью противодействия идеям европейского гуманизма, Возрождения и первым признакам секуляризации культуры. Движение зародилось в монастырях, концептуально оформилось в ходе богословских споров Григория Паламы с Варлаамом Калабрийским, затем стало важным явлением общественнополитической жизни, оказавшим существенное влияние на другие православные страны. Ориентация И. как духовносоциального движения определялась задачей реставрации и обновления святоотеческой традиции, в то время как в Западной Европе развивалась идеология Ренессанса, направленная на отрицание средневекового опыта. Влияние этого типа духовности на весь восточноевропейский православный мир было весьма значительным. Для Руси это был последний благодатный импульс, полученный от слабеющей Византии, который стал своего рода наставническим благословением – расцвет И. совпал с национальногосударственным подъемом в Московской Руси.

Источник: Краткий православный словарь.

ИСИХАЗМ
греч.: молчание, безмолвие), мистическое подвижническое течение в православном монашестве, которому следовали великий русский святой Нил Сорский и его ученики. Исихазм - подвиг, связанный с отшельничеством и безмолвием, древнее понятие в Восточной Церкви. В раннюю византийскую эпоху исихазм означал вообще отшельничество - одинокий подвиг пустынника. В позднюю византийскую эпоху исихастами назывались монахи, посвятившие себя абсолютной тиши, священному покою, внутреннему духовному сосредоточению, непрестанной "умной" молитве, "внутреннему деланию". Этого рода подвиги приводили в особое состояние, связанное с неизъяснимым блаженством, зрением некоего небесного света, нездешнего, несотворенного, подобного свету, озарившему Спасителя на Фаворской горе. Такой тип исихастов сформировался к XIV в. Возникновению этого духовного типа содействовало древнее отшельничество.
Обычно родоначальником исихазма считается Симеон Новый Богослов, живший в XI в. Он первый ясно развил учение о Богосозерцании. Но "исихазм" не есть нечто совершенно новое. Начало его надо отнести ко времени возникновения монашества. Сама "умная молитва", как средство, приводящее к исихии, или безмолвию, не есть изобретение новаторов XI в. Значительно раньше их уже основоположники монашества учили о непрестанной внутренней молитве, укрепляющей "внутреннее внимание" и вызывающей сердечное трезвение.
Преосвящ. Порфирий Успенский нашел в Афонских библиотеках сборник X-XV вв. с выборками из древних патериков о молитве и внутреннем делании, где истоки исихазма возводятся к Антонию Великому (III в.), Макарию Великому (IV в.), Иоанну Лествичнику (VI в.) и т.д. Авва Антоний учил уже о безмолвии: "будем молчальниками и исихастами". Блаженной Феодоре он говорил о необходимости успокоиться и молчать, сидеть в своей келье и собирать ум в себе. А у последней мы находим такие слова: "успокоение от забот, молчание и сокровенное парение ума порождает страх Божий и целомудрие. Сокровенное парение ума есть непрестанная молитва: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя". Много примеров молитвы Иисусовой приводится в Лавсаике и других сборниках. Первым известным исихастом-отшельником на Афоне был прп. Петр Афонский, который и был основоположником исихазма на Святой Горе, за ним следует там целый ряд других исихастов. Замечательным центром исихазма на Афоне был в свое время "исихастрион" - "безмолвище", переименованный в Магулы, построенный грузином Саввой Халдом между монастырями Ивером и Филофеем во время имп. Василия Македонянина (к. IX в.).
Идеологию своего учения исихазм берет в мистических учениях древнехристианской церкви. Наибольшее значение имеет Дионисий Ареопагит. Максим Исповедник ввел и узаконил в церкви Дионисьевский мистицизм. Он ищет сверхразумных и сверхчувственных путей сближения с Божеством. Оба автора, Дионисий и Максим, повествуют уже о неизъяснимом свете, в который вступает лицезреющий Божество. Но подлинный духовный родоначальник афонских исихастов - это прп. Симеон Новый Богослов (ск. 1022), величайший мистик рубежа тысячелетий, который ясно показал, что высшая цель подвигов есть лицезрение Божественного света. Главное жизненное назначение человека - нравственное просветление путем вхождения внутрь себя и духовного сосредоточения.
Известно, что свет, который созерцают некоторые подвижники, учение исихазма отождествляет с Фаворским светом, озарившим Христа во время Преображения. И на этом основании создалось мнение, что вообще учение о свете есть новшество, внесенное исихастами XIV в. Но учение о свете существует уже с начала монашества, а Григорий Палама был только первым, который сослался на Фаворский свет, защищаясь от противников. Ко времени этих споров учение исихастов было вполне сложившимся. Единственно новым во время этих знаменитых споров, когда обсуждалось все учение исихазма, был всплывший на поверхность вопрос о способе физическом для сосредоточения и усиления внимания, который применялся подвижниками во время молитвы. Когда возник этот способ, точно установить нельзя. Но практиковался он с древнейших времен и передавался изустно. Между тем наступил момент в истории Церкви, когда назрела необходимость подвергнуть открытому обсуждению все учение об исихии для того, чтобы дать ему официальное и законное право на существование. Об этом говорит еп. Порфирий Успенский: "Все учение афонских исихастов не было новостью в XIV веке. Нет. Оно издревле таилось не только у них, но и везде, где были безмолвники... и не смущало христианское общество. Но его обнаружил известный нам калабрийский монах Варлаам, а чуткая ко всем толкам церковь Константинопольская обсудила это учение соборно". "Потому-то в своих соборных решениях - тома 1341 и последующих годов - церковь и высказала с такой определенностью, что это было в духе церковной традиции, в согласии со всем монашеским опытом", - уточняет эту мысль архимандрит Киприан.
По своему характеру исихазм был консерватизмом и хранителем традиций. Учение об умной молитве систематизировал и изложил прп. Григорий Синаит на точном основании святоотеческого учения. "Мы знаем, - продолжает архимандрит Киприан, - с каким ожесточением набросились на афонских исихастов Варлаам, Григора и Акиндин и как много обвинений они высказывали против св. Григория Паламы. Его имя не сходит с уст современников и с соборных актов. Но если бы основателем исихазма был прп. Григорий Синаит, то почему же ни в одном из томов синодальных или святогорских не упомянуто ни разу его имя? Естественно было бы нападать на него, как на новатора. Но дело в том, что исихия и умная молитва не были новшеством для XIV века".
Учение исихастов сводится к следующему:
1. В Боге надо отличать сущность Его от Его проявлений.
2. Энергия Божества нетварна, как и Его сущность.
3. Различие между сущностью и проявлением Божества не вносит в понятие Бога сложности.
4. Слово "Божество" прилагается Отцами Церкви не только к существу Бога, но и к Его энергиям.
5. По учению Отцов, сущность выше своего проявления, как причина выше следствия.
6. Сущность Божия трансцендентна тварному миру (вне мира), а потому недоступна для познания человеку, который может познавать Бога только в Его проявлениях - Его благодати, силе, любви, мудрости и т.д.
Фаворский свет, воссиявший от Господа во время Его Преображения, не есть тварный свет, но также он не есть и Сущность Божия. Это есть благодатное осияние, излучение Божества, свет несозданный и вечный, доступный и физическому восприятию, один из видов энергии, всегда исходящий от Самого Существа Божия.
И.М. Концевич

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
95.77 кб

Исихазм в восточнославянской культуре

Громов М. Н.
В статье рассматривается философское, богословское, культурологическое значение исихазма, проникшего на Русь со второй половины XIV в. и оказавшего сильное воздействие на её культуру.
Читать PDF
289.67 кб

Исихазм и гуманизм – духовные детерминанты образования личности в России и Европе

Гусакова Виктория Олеговна
Читать PDF
92.79 кб

Исихазм и поэтика косноязычия у Достоевского

Иванов В. В.
В статье рассматриваются риторические эпизоды в сюжетах произведений Достоевского: молчание, косноязычие, красноречие.
Читать PDF
74.41 кб

Исихазм и русская православная икона

Кузнецова Ольга Николаевна
Данная статья посвящена проблеме влияния реализма (исихазма) на формирование художественного языка русской православной иконы.
Читать PDF
72.19 кб

Исихазм и русская православная икона

Кузнецова О. Н.
Данная статья посвящена проблеме влияния реализма (исихазма) на формирование художественного языка русской православной иконы.
Читать PDF
686.20 кб

Исихазм в контексте традиции русского любомудрия

Нагорный Сергей Вадимович
В статье рассматривается влияние исихастской аскетической традиции на формирование мировоззрения некоторых видных русских религиозных философов и богословов, а также их апология исихазма, которая интерпретируется ими, во-первых, к
Читать PDF
22.54 мб

Исихазм в истории христианства на Руси. Часть i

Нижников Сергей Анатольевич
Для Древней Руси исихазм, пришедший из Византии, стал основой и сущностью пути к спасению.
Читать PDF
295.91 кб

Исихазм как ядро православной культуры на Северном Кавказе

Раздольский Сергей Александрович
Автор раскрывает влияние северокавказских монастырей на культуру казачества. Осмысливается положительная роль монашества в истории становления центральной зоны православной культуры, ее ядра.
Читать PDF
7.01 мб

Исихазм в истории христианства на Руси. Часть II

Нижников Сергей Анатольевич
Для России исихазм, пришедший из Византии, оставался основой и сущностью пути к спасению даже в период европеизации русского общества.
Читать PDF
154.43 кб

Богословие исихазм антропология

Хоружий Сергей Сергеевич
Обсуждается особая трактовка богословия, которая с древности сложилась в аскетической традиции Православия (исихазме): понимание богословия как прямого поведания опыта Богообщения.
Читать PDF
412.07 кб

Исихазм как составная часть русской православной культуры

Волкова Лидия Дмитриевна, Караваева Елена Вениаминовна
Речь идет о сущности исихазма и его значении для формирования русской православной культуры.
Читать PDF
494.25 кб

Исихазм в пространстве русской религиозно-философской мысли

Григоренко Анатолий Юрьевич
Исихазм является сложным явлением религиозной жизни. Многие ученые понимают под исихазмом исключительно учение об умной молитве (в первую очередь, С. Хоружий), исключая из него пространство «священного».
Читать PDF
367.39 кб

Византийский интеллектуализм и исихазм: два проекта гуманизма

Матяш Т.П., Матяш Д.В., Несмеянов Е.Е., Воденко К.В.
. В статье показано, что решение в знаменитом богословском споре свт.
Читать PDF
125.18 кб

Имяславие Флоренского: исихазм или символизм?

Авель
Статья посвящена рассмотрению одного из аспектов аргументации священника Павла Флоренского в имяславческой полемике, а именно понятию символа и имени.
Читать PDF
139.96 кб

Единство духа. Восточно-христианский исихазм и японский Дзэн буддизм в творчестве Томаса Мертона и С

Оболевич Тереза
Рассматриваются основные вехи русско-японского философского диалога, который начался еще в XIX веке в период реставрации Мэйдзи и продолжается по настоящее время.

Похожие термины:

  • Исихазм (Паламизм)

    греч. - тишина, покой) - этико-эстетическое учение о пути к единению человека с Богом, которое пришло на Русь из Византии вместе с христианством, но широкое распространение получило в конце XIV в. Сфор