Иов 19.25; Ис 41.14; 43.14; 44.6; 47.4; 48.17; 49.7,26; 54.5,8; 59.20; 60.16; 63.16; Иер 50.34)-по еврейски «гоель», что значит также «защитник» и «мститель», которым по закону мог быть только родственник. Искупить душу грешника от неминуемой гибели имеет силу и власть только Господь. (См. искупление)
Искупитель
Искупитель
Искупитель
вообще слово «искупить» означает купить для когото свободу за определенную плату. При этом цена, уплаченная за свободу, называется искуплением или выкупом. Все грешные люди находятся в рабстве у греха, потому терпят иго осуждения. Господь наш Иисус Христос, проливший Свою пречистую кровь на кресте, всех нас искупил от греха, смерти и проклятия, потому Его и называют Искупителем.
Источник: Православная энциклопедия.
Искупитель
евр. гоель). В законе (Лев.) было поставлено, что если кто-нибудь из-за бедности вынужден был продать свое имение, то его ближайший родственник имел право выкупить его у нового владельца. По этому же закону Вооз имел право жениться на Руфи и выкупить имение ее первого мужа Махлона (Руф. 2:20). Также и Иеремия мог выкупить поле своего племянника Анамеила (Иер. 32:7 и дал.). Закон Моисея вменял в обязанность близкому родственнику, как мстителю за кровь (евр гоель хадам), убивать того, кто являлся убийцей родственника (Чис. 35:12, 19) Таким образом, искупитель имел двойную обязанность. Подобно тому, как дети причастны плоти и крови, то и Сын Божий, наш Искупитель, также воспринял на Себе оные, чтобы Своею смертью уничтожить убийцу наших душ — диавола, и выкупить потерянное для нас небесное наследие (Евр. 2:14; 9:12). Поэтому и Иов, будучи в тяжелом состоянии, с упованием глядит на своего Искупителя, ходатая, который останется верным, даже когда все остальное изменит (Иов. 19:25).
ИСКУПИТЕЛЬ
Иов 19:25, Мф 20:28, 1Пет 1:18 и др.). Слово искупать кого либо значит покупать для него свободу какою либо ценою. Цена, уплачиваемая за свободу, называется выкупом, или искуплением. Все грешники находились и находятся в рабстве греха, и потому под игом осуждения. Господь Иисус Христос, положивший душу Свою и проливший кровь Свою на кресте, искупил всех пас от греха, проклятия и смерти, и потому называется Искупителем. О сем искуплении Свящ. Писание говорит следующим образом: об избавлении от греха — В Нем мы имеем искупление кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Ефес. 1:7), от проклятия — Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал 3:13), от смерти — А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы. имеющего державу смерти т.е. диавола, и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству (Евр 2:14-15). Господь Иисус Христос принес Себя в жертву (искупил) за всех нас, т.е. всем приобрел благодать и спасение, но пользуются сим те из нас, которые с своей стороны добровольно приемлют участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его (Фил 3:10) посредством живой, сердечной веры, посредством спасительных Таинств, и наконец посредством распинания своей плоти с ее страстями и похотями. Проповедь об искуплении смертью Богочеловека составляет главный предмет проповеди апостольской и вера в искупление — средоточием нашего верования во Христа. Без этой веры, оправдываемой нашею жизнью и делами, мы не можем быть наследниками вечной жизни и спасения.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990