ИСКУССТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ИСКУССТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
уже в классич. античности (5 — 4 вв. до н.э.) проводилось различие между подделкой и технич. возможным заменителем. Именов. изделий по месту их произ-ва было условным и, по сущест-ву, явл. обознач. сорта: люди понимали, что «аморгские» ткани можно ткать в Афинах так же успешно, как и на Аморгосе. Смена вкусов старой полисной аристократии вкусами возвысивш. слоев эллинистич. эпохи способств. тому, что ценные материалы стали заменяться И. м., а дорогостоящая их обработка сменялась более легкой и дешевой: сплавы вместо благород. металлов, стекло вместо драгоц. камней, штукатурка вместо мрамора, искусств. пурпур вместо получ. из пурпурных улиток. Существовали обширные «книги рецептов», в к-рых содерж. рекомендации по изготовлению И. м., напр., «Бафика» Болаеса из Мены (200 до н.э.) или «Руководство по подделкам для ювелиров», записан. ок. 300 н.э. на двух папирусах.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Искусственные материалы
Уже в классич. античности (5 — 4 вв. до н. э.) проводилось различие между подделкой и технически возможным заменителем. Именование изделий по месту их производства было условным и, по существу, являлось обозначением сорта: люди понимали, что «аморгские» ткани можно ткать в Афинах так же успешно, как и на Аморгосе. Смена вкусов старой полисной аристократии вкусами возвысившихся слоев эллинистич. эпохи способствовала тому, что ценные материалы стали заменяться И. м., а дорогостоящая их обработка сменялась более легкой и дешевой: сплавы вместо благородных металлов, стекло вместо драгоц. камней, штукатурка вместо мрамора, искусств, пурпур вместо получаемого из пурпурных улиток. Существовали обширные «книги рецептов», в которых содержались рекомендации по изготовлению И. м., например «Бафика» Болаеса из Мены (200 до н. э.) или «Руководство по подделкам для ювелиров», записанное ок. 300 н. э. на двух папирусах.
Источник: Словарь античности. 1989