ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА
(«чистое искусство») — теория, сложившаяся в середине XIX в. во Франции и утверждавшая идеи самоценнности художественного творчества, независимости искусства от политики и общественных требований. Эти идеи возникли как реакция на утилитаризм философии Просве-щения и меркантилизм буржуазных общественных от-ношений. Раньше всего эти идеи распространились во Франции, где их отстаивали Т. Готье и школа «парнасцев», Г. Флобер и братья Гонкуры. В Великобритании — А. Суинберн, О. Уальд. С конца XIX в. склонность к эстетству и подчеркнутое пренебрежительное отношение к нравственным вопросам обнаруживается сильнее. В России лозунг «искусство для искусства» был подхвачен противниками гоголевского направления (реализма) в искусстве — А. В. Дружининым, П. В. Анненковым, молодыми славянофилами. В конце XIX в. на положениях этой теории основывалась эстетика журнала «Мир искусства» (1898–1904).

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА»
чистое искусство»), эстетическая концепция 19 – нач. 20 в., утверждающая самоцельность и самодостаточность художественного творчества, независимость искусства от политики, идеологии и злободневных общественных проблем, провозглашающая высшей целью искусства создание красоты, а не моральную или общественную проповедь. Концепция «искусство для искусства» бытовала преимущественно в поэзии и художественной критике. Часто она являлась реакцией на повышенный «утилитаризм» отдельных школ и направлений, как это было в России в сер. 19 в. при господстве «гражданской» поэзии и «реальной» критики (Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и Д. И. Писарев; характерна критика ими А. С. Пушкина как «идеолога» «искусства для искусства»), которым противопоставили себя сторонники «чистого искусства» – А. А. Фет, А. В. Дружинин, П. В. Анненков, А. Н. Майков, позднее Ап. Григорьев, А. К. Толстой. Во Франции в 1840–60-е гг. последовательными приверженцами «чистого искусства» были «парнасцы» (Л. де Лиль, Т. Готье). Позже, в эпоху декаданса, «искусство для искусства» приводит к постановке эстетического выше этического и упоению красотой зла и порока (у французских «проклятых» поэтов, у Ш. Бодлера и О. Уайльда), к стремлению создать мир красоты вопреки действительности, к утопической вере в преображение жизни искусством или к уходу от жизни в «башню из слоновой кости» у рус. символистов на рубеже 19–20 вв. (К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб, Вяч. Иванов и др.).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006