ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА

Найдено 1 определение
ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА
наделенная глубоким историческим своеобразием древнейшая изобразительная деятельность неоантропа. Первые реликвии ее малых форм открыты Э.Лартэ при раскопках французских пещер в начале 60-х гг. 19 в., вскоре после признания идей Буше де Перта о палеолитической древности человечества. Позже коллекция была пополнена изысканиями Э.Пьетта. Однако существование художественного творчества в ледниковую эпоху, подтвержденное пещерной стратиграфией, противоречило постулатам о бездуховности первобытной «доистории»; после ряда драматических событий (трагедия Альтамиры) признание И. п. состоялось лишь в 1901–1902 гг. благодаря работам А.Брейля. В настоящее время число памятников пещерного искусства приближается к 140. С учетом неравномерной изученности разных регионов, уничтожения временем монументальных произведений на громадных пространствах, лишенных пещер, И. п. можно считать явлением всемирно-исторического значения. В изобразительном наследии, увековечившем начальную философию истории, с поразительно высокими художественными достижениями (главным образом такие ансамбли мадленского апогея, как пещеры Альтамира и Ляско — «Сикстинские капеллы первобытного искусства»; фото 5, б, 51, 52, 69) сочетаются крайняя узость и каноничность творческого репертуара. Господствовал в нем палеолитический анимализм, заключавший в себе мифолого-фантастическое осмысление основных условий существования социума. Второй составляющей был антропоморфный комплекс, нацеленный на образно-символическое осмысление социального бытия — основ жизни родового общества и его решающих коллективно-производственных связей с природой. Оба этих направления получили образно-аллегорическое выражение в трех различных системах — сюжетной (реалистической), знаковой и орнаментальной. Значение проблемы происхождения искусства сознавали уже античные философы, но разработка ее стала возможной лишь после выяснения «дилювиального» (т.е. «допотопного») прошлого культуры и самих палеолитических изображений — по существу, лишь с начала 20 в. Учеными Франции предложены три «археологические» гипотезы, связывавшие генезис «первичных форм творчества» с подсказками «естественной скульптуры», «макаронами» или «руками» . Цель их сводилась к объяснению технико-исполнительской стороны рождавшегося творчества, обусловивший его интеллектуальный аспект качественного взлета сознания совершенно игнорировался. Бесперспективны другие объяснения, в т.ч. романтико-утопические ссылки на гениев неуловимой Атлантиды или же на возможность доставки этого феномена на Землю в «готовом виде» космическими пришельцами четвертичной поры (все признаки И. п. совместимы лишь с верхнепалеолитической ступенью духовной биографии человека: узкоканоничная тематика и трактовка образов, топография памятников и только естественное происхождение изобразительных средств). Фатальным следствием этой ситуации явилось господство на Западе доктрины «художественного ледникового чуда» — спонтанного, без исторических корней, озарения духа, не подчинявшегося земным закономерностям и абсолютно недоступного научному раскрытию. Пессимистическому агностицизму противопоставляется опыт документальной реконструкции генезиса анимализма как глубоко исторического процесса усложнения символического действия и отвечающего ему мыслительного отражения. Выделяются три ступени развития начальной изобразительной деятельности: натуральное творчество (поздний ашель — мустье), натуральный макет (позднее мустье — начало верхнего палеолита) глиняный период (начало верхнего палеолита); в дальнейшем эволюция лепки приводит к звену профильного глиняного барельефа, уплощение которого порождает самые архаичные раннеориньякские рисунки на глине. На двух первых ступенях в изобразительной активности начисто исключались эстетические начала, даже в мадленском апогее деятельность неоантропа, пронизанная стадиальным синкретизмом, существенно отличалась (расположение «галерей» в вечном мраке пещерной бездны; связь этих ансамблей с социально-производственными обрядами типа инициации и т.п.) от позднейшего искусства — специализированной сферы общественного сознания. Первичная миссия символико-изобразительной практики заключалась в завершении формирования сапиентного сознания и создании первой концептуальной картины мира на базе «материального производства идей». В самом конце плейстоцена, на рубеже мезолитической эпохи могучий анимализм палеолита в момент высшего расцвета резко иссякает, сменяясь преобладанием схематически-знаковых и орнаментальных произведений, преимущественно малых форм. Лишь в отдельных очагах мезолитических (Испанский Левант, Кобыстан в Азербайджане; фото 23, 43) и неолитических (петроглифы Карелии) культур продолжается монументально-сюжетная традиция палеолита. Такой финал предопределен коренными изменениями всех условий материального существования (голоценовое обеднение фауны и экологический кризис присваивающего охотничьего хозяйства в большинстве регионов). Анимализм палеолита был искусством «великих охотников» на крупного, преимущественно стадного зверя. С утратой такого энергетического источника лишилось жизненной почвы и рожденное им творчество.

Источник: Археологический словарь. 1990

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
322.00 кб

Память и искусство палеолита

Куценков Петр Анатольевич
Натурализм искусства верхнего палеолита объясняется эйдетической памятью, компенсировавшей недостаточное развитие речи и языка.
Читать PDF
639.84 кб

Мамонт и женщина в палеолитическом искусстве Европы

З. А. Абрамова
Читать PDF
697.65 кб

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ В ИСКУССТВЕ ПАЛЕОЛИТА

Демещенко Светлана Алексеевна
Автор статьи предлагает рассмотреть понятие «композиция» в контексте конкретного археологического материала по палеолитическому искусству (периоды 40-9 тыс.
Читать PDF
520.15 кб

Первые предметы палеолитического искусства на территории Добруджи

Пэунеску Ал.
Недавно ряд предметов искусства палеолита были обнаружены М. Еуженом на территории села Цибрину в районе Констанции между Дунаем и Чёрным морем.
Читать PDF
28.35 мб

Человек и Struthio asiaticus: страница палеолитического искусства в восточной части Центральной Азии

Хаценович Арина Михайловна, Рыбин Евгений Павладьевич, Гунчинсурэн Бямбаа, Болорбат Цэдэндорж, Одсурэн Давахуу, Ангарагдулгуун Гантумур, Маргад-Эрдэнэ Ганболд
Скорлупа яиц Struthio asiaticus вида страуса, вымершего, предположительно, в раннем голоцене представляет собой ценный источник данных в контексте палеолитических памятников.
Читать PDF
1.51 мб

ОТКРЫТИЕ МОБИЛЬНОГО ИСКУССТВА В ФИНАЛЬНОМ ПАЛЕОЛИТЕ ВЕРХНЕГО ЕНИСЕЯ(ГРАВИРОВАННАЯ ГАЛЬКА СО СТОЯНКИ

Поляков Андрей Владимирович, Васильев Сергей Александрович, Гиря Евгений Юрьевич
Публикация посвящена уникальной находке предмета палеолитического искусства, обнаруженного в 2012 г. при работах, проводимых в Красноярском крае по трассе строящейся железной дороги Кызыл-Курагино.
Читать PDF
1.42 мб

ОБРАЗЫ ЗВЕРЯ И ЧЕЛОВЕКА В ИСКУССТВЕ ВЕРХНЕГО ПАЛЕОЛИТА РУССКОЙ РАВНИНЫ: КУЛЬТУРНО- ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ К

Хлопачев Геннадий Адольфович
Образы зверя и человека являются основными сюжетами фигуративного искусства верхнего палеолита Европы.

Похожие термины:

  • Палеолитическое искусство

    Первые образцы палеолитического искусства были найдены пещерах Франции в 40-х годах XIX в., когда многие, под влиянием библейских взглядов на прошлое человека, не верили в самое существование людей