Ислам в культуре удмуртов
Ислам в культуре удмуртов
малоизученное этнокультурное явление. В кон. I – нач. II тыс. н. э. юж. ареал расселения предков удмуртов входил в состав Волжской Булгарии. Именно здесь в Х в. древние удмурты впервые столкнулись с и., в связи с чем ряд ученых сделали вывод, что первой мировой религией, которая стремилась закрепиться на тер. Удмуртии, был и. Известно, что булгары активно взаимодействовали с пермскими финнами, в т.ч. и удмуртами; это взаимодействие имело разл. аспекты – экономич., политич., культурное, смешанные браки. Это подтверждается, в частности, археологическими данными. Так, мус. некрополь раскопан в крупнейшем центре праудмуртов, на городище Иднакар (см. Ранние мус. могильники в Предуралье). Четко выделить процесс исламизации удмуртов в булгарское время достаточно сложно, но образование этнической группы бесермян, некогда мусульман с родным удмуртским яз., рядом этнографов относится именно к булгарскому времени. Монгольское нашествие и разгром Волжской Булгарии в 1236 г., вероятно, на краткое время ослабили процесс исламского прозелитизма в отношении удмуртов. Однако в 1313 г. и. был принят в качестве гос. религии в Золотой Орде, этот процесс сопровождался его стремительным распространением среди разл. слоев население. Археологически фиксируется исламизация тех групп вост. финнов, которые проживали в крупных городских центрах (напр., городище Мохши, Муранский и Аткарский могильники в Центр. России и Поволжье). Мусульманизация резко усилилась с образованием в XV в. Казанского ханства. Продолжилась она и после падения Казани и присоединения Ср. Поволжья к Русскому гос-ву. Темпы и масштабы этого явления изучены слабо не только из-за малого кол-ва письменных источников, но и в силу целенаправленного игнорирования официальной российской наукой процессов влияния И. на народы России. По исследованиям Н.А. Спасского, крещеные татары Казанского, Лаишевского, Мамадышского уездов Казанской губ. до принятия христианства были отатаренными удмуртами (ок. 10 тыс. чел., что составляло половину всех казанских удмуртов). По подсчетам Н.А. Бобровинкова, только в XIX в., несмотря на усиленную миссионерскую деятельность православной церкви, ислам приняли свыше 15 тыс. удмуртов Казанской губ. По оценкам М.Г. Худякова, целый ряд селений Сардыкбашской и Кошкинской вол. Малмыжского уезда Вятской губ. состоял из удмуртов и марийцев, принявших и. и татарский яз. в эпоху Казанского ханства. В зоне контактов юж. удмуртов с казанскими татарами большинство удмуртов знали татарский яз., активно перенимали отдельные мифологические образы, навыки и обряды. Как отмечает А.В. Черных, «проживая длительное время в иноконфессиональном окружении, удмурты испытали влияние со стороны исламских... традиций». Исламская культура оказала влияние на материальную и духовную жизнь удмуртов: праздник «акашка», женский камзол, ряд узоров, слов, личных имен и фамилий, бытовых привычек заимствованы ими у татар-мусульман. Алнашские удмурты (юго-зап. Удмуртии) в нач. ХХ в. носили амулеты с изречениями из Корана, ныргындинские удмурты (юго-вост. Удмуртии) хоронят покойников по мус. обычаям. В 8 губ. Российской империи, в которых проживали удмурты, в 1911 г. мусульманами были почти 4 тыс. представителей этого народа. Особое положение в этом плане занимают закамские удмурты – обособленная этнографическая группа, проживающая в Пермской обл. (Куединский, Чернушинский р-ны), Башкортостане (сев.-зап. р-ны) и др. Они переселились на Урал в кон. XVI – XVIII вв. Гл. причину своего переселения сами буйские (куединские) удмурты до сих пор связывают прежде всего с насильственным крещением. Основная масса закамских удмуртов сохраняют традиционные верования, меньше всего насчитывается православных, остальная часть приняла и. (к нач. ХХ в. только в Осинском уезде Пермской губ. насчитывалось ок. 600 мусульман-удмуртов, а всего в Пермской губ. было зафиксировано самое большое число удмуртов, принявших и., – 1516 чел.). Они хорошо владеют местными говорами татарского яз. (на котором говорят также и сев.-зап. башкиры), большое число тюркских слов вошло в говоры этих удмуртов. Широко распространена татарская, в т.ч. мус., антропонимика. Вместе с тем историками отмечается факт значительной ассимиляции удмуртов в татаро-башкирской этнической среде при принятии ими в прошлом и. Причины данной ассимиляции, по мнению В.Г. Садура, крылись в законодательстве Российской империи, противодействовавшей мус. прозелитизму и активно применявшей в подобных случаях карательные меры. Так, в 1865 г. по разрешению ОМДС и МВД был совершен брак башкира Минлибаева с удмурткой Магрифой Сайфутдиновой (подобные браки мусульман с «язычницами» были разрешены МВД с 1848 г. по частному прошению удмуртки Абдуннасыровой). Брак был опротестован гражданским губернатором на основании того, что «язычница, вступая в брак в магометанином, неизбежно примет магометанство». Православные миссионеры (М.А. Машанов) отмечали тот факт, что если мусульманин женится на язычнице, то не только она, но и ее род приходит к и. Чтобы уйти от преследования властей, принимавшие и. удмурты, марийцы и чуваши записывались татарами. В удмуртских нас. пунктах существовали мечети: напр., таковые были построены в с. Верх. Гондырь и с. Бол. Гондырь (в 1898 г.), ныне относящихся к Куединскому р-ну Пермской обл. Оба села и в наст. время населены удмуртами. С.Г. Рыбаков отмечал, что «вотяки многих деревень не только магометанствуют, но и построили уже мечети... Эти вотяки более ревностные магометане, чем татары». Подобные факты позволили сделать исследователям вывод, что вотяки (удмурты) особо склонны к переходу в и.: «вотяки, хотя чуждые фанатизма, обнаруживают явную склонность к магометанству»; «вотяки... склонны к магометанству, которое свило себе прочное гнездо среди вотяков и увлекает их в ислам», «вотяки... склонны к тайному и даже явному отпадению в магометанство». Исследователь культуры и быта пермских удмуртов Н.И. Тезяков отмечал, что строительству церкви «вотяки-язычники... противодействуют насколько могут» и что они «охотнее переходят в магометанство, чем в христианство». Также он указывал, что и. принимают в основном состоятельные удмурты. По мнению М. Атаманова, «язычники из народов Волго-Камья в те времена были более склонны к принятию и., нежели христианства». Исламизация удмуртов активно протекала также в Бирском уезде, где исследователями отмечается еще большая степень интенсивности удмуртско-тюркских межэтнических контактов. Лит.: Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIII – XIX вв. – Уфа, 1996; Атаманов М. Религиозно-духовная ситуация среди удмуртов в ХХ веке. – http://seminaria.bel.ru/pages/mo/2001/ mo1st5.htm; Ислам в Российской империи (законодательные акты, описания статистика) / Сост. Д.Ю. Арапов. – М., 2001; Кельмаков В.К. К истории удмуртов Правобережья Вятки // Материалы по этногенезу удмуртов. – Ижевск, 1982, с. 128–45; Луппов П.Н. Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX в. – Ижевск, 1999; Машанов М. О современном состоянии татар-мухаммедан. Доклад на миссионерском съезде 1910 г. – Казань, 1910; Рыбаков С. Ислам и просвещение инородцев в Уфимской губернии. – СПб., 1900; Его же. Русское просвещение и магометанская пропаганда в селе Б. Гондыре. – СПб., 1900; Спасский Н.А. Очерки по родиноведению. Казанская губерния. – Казань, 1913; Тезяков Н.И. Вотяки БольшеГондырской волости. – Чернигов, 1892; Его же. Праздники и жертвоприношения у вотяков-язычников // Новое слово. 1896, № 4; Худяков М.Г. Очерки по истории Казанского ханства. – М., 1991, с. 196–97; Черных А.В. Народы Пермского края. Культура и этнография. – Пермь, 2007; Шумилов Е.Ф. Христианство в Удмуртии. Цивилизационные процессы и христианское искусство. XVI – нач. ХХ вв. – Ижевск, 2001, с. 42–44. Д.К., Дм.М., Р.Н.