Ислам в Курганской области
Ислам в Курганской области
малоизученное явление, практически не получившее отражения в историографии. Исетскую часть Зауралья в дотюркские времена осваивали представители угорских племен, вышедших из Минусинской котловины (Хакасия). В более поздние времена начался процесс их смешения с пришедшими из южных степей тюркскими племенами, что положило начало формированию сибирско-татарского субэтноса. Тюркизация края продолжилась в эпоху Золотой Орды. Об исламском влиянии этого времени свидетельствует находка в 1982 г. археологической экспедицией под руководством Л.Н. Коряковой близ д. Нечунаево Каргопольского р-на Курганской обл. на правом берегу р. Исети Нечунаевского 1-го могильника эпохи бронзы, содержащего в одном из курганов мус. погребение XIII в. Позднее Юж. Зауралье входило в сферу влияния Тюменского и Сибирского ханств и переживало все процессы исламизации, характерные для этих гос-в сибирских тюрок. Через Юж. Зауралье проходили торговые пути, связывавшие Сибирь со Ср. Азией. В средние века продолжался малоизученный процесс обращения к исламу элиты угорских народов (см. Исламизация финно-угорского населения Ср. Урала). По мнению ряда исследователей, на тер. гос-в сибирских татар, куда входил регион Тоболо-Исетского междуречья, было до 70 городов, при этом на карте 1367 г. Франциско и Доминико Пицигани, помимо гг. Чимги-Тура (Тюмень) и Искер (Кашлык, Сибир), указано еще 2 безымянных города в Юж. Зауралье, выполнявших роль администр. и экономических центров. По материалам приисетских городищ была выделена бакальская археологическая культура, представители которой к XV в., по предположению ряда исследователей, сменили угорскую этническую принадлежность на татарскую. Процесс этот был длительным и постепенным, в результате в сев. лесостепи по р. Исеть сложился тесный конгломерат местного оседлого населения и более южного скотоводческого, причем этот союз находится под сильным тюркским влиянием, что выразилось в принятии черт тюркской культуры и языка угорской военной знатью и частью населения. Эта тенденция укрепилась при Шейбанидах и выразилась, напр., в том, что при строительстве городищ начинает использоваться глиняная обмазка стен, а в крепостных укреплениях появляются сырцовые башни (влияние Ср. Азии). В XV в. это были уже татарские поселения (поздний этап бакальской культуры), часто построенные на месте угорских городков. В это время часть городов вошла в состав тобольского улуса одного из Шейбанидов – Хаджи-Мухаммед-хана, позже захваченного его соперником из той же династии Абу-л-Хайром. Верные ХаджиМухаммеду городки были разграблены, в дальнейшем они поддержали династию Тайбугидов в борьбе за престол и оставались относительно самостоятельными в составе госва Кучума (1555–95). При нем произошел процесс укрепления позиций и. в регионе. Упадок городской культуры Юж. Зауралья начался еще при этом хане, т.к. некоторые несогласные с политикой Кучума группы татарского населения оставили города и перешли к кочевому скотоводству, отойдя в верховья Тобола и Исети. Окончательно татары забросили городские поселения в этом регионе после разгрома войск Сибирского ханства Ермаком в 1582 г. На развитии и. в регионе отразилось также завоевание Казанского ханства московскими войсками в 1552 г. В XVI в. в ТоболоИртышском бассейне стали поселяться казанские татары, участвовавшие в образовании этнографической группы ичкинских татар. Они жили в городах и крупных населенных пунктах; среди них были торговцы, представители духовенства, ученые. XVI веком датируется рукописный Коран, обнаруженный в с. Альменево в 1981–82 гг. учеными Курганского ун-та, а в д. Сибирки Шадринского р-на была выявлена родословная запись потомков некоего Казая (вероятно, от казый – шариатский судья). Заселение Зауралья русскими привело к изменению конфессионального облика региона. Мус. население сконцентрировалось преимущественно на западе и юге региона. В совр. Сафакулевском и Альменевском р-нах в XVII–XVIII вв. сформировались татарские и башкирские деревни. В сер. XVIII в. в результате колонизации края была отторгнута часть земельных владений ичкинских татар, населявших Исетскую провинцию. Обращение к Екатерине II с просьбой разрешить ситуацию в их пользу не помогло, что стало причиной активного участия мусульман края в пугачевском восстании. В историю региона вошли имена таких мус. деятелей XVIII– XIX вв., как муллы Г.Сабитов, Ф.И. Тынкачиев и др. О высоком образовательном уровне местного духовенства говорит и тот факт, что мулла д. Тагыл (совр. Кызылбай) Ичкинской вол. Шадринского уезда Амир, сын Мурата, в нач. XIX в. оказал помощь известному русскому тюркологу И.И. Гиганову при издании русско-татарского словаря, который был опубликован в СПб. в 1804 г. В каждой татарской и башкирской деревне Юж. Зауралья была 1 или более мечетей, при них работали мектебы, в которых преподавался арабский, тюркский и персидский яз. (о преподавании последнего свидетельствуют воспоминания пожилых мусульман Шадринского р-на, чьи деды изучали фарси). К 1870 г. в Шадринском уезде было учтено 82 православные церкви и 43 мечети, мусульмане составляли 10% населения по переписи 1897 г. К 1906 г. число мечетей в уезде достигло 49. Появились они и в крупных городах: Шадринске (1894, см. Мус. община Шадринска), Кургане (1912). Мус. купцы со всей страны и Ср. Азии участвовали в крупной КрестовскоИвановской ярмарке близ Шадринска. Однако, несмотря на рост мус. городского населения в связи с прокладкой ж/д и торговлей (так, мус. община г. Кургана с 1897 по 1909 г. выросла в 20 раз), они не были представлены в органах госвласти. Так, в Шадринской городской думе созыва 1898 г. не было ни одного мусульманина. Этим объясняется столь активное участие мусульман Зауралья в революционных событиях 1917 г., когда они занимали сторону РСДРП(б). Двигателями революционного движения в Зауралье были младшие офицеры и солдаты, служившие в запасных полках. Инициировав создание «солдатских секций», они захватывали власть в гарнизонах, диктуя свою волю командованию и местным органам самоуправления. «Постепенно беря под свой контроль Советы депутатов, они стали движущей силой новой политич. системы», – отмечают курганские исследователи. Среди мус. деятелей был Г.С. Касимов (см. Касимовы), с мая 1915 г. до Февральской революции служивший рядовым в 139-м пехотном полку в г. Шадринске. В феврале 1917 г. он был избран членом полкового комитета 139-го пехотного полка, работал во фракции большевиков, по заданию которой создавал мус. (татаро-башкирские) роты. Позднее в Шадринске был создан уездный мус. Совет, который в январе 1918 г. «от имени всех мусульман уезда» приветствовал съезд представителей крестьянства Шадринского уезда и заявлял, что «мусульмане пойдут рука об руку с крестьянством в борьбе за права полновластного хозяина земли Русской – Всенародного Учредительного собрания». Правда, мус. список по выборам депутатов Учредительного собрания в Зауралье получил небольшое кол-во голосов: 2% – в Кургане, 0,2% – в Курганском уезде и 5,2% – в Тобольском избирательном округе. В сов. время Зауралье не избежало судьбы всех российских регионов, где проживало мус. население. Начался процесс закрытия мечетей: соборную мечеть г. Кургана закрыли в 1929 г.; с мечети с. Ичкино в 1936 г. был срезан минарет, здание использовалось как клуб и библиотека; с 20.08.1939 по 15.05.1940 г. в Ялано-Катайском р-не по распоряжению властей было закрыто 8 мечетей, здания 7 были отданы под школы, 1 – под клуб (м. Типология закрытия мечетей Ср. и Юж. Урала). Десятки мулл были репрессированы (см. Репрессированные имамы Курганской обл.). Из мусульман Курганской обл. вышло несколько религиозных деятелей общесоюзного и общерос. масштаба. Среди них следует назвать уроженца д. Звериноголовка Звериноголовского р-на, председателя ДУМЕС в 1951– 74 гг. Шакира Хиялетдинова (1890–1974), получившего образование еще в дореволюционный период и сыгравшего значительную роль в передаче исламской традиции последующим поколениям. Из семьи переселенцев из Сафакулевского р-на происходил его ученик – имам-хатыб Ленинградской соборной мечети (1972–77) религиозный просветитель Хафиз Валиевич Махмудов (1937–2008). Оживление религиозной жизни в Курганской обл. началось довольно поздно по сравнению с др. регионами Урала. В нач. 1990-х гг. начали строиться мечети, организовываться мус. общины. К маю 2000 г. их число достигло 25. Первым крупным событием стало прошедшее в с. Сафакулево 22.05.1996 г. совещание имамов и мусульман из Оренб., Челябинской, Свердловской, Пермской обл. и Удмуртии под руководством гендиректора Исламского культурного центра России А.-В. Ниязова, гл. целью которого было выражение поддержки Б.Н. Ельцину от мусульман Уральского региона. В мус. общине региона царила полная дезорганизация: 2 общины входили в ДУМ АЧР, ряд общин Мокроусовского и Звериноголовского р-нов ориентировались на ДУМ Казахстана. 20 общин формально подчинялись ЦДУМ, но, по оценке советника по связям с религиозными организациями и нац. политики администрации Курганской обл. В.Д. Уфимцева, «ЦДУМ не оказал необходимой консультативной и юридической помощи исламским общинам в достаточно сложной для них проблеме – перерегистрации своих организаций в органах юстиции». В этих условиях председатель ДУМ АЧР Н. Аширов, несколько раз посетивший Курганскую обл., обещал мусульманам Зауралья материальную поддержку при ремонте мечетей и организационную – при перерегистрации. Значительное внимание, уделяемое Ашировым региону, его встречи с губернатором О. Богомоловым и главами муниципальных образований содействовали регистрации новых общин (с января 2000 по март 2001 г. их число увеличилось с 25 до 35), строительству новых мечетей, в т.ч. соборной мечети г. Кургана, соборной мечети ичкинских татар и др. Следствием этого явилась полная переориентация исламских религиозных организаций с ЦДУМ на ДУМ АЧР. Для более эффективной работы 20.04.2001 г. на I курултае мусульман Курганской обл. было создано Казыятское управление мусульман Курганской обл., которое возглавил Рафаил Галиуллин. С такой ситуацией не стал мириться муфтий ЦДУМ Т. Таджутдин, который побывал в районах преимущественного проживания башкир и татар Курганской обл. и администр. путем (указ от 21.07.2001 г.) создал Региональное ДУМ Курганской обл. с центром в с. Сафакулево. Но оно не было зарегистрировано в органах юстиции, т.к. на момент образования на тер. обл. юридически не существовало ни одной мус. организации, подчиненной ЦДУМ. Попытки муфтия Р.С. Ишмухаметова вернуть общины в юрисдикцию ЦДУМ успехом не увенчались. Ситуация изменилась с назначением председателем Регионального ДУМ Челябинской и Курганской обл. Р.А. Раева, который сумел заручиться поддержкой губернатора О. Богомолова. При поддержке властей Курганской обл. в 2007 г. большинство общин региона вновь вошли в состав ЦДУМ. Исламская инфраструктура региона крайне неразвита: отсутствуют исламские СМИ, магазины, не налажено промышленное производство халяль-продуктов, хотя регион сам экспортирует с/х халяль-продукцию (баранину). В целом прав-во Курганской обл. благожелательно относится к мусульманам, первые лица области с удовольствием участвуют в открытиях мечетей и нац. праздниках, сами приглашают духовных и нац. лидеров участвовать в наиболее важных официальных мероприятиях. Общая численность представителей мус. народов в Курганской обл. по переписи 2002 г. составляла бол. 55 тыс. чел. (5,4% всего населения региона). Среди них выделяются татары – 20,9 тыс. (2% населения), в т.ч. 1,1 тыс. – сибирские татары; башкиры – 15,3 тыс. (1,5% населения), казахи – 14,8 тыс. чел. (1,45%), а также азербайджанцы (1,7 тыс.); чеченцы (1 тыс.); узбеки и ингуши (по 0,3 тыс.); курды, лезгины и таджики (по 0,2 тыс.); киргизы, аварцы (по 0,1 тыс.) и др. Лит.: Бирюков В. П. Природа и население Шадринского округа. – Шадринск, 1926, с. 132; Гаев И. Шадринск, милый для меня. Краеведческие очерки. – Шадринск, 2005, с. 26–27; История Курганской области. Т. 5. – Курган, 1999, с. 217–18; Итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. – http://www.perepis2002.ru/ct/ doc/TOM0403.xls -; Курганская область / Сост.-ред. Г.П. Устюжный, А.И. Букреев. – Курган, 1993, с. 54–55; Маслюженко Д.Н., Кайдалов А.И. Средневековые городища Тоболо-Исетского междуречья и их роль в освоении края // История сел и деревень Зауралья. Сб. науч. трудов. – Курган, 2002, с. 25–36; Морозов Е.Г. Шадринский уезд // Челябинская область. Энциклопедия. В 7 т. Т. 7. – Челябинск, 2004, с. 346; Очерки истории Шадринска. К 50-летию Курганской области. – Шадринск, 1993, с. 25; Представительная власть в Зауралье: история и современность. – Челябинск, 2009, с. 63–64; Старостин А.Н. Влияние этноконфессиональной политики властей на формирование исламского ландшафта уральских городов: методология исследования. – http://www. ino-center.ru/news/n259.html; Тагирджанова А.Н., Макаров Д.В. Махмудов Хафиз Валиевич // Ислам в СанктПетербурге. – М., Н. Новгород, 2009, с. 126; Уфимцев В.Д. Межконфессиональные отношения и вопросы взаимодействия религиозных организаций с органами власти в Курганской области // Межкультурный диалог на евразийском пространстве. – http://stat.bashedu.ru/ evrazia/rs/Rcontent1.htm; Он же. О некоторых процессах в мусульманском сообществе Курганской области: информ.-аналитич. записка // Текущий архив КУМСО; Шишонко В. Описание народных училищ в уездах. – Екатеринбург, 1878. А.С., Дм. М.