Ислам в Удмуртии
«Ислам в Удмуртии»
первая научнопрактическая конференция, посвященная истории и совр. состоянию ислама в Удмуртской Респ. Состоялась 5.02.2009 г. в Ижевске в Доме прав-ва Удмуртии. Конференция проходила при поддержке администрации президента и прав-ва Удмуртии, Ижевского муфтията и активном участии ученых и духовных лиц разл. конфессий. С приветственными словами к участниками конференции обратились руководитель администрации президента и прав-ва Удмуртии А.П. Горяинов, муфтий Удмуртии, председатель РДУМ Удмуртии Ф.Г. Мухамедшин, благочинный Глазовского округа, руководитель миссионерского отдела Ижевской и Удмуртской епархии РПЦ протоиерей В. Сергеев. Гл. посыл конференции – стремление к установлению и сохранению мира силами не только политиков, но и верующих людей. На конференции обсуждались проблемы воспитания детей в традициях ислама, отражения исламской тематики в мус. и светских СМИ, взаимодействия Татарского обществ. центра Удмуртии с мус. религиозными объединениями. Были заслушаны доклады об истории исламских общин и ин-тов на тер. Удмуртии в досоветский период, а также об основных чертах развития ислама в Удмуртии на совр. этапе. Особое внимание было уделено итогам деятельности благотв. фонда «Ихлас» и перспективам развития ислама в республике. Д.К.
Ислам в Удмуртии
одна из традиционных и вторая по численности конфессия Удмуртии. И имеет многовековую историю: мусульманами были основная часть татар, башкиры, бесермяне (до XVIII в), часть удмуртов (см. Ислам в культуре удмуртов). Археологическими свидетельствами проникновения И. на тер. совр. Удмуртии являются мус. могильник у городища Иднакар (в 4 км от Глазова), датируемый XII–XIII вв. (см. Ранние мус. могильники в Предуралье), булгарский могильный камень в д. Гордино 1323 г. После вхождения Каринского опричного княжества в состав Русского гос-ва (1489) и лишения арских князей привилегий (1588) начался процесс массовой миграции татар вверх по р. Чепце, на север Удмуртии. К 1917 г. на тер. расселения чепецких татар (Глазовский, Балезинский, Юкаменский р-ны совр. Удмуртии) насчитывалось 31 татарское поселение, функционировали 22 мечети и молитвенных дома. Религиозным, торговым и культурным центром татар Глазовского уезда было с. Кестым. Более поздние группы татар появились на юге Удмуртии (в совр. Граховском, Каракулинском, Киясовском р-нах), переселившись сюда в разное время с тер. совр. Татарстана. Толчком к активной миграции стало покорение Казанского ханства в 1552 г. В дореволюционный период здесь были построены мечети в дд. Тат. Тоймобаш, ВариноАлексеевское (обе – Алнашский р-н), д. Тавзямал (Киясовский р-н), д. Сосмак (Можгинский р-н). Компактное проживание мус. населения имело место также в городах: Сарапуле, Можге, Воткинске, Ижевске. Высокие темпы демографического прироста были у мус. общины г. Сарапула, где в 1908 г. начала работу Сарапульская мус. библиотека-читальня, к 1909 г. действовал мус. молитвенный дом г. Сарапула, шел сбор средств для постройки мечети, но Октябрьская революция 1917 г. помешала этим замыслам. В Ижевске на 4-й ул. некогда существовавшего Татарского пос. на средства Оружейного завода в 1846 г. была построена Ижевская соборная мечеть № 1. Вторую мечеть возвели уже сами верующие мусульмане в 1916 г. на 5-й ул. Татарского пос. В 1910 г. в Ижевске была открыта мус. публичная библиотека. Значительной вехой в истории И. во 2-й пол. XVI – XVIII в. стало крещение татар и бесермян Удмуртии. Итоги этой политики христианизации были неоднозначными: часть татар, принявшая крещение, оформилась в группу кряшен; др. часть в теч. XVIII– XIX вв. вновь отпала в ислам (см. Реисламизация татар-кряшен Вятской губ. в посл. трети XIX в.). Стала христианами часть бесермян. С кон. XVIII в., в период деятельности ОМДС, положение и. в Удмуртии было весьма значимым – он способствовал консолидации всех социальных слоев татаро-башкирского общества. Именно в этих условиях идея единства народа как мусульман приобрела особую роль, возросло значение интегративной функции и. как этноконфессиональной идеологии. Свое единство народы мыслили не только как религиозное, но и как социально-политич. В этот период в Удмуртии существенно увеличилось кол-во мечетей и мулл, изменился их статус. Особую роль играла система мус. образования. Все эти процессы происходили на фоне значительного количественного увеличения мусульман и активизации их обществ.политич. жизни при одновременном усилении контроля гос-ва за деятельностью имамов и медресе. В каждом более или менее крупном мус. селении находилась мечеть. Они были преимущественно деревянными. Фасад и план строящихся мечетей должны были соответствовать утвержденным законам 1844 г. Исключением было несколько зданий, в т. ч. одна из мечетей д. Кестым 1905 г. постройки, – культовое сооружение 8-гранной формы, увенчанное конусообразным минаретом. На протяжении XIX в. кол-во мечетей поступательно увеличивалось, но не существенно. Это было связано с госконтролем над появлением новых мечетей, когда их самовольная постройка преследовалась по закону. Однако мечети строились и без разрешения, в т.ч. и в отдельных небольших по численности поселениях. Так, в 1826 г. в Глазовском уезде из 6 мечетей только три были «указными». Гл. препятствием для мусульман в деле строительства мечетей являлось требование недопущения ситуации, когда бы мечеть служила «соблазном в вере для христиан и новокрещен». Лишь начиная с 1890-х гг. отмечался «мус. ренессанс», одним из проявлений которого стало увеличение кол-ва мечетей. Новый импульс этому процессу придал Манифест о свободе вероисповеданий 1905 г.; показательной иллюстрацией является рост числа мечетей в Глазовском уезде. Строились мечети за счет прихожан или на средства состоятельных частных лиц. Исключением была ситуация на Ижевском оружейном заводе, когда само правление завода выступило с просьбой к гос. чинам построить на заводе мечеть за счет казны. Для большинства мулл Удмуртии кон. XIX – нач. ХХ в. руководство приходами стало делом наследственным, передаваемым от отца к сыну. Постепенно духовенство становилось закрытой социальной группой, в которой складывалась своеобразная культура, нацеленная на получение образования, на формирование культа знания и книги, на особый стиль общения (см. Ахмедов Ш.Ш., Бикбов Г.Ш., Файзуллин И.Х., Чачаковы). Одной из функций имамов было обучение детей в нач. мус. школах – мектебах. Они работали даже в самых маленьких деревнях, в 5–10 дворов, а в крупных селениях их могло быть несколько. Здесь изучались основы арабской письменности, исламское вероучение и нормы шариата, иногда – основы математики. Обычно курс обучения длился 3 года. Основную массу учащихся составляли дети 8–14 лет. Обучение чтению велось по буквослагательному методу, отсутствовала классная система. Мальчики и девочки учились раздельно: первые – в доме муллы или в спец. построенных деревянных зданиях, вторые – в женской половине дома муллы. Несмотря на недостатки, система мус. нач. образования долгое время имела положительные последствия: она была несословной, часто бесплатной, а потому общедоступной. Массовый характер школы способствовал широкому распространению письменной культуры и первоначальных знаний по точным наукам среди мужчин и женщин. Ситуация с и. стала меняться в кон. XIX в.: культурное реформаторство мусульман охватило многие сферы, в первую очередь школьное дело и социально-политич. ин-ты. Новый этап политич. активности мусульман Удмуртии начался после Февральской революции 1917 г. В ряде мест были созданы нац. Шуро (вилаят Милли Шуро), в т.ч. Глазовское уездное нац. мус. Шуро. Представитель глазовских мусульман С.-Г.Х. Ямбаев (см. Ямбаевы) был избран мус. съездом Вятской губ. единственным депутатом в Учредительное собрание. Жизнь мус. общины кардинально изменилась после Октябрьской революции 1917 г. На нач. 1922 г. на тер. Вотской автономной области значилось 19 мечетей, действовали мус. религиозные общества. Основная масса культовых зданий была закрыта в 1929–33 гг. Ко времени образования Удмуртской АССР в декабре 1934 г. здесь числилось 15 мус. обществ. Коснулись и мусульман репрессии и антирелигиозные акции 1920–30-х гг. Как служители религиозного культа и «кулаки» пострадали 9 служителей мечетей, гонениям подверглись 8 имамов и их родственников из Можги, Камбарки, Юкаменского, Глазовского, Балезинского р-нов (См. Репрессированные имамы Удмуртской Респ.). К нач. Великой Отечественной войны на тер. Удмуртии действовало 6 мус. организаций – в дд. Бектыш и Падера Балезинского р-на, Тат. Парзи и Мал. Парзи Глазовского р-на, в гг. Ижевске и Воткинске. В результате некоторой либерализации религиозной жизни в годы войны мусульманам стали возвращать конфискованные здания мечетей, выпускать из тюрем имамов. Существенной уступкой было разрешение раздавать милостыню остронуждающимся и совершать хадж. К кон. войны в Удмуртии действовали 7 мус. объединений (по одному – в Ижевске и Воткинском р-не, два – в Балезинском и три – в Глазовском р-нах); при этом недействующими числилось 15 мечетей. За время деятельности СДРК (1944–90 гг.) в Удмуртии было зарегистрировано всего 8 мус. общин. Возрождение духовной жизни мусульман Удмуртии началось только в новейшее время. В 1991 г. было образовано Мухтасибатское правление мус. объединений Пермской, Кировской обл. и Удмуртии (с центром в Перми) как региональное подразделение ДУМЕС; его возглавил Сахибзянов Н.А. Затем мус. община Ижевска инициировала образование самост. ДУМ Удмуртии, получившего госрегистрацию 24.08.1994 г. Новое объединение осталось в юрисдикции ЦДУМ России. Сегодня в состав Регионального ДУМ Удмуртии (Ижевского муфтията) входят 17 МРОМ. Кроме того, действует МРОМ «Адель» (Ижевск) и ДУМ «Ассоциация мечетей» (Москва). В республике действует 21 мечеть: Ижевская соборная мечеть на ул. Азина, местные мечети в Воткинске, Можге, Сарапуле (2), р-нах: Алнашском, Балезинском, Глазовском, Камбарском, Кизнерском, Киясовском, Малопургинском, Можгинском, Увинском, Юкаменском. Строятся еще 10 новых мечетей, в т.ч. Ижевская мечеть на ул. К. Маркса. Издаются мус. газеты «Муслим», «Ихсан», «Саф Ислам», проблемы ислама освещаются также на странице газеты «Я?арыш». Активно действует благотв. фонд «Ихлас» (директор Каюмов Н.Б.). Мус. община респ. состоит не только из татар Удмуртии (108,5 тыс. без кряшен) и башкир (4,3 тыс.), но и пополнилась в посл. годы представителями диаспор азербайджанцев (3,9 тыс.), узбеков (0,8 тыс.), чеченцев (0,5 тыс.), таджиков (0,4 тыс.), казахов (0,3 тыс.), лезгин, даргинцев (по 0,2 тыс.), туркмен, аварцев, киргизов (по 0,1 тыс.) и др. По данным переписи 2002 г., общая численность мус. народов в респ. (без бесермян) превышает 119 тыс. чел. (7,6% населения региона). Лит.: История ислама на территории Удмуртии // Муслим. – Ижевск, 5.02.2009, № 2 (11); Касимова Д.Г. Ислам // Религии народов Вятского края: учебносправочное пособие / Отв. ред. А.Г. Поляков. – Киров, 2009, с. 160–230; Она же. Семейная обрядность чепецких татар (сер. XIX–XX в.). – Ижевск, 2003; Она же. Татары в истории г. Глазова (1678–1920 гг.) // Материальная и духовная культура народов Урала и Поволжья: История и современность: История севера Удмуртии в XVI–XX вв. – Глазов, 2008, с. 10–31; М?рданов Р.Ф. Иж ш?h?ре татарлары тарихыннан. – Казань, 2006; ЦГА УР, ф. Р-154, оп. 1, д. 170, л. 2 об., 7, 9–11, 15, 25; ф. Р-195, оп. 1, д. 1308, 1311, 1327, л. 246. Д.К.