Исламизация финно-угорского населения Ср. Урала

Найдено 1 определение
Исламизация финно-угорского населения Ср. Урала
Благодаря пост. контактам с тюркоязычными народами Урала, исповедовавшими ислам с эпохи Волжской Булгарии и Золотой Орды, и деятельности исламских проповедников элементы исламской культуры постепенно распространились и в среде вост.-угорских народов – ханты (устар. остяки) и манси (устар. вогулы). Еще большее воздействие этой культуры они испытали, оказавшись в зоне влияния могущественного Сибирского ханства: платя дать хану, неоднократно участвуя в военных походах на его стороне против Москвы. В литературе часто используется термин «отатарившийся» или «тюркизированный», при этом вопрос о том, что именно воспринималось финно-уграми от тюркоязычных соседей, не ставится. Известно, что у обских угров, проживавших в контакте с башкирами и татарами, в отличие от сев. групп манси и хантов были распространены земледелие и скотоводство. Скорее всего, как это часто бывает в зонах контактного проживания, это население было двуязычным. Др. отличительным признаком была исламская религиозность. Именно она имела значение в деле управления данными народами и учитывалась русской администрацией Сибири при их идентификации. На основании этнонимов и собств. имен, упоминаемых в ясачных книгах XVII в., можно предположить, что ислам приняли или испытали его влияние в значительной степени группы ясачных людей Верхотурского уезда: остяки волости «на Мулгае»; остяки, татары и терсяки волостей «в поле над Аятом озером», «верх Чусовой реки» и двух волостей «верх Уфы реки» (см. Верхотурские татары). Среди населения Пелымского уезда (сев.вост. совр. Свердловской обл.) тюркизации и, очевидно, исламизации подверглись табаринские, тавдинские и отчасти кондинские вогулы/«татары». О деятельности мусульман и распространении ислама среди пелымских манси сообщали православные миссионеры. Большая часть ясачных татар Туринского уезда также приняла ислам, что косвенно подтверждается их бегством в Уфимский уезд и активной поддержкой башкирских восстаний в 1662–64 гг. (см. Туринские татары). Автор Сибирской летописи 1636 г. Савва Есипов утверждал, что «тотаровя» р. Тура исповедовали ислам уже в сер. XVII в. – «закон Моаметов держат». Благодаря активной торговле, которую вели гос-ва Сибири с Русью, Поволжьем и Ср. Азией, финно-угорское население оставило гончарное ремесло, перейдя на использование преимущественно импортной металлической посуды. Процесс усвоения элементов исламской культуры и их влияния на жизнь финно-угорского населения в период ранней истории воссоздать крайне сложно из-за небольшой источниковой базы, но роль их была значительной. В одном из источников нач. XVIII в. сообщается, что остяки Черных и Буреньковых Юрт, оказавшие вооруженное сопротивление православной миссии, уже приняли ислам: «...начаша себе нарыцати бесурманы... и воздвигоша кличи». «Кличи» – слово украинского происхождения, в данном случае означающее минарет, с которого верующих призывали на молитву. Судя по всему, это было небольшое сооружение, располагавшееся посреди юрт. Активная миссионерская деятельность исламских проповедников на протяжении длительного периода и тесные этнокультурные и экономические контакты с тюркскими народами, прежде всего сибирскими татарами, привели к серьезным религиозным изменениям в крае и значительному распространению ислама. Что касается православия, то в результате определенного сдерживания Русским гос-вом процесса христианизации ясачного населения с целью недопущения срыва сдачи мехов в казну принятие православия финно-уграми носило единичный характер вплоть до нач. XVIII в. Однако впоследствии эта политика кардинально изменилась, приведя к православной колонизации Ср. Урала. Лит.: Главацкая Е.М. «...Потому что от мечетев церквам Божиим бывает перешкода»...: из истории этнорелигиозных контактов в Северо-Западной Сибири в XVII – нач. XVIII вв.» // Тюркские народы. Материалы V Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». – Тобольск, Омск, 2002, с. 156; Она же. «...И Сибирскому государству какого повреждения не учинить...»: Власть и миссионерство в СевероЗападной Сибири в XVII–XIX вв. // Известия Уральского гос. ун-та. Гуманитарные науки. Вып. 7, № 31, с. 75–83; Она же. А был ли выбор? Аргументы против теории ненасильственного крещения хантов и манси в 1712–1715 гг. // Уральский сборник. История. Культура. Религия. III. – Екатеринбург, 1999, с. 82–103; Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в. // Тр. ин-та этнографии. Новая серия. Т. 55. – М., 1960, с. 36; Новицкий Г. Краткое описание о народе остяцком. – Новосибирск, 1941; Полное собрание Русских летописей. Т. 36. Сибирские Летописи. Ч. 1. Группа Есиповской летописи. – М., 1987, с. 45; Старостин А.Н. Ханты и манси тоже когда-то были мусульманами // Истина. – Тюмень, 12.2006, № 42, с. 6. Е.Г.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009