ИСЛАНДСКИЕ САГИ
ИСЛАНДСКИЕ САГИ
прозаич. повествования исландцев, преим. ист. содержания, выдающиеся художеств. произведения. Как ист. источник наибольший интерес представляют: т. н родовые саги или саги об исландцах (наиболее известные - "Сага о Ньяле" и "Сага об Эгиле") и т.н. королев. саги - ист. повествования о норв. королях 9-12 вв. (важнейший свод королев. саг - "Хеймскрингла" Снорри Стурлусона). В родовых сагах в реалистич. тонах рисуется исл. общество в восприятии бондов; именно поэтому И. с. (наряду с вымыслом) содержат массу ценных сведений о всех сторонах жизни исландцев периода политич. независимости (конец 9 - сер. 13 вв.). К родовым сагам примыкает "Книга о заселении Исландии" ("Landn?mab?k Islands", составл. в 12-13 вв.). Родовые саги подчас переносят в "век саг" (930-1030) отношения, характерные для 12 и 13 вв., когда они были записаны, вследствие чего мн. совр. исследователи видят в родовых сагах памятники по истории Исландии скорее времени их записи, чем описываемого ими периода. "Сага о Стурлунгах" ("Sturlunga saga") и нек-рые другие саги посвящены истории Исландии 13 в. Для родовых саг характерно отсутствие индивидуального авторства. Вопрос о том, бытовали ли родовые саги в изустной передаче до того, как были записаны, или были сочинены сразу как произведения письменности (этот вопрос существен и для оценки достоверности И. с. и для выяснения времени их возникновения), остается в науке нерешенным. Во всяком случае трудно отрицать связь реалистич. повествоват. стиля саг с устной традицией. В отличие от родовых саг, нек-рые королев. саги имеют авторов; отд. королев. саги возникли в Норвегии и Дании. Ист. сведения в королев. сагах во многом недостоверны, а подчас легендарны. Однако гиперкритицизм ряда историков 20 в. в отношении этих саг (наиболее показательна т.н. лундская школа швед. историков, возглавлявшаяся Л. и К. Вейбюллями) неоправдан. В королев. сагах обильно цитируются стихотворения исл. и норв. поэтов-скальдов 9-12 вв., помогающие проверять и корректировать сообщения авторов саг. Королев. саги важны как источники по истории Скандинавии и др. стран Европы, в т. ч. и Др.-рус. гос-ва. Переводы: Исландские саги; М.; 1956; Древне-северные саги и песни скальдов в переводах рус. писателей, "Русская классная библиотека" под ред. А. Н. Чудинова сер. 2; в. 25, СПБ, 1903; Извлечение из саги Олава; сына Триггвиева, короля Норвежского, в кн.: Рус. исторический сборника т. 4, кн. 1, М., 1840; Сага о Волсунгах, M.-Л., 1934. Публ. в сериях: Altnordische Saga-Bibliothek; Halle, с. 1892; Altnordische Textbibliothek; Halle, с. 1888. Лит.: Стеблин-Каменский М. И., Исландская литература, М., 1947; Торстейнссон Б., Исландские саги и историческая действительность, в кн.: Скандинавский сборник, т. 3, Таллин, 1958; Turville-Petre G., Origins of Icelandic literature, Oxf., 1953; Nordisk kultur, (bd) 8, (tr,) B-, Litteratur-historie Norge og Island, Stockh., 1953; Baetke W., ?ber die Entstehung der Isl?ndersagas, В., 1956; Nordal S., The historical element in the Icelandic family sagas, Glasgow, 1957; Kulturhistorisk leksikon for nordisk middelalder, Bd 7, K?benhavn., 1962 (ст. Islendingas?gur). А. Я. Гуревич. Калинин.