Исмаилиты

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИСМАИЛИТЫ
приверженцы мусульманской шиитской секты, возникшей в середине VIII в. и названной по имени Исмаила, старшего сына шестого шиитского имама Джафара Садыка, которого они, в отличие от древних шиитов, считали законным седьмым имамом. В сложной религиозно-философской системе И. заметно влияние неоплатонизма, неопифагореизма, христианского гностицизма и др. Учение И. носило оппозиционный характер в отношении ортодоксального ислама.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ИСМАИЛИТЫ
приверженцы мусульм. шиитской секты, возникшей около сер. 8 в. в араб. халифате и распростр. во всех странах Ближ. и Ср. Востока. И. разработали идеалистич. учение о мировом разуме и мировой душе, к-рая произвела материю, образующую видимый мир. Воплощением мирового разума, возникш. в результате проявл. божеств. воли, И. считают пророков (Адам, Ной, Авраам, Моисей, Иисус Христос, Мухаммед и Исмаил); каждый пророк начинает отдел. эпоху в истории человечества. Содержание Корана И. подвергают собств. мистич. толкованию.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Исмаилиты
Исмаилиты (Ismaili), приверженцы мусульм. шиитской секты (шииты), признающей не 12, а только 7 имамов (духовных вождей). Исмаил, старш. сын 6-го имама Джафара Садыка, был лишен наследства, но большинство И. признали его 7-м законным имамом и, по их поверью, он скоро вернется как Махди («тот, кого ждут», «спаситель»), чтобы уничтожить продажные пр-ва и установить на земле справедливость, др. считали имамом его брата Мусу аль-Казима. Династия Фатимидов (909—1171) способствовала распространению учения И. в Египте и Сирии, но не пыталась обратить в свою веру осн. массу мусульман-суннитов. И. считали, что религ. постулаты обладают таинственным внутр. смыслом. "Мухаммед поведал его Али, а тот открыл этот смысл имамам, к-рые обучали непосвященных. На этой основе развивалась философия ислама, хотя расхождения в доктрине привели к расколу движения на обособленные секты (напр., друзов, ходжей, ассасинов).

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Исмаилиты
приверженцы одной из наиболее распространенных мусульманских шиитских сект, возникшей в середине 8 в. в результате раскола среди шиитов в Арабском халифате. Исмаилиты, рассеянные по Персии, Сирии, Египту, Бахрейну и другим регионам, проповедовали иносказательное толкование Корана. Вера в скрытого имама сливалась с верой в появление на Земле Мессии - махди, который принесет социальную справедливость. В начале 10 в. таким имамом из потомков Али и Фатимы (дочери пророка) и махди объявил себя Убейдаллах, основатель Фатимидского халифата. Согласно исмаилитам, Аллах - Бог, недоступный пониманию, породивший мировой разум. Земным воплощением мирового разума исмаилиты считают семь пророков (Адам, Ибрахим - Авраам, Нух - Ной, Муса - Моисей, Иса - Иисус Христос, Мухаммед, Исмаил), каждый из которых олицетворяет особую историческую эпоху. Земным воплощением мировой души, порожденной мировым разумом и создавшей видимый мир, исмаилиты считают имамов, которые состоят при каждом пророке (например, апостол Петр при Иисусе Христе, Али при Мухаммеде) и разъясняют скрытый смысл их проповедей. Общая численность исмаилитов составляет около 20 млн.чел.

Источник: Исторический словарь

ИСМАИЛИТЫ
приверженцы крайней шиитской мусульм. секты (см. Шиизм), возникшей в сер. 8 в. в Багдадском халифате.

Шестой шиитский имам Джафар ас-Садик (ум. 765) лишил своего старшего сына Исмаила права наследования имамата и назначил своим преемником четвертого сына - Муса Казима, но часть шиитов продолжала считать Исмаила законным наследником имамата; за нею и удержалось имя И. (хотя Исмаил умер раньше отца, после смерти к-рого И. признали седьмым имамом сына Исмаила, Мухаммеда).

Причиной появления исмаилизма был рост клас. противоречий в странах Халифата, охваченных в 8-9 вв. нар. восстаниями. Секта И. выражала настроения той части шиитов, к-рая ожидала социального переворота, отвечавшего чаяниям нар. масс. Осн. масса И. состояла из крестьян и бедуинов. Л. Массиньон (Франция), Ф. Хитти (США) и др. указывают также на связь И. с гор. ремесл. корпорациями, а в 10 в. с филос. кружком "Ихван ас-сафа" ("Братья чистоты") в Басре.

Видимо, уже в нач. 9 в. И. разделились на две подсекты. Одна из них, признававшая "скрытых имамов" (потомков сына Исмаила, к-рые скрывались в разных странах от преследований Аббасидов и имена и местопребывание их оставались неизвестными для рядовых И.), позднее получила имя фатимидских И. Другая ветвь, сабийа ("семиричники"), позже получившая имя карматов, считала, что имамов, как и гл. пророков, должно быть всего семь; поэтому после Мухаммеда ибн Исмаила не должно быть больше имамов, остается лишь ожидать появления седьмого пророка (Махди), к-рый будет предтечей "дня Воскресения" ("страшного суда"). Обе подсекты верили, что Махди, согласно хадису (преданию), "наполнит землю правдой и справедливостью, подобно тому как она теперь наполнена несправедливостью и насилием". Раскол в среде И. не был окончательным, и обе подсекты принимали участие в одних и тех же нар. восстаниях. В нач. 10 в. в Сирии появился некто Убейдаллах, выдававший себя за "скрытого имама" и объявивший себя Махди; после неудачи восстания в Сирии он бежал в Сев. Африку (902), где, воспользовавшись восстанием берберов, основал исмаилитский халифат (см. Фатимидов халифат). Радикальные карматы не признавали фатимидских халифов за имамов и не одобряли их политич. линии; с 10 в. разделение И. на две подсекты стало окончательным.

Обе ветви И. создали крепкую разветвленную орг-цию с иерархией степеней посвящения. Идеологич. система И. состояла из двух резко различных доктрин: "внешней" (захир), экзотерич.. доктрины, т. е. общедоступного учения, к-рое только и знала масса низших, рядовых членов секты, и "внутренней" (батин; отсюда прозвание И. - батиниты), эзотерической, к-рую открывали членам секты высших степеней, для к-рых предписания "внешней" доктрины были необязательны. Первая доктрина мало чем отличалась от умеренного шиизма (признавалась обязательность большинства обрядов и правовых постановлений шариата). "Внутренняя" доктрина состояла из двух частей: 1) тавиль -аллегорич. истолкование Корана и "внешней" доктрины; 2) хакаик - общая система философии и знаний в соединении с теологией. Она эклектична; философия основана гл. обр. на неоплатонизме (не непосредственно на соч. Плотина и Порфирия, а на поздних версиях их, прошедших уже христ. или иудейскую обработку). Натурфилософия И., напротив, основана на рационалистич. философии Аристотеля; в теологии И. смешаны элементы учения Платона, неоплатонизма, христианства, гностицизма. По учению И., всевышний бог - "Единый" (Ахад), неопределим и непознаваем для людей; общение с ним для людей и молитва ему невозможны. Он не создал мира непосредственно, но единым актом воли произвел творч. субстанцию - мировой разум (акль аль-кулль); последний обладает всеми атрибутами божества, прежде всего - знанием; молиться следует ему. Он произвел вторую, низшую эманацию - мировую душу (нафс аль-кулль); она, будучи несовершенной, стремится достигнуть совершенства, выделяя из себя новые эманации; она произвела первичную материю (хаийула); последняя произвела землю, планеты, живые твари; но первичная материя пассивна и лишена творч. начала, поэтому она могла создавать только такие формы, идеи или прообразы к-рых существуют в мировом разуме. В чувственном мире отражением мирового разума является совершенный человек, именно пророк - натик ("говорящий"), отражением же мировой души является комментатор учения натика - самит ("молчащий", т. е. не говорящий от себя), иначе асас (букв. "базис"); так, Моисей, Иисус и Мухаммед - натики, а Аарон, апостол Петр, Али - соответственно их асасы. "Спасение", утверждают И., есть достижение совершенного знания, аллегория его - рай; ад есть аллегория неведения; история человечества состоит из циклов, каждый из к-рых отмечен появлением нового натика, за к-рым следовали имамы. Учение И. гласит, что наступит конец мира, когда избранная часть человечества, т. е. И., при посредстве натиков, асасов и имамов достигнет совершенного знания, и мир вернется к своему источнику - мировому разуму; пока это не достигнуто, "избранных", т. е. И., ожидает перевоплощение душ; все остальные люди - простые фантомы небытия, обреченные на уничтожение.

В 11 в. влияние И. было сильно и за пределами Фатимидского халифата, в частности в Иране, Йемене и Сев.-Зап. Индии. В 1-й четверти 11 в. от И. откололась секта друзов. Ок. 1078 фатимидские И. раскололись на низаритов и мусталитов, по имени двух сыновей Фатимидского имама-халифа Мустансира (1036-1094) - Низара и Мустали, претендовавших на преемство отцу. Мусталиты победили в Египте и Сирии; низариты, признававшие "скрытых" имамов из потомков Низара, убитого по приказу брата, преобладали в Иране и Индии. В Иране низариты внесли в доктрину и организацию И. новые элементы, и их учение получило имя "нового призыва"; опираясь на крестьян и ремесленников, низариты захватили ряд крепостей и замков и создали свое гос-во (см. Исмаилитов государство).

Низариты составляют теперь подавляющее большинство среди И. Точная численность их неизвестна. Данные, приводившиеся в разное время руководителями секты, противоречивы и явно преувеличены (10, 15, даже 20 млн. чел.). Низариты проживают в 22 странах Азии и Африки, в т. ч. в Иране, Ираке, ОАР, Сирии, Афганистане, СССР (Горно-Бадахшанская авт. обл.), КНР (Синьцзян), Бирме, странах Вост. Африки. Однако гл. центром их стала Индия, куда в 1841 переселился из Ирана их 45-й имам Ага-хан. После раздела Индии в 1947 важнейшим центром низаритов стал Пакистан. При Ага-хане III (1885-1957) к руководству И. пришла крупная буржуазия из инд. торг. касты ходжа. Ее интересы выражает и нынешний имам Ага-хан IV Карим, к-рый сам является крупным предпринимателем, имеет деловые интересы во мн. странах и связан с англ. и амер. монополиями. Все низариты обязаны платить ему дань. Низаритские орг-ции в разных странах ведут интенсивную пропаганду исмаилизма, бурж. модернизма в исламе и панисламизма.

Мусталиты в наст. время по разным оценкам насчитывают от 300 до 500 т. ч. Между 11 и 16 вв. часть мусталитов эмигрировала из Йемена и Египта в Зап. Индию, гл. обр. Гуджарат. Там же мусталитские миссионеры обратили в исмаилизм мн. выходцев из индусских торг.-ростовщических каст. Т. о. возникла в Гуджарате община "бохра", или "бохара", превратившаяся со временем в торг. касту. На рубеже 18-19 вв. началось расселение "бохра" из Гуджарата по всей Индии и за ее пределы в страны Вост. Африки, Аравии, Юго-Вост. Азии. В кон. 19 - нач. 20 вв. верхушка буржуазии "бохра" заняла господств. положение также среди мусталитов.

Организация и доктрина И. в раннем периоде (до 11 в.) далеко еще не вполне выяснены. Европ. исследователи И. До 1-й четв. 20 в. основывались почти исключительно на тех (часто предвзятых и неточных) известиях об И., какие исходили от ср.-век. суннитских теологов и ересиологов (авторов трудов о "ересях"), т. е. от противников И. Многие установившиеся среди исламоведов мнения об И. теперь пересмотрены в свете вновь изд. подлинных текстов и новых исследований Б. Льюиса (Англия), Л. Массиньона (Франция) и В. А. Иванова (Иран). Труды последнего внесли новое в изучение И., но значение этих трудов сильно снижается ясно выраженной происмаилитской апологетической тенденцией.

Лит.: Бертельс А. E., Насир-и Хосров и исмаилизм, М., 1959, гл. 2-3; Беляев Е. A., Мусульманское сектантство, М., 1957, стр. 47-80; Левин С. Ф., Орг-ция исмаилитской буржуазии в Пакистане, "КСИНА", т. 71, М., 1964; Massignon L., Karmaten, "Enzyklopaedie des Islam", Bd 2, Leiden - Lpz., 1927; Al-Hamdani Husain P., The history of the Isma´ili Da´wat and its literature during the last phase of the Fatimid empire, "Journal of The Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland", 1932, pt 1; Lewis B., The origins of isma´ilism. A study of the historical background of the Fatimid caliphate, Camb., (1940); Ivanow W., Ismaili tradition concerning the rise of the Fatimids, L.-N. Y., 1942; его же, Studies in early Persian ismailism, Cairo, 1948; его же, Brief survey of the evolution of ismailism, Leiden - (Bombay), 1952; его же, Ismaili literatur. A bibliographical survey, L., 1933, 2 ed., Tehran, 1963; Hollister I. N., The Shi´a of India, L., 1953; Hodgson M., The Order of Assasins, ´sGravenhage, 1955. См. также лит. при статьях Ислам и Исмаилитов государство.

И. П. Петрушевский. Ленинград. —***—***—***—

Государство Исмаилитов
исмаилиты

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Исмаилиты
представители одной из шиитских сект. Они, как и иснаашариты, признают всех имамов до Джафара ас–Садика. Однако после него, возводят имамат не к Мусе аль–Казиму, а к другому сыну Джафара–Исмаилу, которого тот, по их мнению, прямо и недвусмысленно назначил имамом. Однако Исмаил умер раньше своего отца. После смерти Исмаила же имамат, согласно их вере, перешел к его сыну Мухаммаду Мактуму, который стал первым «сокрытым» имамом исмаилитов, которые верят, что имамы могут скрываться и при этом подчинение им является обязательным. После Мухаммада Мактума имамат перешел к его сыну Джафару аль–Мусаддику, затем к его сыну Мухаммаду аль–Хабибу, затем к его сыну Убайдулле аль–Махди, который захватил власть в Северной Африке. После этого имамами считались все халифы государства Фатимидов, которое было создано в Египте исмаилитами. Очень близки к исмаилитам и карматы. В то же время, в мусульманских хрониках есть данные о том, что на самом деле, исмаилитская пропаганда велась не в пользу потомков Исмаила, а в пользу совершенно другой семьи некоего Абдуллы ибн Маймуна аль–Каддаха, которая выступала от их имени. Это послужило причиной раскола в исмаилитском движении, и отпадению от них секты карматов, которые узнав об этом, разорвали все свои отношения с ними (См. Карматы). Как и другие шиитские секты, исмаилизм возник в Ираке. Затем он рас–пространился в Иране, и Хорасане. Но в этих регионах исмаилизм смешался с индийскими и персидскими религиями и стал представлять из себя синкретическое учение. По этой причине многие из них настолько отдалились от основополагающих принципов Ислама, что их перестали считать мусульманами. Тайный характер учения исмаилитов отдалил многих из них от основной массы мусульман. По этой причине их стали называть батинитами. Батиниты собирались в тайные общества и часто проповедовали методы террора. Еще одной причиной того, что их называли батинитами, была их убежденность в том, что весь исламский шариат имеет как явную (захир), так и сокрытую, тайную (батин) составляющую. Батин же известен только исмаилитским имамам. Исходя из доктрины тайного учения, исмаилиты подвергали аллегорическим трактовкам аяты Корана и утверждали, что все эти аллегории исходят от их имамов, которые знают сокровенные и тайные (батин) смыслы Откровения. В соответствии с этим, они разделяли богословие на явное (захир) и сокрытое (батин). Это признается также и шиитамииснаашаритами и суфиями. Исмаилиты часто пренебрегали внешними (захир) обрядами и запретами (харам) религии, считая более необходимым постижение батина. Согласно учению исмаилитов, Аллах возвысил имамов над остальными людьми и дал им особые, в том числе сокровенные знания обо всех аспектах бытия. Имамы обладают знаниями, которые не доступны другим людям. Для имамов необязательно явно являться к своим последователям. Он может быть «сокрытым» и неизвестным для большинства людей. В любом случае он является руководителем, который указывает верный путь всей шиитской общине. Но, в конце концов, «сокрытый» имам все равно станет явным и придет в мир, чтобы восстановить справедливость. Имамы являются непогрешимыми, не отвечают ни перед кем и могут делать все, что они сочтут нужным. Ведь у них есть особые знания, неизвестные никому. Люди же должны подчиняться им, так как они всегда делают только добро. В своей доктрине, исмаилизм заимствовал и положения философии неоплатоников, гностиков и других античных школ. Большое внимание уделялось ими мистике чисел, которое было заимствовано из пигорейства и каббалистики. Особенно почиталась ими цифра «семь». В соответствии с философскими воззрениями Платона, исмаилиты рассматривали земной мир в качестве некоего отражения идеального мира. Например, все пророки, по их мнению, являлись отражением Мирового Разума (аль–акля). В сочинениях исмаилитских теоретиков нашли отражение и идеи плотиновской эманации. Процесс умножения бытия исмаилитский философ анНасафи видел в "истечении" (эманации) бесконечно удаленного трансцендентного Единого (аль–Хакк). Это истечение происходит посредством световых излучений. Единое первоначало как бы излучает из себя все сущее, в результате которого происходит постепенное отдаление от первоначала и деградация. В идеальной сфере Единое первоначало излучает Мировой Разум (аль–акль), который является первой ступенью эманации. Он является идеальной духовной сущностью, которая, являясь субъектом, мыслит Единое. Мировой Разум является первым бытием и в нем существует множественность идей. Излучение Единого не поглощается полностью Мировым Разумом, а продолжает движение. В результате появляемся Мировая Душа (аннафс), которая является второй ступенью эманации Единого первоначала. В Душе уже множественность (которая мыслится как деградация) выражена в еще большей степени, связи с тем, что она появилась от Единого посредством Мирового Разума. Следовательно, она удалена от Единого в еще большей степени. В связи с этим, в Мировой Душе уже имеется контакт с материальным миром, который существует изначально и никем не сотворен. Далее начинается снижение Мировой души на феноменальный мир, где она дробится на семь «сфер». Эти «сферы» же преобразуются в различные вещества материального мира, которые и составляют основу бытия. Другие исмаилитские философы, в том числе Кирмани, также строили свою космогоническую теорию на основе идей плотиновской эманации, различаясь между собой в некоторых деталях. Целью сотворения мира в исмаилитской философии является реализация Божественной истины. Вся история разделяется пророческие циклы. После пришествия «сокрытого» имама все внешние аспекты религии будут упразднены и останется только истина, которая до того была «сокрытой». Пришествию исмаилитов к власти предшествовал длительный период пропаганды, которую осуществляли проповедники–даи. Они вели дауат–пропаганду исмаилизма. Согласно их убеждениям во главе дауата стоял "сокрытый" имам, который передавал свои повеления даи. Даи имели помощников–накибов. У накибов были свои подчиненные. Они внедрялись в гущу мусульман и завязывали с последователями суннитского большинства провокационные споры. Их идеологи специально изучали теорию подрыва ортодоксальной веры и инструктировали проповедников. Среди даи избиралось высшее руководство пропагандой, и им давался титул "даи аддауат". Над этой сложнейшей иерархией стоял Баб (врата). Баба не знали даже высшие представители пропаганды. Его знал только "сокрытый" имам и он общался с последователями только через специальных доверенных лиц. Члены ступеней этой иерархии не знали друг друга. Воспользовавшись слабостью поздних Аббасидских халифов, исмаилиты пришли к власти в Ифрикии (Тунис). Затем они завоевали весь север Африки и Сицилию, а в 347/969 г. они установили контроль над Египтом и сделали Каир своей столицей. Затем они подчинили себе Йемен, Хиджаз и Сирию. Образовавшееся таким образом обширное государство стало называться Фатимидским халифатом. Власть в этом государстве стала носить мистический характер. Первый Фатимидский халиф Убайдулла объявил себя ожидаемым шиитами мессией–Махди. Однако, к концу VI/XII века, Фатимидский халифат стал слабеть и терять свои территории. Ослабление государства сопровождалось расколом исмаилитов на различные секты. Появились хакимиты и друзы. В 487/1094 году, после смерти халифа аль–Мустансира наследником престола был объявлен его сын Низар. Однако власть захватил его младший брат аль–Мустали. Низар бежал в Александрию и попытался поднять восстание, но потерпел поражение и был убит в темнице. После этого сторонники Низара объявили, что имамами являются потомки Низара и отказались признавать аль–Мустали и его потомков. Их назвали низаритами, или восточными исмаилитами. Сторонники аль–Мутали же стали именоваться мусталитами. Противоборство этих двух сект исмаилизма еще более ослабило его. В результате этого противостояния низариты стали преобладать на востоке мусульманского мира, который не был под контролем Фатимидов. Им удалось создать свое государство с центром в иранской крепости Аламут, которое было уничтожено в 653/1256 году монгольским завоевателем Хулагуханом. Основателем этого государства был Хасан ибн ас–Саббах, который изложил доктрину неоисмаилизма (аддава аль–джадида). На протяжении многих десятилетий они практиковали методы террора, который они развязали повсеместно. От рук низаритских убийцфанатиков пали многие видные политические и общественные деятели мусульманского мира. Перед исполнением террористических акций они употребляли гашиш, за что их называли хашшашия. Это слово в Европе произносили как ассасин в значении «убийца». После разгрома низаритского государства монголы повсеместно преследовали низаритов и они были вынуждены бежать в Индию. После этих событий низариты больше не проявляли политической активности. В настоящее время их лидер носит титул Агахана. Его резиденция находится в Индии и Кении. Исмаилитские даи продолжают вести активную миссионерскую деятельность, но отказались от методов террора. Мусталиты преобладали на западе–в Египте и Северной Африке. Однако после падения Фатимидского халифата они ушли в Йемен, а затем в Гуджарат (Индия). В настоящее время общины мусталитов имеются в Индии, Пакистане, Иране, Йемене, Кении, Танзании. Религиозный центр мусталитов находится в индийском городе Сурате. Халифат Фатимидов закончил свое существование в 549/1171 году, когда власть в государстве захватил выдающийся политик и государственный деятель султан Салах аддин Аййуби (Саладин). Сместив последнего фатимидского халифа, он подчинил Египет и другие владения власти Аббасидского халифа. В настоящее время исмаилиты проживают в Индии, Пакистане, Сирии, Таджикистане, Центральной и Южной Африке и некоторых других странах. Исмаилитское право во многом повторяет положения Джафаритского мазхаба.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007

Найдено научных статей по теме — 6

Читать PDF
0.00 байт

Исмаилиты Таджикистана: традиции и современность

Бушков Валентин , Каландаров Тохин
"Центральная Азия и Кавказ", Лулео (Швеция), 2002 г., № 6, с.130-135.
Читать PDF
177.70 кб

ИСМАИЛИТЫ И ЗАПАДНАЯ КУЛЬТУРА

Шохзода С.
Читать PDF
302.04 кб

Беседа писателя Сергея плеханова с духовным лидером исмаилитов Ага ханом IV

Читать PDF
227.40 кб

Рецензия на книгу «Новейшая история исмаилитов. Преемственность и перемены в мусульманской общине»

Каландаров Т.
Читать PDF
0.00 байт

Исмаилитские мотивы в персидско-таджикской поэзии

Каландаров Хоким Сафарбекович, Каландаров Тохир Сасрабекович
В статье рассматривается место исмаилитской поэзии в таджикско-персидской литературе X-XII веков. Данная тема до сих пор не стала объектом исследований специалистов-литературоведов.
Читать PDF
0.00 байт

Место исмаилитской поэзии в персидско-таджикской литературе

Каландаров Хоким Сафарбекович
В статье рассматривается место исмаилитской поэзии в таджикско-персидской литературе X-XII вв.

Похожие термины:

  • ИСМАИЛИТОВ ГОСУДАРСТВО

    гос-во, созданное исмаилитами в 1090, с центром в Аламуте (Иран); терр И. г. включала ряд местностей, крепостей и замков в Иране и Сирии (чересполосно). Возникло в результате движения ремесленников, гор.