Иснаашариты

Найдено 1 определение
Иснаашариты
последователи двенадцати имамов, наиболее распространенные последователи имамитского шиизма (см.Имамиты). Согласно их вере, после смерти пророка Мухаммада ниспослание откровений от Аллаха прекратилось. Однако после этого возникла необходимость применения Божественных законов в обществе и повседневной жизни верующих. Эту функцию стали исполнять имамы потомки Али ибн Абу Талиба. Они считаются членами семьи пророка Мухаммада (Ахль аль–Бейт). Причем имамат, также как пророчество, является Божьей благодатью для людей. В иснаашаризме, имам это вождь и учитель Ислама, который действует от имени Бога. Имамы не имеют никаких грехов, являются непогрешимыми и никогда не заблуждаются. Непогрешимыми являются не только 12 почитаемых имамов, но и дочь пророка–Фатима. Каждое повеление и слово имамов шииты считают истинным доказательством (худжа). Подчинение этим повелениям является подчинением Аллаху, а отвержение–бунтом против Него. Имамами в иснаашаризме являются: 1. Али ибн Абу Талиб; 2. Хасан ибн Али азЗаки; 3. Хусейн ибн Али ашШахид; 4. Али ибн Хусейн ас–Саджад; 5. Мухаммад ибн Али аль–Бакир; 6. Джафар ибн Мухаммад ас–Садик; 7. Муса ибн Джафар аль–Казим; 8. Али ибн Муса арРиза; 9. Мухаммад ибн Али аль–Джавад; 10. Али ибн Мухаммад аль–Хади; 11. Хасан ибн Али аль–Аскари; 12. Мухаммад ибн Хасан, который считается ожидаемым ими Махди аль–Мунтазаром. Как и у всех основных ветвей шиизма, в иснаашаризме присутствует вера в “сокрытого имама” (аль–Каим). "Сокрытый имам” руководит шиитами из "сокрытия", в котором он пребывает. Обязанностью шиитов является их обязательное подчинение имаму своего времени. В иснаашаризме "Сокрытый"–это двенадцатый имам Махди аль–Мунтазар (Ожидаемый). Он будет пребывать в "сокрытии" до часа назначенного Богом и из "сокрытия" руководить шиитами. А в назначенный час он придет на землю и установит царство справедливости и благоденствия на земле. (См. также Махди и Мухаммад ибн Хасан) Согласно преданиям иснаашаритов, имам Махди родился, возможно, в 255 году. Опасаясь за свою жизнь, он не показывался массам народа, а передавал свои повеления только через своих полномочных представителей: Османа ибн Саиди Амри, Мухаммада ибн Османа, Абд аль–Касима Хусайна ибн Руха и Абу аль–Хасана Али ибн Мухаммада ас–Самури. В период "Малого сокрытия" (аль–Кайба ас–Сагира), имам аль–Махди общался со своими последователями посредством этих людей. Этот период длился 70 лет (260–329 г.х.). После смерти последнего полномочного представителя имама, шииты объявили, что с этого момента начался период "Великого сокрытия" (аль–Кайба аль–Кабира), который начался с 329 г.х. и продолжается до сегодняшнего дня. Как и большинство шиитов, иснаашариты не считают первых халифов–Абу Бакра, Омара и Османа достойными халифата и утверждают, что руководить мусульманской общиной вправе только члены семьи пророка (Ахль аль–Бейт). Они считают Али самым лучшим не только среди мусульман, но и среди всех сподвижников пророка. Значение и заслуги многих сподвижников пророка в иснаашаризме отрицаются. В иснаашаризме также считается обязательным скрывать свои религиозные убеждения в случаях, когда шииту угрожает непосредственная опас–ность. То есть, внешне шиит отрекается от своей веры, но в сердце остается ее приверженцем. Сокрытие убеждений называется такией. В практических или правовых вопросах шиит должен неукоснительно следовать предписаниям высшего духовного авторитета–муджтахида. Муджтахиды играют важную роль в жизни шиитской общины и имеют высокий социальный статус и значение. Особенности толкования Корана в иснаашаритском шиизме В связи с тем, что в иснаашаритском шиизме присутствует вера в непогрешимых имамов, каждое повеление которых расценивается как повеление Аллаха, они считают, что толкование Корана ведомо только им. То есть ими принимаются только те предания, которые восходят к имамам. Шиитская традиция отвергает предания и толкования восходящие только к сподвижникам пророка Мухаммада, как это принято в суннизме (См. Тафсир). Характерной особенностью толкования Корана (а также Сунны) является убежденность иснаашаритов в том, что все аяты (а также хадисы) имеют как явные, экзотерические (захир), так и тайные, эзотерические (батин) смыслы. Например, шиитский аятолла Табатабаи писал, что аяты: «Поклоняйтесь Аллаху и не признавайте божеством наряду с ним никого» (Коран, 4: 36) и «Избегайте же скверны идолов, а также лживых речей...» (Коран, 22: 30) повествуют о том, что необходимо поклоняться Аллаху и отвергать идолопоклонничество. Однако это только явный (захир) смысл. Если задуматься над содержанием этих аятов, становится ясным, что идолопоклонничество запрещено Аллахом потому, что служение идолам превращает человека в их рабов. Далее Табатабаи писал, что если принять во внимание это обстоятельство, то получается, что служение лжебогам приводит к тому, что человек идет на поводу у своих страстей. А это категорически запрещено религией. Именно поэтому в другом аяте Аллах по этому поводу сказал: «Разве ты не видел того, кто избрал своим богом низменное желание» (Коран, 45: 23). В этом и состоит сокрытый (батин) смысл этих аятов». (Islamda Quran. s. 19–20). В тоже время, при толковании Корана, явные смыслы (захир) не могут противоречить сокрытым (батин) и наоборот. Все явные и тайные смыслы Корана известны были пророку Мухаммаду, которые он передал членам своей семьи (Ахль аль–Бейту). Именно поэтому любое толкование должно восходить к ним. Авторитетными шиитскими тафсирами Корана являются: 1. «Тафсир аль–Кумми» Али Ибрахима аль–Кумми (конец III–начало IV вв. хиджры). 2. «АтТибйан» Абу Джафара Мухаммада ибн Хасана атТуси (ум. в 460/1068). 3. «Маджмаульбаян фи ТафсирульКуран» Абу Али аль–Фадла ибн Хасана атТабарси (ум. в 548/1153). Особенности науки о хадисах в иснаашаритском шиизме Методы отбора хадисов, а также их классификация в иснаашаритском шиизме, во многом сходны с суннитскими (См. Хадис). В то же время, существуют и достаточно принципиальные различия между ними. Например, шииты считают хадисами только речи и примеры из жизни пророка Мухаммада и непогрешимых имамов–потомков Али ибн Абу Талиба (Ахль аль–Бейта). Они не считают хадисами повествования из жизни его сподвижников, табиунов и мухадрамов (как это принято в суннизме), изречения которых в качестве правовых и вероучительных доказательств (худжа) не принимаются. Но если сподвижники при совершении того или иного действия цитировали слова пророка, то такие цитаты шиитами принимаются в качестве хадисов. Шиитская традиция говорит о том, что при жизни пророка Мухаммада среди мусульман было распространено много достоверных повествований из его жизни. Многие из них записывались его сподвижниками. Однако после смерти пророка запись хадисов была запрещена. В шиизме считается, что запрет на запись хадисов на протяжении нескольких десятилетий после смерти пророка Мухаммада был неверным шагом мусульманских правителей (См. Хадис), так как он прокомментировал весь Коран. А без хадисов их истинный смысл постигнуть было почти невозможно, что и привело, по мнению шиитов, к возникновению различных сект в Исламе. Более того, запрет на запись преданий противоречил словам самого пророка, который это разрешил и поощрял, что и высказывал в своих речах, которые известны в исламской традиции. После введения запрета, все хадисы сохранились у Али ибн Абу Талиба, который стал хранителем традиции. Причем эту функцию он исполнял в соответствии с поручением самого пророка, который поручил ему сохранить все хадисы, которые представляют собой комментарий к Корану. Дело в том, что, по их мнению, пророк знал, что наступят времена, когда хадисы будут запрещены. Али ибн Абу Талиб же пересказал эти хадисы своим потомкамимамам, а те, в свою очередь своим потомкам. Али даже собрал их в единую книгу. Таким образом, все непогрешимые имамы из рода Али стали хранителями традиции хадисов и рассказывали их своим последователям. В шиитской литературе говорится, что несмотря на все запреты со стороны первых халифов, шииты вели записи хадисов, начиная с самого раннего этапа исламской истории. Первые книги были написаны Али ибн Абу Талибом и одобрены пророком Мухаммадом. Этими книгами были: – «Джафр и Джамия», в котором содержалась информация и анализ обо всех закономерностях в мироздании; – «Фараиз», который был посвящен проблемам Шариата; «Абваб аль–Фикх», посвященный правовым проблемам. – «Музхаф», авторство которого шиитская традиция возводит к дочери пророка Мухаммада Фатиме. После написания вышеуказанных книг, другие сподвижники пророка Мухаммада тоже стали собирать хадисы. Среди них первые книги были написал Абу Рафа (он был рабомвольноотпущенником пророка Мухаммада), Салман аль–Фариси и Абу Зарр. Традицию записи хадисов продолжило следующее поколение, представленное Асваком ибн Набатой, сыновьями Абу Рафа–Хайбуллой и Али, Харасом ибн Абдуллой Авари Хамдани, Рабией ибн Сами, Сулаймом ибн Кайсом, Майсами Таммаром. За ними следуют имам Зайн аль–Абидин, который написал книги «Сахифа ас–Саджадия» и «Рисаля аль–Хукук», его ученики–Зухри, Нафи Вакиди, Мухаммад ибн Исхак и некоторые сподвижники–Джабир ибн Абдулла аль–Ансари, Абу Туфайл Амир ибн Ваила, Саид ибн Мусаййаб, а также перешедшие из первого поколения во второе–Саид ибн Джубайр, Абу Хамза, Тавус, Зейд ашШахид. Третье поколение было представлено имамом аль–Бакиром и его учениками Йахйей ибн Касимом, Зурарой, Мухаммадом ибн Муслимом, Муталлабом ибн Зухри, Муавией ибн Аммаром. Классификация хадисов и требования, предъявляемые к их к передатчикам Для принятия того или иного хадиса в шиизме имеются определенные условия, в числе которых следующие: 1. Хадисы не должны противоречить аятам Корана, а также доводам разума; 2. Все хадисы должны по цепи передатчиков доходить до пророка Мухамада и имамов–потомков Али ибн Абу Талиба (Ахль аль–Бейта), которых шиитская традиция считает непогрешимыми; 3. Хадисы, переданные различными сподвижниками пророка Мухаммада не должны противоречить хадисам от непогрешимых имамов Ахль аль–Бейта. В противном случае они не принимаются в качестве доказательства; 4. Хадисы, в которых содержатся комментарии сподвижников пророка Мухаммада по различным вопросам, не принимаются в качестве довода. Подобные комментарии принимаются только от членов Ахль аль–Бейта, так как, согласно шиитской вере, они были идеальными и непогрешимыми людьми, и не могли ошибаться; 5. По проблемам вероучительных основ веры можно ссылаться только на те хадисы, которые переданы многими цепями передатчиков (См. Хабар аль–Мутаватир); 6. Достоверные хадисы, переданные в единичной передаче (См. Хабар аль–Ахад), могут являться доказательством только в правовых вопросах (фикхе). Однако в шиизме (как и в суннизме) имеются направления, которые допускают в качестве доказательств данные хабаровахад. 7. Хадисы должны восходить только к особой группе сподвижников непогрешимых имамов (Ахль аль–Бейта), которых шиитская традиция читает заслуживающими доверия. Согласно распространенному мнению, этих людей было 18, хотя имеются и другие данные. 8. Личности многих сподвижников, которые в суннитском Исламе считаются праведными и заслуживающими доверия, в шиизме таковыми не являются. Шииты утверждают, что они были грешными людьми и хадисы в их передаче вызывают сомнения. Исключение составляют только личности тех сподвижников, о праведности которых говорил сам пророк Мухаммад в своих хадисах. Праведными сподвижниками, почитаемыми в шиизме, являются Абу Зарр, Салман аль–Фариси, Аммар ибн Йасир и некоторые другие. Таким образом, многие хадисы, считающиеся в суннизме достоверными, в шиизме таковыми не считаются. Все хадисы в шиизме подразделяются на следующие основные категории: а) Достоверные (сахих) хадисы. Это хадисы, цепь передатчиков которых восходит к непогрешимому шиитскому имаму. При этом все их передатчики должны быть шиитами от 12 имамов (иснаашаритами); б) Хорошие (хасан) хадисы. Это хадисы, цепи передатчиков которых также восходят к непогрешимым шиитским имамам. Все их передатчики должны быть шиитами и отличаться надежностью. Однако в хадисаххасан опущены некоторые подробности, которые имеются в хадисахсахих. Например, нет более точных данных о степени праведности тех или иных передатчиков, хотя известно, что никаких порочащих их действий они также не совершали. в) Надежные (мувассак) хадисы. Это хадисы, которые переданы надежными передатчиками. Они также восходят к непогрешимым имамам, однако в цепи их передатчиков есть люди, которые не были шиитами. г) Слабый (заиф) хадис. Это сообщения, которые не удовлетворяют требованиям, предъявляемым к хадисам сахих, хасан и мувассак. Наиболее известными сборниками хадисов в шиизме являются: 1. «Китаб аль–Кафи». Это самый ранний крупнейший сборник хадисов, собранный Абу Джафаром Мухаммадом ибн Йакубом ибн Исхаком аль–Кулейни (ум. в 329/941). В этом сборнике содержится 16 тыс. хадисов (См. Кулейни Мухаммад). 2. «Ман ла йахзуруху аль–факих». Представляет собой учебное пособие по правовым вопросам и содержит 5899 хадисов. Его автором является Мухаммад ибн Али ибн Бабавайх аль–Куми (См. Шейх Садук); 3. «Тахзиб аль–Ахкам». Эта книга содержит 13988 хадисов и была написана Мухаммадом ибн Хасаном атТуси (Шейх Туси) (ум. в 329/941); 4. «Истибсар». В этой книге собраны 5558 хадисов, которые размещены в различных тематических разделах по проблемам шариата. Автором книги является Шейх Туси; 5. «Бихар аль–Анвар», собранный Мухаммадом Бакиром Маджлиси (ум. в 505/1111); 6. «аль–Вафи», собранный Мухаммадом ибн Муртазой (ум. в 484/1091); 7. «Васаил ашШиа» собранный Мухаммадом ибн Хасаном Шейхом Хурром Амили (ум. в 500/1104); В правовых вопросах иснаашариты являются последователями джафаритского мазхаба.

Источник: Исламский энциклопедический словарь. 2007