Исократ

Найдено 8 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Исократ
(лат. Isokrates) (436-338 до н.э.), афин. оратор. Сын богатого владельца мастерской, изготовляющей флейты. Получил отличное образование, обучаясь у знаменитых софистов (Горгий, Продик). Открыл собственную школу. Сторонник союза греков с Македонией против Персии. По преданию покончил жизнь самоубийством после поражения греков в битве при Херонее.

Источник: Словарь полководцев. Edward Elgar Publishing

Исократ
(лат. Isocratus, 436–338 гг. до н. э) — афинский оратор, публицист, противник демократии, сторонник объединения Греции под главенством Македонии для совместного завоевательного похода против персов. Создатель жанровых форм политического руководства, открытого письма. Создатель общеобразовательной школы. Первым разграничил прозаическую и поэтическую речи, ввел аналитический метод публицистической прозы. Учение похвалы Исократа предполагало наличие следующих составляющих: 1) в объекте необходимо освещать только достоинства; 2) в объекте необходимо преувеличивать достоинства; 3) достоинства необходимо указывать в ссылке на авторитет, в сопоставлении со знаменитостями. Специфика речей Исократа: использовал благозвучие, избегал зияний (стечение гласных в конце одного и начале другого слова); отказался от обилия риторических фигур, следовал литературным нормам Лисия.  

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ИСОКРАТ
436 — 338 до н.э.) — др.-греч. публицист, автор многочисл. речей и трактатов, гл. из к-рых: «Панегирик», «Платейская речь», «Филипп», «Архидам», «Ареопагитик», «О мире»; ученик софистов. Выражал политич. идеал зажиточ. слоев афин. общества, заинтересов. в укреплении своего экономич. положения и политич. позиций, расшатан. движением свободных бедняков и рабов. Противник рабовлад. демократии, И. в последний период своей деятельности в борьбе с демократич. партией искал поддержки у макед. царя Филиппа. Он стал идейным вождем сторонников макед. ориентации, чьи идеи отразил в речи «Филипп» и в письмах к Филиппу. И. обращался к царю Македонии с предложением объед. Грецию и возглав. поход греков против персов. Такая эллинская симмахия (союз), по мнению И., способна обеспечить внутр. мир в Элладе, ее политич. независимость и победонос. поход на Персию; война с Персией должна избавить греч. полисы от неимущих, политич. опасных элементов, претендующих на имущество крупных рабовладельцев. Соч. И. — ценный источ. по истории Греции 4 в. до н.э.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ИСОКРАТ
Isokratns) (436-338 до н.э.) - др.-греч. публицист, автор многочисл. речей и трактатов, главные из к-рых: "Панегирик", "Платейская речь", "Филипп", "Архидам", "Ареопагитик", "О мире"; ученик софистов. Выражал политич. идеал зажиточных слоев афин. общества, заинтересованных в укреплении своего экономич. положения и политич. позиций, расшатанных движением свободных бедняков и рабов. Противник рабовладельч. демократии, И. в последний период своей деятельности в борьбе с демократич. партией искал поддержки у макед. царя Филиппа. Он стал идейным вождем сторонников макед. ориентации, чьи идеи отразил в речи "Филипп" и в письмах к Филиппу. И. обращался к царю Македонии с предложением объединить Грецию и возглавить поход греков против персов. Такая эллинская симмахия (союз), по мнению И., способна обеспечить внутр. мир в Элладе, ее политич. независимость и победоносный поход на Персию; война с Персией должна избавить греч. полисы от неимущих, политически опасных элементов, претендующих на имущество крупных рабовладельцев. Соч. И. - ценный источник по истории Греции 4 в. до н.э.

Соч.: Orationes, v. 1-2, Lipsiae, 1907-10; в рус. пер. - Политические речи, М., 1836.

Лит.: Борухович В. Г., Исократ и Демосфен, "Уч. зап. Горьковского гос. ун-та", вып. 43, 1957; Шофман А. С., История антич. Македонии, ч. 1, Казань, 1960; Cloche P., Isocrate et son temps, P., 1963.

A. С. Шофман. Казань.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Исократ
(лат. Isocrates) (436-338 до н. э.), афинский оратор, учитель риторики и публицист. Сын состоятельного владельца мастерской по производству флейт. После обучения у лучших софистов того времени (наряду с другими у Горгия и Продика) И. начал свою деятельность в качестве логографа. Позднее (ок. 390 до н. э.) он открыл собсгв. школу риторики, где преподавание велось в форме семинаров в течение трех — или четырехлетнего курса. Его школа пользовалась огромной популярностью и была известна за пределами Греции. И. считался отцом общего образования. Он видел в красноречии — а не в философии, как Платон, — источник универсального знания, могущий быть основой всеохватывающего и общезначимого образования. Риторика, по мнению И., учит не только речам, но мышлению и правильному поведению и, следовательно, воспитывает в людях практич. жизн. стойкость. Вследствие природной застенчивости и слабости голоса И. никогда не выступал публично как оратор, но составлял речи в иисьм. форме, частично как образцы для преподавания, частично как брошюры политич. содержания, посредством которых он стремился воздействовать на политич. жизнь. Средство преодоления политич. кризиса Афин И. видел в единстве Греции под предводительством Афин и призывал к нему. Позднее И. в противоположность Демосфену выступал в поддержку Филиппа Македонского в надежде, что Филипп возглавит объедин. Грецию в походе против персов. Сохранились 21 речь (подлинные издания) и частично 9 неподлинных писем И. Они имеют строгую форму и стиль, но им недостает воодушевления и глубины мысли. Значение И. в развитии риторич. художеств, прозы в том, что он создал большой период, четко расчлен. содержательно и формально (особенно путем использования антитезы), а также оформл. ритмически. Идеал образования, подчин. риторике, и стиль И. оказали сильное влияние на позднейших ораторов, и в первую очередь на Цицерона.

Источник: Словарь античности. 1989

ИСОКРАТ
   • Isocr?tes,

         ?????????, знаменитый афинский оратор. Он был сын зажиточного афинянина Феодора, который имел фабрику музыкальных инструментов. И. родился в 463 г. Отец дал ему приличное воспитание. Кроме софистов Тисия, Продика, Протагора и Горгия он слушал также Сократа и возбудил в кружке последнего большие надежды. Вследствие робости и физической слабости, он никогда не выступал со своими речами публично, но старался приносить пользу, обучая других ораторскому искусству, чем и приобрел себе значительное состояние. По одному указанию, говорят, у него было 100 учеников, из которых каждый платил ему 1000 драхм. Затем он находился в сношениях с иностранными государями (напр., с Филиппом Македонским, с Никоклом и Евагором Кипрским), которые обращались к нему за советом. Он приготавливал для них речи и получал от них вознаграждение по-царски. Вследствие общего несчастия своего родного города в конце Пелопоннесской войны, И. также пострадал, потому что его отец потерял все свое состояние. После правления «тридцати» он в ближайшее затем время писал в Афинах судебные речи, но позднее, ок. 392 г., отправился на Хиос и начал там второй период своей деятельности. Это ????? ????????????? и ??????????????. Заслужив на Хиосе славу учителя, И. в 388 г. вернулся опять в Афины. Уклоняясь от государственных должностей и ораторской кафедры, он тем не менее в качестве учителя посредством уроков и частных бесед имел значительное, хотя и косвенное влияние на дела. При этом он особенно подчеркивал искусство изложения, в применении к высоким и достойным сюжетам: кто хочет приготовлять речи, тот должен заниматься великими и достойными мыслями и приучить себя к обсуждению их. Его великая слава скоро привлекла к нему много учеников, даже иностранцев, которые оставались у него от 3 до 4 лет; таковы ораторы Исей, Ликург и Гиперид, историки Феопомп и Ефор и многие другие; его учеником был также сын Конона, знаменитый впоследствии полководец Тимофей, который своими успехами в борьбе с союзниками обязан был той мягкости и справедливости, которой научил его И. Другой друг И., кипрский князь Никокл, дал ему, говорят, 20 талантов за одну речь. Как далеко простиралось влияние И., можно видеть из знаменитого места у Цицерона (Cic. Brut. 8, ср. также Cic. de or. 2, 22). В отчаянии по поводу несчастного исхода битвы при Херонее, И. в 338 г. покончил жизнь самоубийством. Он писал речи не для произнесения их в народном собрании, но для чтения. Говорят, он составил 60 речей, из которых сохранилась 21, большею частью похвальные. Самая знаменитая из них ???????????, написанная в 380 г., представляет род праздничной речи с блестящим изложением; в ней проникнутый патриотизмом И. пересчитывает заслуги Афин для Эллады, имея целью доказать, что этому городу принадлежит гегемония. Похвальную речь в честь Афин и Аттики представляет также ???????????? (339 г.); в ?????????????? (355 г.) рекомендуется восстановление Солоновых учреждений, измененных Клисфеном, как средство для возрождения Афин. И. писал совершенно простым, но чисто аттическим языком. Он употреблял величайшее старание на техническую сторону изложения, на ее усовершенствование, чем и приобрел себе славу искусного ритора. Целью его стремлений было противопоставление соответственных частей предложения, в чем он обнаруживает большое разнообразие. Древние упоминают, что он ввел ??????, т. е. периодическое округление (Cic. or. 53. 177). Основные положения, которым он следовал в своей учительской практике, И. развил в особой ?????, на которую нередко ссылаются древние риторы. Издания: в собраниях греческих ораторов Bekker´a, Dobson´a и Baiter u. Sauppe; отдельные изд. Н. Wolf (1570), Korais (1807), Benseler (2-е изд., 1867); изд. избранных сочинений И. Rauchenstein (4-е изд., 1874) и О. Schneider (2 т., 2-е изд., 1874 и cл.).

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

Исократ
греч. Isokrates)
(436-338 до н. э.)
   Афинский оратор. Известностью пользовались не только судебные речи Исократа, но и его политические памфлеты. Исократ выступал за просвещенную монархию и говорил о необходимости объединения всего эллинского мира перед лицом опасности персидской экспансии. Однако Исократу не удалось ни умерить амбиции македонского царя Филиппа II, ни добиться объединения греческих государств. Согласно преданию, Исократ покончил с собой после поражения греков у Херонее.
   (Современный словарь-справочник: Античный мир. Cост. М.И.Умнов. М.: Олимп, АСТ, 2000)
   * * *
   греческий оратор и публицист, выразитель интересов богатых слоев афинской рабовладельческой демократии. Ученик софистов Продика, Протагора, Горгия, а также Сократа. В 390 г. до н.э. основал в Афинах школу риторики. Был идейным вождем промакедон. партии в Афинах: мечтал о всеэллинском походе против Персии во главе с Филиппом II. Творческое наследие И. - судебные и политические речи.
   Исократ. Речи. Письма / Пер. под ред. К.М. Колобовой // ВДИ. 1965. № 3, 4; 1966. № 1-4; 1967. № 1-4; 1968. № 1-4; 1969. № 1-2; Берухович В.Г., Фролов Э.Д. Публицистическая деятельность Исократа // ВДИ. 1969. № 2; Фролов Э.Д. Огни Диоскуров. Л., 1984. С. 168-190.
   (И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)
   * * *
   др.-гр. оратор, учитель риторики, теоретик оратор, иск-ва. Жил в Афинах. Потеряв состояние, И. стал логографом. От почти 10-летней практики в этом кач-ве сохран. 6 речей (XVI - XXI) для части, судебных процессов. Затем И. занялся преподаванием, основав школу, к-рая стала крупнейшей в Элладе. В программной речи «Против софистов» (XIII) дал свой взгляд на обучение ораторов, считая, что риторика должна стать средством нравств. и полит, воспитания. Для этого в курс обучения было введено преподавание права, истории, лит., начал философии. По мнению И., для успешного овладения иск-вом красноречия необходимы три компонента: природное дарование, правильное обучение и практика. Образцом практических упражнений на мифолог, тему могут служить речи самого И. «Бусирис» (XI) и «Похвала Елене» (X). Одн. уже в этих речах И. высказывает нек-рые идеи, к-рые будет проповедовать в дальнейшем. Этапным в судьбе И. явл. «Панегирик» (380), напис. перед заключением 2-го Афинского морского союза. В этой первой собств. полит, речи И. говорит о необходимости для всех греков объединиться в борьбе против общего врага - персов. В дальнейшем, поняв, что ни Афины, ни Спарта не смогут возглавить борьбу с варварами, И. ищет среди монархов сильную личность, способную объединить греков, и находит ее в лице Филиппа Македонск., к к-рому обращается с призывом (V, XV) встать во гл. эллинов для борьбы с национальным врагом. В «Панафинейской речи» (XII), посл. из известных нам, призыв к единению окрашен трагич. предчувствием потери гр. полисами независимости. И. умер через неск. дней после битвы при Херонее в 338, означавшей крушение всех его надежд. Из творч. наследия И. до нас дошла 21 речь, 9 писем и неск. фр-тов из руководства по риторике. И. не мог выступать перед слушателями в силу слабости голоса и природной застенчивости. Он стал величайшим мастером письменного красноречия. По мн. И., оратор, проза должна быть соперницей поэзии. Отсюда - его ювелирная работа над словом. В тщательнейшем выборе простых слов, их употреблении в собств., а не в переносном знач. И. близок Лисию. Основой стиля И., как и Горгия, явл. период, но с более ясной и четкой конструкцией. Каждая фраза - худож. целое, смысловые части к-рого равномерно распределены и оформлены лексически. Плавный ритм речи И. достигается и тем, что он избегает зияния. Недостатком речи И. была нек-рая монотонность. И. можно считать завершителем классич. прозы и предтечей эллинизма. Он создатель жанра наставительной речи и прозаич. энкомия, послужившего образцом для панегириков в честь эллин, правителей и рим. императоров.
   Я.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Исократ
436-338 гг. до н. э., греческий оратор. Сын владельца ремесленной мастерской, ученик софистов, Сократа и политика Терамена. Литературную деятельность начал в 403 г. с написания судебных речей на заказ. В 390 г. открыл в Афинах школу красноречия, программа которой, кроме риторики, включала также изучение некоторых основ истории, литературы, истории права, и даже в некотором смысле психологии. Школа И. была первой в Европе средней общеобразовательной школой, которая должна была подготовить учеников к исполнению государственных должностей. В ней воспитывались ораторы Демосфен, Гиперид, Эсхин, Ликург, Дейнарх, историки — Теопомп, Эфор и др. И. развил также широкую политическую деятельность; из-за слабого голоса он не выступал публично, свои взгляды распространял при помощи политических брошюр, составленных в форме фиктивных речей, и публицистических листков. Во внутренней политике И. был сторонником олигархии, во внешней — идеей И. было объединение греческих городов для войны с Персией. Одержанная в той войне победа должна была освободить территории для переселенцев из перенаселенных областей Греции. Предводителей этого похода И. искал прежде всего в Афинах и Спарте, затем за пределами Греции; он видел его руководителя в Дионисии, тиране Сиракуз, а после его смерти — в Филиппе II, царе Македонии. Литературное наследие И. включает судебные речи, программные сочинения, политические брошюры и листки. Судебные речи датируются 403-390 гг. Это Против Эвфинуна на процессе без свидетелей (Pros Euthynun amartyros; 403 г.); Против Каллимаха (Pros Kallimachon paragrafe) Против Лойхита (Kata Loichitu epilogos; после 403), речь в защиту Алкивиада от обвинений Лисия; Против банкиров (Trapezitikos; ок. 394 г.), содержащая много интересной информации о торговле Афин с Босфором; Речь перед судом в Эгине (Aiginetikos; 390 г.). Риторическую программу И. представил в двух речах: Против софистов (Kata ton sofiston; 390 г.) и О обмене имуществом (Peri antidoseos; 353 г.); в этих речах И. осуждает ораторов, занятых пустыми делами и не заботящихся о форме и стиле своих речей, и софистов, предлагающих в своих риторических школах готовые образцы для подражания, не уделяя внимания общему образованию воспитанников; действиям противников он противопоставляет собственную программу, давая указания по поводу воспитания и образования молодежи, а также о композиции речей, их стиле и содержании. Особое внимание он обращает на содержание речи, ее нравственную направленность. В других речах И. полемизирует с софистическими декламациями Горгия и Поликрата; он ставит в упрек предшественникам их неумение, указывает ошибки, а затем демонстрирует, как следует выстраивать речи этого типа. 373 годом датируются три сочинения И., посвященные Никоклу, правителю Саламина на Кипре: Никоклея и Никокл или Киприоты, в которых автор дает рекомендации правителю и описывает обязанности подданного, и Эвагор, произведение восхваляющее умершего царя, отца Никокла. Это сочинение имеет существенное значение для истории литературы как самый ранний памятник прозаического похвального слова историческому лицу и образец для всей позднейшей литературы этого типа в Греции. Политические сочинения И. касаются прежде всего внутренней ситуации в Греции и проблемы войны с Персией. Самым ранним из них является знаменитый Панегирик (Panegyrikos; 386 г.), брошюра, написанная в форме речи на олимпийских играх; в ней И. высказывается в поддержку II Морского Союза. Платейская речь (Plataikos;373 г.) и Архидем (366 г.) представляет реакцию на экспансию Фив, призывает Афины прийти на помощь Платеям и Спарте в борьбе против этого города. Послание к Дионисию (367 г.) уговаривает тирана Сиракуз, чтобы он вступил в афинско-спартанский союз против Персии. В речи О мире (Peri eirenes; ок.357 г.) И. вновь агитирует за панэллинский мир и согласие. Проблемы внутренней политики Афин он решает в Ареопагитике (речи перед Ареопагом, после 355 г.). И., сомневавшийся в силе афинской демократии, выражает здесь уверенность в том, что возродить благоденствие и мощь Афин можно только вернувшись к законодательству Солона. С 346 г. И. посвящал все свои силы организации похода на Персию под предводительством Филиппа II Македонского. Этот вопрос затрагиваются в сочинениях Филипп (346 г.), Послания Филиппу (344 г.) и Послания Александру (342 г.). Политическим завещание И. стала Панафеянская речь (Panathenaikos;342-339 гг.), в которой он подводит итог своей политической деятельности, дополняя эти рассуждения литературной полемикой с софистами. Частное дело, просьба о возвращении Агенора из изгнания, содержится в письме И. к правителям Митилены (350 г.). Не сохранилась речь в честь Грилла, павшего под Мантинеей сына Ксенофонта. Не считаются подлинными Послание к Демонику, Послание Антипатру и третье послание к Филиппу (338 г.). И. был создателем теории классической греческой прозы; его главной заслугой было отделение языка прозы от языка поэзии (употребление поэтических выражений он допускал только в фиктивных речах), а также разработка ритмически расчлененного периода. И. предписывал всегда избегать зияний. Он был причислен к канону 10 аттических ораторов.

Источник: Античные писатели. Словарь. 1999

Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
0.00 байт

Развитие монархической идеи в речах Исократа

Алленова И. В.
Читать PDF
119.91 кб

«Сократики» как адресаты эпидейктических речей Исократа (против софистов, энкомий Елене, Бузирис)

Усачева А. В.
Настоящая статья посвящена анализу трех эпидейктических речей Исократа, представляющих собой драгоценные свидетельства современника об интеллектуальных движениях 90-80 гг. IV в. до Р. Х.