Источник
Источник
Источники представляют собой совокупность следов, оставленных субъектами прошлого и служащих основой для работы исследователя. Для историка любой документ или предмет - остатки пищи, топонимы, надписи, изображения, тексты и т. д. - могут стать источниками при условии правильной его критики. Историк работает, собирая корпус (совокупность) источников, в наибольшей мере соответствующий целям его исследования. Разумеется, время накладывает на них свой отпечаток (идет естественный износ носителей, например бумаги, или умышленное и неумышленное их уничтожение). Но умышленное уничтожение или, наоборот, сохранение - это социальные процессы, которые имеют смысл и не являются нейтральными (см.: Morsel J. Les sources sont-elles «le pain de l'historien»? / / Hypotheses. 2003. N 1). Существуют различные типологии источников, подразделяющие их, в частности, на письменные и неписьменные или на остатки и традицию (Uberreste/Tradition), т. е. на то, что дошло до нас «как есть», ничем не опосредованное, и нарративные источники, составленные с целью передать определенное свидетельство; примером последних могут служить средневековые хроники. Корпус источников сам по себе никогда не бывает хорошим или плохим; все зависит от вопросов, которые ему задают, от умелой его обработки и от способности объяснить его происхождение. Как писал Ален Коттро, «каждый оставшийся в архиве след есть исторический феномен; не бывает хороших или плохих источников, как не бывает хороших или плохих исторических феноменов» {Cottereau Л. Justice et injustice ordinaire sur les lieux de travail d'apres les audiences prud'homales (18061866) / / Le Mouvement social. 1987. N 141).
Источник: Словарь историка 2011
Источник
Под этим словом понимают: 1) ключ (евр. бэер), колодец «с живой (свежей) водой» (Быт. 26:19); так говорится о 12 источниках (Исх. 15:27), и о колодце в Чис. 21:17; 2) искусственные водоемы, т.е. вырытые колодцы, где накоплялась вода (евр. бор, яма; Втор. 6:11; Неем. 9:25). Укажи разницу между водой в источнике и водой в вырытой яме. Господь жалуется, что люди не понимают этой разницы (Иер. 21:13). Такие водоемы или ямы высекались в скалах или вырывались в земле и обкладывались камнем для того, чтобы туда стекала дождевая вода; эти колодцы прикрывали камнем или чем-либо подобным (2 Пар. 17:19) только для того, чтобы предупредить несчастие (Лук. 14:5); но иногда, из ненависти, их заваливали (Быт. 26:15). Пустые водоемы служили также тюрьмами, местами для укрытия, как своего добра, так нередко и самих себя, от врагов (Быт. 37:22, 2 Пар 17:18; Иер. 38:6; 41:9). В виду того, что водоемы и источники имели большую ценность в жаркой стране, из-за них нередко спорили (Быт. 21:25,30); срав. Чис. 21:22. Около колодцев было удобное место для остановок путешественников, для отдыха армий, для постройки новых селений, отчего слова Веер и Айн (колодец) часто входят в состав слов, напр., Веер-Шива, Ен-Ганним и т.п. Срав. «Айн». Из колодцев достают воду пои помощи ворота, но чаще опускают руками сосуд на веревке. На краях наружных камней у колодцев от веревок остались глубокие борозды. По вечерам, когда женщины приходят наполнить свои водоносы, — стада бегут к стоящим около колодца корытам и приближаются жаждущие путешественники. Получается очень живописная картина, похожая на картину из древних времен (Быт. 24: 11 и дал.; Исх. 2:16 и дал.). Слова «колодец» и «источник» употребляются и в переносном значении: об истечении у женщин ( Map . 5:29); о колодце бездны (Отк. 9:1); чтобы определить начало или происхождение (Ис. 51:1; Пс. 67:27; (евр. «в колодце Израиля»); о неистощимости даров Божиих и даже о собственном существе Бога (Пс. 45:5; Иер. 2:13; 17:13; Зах. 13:1).