Истомина Евдокия Ильинична

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Истомина Евдокия Ильинична

Истомина (Евдокия Ильинична, 1799 - 1848) - известная танцовщица Санкт-Петербургского балета, воспитанница театрального училища, ученица Дидло, воспетая Пушкиным в ""Евгении Онегине"". Наибольшим успехом Истомина пользовалась в балетах ""Зефир и Флора"", ""Африканский лев"" (1818), ""Калиф Багдадский"", ""Евтимий и Евхариса"", ""Роланд и Моргана"", ""Лиза и Колен"" (1820), ""Лелия Нарбонская"" и др. Истомина участвовала иногда и в водевилях, в ролях с речами. Благодаря своему таланту и красоте Истомина всегда была окружена толпой поклонников. Между молодежью тогдашнего времени происходили из-за нее не раз поединки, оканчивавшиеся иногда трагически. По выходе в отставку, уже в 40-х годах, Истомина вышла замуж за второстепенного актера Екунина. - См. ""Дуэль Завадовского с Шереметевым"" (в ""Исторических очерках и рассказах"" С.Н. Шубинского , СПб., 1893) и в ""Русской Старине"" (1874), в биографии Грибоедова , бывшего секундантом Завадовского. Также см. ""Воспоминания"" Вигеля (ч. 5) и Головачевой-Панаевой (стр. 20 - 21, изд. 1890 г.) и альманах Булгарина ""Талия"" (1825).

Источник: Биографический словарь. 2008

Истомина, Евдокия Ильинична

— известная танцовщица петербургских Императорских театров. Род. 6 января 1799 г., умерла от холеры в 1848 г. Воспитывалась в Императорском петербургском театральном училище казеннокоштной воспитанницей. Выпущена из училища в 1816 г. Когда она прослужила обязательных 10 лет, с ней был заключен контракт на 3 года с 1 марта 1825 г. с жалованьем в 5000 руб., затем второй контракт (1828 г.) с жалованьем в 8000 руб. и наконец третий контракт (1831 г.) с жалованьем в 10000 руб. и бенефисом. По истечении срока этого контракта за год до срока выслуги пенсии (1834 г.) дирекция убавила Истоминой жалованье до 6000 руб., что вызвало со стороны обиженной артистки протест, оставленный, однако, без внимания. 29 января 1835 г. Истоминой назначена была пенсия за 20 лет службы из оклада в 4000 руб. с тем, чтобы она отслужила еще два года благодарности за полученное в училище воспитание. В 1836 году Истомина просила заграничного отпуска на пять месяцев в Париж и в Карлсбад для лечения; дирекция взамен отпуска уволила ее 25 апреля 1836 г. в отставку.


Истомина дебютировала, еще будучи воспитанницей, 30 августа 1815 г. в балете "Ацис и Галатея" и с этих пор талантливая ученица Дидло пользовалась неизменным успехом на балетной сцене. По словам современников Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, имела большую грацию, легкость и быстроту в движениях и в пируэтах, воспетые Пушкиным в "Евгении Онегине". Большим успехом Истомина пользовалась в балетах: "Зефир и Флора", "Африканский лев или геройство матери", "Калиф Багдадский", "Евтимий и Евхариса", "Роланд и Мариана", "Лиза и Колен", "Руслан и Людмила или низвержение черномора, злого волшебника", "Федра" и во многих других. Кроме балетов Истомина играла и в водевилях роли с речами. Так, 17 октября 1821 г. в ее бенефис шел водевиль князя Шаховского "Феникс или утро журналиста", в котором Истомина играла роль с речами танцовщицы Зефиреты и протанцевала целую сцену. Затем, 8 января 1824 г., тоже в бенефис Истоминой, давался переделанный П. Араповым французский водевиль "Путешествующая танцовщица-актриса или три сестры-невесты", для которого А. А. Алябьев сочинил увертюру и музыку. Истомина явилась в нем танцовщицей и исполнила прекрасно три разнохарактерные роли. По выходе в отставку, уже в сороковых годах, Истомина вышла замуж за второстепенного актера драматической труппы, Экунина. Портрет Истоминой работы Иордана находится в книге "Русская Талия", 1825 г.; он поясной и изображает артистку в балете "Зефир и Флора".


Дело петербургской конторы дирекции Императ. театров № 79, 6 января 1816 г. — 25 апр. 1836 г.; Арапов, "Летопись русского театра".


{Половцов}





Истомина, Евдокия Ильинична


(1799—1848) — известная танцовщица СПб. балета, воспитанница театрального училища, ученица Дидло, воспетая Пушкиным в "Евгении Онегине". Наибольшим успехом И. пользовалась в балетах "Зефир и Флора", "Африканский лев" (1818), "Калиф Багдадский", "Евтимий и Евхариса", "Роланд и Моргана", "Лиза и Колен" (1820), "Лелия Нарбонская" и др. И. участвовала иногда и в водевилях, в ролях с речами. Благодаря своему таланту и красоте И. всегда была окружена толпой поклонников. Между молодежью тогдашнего времени происходили из-за нее не раз поединки, оканчивавшиеся иногда трагически. По выходе в отставку, уже в 40-х гг., И. вышла замуж за второстепенного актера Екунина. См. "Дуэль Завадовского с Шереметевым" (в "Исторических очерках и рассказах" С. Н. Шубинского, СПб. 1893) и в "Русской старине" (1874), в биографии Грибоедова, бывшего секундантом Завадовского. Также см. "Воспоминания" Вигеля (ч. 5-я) и Головачевой-Панаевой (стр. 20—21, изд. 1890 г.) и альманах Булгарина "Талия" (1825).


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008