понятие, отражающее различные формы отношения человеческих групп к прошлому, в том числе и к тому прошлому, которое они признают своим собственным. И. к. - та часть культуры, которая связана со временем как сущностным элементом человеческой жизни. Изучение исторической культуры предполагает анализ способов социального производства исторического опыта и форм его манифестации в жизни сообществ.
В теоретическом отношении становление концепта «историческая культура» было связано с изучением исторического сознания, повседневных механизмов производства и воспроизводства представлений о прошлом преимущественно в немецкой исторической науке, а также анализом феноменов «публичной истории» и наследия в англо-американской литературе. Важную роль в формировании проблематики исторической культуры сыграл также лингвистический поворот в методологии истории, предложивший обратить внимание на способы репрезентации представлений о прошлом. В отечественной науке становление данной проблематики в первую очередь связано с работами М. А. Барга, Л. П. Репиной, И. М. Савельевой и А. В. Полетаева. Изучение исторической культуры предполагает отказ от понимания историографии как главной и единственной заслуживающей научного внимания практики обращения к прошлому. Наряду и наравне с профессиональным историописанием И. к. включает в себя всю совокупность восприятий, представлений, суждений и мнений относительно событий, личностей и явлений прошлого, все формы их конструирования, фиксации, трансляции и функционирования и трансформации (Л. П. Репина). Исследователи исторической культу ры занимаются изучением исторических мифов, стереотипов, обыденного исторического сознания разных эпох и социальных групп, представленных в самых разных культурных формах. Одновременно и сама историография переосмысливается в контексте исторической культуры, будучи рассматриваемой уже не как отделенная от социально-культурного контекста сфера «чистой» научной мысли, а в качестве интегральной части интеллектуальной культуры данного общества.
Именно поэтому изменение подхода к историографии в рамках «новой интеллектуальной истории» было необходимым шагом на пути к концептуализации исторической культуры. И. к. - динамическое явление, она изменяется во времени, а также включает в себя разнообразные и противоречивые формы представления и использования прошлого разными сегментами одной и той же социальной общности. Началу разработки проблем исторической культуры в 1980-х гг. предшествовало развитие в рамках истории и социологии изучения феномена исторического сознания как явления, связанного с присутствием прошлого в настоящем. Историческое сознание соединяет в одно целое интерпретацию прошлого с пониманием настоящего и определением перспективы на будущее. Одновременно с началом изучения исторической культуры началось формирование memory studies («мемориальных исследований») как новой трансдисциплинарной области историко-культурологического анализа. В рамках memory studies были сформулированы концепты коллективной, социальной, культурной и исторической памяти. Эти понятия (историческая память в особенности) оказались важными для определения сущности исторической культуры. Историческая память - процесс осовременивания прошлого в сознании индивидуальных или коллективных субъектов. Историческая память выводит субъекта за рамки настоящего, позволяет ему соотнести свою жизнь с прошлым и выдвинуть проект будущего. Поэтому историческая память может рассматриваться как форма артикуляции исторического сознания в жизни общества, как «ментальная процедура исторического сознания» (Й. Рюзен), а И. к. - как историческая память в аспекте ее культурно ориентирующей функции.
В одной из наиболее влиятельных сегодня концепций исторической культуры, принадлежащей Й. Рюзену, предлагается аналитически выделять три аспекта исторической культуры - эстетический, политический и когнитивный. Анализ их соотношения, преобладания того или другого аспекта позволяет выделять специфику исторической культуры того или иного сообщества.
Лит.: Барг М. А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М.: Мысль, 1987; В ж осек В. Культура и историческая истина. М.: «Кругъ», 2012; Г ене Б.
История и историческая культура Средневекового Запада. М.: Языки славянской культуры, 2002; Историческая культура императорской России: формирование представлений о прошлом / Отв. ред. А. Н. Дмитриев. М.: ГУ ВШЭ, 2012; История и память. Историческая культура Европы до начала Нового времени / Под ред. Л. П. Репиной. М.: «Кругъ», 2006; Л оуэнт алъД. Прошлое- чужая страна. М.: Изд-во «Русский остров», 2004; Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М.: Кругъ, 2011; Савельева И.М., Полетаев А. В. Социология знания о прошлом. М.: ГУ ВШЭ, 2005; R usenJ. Geschichtskultur als Forschungsproblem// J. Rtisen. Historische Orientierung. Koln: Bohlau, 1992. S. 235-245; R usenJ. History: Narration, Interpretation, Orientation. Oxford; N. Y.: Berghahn Books, 2004. А. Г. ВАСИЛЬЕВ
ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.