разновидность научной прозы, труды историков, ставящих своей целью не просто передачу фактов, но и увлекательное их изложение. В отличие от документальной литературы, историческая проза допускает некоторую вольность в обращении с фактами, свободный их отбор, а также введение – для поддержания интереса к повествованию – вымышленных персонажей. Основная задача исторической прозы – изобразить цепь реальных событий со всем возможным драматизмом (т. е. вычленив в последовательности событий завязку, кульминацию и развязку), объединив их при этом некой исторической концепцией. Произведение исторической прозы может быть посв. одному событию («История Пелопоннесской войны» Фукидида), какому-либо периоду в истории («История» Геродота), а также представлять собой тематический обзор («Жизнеописания» Плутарха с их особой попарной композицией – сравнение и биография двух исторических деятелей, которых можно сопоставить по какому-либо признаку). Античные образцы исторической прозы можно разделить также на анналистические (посв. событиям, напр. «Римская история от основания города» Тита Ливия) и биографические (напр., «Жизнь двенадцати цезарей» Светония). В дальнейшем европейская историческая проза развивается в основном по античным образцам. Более того, античная историческая проза оказала значительное влияние на понимание истории Греции и Рима новыми историками. Многие авторы исторической прозы сформировали определенное понимание событий античности. В Средние века основной жанр исторической прозы – летопись, характерные признаки которой – запись событий по годам (если в каком-то году ничего примечательного не происходит, то в летописи ставится просто цифра, обозначающая этот год), обязательное начало – изложение библейских событий, начиная от Адама или от Всемирного потопа, вставные эпизоды – повести о святых, о чудесах и т. д. Летописи велись, как правило, в монастырях. Летописные своды различных монастырей зачастую объединялись в один. Самые известные летописные своды Древней Руси – «Повесть временных лет», Новгородская летопись. В Западной Европе в Средневековье писались хроники – также подробная запись событий определенной эпохи (например, хроника Жана Фруассара, охватывающая период с 1325 по 1400 г.). Для этого периода характерно объединение исторической прозы с легендами, преданиями и пр. – т. е. включение в текст большого количества недостоверной и назидательной информации. В эпоху Возрождения мастерами исторической прозы были Н. Макиавелли и Ф. Гвиччардини в Италии, Р. Холиншед и Г. Холл в Англии, С. Брантом и Т. А. д Обинье во Франции. Произведения исторической прозы вдохновляли писателей и драматургов на создание исторических произведений – напр., «Хроники» У. Шекспира, романы В. Скотта. В Новое время образцы исторической прозы появляются у известных писателей – «Век Людовика XIV» Ф. Шиллера, «История государства Российского» Н. М. Карамзина, незаконченная «История Пугачева» А. С. Пушкина и т. д. В кон. 18 – нач. 19 в. историческая проза отделяется от художественной литературы, появляются труды профессиональных историков в жанре исторической прозы – напр., работы С. М. Соловьева, В. О. Ключевского.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРОЗА
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006
Проза историческая
жанр античной лит., ставивший своей задачей яркое и живое изобр. событий прошлого. П. и. возникла в Др. Греции в нач. VI в. до н. э. и была обязана своим появлением росту крит. и науч. мысли, разрушавшей мифолог, систему представлений о прошлом. П. и. зародилась в Ионии (М. Азия) вместе с гр. наукой и философией и развивалась в двух направлениях: 1. Составление местных хроник, вобравших в себя свед. по истории ионийских городов и родословные их основателей; 2. Создание соч. полугеогр. характера, содержащих описания чужих земель, рассказы о быте и истории их народов. Т. о., П. и. взяла на себя роль, к-рую раньше играл эпос. При этом изменилась не только форма, но и содержание: в трудах ранних историков (логографов) уже наблюдалось крит. отношение к мифолог, преданию и рассказам о чудесах. Хотя критика в твор-ве ионийских логографов VI - V вв. (Гекатей, Гелланик) имела очень наивный характер, она все же означала появление нового подхода к миф. древности. На рубеже между логографией и собст. историей стоит Геродот, к-рый впервые сосредоточил внимание на событиях недавнего прошлого и внес в рассказ определенную общеист. концепцию. В отличие от логографов он расположил материал в своей «Истории» вокруг единой темы: борьбы между Европой и Азией, к-рая привела к Греко-персидским войнам. Важнейшим этапом антич. П. и. явл. «История» Фукидида. Излагая историю Пелопоннесской войны, современником к-рой он был, Фукидид дает глубокий анализ описываемых событий. Его по праву можно считать основоположником ист. критики. Ясность и глубина суждений в оценке полит, обстановки, а также интерес к мотивам челов. поведения сочетаются в «Истории» Фукидида с худож. повествованием, характерным для антич. историографии. «Историю» Фукидида продолжил Ксенофонт, плодовитый, но поверхностный автор, писавший по самым разнообр. вопросам - ист., эконом., филос., полит., воен. Характерная черта его творчества - преклонение перед личностью, повышенное внимание к отд. ист. деятелям, вследствие чего Ксенофонт внес в П. и. иск-во лит. портрета. С IV в. до н. э. П. и. разветвляется на 2 гл. направления: прагматическое и риторическое. Цель прагмат. историографии - воссоздание внутр. смысла событий, их причинно-следств. связи; виднейший ее представитель - Полибий (II в. до н.э.). Цель ритор, историографии - эффектное изложение и пышный оратор, стиль, гл. представителями к-рого были историки Эфор и Феопомп (IV в. до н. э.), а впосл. Диодор Сицилийский, Аппиан, Арриан, Кассий Дион.
В Риме П. и. восходит к летописным хроникам («анналы»), на основе к-рых во II в. до н. э. возникают первые ист. труды (Фабий Пиктор, Катон). В I в. до н.э. внимание писателей привлекают преим. современные им события. «Записки о галльской войне» Юлия Цезаря (I в. до н. э.) повествуют о покорении Галлии и одновременно представляют собой древнейший лит. памятник по истории будущих Франции, Германии и Англии. Мастером монограф, жанра и худож. портрета был Саллюстий. В своих соч. («Заговор Каталины», «Югуртинская война») он стремился к осмыслению описываемых событий на фоне обществ, развития Рима в последний век Республики (I в. до н. э.). Образ. Рим. империи дало толчок к созданию больших трудов, охватывающих всю предшествующую историю. Гл. пред-´ставителем этого направления явл. Тит Ливии («История Рима»), к-рый в традиц. для анналистов форме изложил историю Рим. республики. Хотя Ливии не всегда точен как историк, огромная популярность его труда объясняется его лит. достоинствами. Ливии был представителем ритор, направления П. и., стремился к широте и обстоятельности изложения. Жизнеописания рим. императоров до к. 1в. н.э. оставил Светоний, уделявший гл. внимание личности правителей. Истории примерно той же эпохи посвятил свои труды Тацит, последний великий рим. историк. Сжатость прозы Саллюстия соединяется у Тацита с отточенностью ритор, стиля. Моралистическое направление в П. и. получает свое завершение у Плутарха, избравшего своим предметом жизнеописания выдающихся людей классич. периода истории Греции и Рима. Античная П. и. закрепила в сознании поколений Нового вр. представления о простоте и величии древ. Республики, о личности известных правителей, о тирании императоров - представления, исторически во мн. односторонние, но сыгравшие огромную роль в формировании совр. образа античности.
Лит.: Дуров В. С. Художественная историография Древнего Рима. Изд. СПб. ун-та. СПб., 1993; Кузнецова Т. И., Миллер Т. А. Античная эпическая историография. М., 1984
Е.С.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)