ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ

Найдено 1 определение
ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ
один из наиболее значительных жанров живописи, изображение важных для народа или всего человечества событий прошлого, далекого или недавнего. Живописцы оценивают исторические события, выражают отношение к ним в соответствии с философскими, этическими и эстетическими принципами своей эпохи. Таким образом, историческая картина обращена к настоящему. Традиционно историческая живопись включает в себя живописные произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины.
В Европе первые изображения исторических событий появились в монументальной живописи и картинах эпохи Возрождения, когда активно изучалась античная культура. А. Мантенья создал цикл из девяти произведений «Триумф Цезаря» (1485–92), посвященный победам римского полководца. Античное наследие стало для художника источником не только сюжетов, но и стилистического решения: композиции картин уподоблены древним рельефным фризам. Рафаэль написал в помещениях Ватикана фреску «Афинская школа», в которой на фоне сочиненных архитектурных сооружений представил спор древнегреческих философов Платона и Сократа. Мастер стремился воссоздать дух античного мира, где «человек есть мера всех вещей». Пьеро делла Франческа в церкви Сан-Франческо в Ареццо запечатлел во фреске «Победа императора Константина над Максенцием» (1452–59) знаменательное событие первых веков христианства; П. Уччелло в триптихе «Битва при Сан-Романо» (1456–60) представил важную для Флоренции победу над г. Сиеной, одержанную за 23 года до создания работы.
В 17 в. историческая живопись, как и все искусство, развивается в рамках двух больших стилей: барокко и классицизма. Мощь, бурная динамика, патетика, подчас сложная аллегоричность образов и форм преобладают в творчестве П. П. Рубенса («Битва греков с амазонками», «Похищение дочерей Левкиппа»; обе – ок. 1619–20 г.; цикл картин, посвященный Марии Медичи, 1622–25). Рембрандт, обращаясь к библейской и евангельской тематике, заставляет задуматься о судьбах человека и человечества, воссоздает духовное пространство истории («Возвращение блудного сына», 1668–69; «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660). В Испании Веласкес создает великолепный образец исторической картины («Сдача Бреды», 1634). По преимуществу историческим живописцем был Н. Пуссен, родоначальник французского классицизма. Идеальными образцами для его творчества были произведения античного искусства и творения мастеров эпохи Возрождения, вдохновлявшие его на создание гармоничных и уравновешенных, овеянных суровым героическим духом композиций («Похищение сабинянок», 1634–35; «Великодушие Сципиона», ок. 1640–45 г.; «Смерть Германика», ок. 1628 г., и др.). Классицистическая линия исторической живописи продолжилась в творчестве Ж. Л. Давида. Он ищет в античной истории примеры доблестных подвигов, образцы для подражания потомкам («Клятва Горациев», 1784; «Сабинянка, водворяющая мир между римлянами и сабинянами», 1799). В «Смерти Марата» (1793) современное событие благодаря строгому лаконизму художественных средств, отказу от повествовательных подробностей, величественному ритму приобретает трагическое звучание и исторический масштаб.
В эпоху романтизма живописцы обращаются к драматическим событиям, ярко проявляющим человеческие качества персонажей, заставляющим зрителя сопереживать героям картины (Т. Жерико. «Плот “Медузы”», 1818–19; Э. Делакруа. «Резня на острове Хиос», 1826). Во второй пол. 19 в. многие мастера стремились к реалистической трактовке событий. А. Менцель с 1849 г. пишет серию из 11 картин, представляющую эпоху Фридриха Великого.
В России историческая картина появилась во второй пол. 18 в. и в соответствии с классицистическими воззрениями эпохи заняла ведущее место в системе жанров живописи. Основоположником исторического жанра был А. П. Лосенко. Картина «Владимир и Рогнеда» (1770) представляет сюжет из русской истории как сцену из исторической пьесы; жесты и позы героев подчеркнуто патетичны и выразительны; художник изъясняется высоким языком трагедии. «Прощание Гектора с Андромахой» (1773) на сюжет «Илиады» Гомера представляет идеального с точки зрения классицизма героя, ставящего общественное служение выше личных чувств.
Продолжателями принципов классицистической исторической картины были ученики и последователи Лосенко И. А. Акимов («Великий князь Святослав, целующий мать и детей своих по возвращении с Дуная в Киев», 1773), П. И. Соколов («Дедал привязывает крылья Икару», 1777), Г. И. Угрюмов («Торжественный въезд в Псков Александра Невского после одержанной им над немецкими рыцарями победы», 1793–94; «Взятие Казани», «Призвание Михаила Федоровича на царство»; обе – не позднее 1800 г.; «Испытание силы Яна Усмаря», 1796–97). В полотнах господствуют приемы театрализации: преувеличенная экспрессия жестов, сценичность в решении пространства и распределении света.
В первой пол. 19 в. исторические картины создавали представители академизма А. И. Иванов («Смерть Пелопида», нач. 1800-х гг.; «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г.», ок. 1810 г.; «Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедей», 1812), А. Е. Егоров («Отдых на пути в Египет», 1830-е гг.; «Истязание Спасителя», 1814), В. К. Шебуев («Подвиг купца Иголкина», 1839). В романтическую эпоху были созданы три знаменитых полотна: «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова (1830–33), «Медный змий» Ф. А. Бруни (1827–41), «Явление Христа народу» А. А. Иванова (1837–57). Внимание художников привлекают переломные моменты в судьбах человечества. У Брюллова природный катаклизм символически осмысливается как гибель античной цивилизации. Выстроенную по законам классицизма композицию драматизируют романтические эффекты освещения, цветовые контрасты; гибнущие герои проявляют благородство и величие души. А. А. Иванов, напротив, обращается к началу новой эры, к истокам христианского мира, к новому завету человечеству, который приносит Спаситель. Он показывает прекрасный гармоничный мир природы, в котором есть все для наполненного любовью и милосердием существования. В живописном отношении картина предвосхищает находки пленэрной живописи (см. ст. Пленэр) второй пол. 19 в. В картине Бруни люди, вызвавшие божий гнев, изображены на пороге жизни и смерти; экспрессия их движений, жестов, поз, эффектность драпировок напоминают приемы, использованные Брюлловым. Позднее, в творчестве салонных живописцев, эти приемы превращаются в штампы, широко используемые вплоть до кон. 19 в. (Ф. А. Моллер. «Апостол Иоанн Богослов, проповедующий на острове Патмос во время вакханалий», 1856; Г. И. Семирадский. «Римская оргия блестящих времен цезаризма», 1872, и «Фрина на празднике Посейдона», 1889; С. В. Бакалович. «Гладиаторы перед выходом на арену», 1891; К. Е. Маковский. «Смерть Ивана Грозного», 1888).
Во второй пол. 19 в. на первый план выходят полотна, в которых отражаются события русской истории. Художники обращаются к изучению документальных свидетельств эпохи, предметов материальной культуры, памятников письменности и искусства. Развитие портретного жанра ведет к усилению психологизма в исторической живописи (И. Е. Репин. «Царевна Софья Алексеевна…», 1879; «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885). Масштабные эпические полотна, выявляющие яркие, сильные национальные характеры, пишет В. И. Суриков, воссоздавая в своей трилогии трагедию русской истории («Утро стрелецкой казни», 1881; «Меншиков в Березове», 1883; «Боярыня Морозова», 1887). Параллельно развивается историко-бытовой жанр в живописи, представители которого стремились погрузить зрителя в атмосферу повседневного быта прошедших эпох, достоверно показать предметы обстановки, костюмы (В. Г. Шварц. «Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче. Шествие патриарха на осляти», 1865; «Иван Грозный на соколиной охоте», «Вешний поезд царицы на богомолье при царе Алексее Михайловиче»; оба – 1868). Историко-бытовое направление получает продолжение в творчестве К. Е. Маковского («Из быта русских бояр конца 17 в.», 1868; «Боярский свадебный пир конца 17 в.», 1885), С. В. Иванова («Приезд иностранцев. 17 в.», 1901), А. П. Рябушкина («Свадебный поезд в Москве. 17 столетие», 1901; «Сидение царя Михаила Федоровича с боярами в его государевой комнате», 1893; «Московская улица 17 в. в праздничный день», 1895). В творчестве мастеров из объединения «Мир искусства» сцены роскошного придворного быта 18 в. окрашены нотками щемящей печали (А. Н. Бенуа. «Выход императрицы Екатерины II в Царском Селе», 1909, и «Парад при Павле I», 1907; Е. Е. Лансере. «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе», 1905, и «Корабли времен Петра Великого», 1911; В. А. Серов. «Петр II и Елизавета Петровна на псовой охоте», 1900).
В первой пол. 20 в. некоторые живописцы обращаются к историческому жанру в его «высоком» трагедийном, героическом воплощении (П. Д. Корин. «Русь уходящая», 1932; триптих «Александр Невский», 1942–43; А. П. Бубнов. «Утро на Куликовом поле», 1943–47). В 1930–50-е гг. представители социалистического реализма, обращаясь к исторической живописи, возрождают традиции академизма. Художники второй пол. 20 – нач. 21 в. стремятся наполнить свои произведения сложным философским и символическим содержанием (В. Е. Попков, Т. Г. Назаренко и др.).

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
905.45 кб

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ НА АЛТАЕ

Хайрулинов И.С.
Статья посвящена теме войны и мира в художественных полотнах, написанных автором. Многие картины выставлялись. В разное время информация об этом была в газетах и журналах, радио и телепе-редачах.
Читать PDF
987.75 кб

Аллюзия в русской исторической живописи второй половины XIX века

Мутья Наталья Николаевна
Статья сосредоточена на проблеме аллюзии в русской исторической живописи второй половины XIX века. Предшествующие исследователи уже отчасти уделяли внимание этой проблеме, но не разрабатывали методологию.
Читать PDF
361.66 кб

РИСУНОК В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ЦЕРКОВНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ

Ломакин М.О.
в статье рассматриваются некоторые аспекты обучения рисунку будущих художников церковно-исторической живописи, сделана попытка определить специфику содержания дисциплины «Рисунок» и его взаимодействия со стилистическими особенност
Читать PDF
387.27 кб

Анализ быта и образа жизни людей через живопись: исторический аспект

Стафиевская М.В., Минина Е.А.
Искусство, выступая как отраженность движения человеческой культуры, существует автономно и сравнимо с неким живым организмом, вариацией вечного, пока существует этот мир.
Читать PDF
104.64 кб

Драматизм в образной структуре русской исторической живописи XIX века

Мутья Наталья Николаевна
В статье рассматривается драматизм как средство художественно-образной выразительности русского искусства второй половины XIX века.
Читать PDF
1.99 мб

Историческая живопись С. К. Ланзы в собраниях Национального музея Тувы

Читать PDF
438.77 кб

Древнерусская живопись как исторический источник в трудах В. А. Плугина

Горячева Татьяна Дмитриевна
Важное место в творческом наследии В.А. Плугина занимает изучение произведений древнерусского изобразительного искусства в качестве исторических источников. В.А.
Читать PDF
320.46 кб

Исторические аспекты развития жанра «Пейзаж» в китайской живописи маслом

Цзян Дэсай
Статья посвящена эволюции жанра «пейзаж» в технике масляной живописи в Китае.
Читать PDF
412.74 кб

Принцип "живописности" и становление исторических взглядов Вальтера Скотта

Лазарева Татьяна Григорьена
Статья посвящена проблеме влияния эстетических идей второй половины XVIII века на становление исторических взглядов Вальтера Скотта.
Читать PDF
71.76 кб

О реконструкции исторической памяти в живописи г. Рокчинского в 60-е гг. Xx в

Батырева Светлана Гарриевна
Cтатья посвящена вопросам реконструкции исторической памяти в живописи Калмыкии 60-х гг. XX в., постдепортационного периода. Автор основывается на анализе картины известного калмыцкого художника Г.
Читать PDF
414.02 кб

Гедонизм исторических сцен в русской салонно-академической живописи второй половины XIX века

Мутья Наталья Николаевна
В статье рассматриваются некоторые вопросы развития гедонизма в русской салонно-академической живописи второй половины XIX века, тематика и жанровая принадлежность картин, в которых прослеживаются гедонистические тенденции, и, отч
Читать PDF
185.86 кб

Социально-исторический контекст евангельских сюжетов в русской живописи второй половины XIX века

Шахова Илона Валерьевна
Статья посвящена осмыслению обращения к христианским темам в русском изобразительном искусстве второй половины XIX в. В творчестве В.Г.
Читать PDF
3.42 мб

ПРОБЛЕМА ДОСТОВЕРНОСТИ ОБРАЗА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ ДАГЕСТАНА (на примере личности имама Шамиля)

Курбанова Камила Балаэфендиевна
Проанализированы работы художников, создавших образ имама Шамиля. Показано, как решались проблемы достоверности образа, соотношения героя-личности и народа, оъективности в оценке событий.
Читать PDF
3.56 мб

Новая формула репрезентации исторического события в живописи Жана-Леона Жерома и Василия Верещагина

Чернышева Мария Александровна
Василий Верещагин был, возможно, самым известным иностранным учеником ЖанаЛеона Жерома не только в России, но и на Западе. Современники нередко сравнивали Верещагина с Жеромом.
Читать PDF
5.18 мб

История Марийского края в живописных полотнах (на примере исторической экспозиции Национального музе

Требушкова О.А., Свечников С.К.
Статья посвящена живописным работам, представленным в экспозиции Национального музея РМЭ «Страницы истории Марийского края с древнейших времен до середины 1980-х годов». Рассмотрены работы А. С. Пушкова, Г. А. Медведева, Г. М.