ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
музыкально-поэтические произведения русского народа, посвященные историческим событиям. Первоначально развивались как составная часть устного народного творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиционные приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами. Первые сохранившиеся русские исторические песни относятся к к. XIII в. Татаро-монгольское нашествие, оставившее глубокий след в народном сознании, породило ряд исторических песен ("Авдотья-рязаночка", песни о татарском полоне, "Щелкан"). Борьба с татарским игом нашла отражение в "Задонщине", которая исполнялась как историческая песня.
В России исторические песни достигли наивысшего расцвета в XVI в. В центре их внимания стоят важнейшие моменты истории (песня об обороне Пскова от Стефана Батория и др.). Для песен этого времени характерна большая передача реальных фактов (так, в песне "Взятие Казани" изображено русское войско того времени, а не легендарные богатыри), вместе с тем утрачивается масштабность в раскрытии исторической действительности, обобщенность образов, характерные для ранних песен, опиравшихся на традиции былин. В XVI в. появляется и новая разновидность исторической песни - своеобразная политическая поэма (цикл песен об Иване Грозном, в котором отражены различные взгляды: песни-памфлеты и песни, воспевающие царя). Народные движения нашли свое отражение в цикле песен о Ермаке. Исторические песни XVII в. еще более развивают эту линию (цикл песен о Степане Разине, об осаде Соловецкого монастыря). Время преобразовательной деятельности Петра I нашло отражение в ряде интересных, но малоисследованных песен ("Казнь стрельцов", "Полтава", песни о кончине Петра I). Большинство этих песен возникло в народной, преимущественно солдатской, среде, в них отразились и тяжелые стороны времени Петра I. Исторические песни XVIII в. - в значительной степени солдатского происхождения, они посвящены гл. обр. военной тематике - Семилетней войне (песня о Захаре Чернышеве), русско-шведским и русско-турецким войнам (о бое под Бендерами). Большое внимание в исторической песне уделено бунту Пугачева (песни о бунте в Яицком городке, о гибели Пугачева и др.).
В русской исторической песне XIX в. по-прежнему значительное место занимает военная тематика (песни об Отечественной войне 1812 и Крымской войне). В XVIII-XIX вв. русские исторические песни, выражая основную тенденцию времени, все более утрачивают черты конкретных исторических событий (в центре песни о Полтавской битве оказывается Шереметев, солдатские песни нередко воспевают подвиги Суворова даже в тех боях, где он не участвовал, песни о Крымской войне в значительной степени повторяют песни о русско-турецких войнах XVIII в.).
Е. Ж.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
муз.-поэтич. произведения, посвященные ист. событиям. Первоначально развивались как составная часть устного нар. творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиц. приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей ист. фактов. Сказители не выделяли И. п., называя их также старинами. Позже И. п. сближаются с песнями лит. происхождения.

Нар. песни, связанные с наиболее значит. событиями, возникли в древнейшие времена. Рим. и ср.-век. авторы свидетельствуют о существовании И. п. у древних германцев и др. племен. Так, Тацит сообщает о том, что через 80 лет после победы Арминия над Варом это событие "воспевалось у варварских народов", Приск рассказывает о песнях гуннов, воспевавших подвиги Аттилы. Павел Диакон упоминает о песнях в честь короля лангобардов. Древнейший текст И. п., дошедший до нас, - фрагмент песни о победе Хлотаря II над саксами, приведенный в жизнеописании Фарона у Хильдегария (9 в.). О значении, придававшемся И. п. в этот период, говорит указ Карла Великого, предписывавший собирать и записывать историко-героич. песни. 11-12 вв. - эпоха расцвета рыцарских песен во Франции (Chanson de geste) и в Испании (romanceros). Франц. песни рассказывают о событиях времен Меровингов и Каролингов (ссора Хлотаря с сыном Дагобертом, борьба Карла Мартелла с братьями, поход Карла Великого в Испанию и войны с саксами). Значит. место занимают песни на сюжеты борьбы королев. власти с феод. восстаниями. Исп. романсерос, собранные лишь к 16 в., рассказывают о борьбе с маврами, о становлении единого исп. гос-ва (романсы о Бернардо дель Карньо, о семи инфантах Лары, ок. 200 романсов о Сиде). В И. п. 11-13 вв. впервые проявились чувства нац. самосознания европ. народов. И. п. средневековья стали основой лит. героич. эпоса (Нибелунги, Беовульф, Сид, Эдда). Нередко И. п. продолжали существовать параллельно с литературно обработанным эпосом: так, в Шотландии еще в 18 в. существовали барды, исполнявшие песни на сюжеты, нашедшие воплощение в прозаич. сагах. Письменных свидетельств о существовании И. п. у славян в древности не сохранилось. Имеющиеся в науке предположения об отражении в памятниках письменности Киевской Руси И. п. как таковых остаются недоказанными. Первые сохранившиеся рус. И. п. относятся к кон. 13 в. Татаро-монг. нашествие, оставившее глубокий след в нар. сознании, породило ряд И. п. ("Авдотья-Рязаночка", песни о тат. полоне, "Щелкан"). Борьба с татарским игом нашла отражение в "Задонщине", к-рая исполнялась как И. п.

В кон. 13-14 вв. осн. содержанием И. п. стала борьба гор. низов и крестьян против феодалов, нац.-освободит. борьба; старые феод. сюжеты пародируются. Если раньше католич. церковь иногда даже поддерживала распространение нек-рых И. п. (песни о крестовых походах, о религ. "чудесах" и др.), то сейчас все светские мотивы стали преследоваться. Они жили в устной традиции, их авторы нередко являлись бродячими исполнителями своих соч. (см. Ваганты). Особое значение приобрела сатира на привилегиров. сословия и воспевание нар. гуманизма, что способствовало развитию нац. самосознания у нар. масс. К 16 в. относятся героич. песни греков и сербов о борьбе с тур. захватчиками, а также возникновение англ. цикла песен о Робине Гуде с их острой социальной тематикой. Особое место заняли песни о Великих географич. открытиях, нередко создававшиеся на слова крупнейших совр. поэтов (напр., на слова Гонгоры в Испании). Описания бедствий народа и сатиру на власть имущих содержат польск. и нем. песни времен Тридцатилетней войны ("Смерть Валленштейна" и др.). В 18 в. И. п., наряду с др. нар. песнями, начинают собираться, а затем и научно обрабатываться. В России И. п. достигли наивысшего расцвета в 16 в. В центре их внимания стоят важнейшие моменты истории (песня об обороне Пскова от Стефана Батория и др.). Для песен этого времени характерна большая передача реальных фактов (так, в песне "Взятие Казани" изображено рус. войско того времени, а не легендарные богатыри), вместе с тем утрачивается масштабность в раскрытии ист. действительности, обобщенность образов, характерные для ранних песен, опиравшихся на традиции былин. В 16 в. появляется и новая разновидность И. п. - своеобразная политич. поэма (цикл песен об Иване Грозном, в к-ром отражены разл. взгляды: песни-памфлеты и песни, оправдывающие Ивана Грозного). Нар. движения нашли свое отражение в цикле песен о Ермаке. И. п. 17 в. еще более развивают эту линию (цикл песен о Степане Разине, об осаде Соловецкого монастыря). Время преобразоват. деятельности Петра I нашло отражение в ряде интересных, но малоисследованных песен ("Казнь стрельцов", "Полтава", песни о кончине Петра I). Большинство этих песен возникло в народной, преимущественно солдатской, среде, в них отразились и тяжелые стороны времени Петра I. И. п. 18 в. - в значит. степени солдатского происхождения, они посвящены гл. обр. воен. тематике - Семилетней войне (песня о Захаре Чернышеве), рус.-швед. и рус.-тур. войнам (о бое под Бендерами). Большое внимание в И. п. уделено нар. движению, возглавленному Пугачевым (песни о бунте в Яицком городке, о гибели Пугачева и др.), в них отражено глубокое сочувствие к нему.

В Европе на фоне социальных потрясений кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. возникли И. п., исполненные революц. пафоса (франц. революц. песни - Марсельеза, ?a ira и др.), в Америке - песни времен борьбы за независимость.

В рус. И. п. 19 в. по-прежнему значит. место занимает воен. тематика (песни об Отечеств. войне 1812 и Крымской войне), а также песни, отражающие тяжесть крепостничества и воен. поселений (напр., в песне об Аракчееве рассказывается о том, как дворец Аракчеева в Грузии был построен на присвоенное им солдатское жалованье). В 18-19 вв. рус. И. п., выражая осн. тенденцию времени, все более утрачивают черты конкретных ист. событий (в центре песни о Полтавской битве оказывается Шереметев, солдатские песни нередко воспевают подвиги Суворова и даже в тех боях, где он не участвовал, песни о Крымской войне в значит. степени повторяют песни о рус.-тур. войнах 18 в.). Для 19 в. характерно лит. происхождение мн. И. п. (напр., "Ермак" Рылеева).

В 19 в. с развитием клас. сознания пролетариата возникают песни в рабочей среде, посв. крупным выступлениям рабочих, росту единства пролетарских рядов (песни лионских ткачей во Франции, революц. песни польск. пролетариата и т. д.). С кон. 19 в. появляются И. п. рус. пролетариата, в к-рых отражены гнет капитализма и революц. борьба рабочих. Большое место в И. п. такого рода занимают события 1905-07 ("Мы мирно стояли пред Зимним дворцом", "Очаков" и др.). К И. п. можно отнести и песенный фольклор амер. негров (песни о тяжелом рабском труде, "Миссисипи", о Дж. Брауне), песни времен гражд. войны. Наиболее ярко решимость к борьбе и стремление трудящихся к свободному и счастливому труду воплотились в "Интернационале", ставшем гимном мирового пролетариата. Героич. эпопея Окт. революции и гражд. войны отражена во мн. песнях, живущих и в наши дни ("По долинам и по взгорьям", франц. песня о солдатах 12-го стрелкового полка и др.). В годы строительства социализма в СССР создавались песни, прославлявшие героич. энтузиазм сов. народа ("Песня о встречном" Д. Д. Шостаковича и др.). Борьба народов против фашизма, 2-я мировая война породили антифаш. песни (цикл романсерос времен Нац.-революц. войны в Испании, возродившие лучшие традиции нац. песнетворчества, и др.). В СССР в годы Вел. Отечеств. войны создавались песни, воспевавшие подвиги сов. людей (Зои Космодемьянской, Гастелло и др.), героич. оборону городов (Москвы, Ленинграда, Севастополя и др.). И. п., рождавшиеся в гуще нар. борьбы, становились затем знаменем этой борьбы, приобретали широкую популярность.

За последние десятилетия наблюдается превращение И. п., посвященных выдающимся событиям истории, борьбе народа, в массовые песни. Песни такого рода призваны служить делу идейного воспитания масс (широко распространенные песни о мире, о борьбе за мир, о революц. борьбе народов, песни о Кубинской революции, о жертвах Хиросимы).

Лит.: Миллер В. Ф., Ист. песни XVI - XVIII вв., "Изв. ОРЯС", т. 3, 1915; Рус. устная словесность, т. 2, Былины. Ист. песни, М., 1919; Ист. песни XIII - XVI вв., М.-Л., 1960; Путилов Б. Н., Рус. историко-песенный фольклор XIII - XVI вв., М., 1960; Зимин А. A., Песня о Щелкане и возникновение жанра исторической песни, "История СССР", 1963, No 3; Немецкие народные баллады, М., 1959; Слово скорби и утешения. Немецкая поэзия времен Тридцатилетней войны. 1618-1648 гг., М., 1963; Эпос сербского народа, М., 1963.

В. Г. Кисунько, А. И. Рогов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
207.40 кб

О лиричности младшей исторической песни

Игумнов Андрей Георгиевич
В статье утверждается, что некоторые младшие исторические песни, традиционно квалифицируемые как лироэпические или лирические, в аспекте вербальной организации текста таковыми в строгом смысле не являются, но представляют собой ли
Читать PDF
50.06 кб

Исторические песни русского народа середины XIX в

Ляпин Денис Александрович, Пискулин Алексей Анатольевич
Статья посвящена русским историческим песням. В государственном архиве Орловской области была найдена рукопись середины XIX в. с этнографическим материалом.
Читать PDF
511.82 кб

Исторические песни азербайджанской народной музыки

Зохрабова Лейла Рамизовна
В данной статье рассматриваются исторические песни азербайджанской народной музыки. Исторические песни относятся к жанру народных песен.
Читать PDF
179.10 кб

Исторические песни в татарском народном творчестве

Хакимов Радис Фаритович
Статья посвящена истории изучения исторических песен в татарской фольклористике. Рассмотрена эволюция данного жанра начиная с Булгарского периода.
Читать PDF
608.10 кб

Отдельные исторические песни XVI века как этап эволюции жанра

Родионов М.С.
Читать PDF
311.40 кб

Исторические песни Лукояновского района (Нижегородская область)

Некаева Людмила Николаевна
Исследован фольклор юга Нижегородской области. Освещена история собирания и изучения лукояновской исторической песни. Отмечены характерные черты этого эпоса. Определены тематические группы.
Читать PDF
36.19 мб

Русские исторические песни как материал для реконструкции психологического портрета Ивана Грозного

Родионов Михаил Сергеевич
На примере фольклорного материала, представленного корпусом русских исторических песен XVI в., рассматривается возможность реконструкции психологического портрета отраженной в них исторической личности.
Читать PDF
368.70 кб

Модификации жанровых форм Думы и исторической песни в драматических произведениях 20-30-х гг. ХХ в

Школа Валентина Николаевна
Статья посвящена исследованию интерпретации думы и исторической песни в украинской драматургии 1920-1930-х годов.
Читать PDF
598.36 кб

Трансформация жанра народной песни в песенно-музыкальную форму творчества в ходе исторической динами

Антонова Елена Леонидовна, Таранова Александра Евгеньевна
Поскольку внимание авторов направлено на осмысление статуса народного песенно-музыкального творчества в разные конкретно-исторические периоды, в статье рассматривается трансформация жанра народной песни в песенно-музыкальную форму
Читать PDF
273.51 кб

Исторические и «Служивские» песни литературного происхождения в культуре донского казачества (по мат

Капля Ольга Васильевна
Автор выявляет влияние известных общественных событий на фольклорное творчество донского казачества, обращая внимание на особую роль в его культуре исторического песенного репертуара.