ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
музыкально-поэтические произведения русского народа, посвященные историческим событиям. Первоначально развивались как составная часть устного народного творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиционные приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей исторических фактов. Сказители не выделяли исторических песен, называя их также старинами. Первые сохранившиеся русские исторические песни относятся к к. XIII в. Татаро-монгольское нашествие, оставившее глубокий след в народном сознании, породило ряд исторических песен ("Авдотья-рязаночка", песни о татарском полоне, "Щелкан"). Борьба с татарским игом нашла отражение в "Задонщине", которая исполнялась как историческая песня.
В России исторические песни достигли наивысшего расцвета в XVI в. В центре их внимания стоят важнейшие моменты истории (песня об обороне Пскова от Стефана Батория и др.). Для песен этого времени характерна большая передача реальных фактов (так, в песне "Взятие Казани" изображено русское войско того времени, а не легендарные богатыри), вместе с тем утрачивается масштабность в раскрытии исторической действительности, обобщенность образов, характерные для ранних песен, опиравшихся на традиции былин. В XVI в. появляется и новая разновидность исторической песни - своеобразная политическая поэма (цикл песен об Иване Грозном, в котором отражены различные взгляды: песни-памфлеты и песни, воспевающие царя). Народные движения нашли свое отражение в цикле песен о Ермаке. Исторические песни XVII в. еще более развивают эту линию (цикл песен о Степане Разине, об осаде Соловецкого монастыря). Время преобразовательной деятельности Петра I нашло отражение в ряде интересных, но малоисследованных песен ("Казнь стрельцов", "Полтава", песни о кончине Петра I). Большинство этих песен возникло в народной, преимущественно солдатской, среде, в них отразились и тяжелые стороны времени Петра I. Исторические песни XVIII в. - в значительной степени солдатского происхождения, они посвящены гл. обр. военной тематике - Семилетней войне (песня о Захаре Чернышеве), русско-шведским и русско-турецким войнам (о бое под Бендерами). Большое внимание в исторической песне уделено бунту Пугачева (песни о бунте в Яицком городке, о гибели Пугачева и др.).
В русской исторической песне XIX в. по-прежнему значительное место занимает военная тематика (песни об Отечественной войне 1812 и Крымской войне). В XVIII-XIX вв. русские исторические песни, выражая основную тенденцию времени, все более утрачивают черты конкретных исторических событий (в центре песни о Полтавской битве оказывается Шереметев, солдатские песни нередко воспевают подвиги Суворова даже в тех боях, где он не участвовал, песни о Крымской войне в значительной степени повторяют песни о русско-турецких войнах XVIII в.).
Е. Ж.

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ
муз.-поэтич. произведения, посвященные ист. событиям. Первоначально развивались как составная часть устного нар. творчества, являясь продолжением былевого эпоса и сохраняя во многом традиц. приемы былинной поэзии. Отличались от былин меньшим размером и более достоверной передачей ист. фактов. Сказители не выделяли И. п., называя их также старинами. Позже И. п. сближаются с песнями лит. происхождения.

Нар. песни, связанные с наиболее значит. событиями, возникли в древнейшие времена. Рим. и ср.-век. авторы свидетельствуют о существовании И. п. у древних германцев и др. племен. Так, Тацит сообщает о том, что через 80 лет после победы Арминия над Варом это событие "воспевалось у варварских народов", Приск рассказывает о песнях гуннов, воспевавших подвиги Аттилы. Павел Диакон упоминает о песнях в честь короля лангобардов. Древнейший текст И. п., дошедший до нас, - фрагмент песни о победе Хлотаря II над саксами, приведенный в жизнеописании Фарона у Хильдегария (9 в.). О значении, придававшемся И. п. в этот период, говорит указ Карла Великого, предписывавший собирать и записывать историко-героич. песни. 11-12 вв. - эпоха расцвета рыцарских песен во Франции (Chanson de geste) и в Испании (romanceros). Франц. песни рассказывают о событиях времен Меровингов и Каролингов (ссора Хлотаря с сыном Дагобертом, борьба Карла Мартелла с братьями, поход Карла Великого в Испанию и войны с саксами). Значит. место занимают песни на сюжеты борьбы королев. власти с феод. восстаниями. Исп. романсерос, собранные лишь к 16 в., рассказывают о борьбе с маврами, о становлении единого исп. гос-ва (романсы о Бернардо дель Карньо, о семи инфантах Лары, ок. 200 романсов о Сиде). В И. п. 11-13 вв. впервые проявились чувства нац. самосознания европ. народов. И. п. средневековья стали основой лит. героич. эпоса (Нибелунги, Беовульф, Сид, Эдда). Нередко И. п. продолжали существовать параллельно с литературно обработанным эпосом: так, в Шотландии еще в 18 в. существовали барды, исполнявшие песни на сюжеты, нашедшие воплощение в прозаич. сагах. Письменных свидетельств о существовании И. п. у славян в древности не сохранилось. Имеющиеся в науке предположения об отражении в памятниках письменности Киевской Руси И. п. как таковых остаются недоказанными. Первые сохранившиеся рус. И. п. относятся к кон. 13 в. Татаро-монг. нашествие, оставившее глубокий след в нар. сознании, породило ряд И. п. ("Авдотья-Рязаночка", песни о тат. полоне, "Щелкан"). Борьба с татарским игом нашла отражение в "Задонщине", к-рая исполнялась как И. п.

В кон. 13-14 вв. осн. содержанием И. п. стала борьба гор. низов и крестьян против феодалов, нац.-освободит. борьба; старые феод. сюжеты пародируются. Если раньше католич. церковь иногда даже поддерживала распространение нек-рых И. п. (песни о крестовых походах, о религ. "чудесах" и др.), то сейчас все светские мотивы стали преследоваться. Они жили в устной традиции, их авторы нередко являлись бродячими исполнителями своих соч. (см. Ваганты). Особое значение приобрела сатира на привилегиров. сословия и воспевание нар. гуманизма, что способствовало развитию нац. самосознания у нар. масс. К 16 в. относятся героич. песни греков и сербов о борьбе с тур. захватчиками, а также возникновение англ. цикла песен о Робине Гуде с их острой социальной тематикой. Особое место заняли песни о Великих географич. открытиях, нередко создававшиеся на слова крупнейших совр. поэтов (напр., на слова Гонгоры в Испании). Описания бедствий народа и сатиру на власть имущих содержат польск. и нем. песни времен Тридцатилетней войны ("Смерть Валленштейна" и др.). В 18 в. И. п., наряду с др. нар. песнями, начинают собираться, а затем и научно обрабатываться. В России И. п. достигли наивысшего расцвета в 16 в. В центре их внимания стоят важнейшие моменты истории (песня об обороне Пскова от Стефана Батория и др.). Для песен этого времени характерна большая передача реальных фактов (так, в песне "Взятие Казани" изображено рус. войско того времени, а не легендарные богатыри), вместе с тем утрачивается масштабность в раскрытии ист. действительности, обобщенность образов, характерные для ранних песен, опиравшихся на традиции былин. В 16 в. появляется и новая разновидность И. п. - своеобразная политич. поэма (цикл песен об Иване Грозном, в к-ром отражены разл. взгляды: песни-памфлеты и песни, оправдывающие Ивана Грозного). Нар. движения нашли свое отражение в цикле песен о Ермаке. И. п. 17 в. еще более развивают эту линию (цикл песен о Степане Разине, об осаде Соловецкого монастыря). Время преобразоват. деятельности Петра I нашло отражение в ряде интересных, но малоисследованных песен ("Казнь стрельцов", "Полтава", песни о кончине Петра I). Большинство этих песен возникло в народной, преимущественно солдатской, среде, в них отразились и тяжелые стороны времени Петра I. И. п. 18 в. - в значит. степени солдатского происхождения, они посвящены гл. обр. воен. тематике - Семилетней войне (песня о Захаре Чернышеве), рус.-швед. и рус.-тур. войнам (о бое под Бендерами). Большое внимание в И. п. уделено нар. движению, возглавленному Пугачевым (песни о бунте в Яицком городке, о гибели Пугачева и др.), в них отражено глубокое сочувствие к нему.

В Европе на фоне социальных потрясений кон. 18 - 1-й пол. 19 вв. возникли И. п., исполненные революц. пафоса (франц. революц. песни - Марсельеза, ?a ira и др.), в Америке - песни времен борьбы за независимость.

В рус. И. п. 19 в. по-прежнему значит. место занимает воен. тематика (песни об Отечеств. войне 1812 и Крымской войне), а также песни, отражающие тяжесть крепостничества и воен. поселений (напр., в песне об Аракчееве рассказывается о том, как дворец Аракчеева в Грузии был построен на присвоенное им солдатское жалованье). В 18-19 вв. рус. И. п., выражая осн. тенденцию времени, все более утрачивают черты конкретных ист. событий (в центре песни о Полтавской битве оказывается Шереметев, солдатские песни нередко воспевают подвиги Суворова и даже в тех боях, где он не участвовал, песни о Крымской войне в значит. степени повторяют песни о рус.-тур. войнах 18 в.). Для 19 в. характерно лит. происхождение мн. И. п. (напр., "Ермак" Рылеева).

В 19 в. с развитием клас. сознания пролетариата возникают песни в рабочей среде, посв. крупным выступлениям рабочих, росту единства пролетарских рядов (песни лионских ткачей во Франции, революц. песни польск. пролетариата и т. д.). С кон. 19 в. появляются И. п. рус. пролетариата, в к-рых отражены гнет капитализма и революц. борьба рабочих. Большое место в И. п. такого рода занимают события 1905-07 ("Мы мирно стояли пред Зимним дворцом", "Очаков" и др.). К И. п. можно отнести и песенный фольклор амер. негров (песни о тяжелом рабском труде, "Миссисипи", о Дж. Брауне), песни времен гражд. войны. Наиболее ярко решимость к борьбе и стремление трудящихся к свободному и счастливому труду воплотились в "Интернационале", ставшем гимном мирового пролетариата. Героич. эпопея Окт. революции и гражд. войны отражена во мн. песнях, живущих и в наши дни ("По долинам и по взгорьям", франц. песня о солдатах 12-го стрелкового полка и др.). В годы строительства социализма в СССР создавались песни, прославлявшие героич. энтузиазм сов. народа ("Песня о встречном" Д. Д. Шостаковича и др.). Борьба народов против фашизма, 2-я мировая война породили антифаш. песни (цикл романсерос времен Нац.-революц. войны в Испании, возродившие лучшие традиции нац. песнетворчества, и др.). В СССР в годы Вел. Отечеств. войны создавались песни, воспевавшие подвиги сов. людей (Зои Космодемьянской, Гастелло и др.), героич. оборону городов (Москвы, Ленинграда, Севастополя и др.). И. п., рождавшиеся в гуще нар. борьбы, становились затем знаменем этой борьбы, приобретали широкую популярность.

За последние десятилетия наблюдается превращение И. п., посвященных выдающимся событиям истории, борьбе народа, в массовые песни. Песни такого рода призваны служить делу идейного воспитания масс (широко распространенные песни о мире, о борьбе за мир, о революц. борьбе народов, песни о Кубинской революции, о жертвах Хиросимы).

Лит.: Миллер В. Ф., Ист. песни XVI - XVIII вв., "Изв. ОРЯС", т. 3, 1915; Рус. устная словесность, т. 2, Былины. Ист. песни, М., 1919; Ист. песни XIII - XVI вв., М.-Л., 1960; Путилов Б. Н., Рус. историко-песенный фольклор XIII - XVI вв., М., 1960; Зимин А. A., Песня о Щелкане и возникновение жанра исторической песни, "История СССР", 1963, No 3; Немецкие народные баллады, М., 1959; Слово скорби и утешения. Немецкая поэзия времен Тридцатилетней войны. 1618-1648 гг., М., 1963; Эпос сербского народа, М., 1963.

В. Г. Кисунько, А. И. Рогов. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976