Исторический очерк
Исторический очерк
Обзор историографии В. Периодизация истории В. Вьетнамская феод. историография начала складываться в 13 в. Первым крупным ее представителем явился Ле-ван-Хыу, издавший в 1272 "Дайвьет ши ки" ("Исторические записки о Дайвьете"), очерк истории вьетнамского гос-ва с древнейших времен (осн. внимание уделено 10 - нач. 13 вв.). Эта работа, как и труды Ле Така ("Аннам ти лыок" ("Записки об Аннаме"), кон. 13 - нач. 14 вв.), Ли-те-Сюйена ("Вьет-зиен у линь тап" ("Сборник незримых покровителей страны вьетов"), 1329), Фан-фу-Тиена ("Дайвьет шы ки тык биен" ("Комментированная история Дайвьета"), 1453) и др. были написаны под влиянием феод. кит. конфуцианской историографии того времени. Новое течение во вьетнамской феод. историографии утвердилось после появления в 1479 труда Нго-си-Лиена "Дайвьет шы ки Тоан тхы" ("Полная история Дайвьета"), подчеркнувшего самостоятельный характер развития вьетнамского гос-ва, что нашло, в частности, свое отражение во впервые введенной им и в дальнейшем воспринятой всей вьетнамской феод. историографией периодизации (до 939, когда вьетнамское гос-во стало официально независимым от кит. империи - "предварительная часть", с 939 - "основная часть"). Для труда Нго-си-Лиена и последующих работ (Фам-конг-Чы "Дайвьет шы ки бан ки тык биен" ("Комментированная основная история Дайвьета"), 1665; Ле-кюи-Дон "Дайвьет тхоунг шы" ("История Дайвьета"), 1749, и др.) характерны прославление вьетнамской феод. монархии, политич. тенденция к утверждению единого централизованного гос-ва. В этих книгах изложение строилось по хронологич. принципу и осн. внимание уделялось политич. истории. Новый период в развитии вьетнамской феод. историографии начался с выходом в 1821 работы Фан-хюи-Тю "Лыть чиеу тьыонг лоай ти" ("Описание установлений всех династий"), где была дана попытка сравнительного анализа экономич., юридич. и политич. институтов, рассматриваемых в каждом случае на протяжении всей истории В. Элементы историч. анализа, появившиеся в труде Фан-хюи-Тю, получили свое развитие в крупнейшем вьетнамском произведении "Кхам динь Вьет шы тхоунг жям кыонг мук" ("Полный обзор истории Вьета", 1858-84; произведение известно также под сокращенным названием "Кыонг мук"), написанном группой авторов под руководством Фан-тхань-Жяна. С захватом В. франц. колонизаторами (50-80-е гг. 19 в.) развитие вьетнамской историографии стало проходить под влиянием франц. бурж. историографии. Наиболее крупными работами вьетнамских историков, написанными с проколонизаторских позиций, были книги Чыон-винь-Ки и Зыонг-куанг-Нама. Особое место во вьетнамской бурж. историографии занимает подробное исследование по истории В. Ле-тхань-Кхоя написанное с объективистских позиций. Буржуазная историография по В. представлена в основном работами франц. авторов. Характерной ее чертой является стремление к оправданию и приукрашиванию франц. колониального режима во В., извращение истории вьетнамского народа с позиций, угодных колонизаторам. Бурж. историография дала нек-рое количество конкретных исследований, преим. в области древней и средневековой истории В. (работы А. Масперо, Л. Кадьера Л. Оруссо, Р. Делюсталь и др.), научная ценность к-рых, однако, во многом снижается из-за преимущественного интереса их авторов к верхушечной политич. истории В. Первое марксистское исследование по истории В. было написано Хо Ши Мином в 1925 - "Суд над франц. колониальным режимом" ("Le proc?s de la colonisation fran?ais"). Конкретная разработка проблем истории В. с марксистских позиций была начата в СССР в 40-х гг. работами А. А. Губера и В. Я. Васильевой. После образования в 1945 ДРВ началось становление и развитие марксистской историч. науки во В. В 1953 в ДРВ был создан Комитет по изучению литературы, истории и географии при ЦК Партии трудящихся В. (ПТВ) (издавал журнал "Van su Dia"), в 1959 - Институт истории В. Основное внимание вьетнамские ученые уделяют истории трудящихся масс, нац.-освободит. борьбы вьетнамского народа, народно-демократич. революции и социалистич. переустройства В., разоблачению бурж. фальсификации истории В. Созданы работы, освещающие восьмидесятилетнюю борьбу вьетнамского народа против франц. колонизаторов (Чан-хюи-Лиеу), историю Августовской революции 1945 (Чыонг Тинь, Ван Tao, Тхань-тхе-Ви, Нгуен-конг-Бинь), развитие и рост вьетнамского рабочего класса (Чан-ван-Зяу), историю ПТВ (Минь Чань, Буй-конг-Чынг и др.). Большое внимание уделяется научному изучению вопросов древней и ср.-век. истории В. (Ван Тан, Дао-зюй-Ань и др.). В противоположность бурж. историографии, в центре внимания ученых ДРВ находятся социально-экономич. проблемы и история классовой борьбы в древнем и феод. вьетнамском обществе. В 1956-60 проходила дискуссия по проблеме рабовладельческого строя во В., исследовались земельный вопрос, специфич. черты развития феодализма во В., социальная орг-ция средневекового крестьянства, был опубликован ряд историч. памятников. Ин-том истории В. готовится труд по Всеобщей истории В. (под общей ред. Чан-хюи-Лиеу и Ван Тана); работа подобного типа уже создана коллективом авторов Ханойского ун-та. В 50-60-х гг. в СССР созданы монографич. исследования по истории нац.-освободит. борьбы вьетнамского народа (С. А. Мхитарян, А. П. Шилтова и В. А. Мордвинов, И. М. Щедров), по аграрной реформе в ДРВ (А. Г. Мазаев), по истории великой крест. войны тэйшонов (И. А. Огнетов), опубликованы научные статьи по социально-экономич. преобразованиям в ДРВ (А. А. Губер, В. А. Зеленцов и др.), по древнему и средневековому периодам жизни В. (Д. В. Деопик, А. И. Мухлинов). Значит. вклад в развитие марксистской историографии по В. внес франц. историк Ж. Шено, опубликовавший в 1955 очерк истории вьетнамского народа. По ряду вопросов периодизации истории В. в историч. науке еще не сложилось единых точек зрения. Примерно в истории В. можно выделить следующие осн. периоды: 1) Период первобытнообщинного строя (до 3 в. до н. э.). 2) Период раннерабовладельческого строя (3 в. до н. э.- 2 в. н. э.). 3) Период раннего феодализма (3 - нач. 10 вв.). 4) Период развитого феодализма (нач. 10 - конец 18 вв.), делится на подразделы: время феод. раздробленности (нач. 10 - нач. 11 вв.); время централизованного феод.-бюрократич. гос-ва (10-е гг. 11 - сер. 16 вв.); время формирования помещичьего землевладения (сер. 16 - конец 18 вв.). 5) Период позднего феодализма (нач. 19 в. - 1884), делится на подразделы: складывание во В. абсолютистской монархии (нач. 19 в. - 50-е гг. 19 в.) и время, когда самостоятельное историч. развитие В. было насильственно прервано франц. колонизаторами, захватившими страну (1858-84). 6) Вьетнамское общество в период колониального господства франц. империализма (1885-1945). Этот период, характеризующийся в социально-экономич. отношении захватом ключевых позиций в экономике страны франц. империалистами, консервацией феод. и полуфеод. отношений в с. х-ве, замедл. развитием капиталистич. уклада, делится на: подпериод 1885-1917 - установление режима колониальной эксплуатации во всем В. и зарождение нац.-освободит. движения против колонизаторов; подпериод 1918-30 - усиление империалистич. закабаления В. и нарастание в стране под влиянием Октябрьской революции в России нац.-освободит. борьбы; подпериод 1930-45 - переход руководства революц. и нац.-освободит. движением в стране к рабочему классу. 7) В. с 1945. Этот период делится на два подпериода: подпериод от Августовской революции 1945 до окончания войны Сопротивления (июль 1954), приведший к выполнению задач национальной народно-демократич. революции в Сев. В., и подпериод с 1954, характеризующийся переходом Сев. В. к строительству социализма и развертыванием антиимпериалистич. и антифеод. борьбы в Юж. В. Период первобытнообщинного строя (до 3 в. до н. э.). Терр. В. входит в ареал формирования человека совр. типа. В центр. В. обнаружены (в 1960) памятники материальной культуры нижнего палеолита. В верх. палеолите и мезолите здесь существовала бакшонско-хоабиньская культура. В неолите В. вошел в широкую область культур, характеризующихся употреблением "плечикового топора" и керамики со штампованным орнаментом. Отдельные металлические орудия сев.-кит. типов появились на рубеже 2-1-го тыс. до н. э. Самостоятельная культура эпохи бронзы возникла в сер. 1-го тыс. до н. э. (культура Донгсон). На рубеже нашей эры на терр. В. совершился переход к железному веку. В период неолита и ранней бронзы население бассейна р. Хонгха (Красной) и низовьев р. Меконг по своему антропологич. облику относилось к индонез. антропологич. типу и говорило, по-видимому, на языках аустроазиатской семьи. Осн. занятиями населения были земледелие, отчасти рыболовство и в меньшей степени охота. Центр. районы В. занимали протоиндонез. племена, осн. занятиями которых были охота и рыболовство. У племен, населявших терр. В., господствовали в этот период первобытнообщинные отношения. Вопрос о формировании непосредственных предков вьетнамцев, известных в источниках под именем лаквьетов, связан с историей этнич. группы вьет (юэ), в 1-й пол. 1-го тыс. до н. э., занимавшей низовья р. Янцзы, а затем начавшей перемещаться к югу, в бассейны pp. Сицзян и Хонгха, где она смешивалась с протоиндонез. и аустроазиатскими племенами. Период раннерабовладельческого строя (3 в. до н. э. - 2 в. н. э.). По вопросу о социальной структуре раннеклассового общества во В., а также по вопросу о времени формирования этого об-ва в историч. науке существуют разные мнения. Одни ученые относят формирование клас. общества во В. к 3 в. до н. э. и считают, что В. прошел через стадию раннерабовладельческого строя; другие относят формирование классового общества к более позднему периоду (первые века н. э. и полагают, что вьетнамское общество перешло непосредственно от первобытнообщинного строя к феодальному. Исследователи первого из этих двух направлений полагают, что процесс разложения родового строя на территории Северного В., ускоренный перемещением сюда части вьетов, привел в 3 в. до н. э. к образованию раннерабовладельческого государства Аулак. Основными производителями в Аулаке были земледельцы-общинники (лакзаны), в меньшей степени - рабы (ноле); господствующий класс (лакчыонги и лакхэу) состоял из бывшей родоплеменной верхушки - крупных землевладельцев и служилой знати. В 207 до н. э. государство Аулак попало в зависимость от вьет-ского государства Намвьет, сформировавшегося во 2-й половине 3 в. в бассейне р. Сицзян; возникло двуединое вьетское гос-во Намвьет-Аулак. Захват Намвьета-Аулака кит. императором У-ди (династия Зап. Хань) в. 111 до н. э. привел к включению Аулака в состав империи Зап. Хань. Терр. Аулака была разделена ханьской администрацией в 110 до н. э. на три провинции (Цзяо-чжи, Цзю-чен и Е-нань). В нач. 1 в. н. э. ханьская администрация стала проводить широкую ассимиляцию лаквьетов и усилила их налоговую эксплуатацию. Это вызвало в 40-43 всеобщее восстание против ханьской династии, возглавленное героинями вьетнамского народа сестрами Чынг (см. "Двух сестер" восстание). Это восстание, как и последовавшие за ним во 2-й пол. 1 в. и особенно во 2 в. многочисл. выступления лаквьетов-общинников, вынудили ханьские власти отказаться от политики ассимиляции. Лаквьеты сохранили свою общинную организацию и свою самобытную культуру. Фактич. власть в стране лаквьетов постепенно перешла от ханьской администрации к местной служилой знати (куанам). В центр. части совр. В. во 2 в. н. э. у племен индонез. языковой семьи тьямов сложилось классовое общество и гос-во - Тьямпа. В 3 в. до н. э. - 3 в. н. э. у лаквьетов шел процесс развития самобытной духовной и материальной культуры. Формировался язык, отличный как от языков более северных групп вьетов, так и от языков более южных аустроазиатских групп (протокхмерских), складывался нар. эпос (легенда о Золотой черепахе и др.). Развивалась своеобразная деревянная архитектура с центральностолбовыми конструкциями, без несущих стен. Самобытное искусство лаквьетов характеризуется многими реалистич. изображениями и сложными композициями на бронзовых барабанах, многочисл. скульптурами, выполненными в своеобразной манере. Раннерабовладельческие отношения нашли свое идеологич. отражение в создании религиозной системы, в к-рой наряду со старыми родовыми анимистическими верованиями значит. роль играли культ предков (при этом все более распространялся гос. культ предков выонга) и сложные магические представления. С нач. н. э. на лаквьетскую культуру начали оказывать известное влияние кит. культура и индийский буддизм, появились произведения искусства смешанных стилей (находки в погребениях 1-3 вв. в дельте р. Хонгха). Период раннего феодализма (3 - нач. 10 вв.). В 3-4 вв. на базе усилившегося развития производит. сил (повсеместное применение железных орудий, совершенствование ирригации, распространение плужного земледелия, развитие деревенских ремесел, введение новых с.-х. культур (соя, хлопок) и более совершенных агро-технич. приемов, заимствованных из Китая) на терр. Сев. В. происходило формирование феод. отношений в формах, близких к кит. феодализму того времени. В эти же века на базе лаквьетов начала складываться вьетнамская народность, формирование к-рой в основном завершилось к концу периода раннего феодализма. Характерной чертой складывавшегося вьетнамского феодализма было сохранение общинной организации (са) как основы эксплуатации крестьян феодалами. К нач. 6 в. обострились противоречия между служилой феод. знатью - куанами, фактически правившими страной, и верховной кит. администрацией. В 544 вьетнамцы под руководством крупного куана Ли Бона изгнали кит. губернатора из страны. В Сев. В. возникло независимое вьетнамское раннефеод. гос-во Вансуан, где правила основанная Ли Боном династия Ли (Ранняя, 544-603). В 603, после многолетних войн, Вансуан был вновь завоеван кит. династией Суй (581-618), однако фактическая власть в стране по-прежнему оставалась в руках вьетнамских куанов. Сменившая династию Суй кит. династия Тан (618-907) реорганизовала центр. управление В. (создание в 622 Общего управления Умиротворенным югом (Общее управление Аньнань); Аньнань стало названием Сев. В. в 7 - сер. 10 вв.), что несколько ослабило позиции куанов, но позиции танской империи во В. в целом оставались непрочными. В 20-х гг. 8 в. произошло новое освободит. восстание в стране, возглавленное феодалами народности мыонг, родственной вьетнамцам. Подавление восстания стоило Танам значит. усилий. Постепенно при формальном сохранении Общего управления Аньнань власть вновь перешла к куанам. В конце 8 - нач. 9 вв. должность губернатора Аньнаня стала наследственной в местном феод. роде Фунг. Период развитого феодализма (нач. 10 - конец 18 вв.). Время феодальной раздробленности (нач. 10 - нач. 11 вв.). К 10 в. феодальный способ производства стал господствующим во В. По своему социально-экономич. развитию вьетнамское общество достигло уровня наиболее развитых феод. обществ Д. Востока (Китай, Япония, Корея). С 9-10 вв. начался процесс создания единой ирригационной сети Сев. В., состоявшей из магистральных каналов и больших дамб, строившихся центр. властью, и местных ирригац. систем, создававшихся крупными феодалами и объединениями общин. В с. х-ве дополнительно к старым культурам (рис, садовые культуры) вводились новые: огородные культуры, пряности, технич. культуры (шелководство). Источники, начиная с 11 в., свидетельствуют о широком развитии рыбоводства, о распространении в качестве второго (после риса) осн. продукта питания рыбного соуса "ныок-мам". Широкое распространение получили соляные промыслы как самостоятельная отрасль х-ва. Начало развиваться горнодобывающее дело (черные и цветные металлы, олово, золото, серебро). Усилился процесс отделения ремесла от с. х-ва, развивались города (Тханглаунг, Тханьхоа и др.). Появились новые виды ремесла (производство высококачественных тканей, бумаги (ранее ввозившихся из Китая), поливной керамики, оружия и т. д.). Одновременно сложился в основных чертах самобытный тип вьетнамской материальной и духовной культуры, усвоившей в то же время многие достижения культуры кит. народа. Эти внутр. процессы в сочетании с ослаблением в этот период власти Танов на юге империи привели в нач. 10 в. к фактич. восстановлению независимости вьетнамского гос-ва. Освободит. борьба вьетнамцев против кит. феод. монархии конца 9 - нач. 10 вв. привела к тому, что с 906 у власти во В. встала местная династия Кхук (906-923). Окончательное оформление независимости В. произошло в 939, когда при династии Нго (939-965) вьетнамские феодалы отказались от кит. сюзеренитета; в 968 страна получила новое название - Дайковьет ("Великий древний Вьет"). Символом достижения независимости страны было перенесение столицы из кит. цитадели Дайла (район совр. Ханоя) в древний центр Аулака Колоа (к С. от слияния pp. Хонгха (Красной) и Да (Черной)). Основой феод. отношений в Дайковьете была, как и при Танах, верховная собственность на всю землю монарха (вуа). Земля обрабатывалась общинниками, зависимыми или непосредственно от феод. гос-ва или от феодалов-чиновников, к-рые получали ренту-налог от общин, переданных вуа в их временное владение. Одновременно значит. часть общин находилась в непосредственной зависимости (минуя монарха) от крупных феодалов (сы куанов), наследственно владевших землями с находящимися на них общинами. Крупные феодалы - сы куаны стремились свести власть вуа к минимуму и стать полностью самостоятельными в своих уделах. Уже при Нго Кюйене (939-945), основателе династии Нго, В. стал распадаться на владения сы куанов, каждый из к-рых был не намного слабее вуа. После смерти Нго Кюйена страна распалась на 12 крупных уделов, во главе к-рых стояли боровшиеся между собой сы куаны ("эпоха 12 куанов", 945-968). Разорение страны междоусобными феод. войнами вызывало недовольство общинников, представлявших реальную частично вооруженную силу, поскольку большая часть крестьян еще недавно участвовала в освободит. войнах с кит. монархией. В преодолении феод. раздробленности были заинтересованы также в значит. мере средние и мелкие феодалы-чиновники, к-рые не могли без опоры на сильное гос-во реализовать свое условное владение общинами. Опираясь на эту часть феод. класса и пользуясь поддержкой общин, вуа династий Динь (968-981) и Ле (Ранняя, 981-1009) повели борьбу с сы куанами. При вуа Динь Бо Лине (968-979) часть из них была лишена своих владений, земли остальных были раздроблены на новые адм. единицы, политич. контроль над к-рыми перешел к чиновникам вуа. Борьба за централизацию страны была продолжена в последней четверти 10 в. при вуа Ле Хоане (981-1005), когда в источниках исчезло упоминание о сы куанах и на смену феод. дружинам стала создаваться регулярная армия. В период раннего феодализма развитие культуры складывавшейся вьетнамской народности происходило на базе развития местных лаквьетских. традиций, обогащавшихся многими достижениями кит. цивилизации. Продолжал формироваться вьетнамский нар. эпос, отражавший освободит. борьбу вьетнамцев. Лит-ра господствующего класса в значит. степени базировалась на переработке традиционных буддийских и кит. литературных сюжетов. В прикладном искусстве в 6-9 вв. господствовал т. н. стиль "Дай-ла", воспринявший ряд кит. и индийских мотивов, но в целом самостоятельный. В архитектуре, наряду со строительством башен-ступ, развивалось строительство одноэтажных храмов, состоящих из нескольких залов, расположенных по одной оси. Образование в этот период находилось в руках конфуцианских ученых (в 4-6 вв. гл. обр. выходцев из Юж. Китая, позже - в основном вьетнамцев), осн. проводников кит. культурного влияния. Наряду с дальнейшим развитием местных религиозных верований на базе учения индийской буддийской секты Дхьяна в 6-9 вв. формировалась вьетнамская форма буддизма - тхиен, господствующая форма религ. идеологии в 10 - нач. 11 вв. Время централизованного феод.-бюрократич. гос-ва (10-е гг. 11 - сер. 16 вв.). В 1-й пол. 11 в. в Дайковьете стало оформляться централизованное феод. гос-во, с помощью разветвл. феод.-бюрократич. аппарата эксплуатировавшее крестьян-общинников. Осн. адм. и фискальной единицей продолжала быть община, внутри к-рой общинная верхушка раскладывала подушные и поземельные налоги (ренту-налог, идущую феод. гос-ву), набирала рекрутов и контролировала выполнение общинниками гос. барщины. Налоги были в основном натуральные, но отдельные категории их взимались и деньгами. Внутри общин была сосредоточена значит. часть средневекового вьетнамского ремесла; часть ремесленников, по данным источников, относящимся к 11-12 вв., жила в городах (особенно в столице Дайковьета (с 1010) Тханглаунге (совр. Ханой)) и в деревнях-цехах (фаунг). Средние и мелкие феодалы в основном были представлены служилой феод. бюрократией. Значительной властью пользовались крупные феодалы (уже не сы куаны, а в основном члены королевской семьи) и буддийские монастыри (буддийское церковное землевладение получило широкое распространение с 10 в.); часть общинников находилась в непосредственной зависимости от этих крупных светских и духовных феодалов. Власть феод. гос-ва опиралась на регулярную армию и королевскую гвардию. Феод. бюрократия комплектовалась по кит. системе экзаменов; она получила к сер. 11 в. четкую иерархическую структуру. Идеологич. оформление власти класса феодалов в централизованном вьетнамском гос-во нашло свое выражение в формировании в 11 в. общевьетнамской синкретической религ. системы, базирующейся на сочетании старых местных религиозных верований (божества Земли и Неба) с вьетнамской формой буддизма (тхиен) и конфуцианством. Укрепившееся вьетнамское гос-во (с 1069 название Дайковьет было заменено на Дайвьет ("Великий Вьет")) начало во 2-й пол. 11 в. борьбу за расширение своих владений. На С. терр. вьетнамского гос-ва расширилась в результате присоединения к Дайвьету терр. племен нунг (совр. пров. Каобанг). На Ю. армия Дайвьета заняла в 1069 сев. провинции Тьямпы (совр. пров. Куангбинь и Куангчи). Эти районы были уже заселены вьетнамцами-общинниками в ходе постепенного заселения ими терр. совр. Центр. В., к-рое началось в интенсивных формах на рубеже 10-11 вв. и составляло одну из характерных черт истории В. на протяжении всего периода развитого феодализма. Высокая вьетнамская земледельческая культура охватывала постепенно долины Центр. В. С нач. 12 в. Дайвьет вступил в полосу длительных войн с Тьямпой, продолжавшуюся до нач. 13 в. Разорение общинников, происходившее в связи с этими войнами, повлекло за собой в сер. 12 в. обострение классовой борьбы, ознаменовавшейся многочисленными антифеод. крест. восстаниями. В ходе борьбы с крест. восстаниями и воен. бунтами последние правители династии Ли все более обращались к помощи могуществ. Феод. дома Чан, представители к-рого, сыграв решающую роль в подавлении восстаний и укреплении власти феодалов, отстранили с 1225 Ли от власти и основали свою собственную династию Чан (1225-1400). Первые вуа из династии Чан совершенствовали систему феод. эксплуатации, базирующуюся на ренте-налоге. В 1233-42 была унифицирована вся адм. система (разделение всего Дайвьета на 12 провинций (ло) с единообразным управлением), проведена полная перепись населения, каждая община была поставлена под контроль гос. чиновника - представителя феод. бюрократии; был введен (1230) вьетнамский свод законов, строго охранявший привилегии класса феодалов. При Чанах была создана сильная армия (100 тыс. чел. в мирное время, более 200 тыс. чел. - в военное) и флот, организована (в 1253) воен. академия в Тханглаунге. В 1257-88 Дайвьет трижды подвергся вторжению монг. армий Хубилая. Борьба против монг. нашествия охватила весь народ, выдающуюся роль в ней сыграл полководец Чан-хынг-Дао. Все походы монг. феодалов потерпели поражение, Дайвьет отстоял свою независимость. В конце 13 в. Дайвьет вел борьбу с усилившимся лаосским гос-вом Лансанг на Среднем Меконге. С нач. 14 в. Дайвьет возобновил движение на юг, где им были по договору 1307 с Тьямпой приобретены области О и Ри в р-не совр. г. Хуэ. Длительные войны 2-й пол. 13 - нач. 14 вв. привели к усилению феод. эксплуатации и подорвали с. х-во, участились крест, восстания; толпы обнищавших общинников бросали деревни и селились во владениях крупных феодалов, где их не могло облагать налогами центр. пр-во. Власть крупных феодалов укреплялась, а власть вуа слабела. Во 2-й пол. 14 в. крест. восстания продолжали нарастать (особенно крупное в 1379 в дельте р. Хонгха). К 1377 тьямы вторглись в Юж. Дайвьет. В условиях крест. восстаний, воен. поражений и значит. упадка центр. власти служилая знать сгруппировалась вокруг канцлера Ле-кюи-Ли (Хо-кюи-Ли), фактич. правителя страны с 1378. Он укрепил армию и вернул отторгнутые Тьямпой области Дайвьета (1389). После этого Ле-кюи-Ли приступил к проведению реформ, имевших целью подорвать власть крупных феодалов, укрепить положение центр. власти и феод. бюрократии (в т. ч. мелкой и средней). Наиболее существенной среди них была земельная реформа 1397, по к-рой размер наследств. земельных владений феодалов был установлен не св. 10 мау (1 мау=3 600 м2). Реформа нанесла сильнейший удар по прослойке крупных феодалов, не затронув при этом имущественных интересов феод. бюрократии, продолжавшей иметь значит. земельные владения в условном держании. Основанная Ле-кюи-Ли династия Хо (1400-1407) реорганизовала гос. аппарат, были усилены контрольные органы, восстановлена строгая централизация. Реформаторская деятельность Ле-кюи-Ли и его сына Хо-хан-Тхыонга (1400-1407) встретила ожесточ. сопротивление крупных феодалов и отстраненных династией Хо от власти придворных чиновников династии Чан. Крупные феодалы под лозунгом восстановления власти династии Чан обратились за помощью к кит. династии Мин (1368-1644). Хо были разбиты армией кит. императора Юн-ло, в 1407 их династия была свергнута, многие реформы Хо отменены. Но начавшаяся кит. оккупация столкнулась с массовым нар. партизанским движением. С 1418 патриотич. силы стали группироваться вокруг полководца Ле Лои. В 1427 минские войска были изгнаны из Дайвьета. Победа в освободит. борьбе и сильная армия позволили Ле Лои, основавшему императорскую династию Ле (Ле Поздняя, 1428-1789), и его ближайшим преемникам довести до конца централизаторскую программу средних и мелких феодалов-чиновников. Первым мероприятием Ле Лои было проведение переписи земель (1428), сопровождавшейся конфискацией земли у сторонников Минов (значит. части крупных феодалов). Проводилось сселение обезлюдевших общин, создавались воен. поселения на юге. Были восстановлены периодич. переделы земли внутри общин, прекратившиеся в предшествующие десятилетия. Была запрещена передача общин в личное врем. пользование феодалам-чиновникам. Взамен было введено денежное вознаграждение или предоставление свободной земли. Это были первые шаги к формированию поместного землевладения. Вместе с тем при Ле Лои община была поставлена под еще более строгий контроль чиновников-феодалов, внутр. самоуправление общин было резко ограничено (кодекс Ле, 20-е гг. 15 в.). Характерной чертой вьетнамской деревни этого времени было наличие значит. числа безземельных крестьян, не входивших в списки общинников и эксплуатировавшихся непосредственно гос-вом (на общественных работах), феодалами и богатыми общинниками (минуя общинную орг-цию). Осн. формой их эксплуатации феодалами и богатыми общинниками становилась кабальная аренда. При императоре Ле-тхань-Тонге (1460-97) к Дайвьету был присоединен ряд областей на З. и окончательно (в 1471) подчинена Тьямпа. Войны Ле-тхань-Тонга сопровождались разорением части крестьян-общинников. Разросшийся феодально-бюрократич. аппарат привел к усилению налогового гнета. Первые десятилетия 16 в. ознаменовались крупными крестьянскими восстаниями, наиболее значительным из к-рых было восстание под руководством Чан Као в 1516-24 в центр. р-нах Сев. В. В это же время начались выступления против центр. власти усилившихся феодальных домов (Маки, Нгуены, Чини); базой этих выступлений стали юж. и зап. р-ны, недавно вошедшие в состав Дайвьета, экономически еще слабо связанные со старыми р-нами. Время формирования помещичьего землевладения (сер. 16 - конец 18 вв.). К сер. 16 в. центр. пр-во династии Ле почти полностью утратило контроль над страной. Фактич. власть в стране осуществлялась Маками, Нгуенами и Чинями; каждый дом стремился овладеть центр. властью и вел борьбу с другими двумя своими соперниками. В феод. войнах с конца 16 - нач. 17 вв. начало широко применяться огнестрельное оружие местного вьетнамского производства. В ходе внутр. войн все большую роль в стране играют мелкие и средние феодалы-воины (не чиновники), получавшие от соответствующего феод. дома за службу земли. Быстрыми темпами формировалось поместное землевладение. К концу 16 в. политич. власть в стране перешла от дома Маков (фактически правившего большей частью страны уже с 20-х гг. 16 в.) к домам Чиней и Нгуенов. К 30-м гг. 17 в. в Дайвьете при сохранении номинальной власти династии Ле фактически сложилось два (централизованных) государства: гос-во Чиней на терр. современного Сев. В. и совр. Центр. В. до пров. Нгеан (со столицей Тханглаунг) и гос-во Нгуенов на терр. большей части совр. Центр. В. (со столицей Фусуан - совр. Хуэ). К концу 17 в. Чини завершили освоение сев.-зап. районов В., а Нгуены начали закрепляться на терр. совр. Юж. В. С сер. 17 в. в стране интенсивными темпами шел процесс распада общинной орг-ции. Ослабление общины было связано с ростом производит. сил, создавшим объективные возможности ведения крестьянином х-ва силами отдельной семьи. Ослабленная община, все более терявшая значение экономич. объединения, подвергалась двойной эксплуатации: со стороны старого феод.-бюрократич. аппарата и со стороны владельцев поместий. Все более фиктивной становилась верховная собственность монархавуа на всю землю и резко ослабела вся связанная с нею прежняя система внутриполитич. и экономич. орг-ции вьетнамского общества. Развитие феодализма вело к гибели системы (община - феод. бюрократия - гос. собственность на землю), на к-рой базировался развитой вьетнамский феодализм; вьетнамское общество начало переход к последней фазе феодализма, характеризующейся во В. преобладанием мелкого (при наличии среднего и крупного) помещичьего землевладения. Во вьетнамском феод. обществе в 18 в. все большую роль начали играть города, купечество, горнопромышленники. В социально-экономич. развитии гос-в Чиней и Нгуенов наблюдались нек-рые различия. Процесс развития поместного землевладения в гос-ве Нгуенов шел более интенсивно. Развитие поместных отношений на С. тормозилось крайней аграрной перенаселенностью, в то время как на Ю. имелись значит. фонды свободных земель, присваиваемых помещиками. Города и торговля были в гос-ве Чиней развиты также слабее, чем в гос-ве Нгуенов. Со 2-й четверти 18 в. на С. страны, в гос-ве Чиней, началась полоса крест. восстаний, продолжавшихся до нач. 50-х гг. 18 в. Наиболее крупным из них было восстание в 1743-51 под руководством Нгуен-хыу-Кау. Репрессии, с к-рыми феодалы гос-ва Чиней обрушились на крестьян, привели к временному (на тридцать лет) ослаблению крест. движений в этой части Дайвьета. С 17 в. на терр. Дайвьета обосновалось много исп. (в гос-ве Чиней) и франц. (в гос-ве Нгуенов) миссионеров-католиков. Их попытки распространить католицизм были в этот период сравнительно малоуспешными, их деятельность в значит. мере была направлена к сбору разнообразных сведений о В., сыгравшему важную роль в будущем проникновении европ. держав во В. Двойной гнет, к-рому подвергали вьетнамское крестьянство помещики и феодалы-чиновники (сохранившиеся от периода расцвета феодально-бюрократич. государства, но объективно уже не нужные с переходом феод. общества к системе поместного землевладения), обусловил к последней трети 18 в. новый массовый подъем крест. борьбы. Центром крест. движения стали густонаселенные сев. р-ны гос-ва Нгуенов. Здесь в горном р-не к З. от г. Куиньон (Тэйшон ("Западные горы")) в 1771 началось самое крупное в истории феод. В. крест. восстание, получившее название восстания тэйшонов (см. Тэйшонов восстание). Великая крест. война тэйшонов охватила в 1771-76 большую часть терр. гос-ва Нгуенов. В 1786 крест. армия тэйшонов заняла всю терр. гос-ва Чиней на С. страны. Антифеод. борьба вьетнамского крестьянства проходила под лозунгом возвращения реальной власти династии Ле. После формального восстановления власти династии Ле (1786) фактич. власть в стране оказалась в руках тэйшонов. Попытка Ле установить свою действительную власть привела к свержению тэйшонами династии Ле в 1789. К 1802 феодалы юга, возглавляемые представителем дома Нгуенов Нгуеном Фук Анем, при поддержке франц. купцов и миссионеров подавили восстание тэйшонов. Ряд вьетнамских ученых полагает, что в конце 18 в., при тэйшонах, во В. шел процесс зарождения элементов капитализма. Для вьетнамской культуры периода развитого феодализма характерно, начиная с 10-12 вв., резкое усиление нац. традиций. По-видимому, уже к 12 в. существовала вьетнамская нац. письменность (тьи-ном), постепенно вытеснившая в лит-ре и переписке кит. письменность. С 11 в. развивается ксилографическое книгопечатание. Высшего расцвета вьетнамская феод. культура достигла в 15 в. - в период экономич. и политич. подъема централизованного вьетнамского гос-ва; в последующие века периода развитого феодализма культурная жизнь базировалась в значит. мере на достижениях этого "золотого века" вьетнамской культуры. Самостоятельная вьетнамская лит-ра, возникшая в 12-13 вв., выдвинула крупных оригинальных поэтов(Хан Тхюен (2-я пол. 13 в.), Ли-те-Сюен (14 в.), Тю Ан (14 в.), Нгуен Чай (15 в.), Ле-тхань-Тонг (15 в.), анонимный автор "Линь-нам чить-куай" ("Сборник необычайных жизней в Линь-наме", 15 в.), Нгуен Зы (16 в.), Дао-зюй-Ты (17 в.), Ле-куи-Дон (18 в.)). Интенсивно развивались прикладные и изобразительные искусства (скульптура, фресковая и лаковая живопись, художественное литье, декоративная керамика (стиль Тханьхоа, с 12 в.), художеств. резьба по дереву и камню, художеств. плетение). В архитектуре с 11 в. доминировало специфич. вьетнамское одноэтажное строительство с парковыми ансамблями, расположенными по одной оси; в церковном и светском зодчестве преобладали кирпич и дерево (камень очень редок). Наиболее выдающимися сооружениями являются храм Мот-кот, воздвигнутый в Тханглаунге в 1049, храм Ван-миеу, воздвигнутый там же в 1070, комплекс императорских гробниц в Ламшоне (1433-1505), ступа Бао-нгием в Буттхапе (1647). Период вьетнамского развитого феодализма характеризуется весьма разветвленной системой гос. образования, находившегося под контролем буддийских, позднее (с 12 в.) конфуцианских феод. ученых. В рамках религиозного синкретизма происходило ослабление влияния старых местных верований (к 18 в. культ божеств этого происхождения утратил значение общегосударственного и сохранился лишь в общинах); буддизм тхиен, расцветший в 10-12 вв., с 13 в. пришел в упадок; на протяжении всего периода постепенно усиливалось влияние конфуцианства, в 15 в. оно (в чжусианской форме) стало преобладающим в идеологич. надстройке феод. общества. Период позднего феодализма (нач. 19 в. - 1884). Складывание во В. абсолютистской монархии (нач. 19 в. - 50-е гг. 19 в.). В нач. 19 в. вьетнамский феодализм вступил в свою последнюю стадию. Феод. гос-во приняло форму абсолютистской монархии, характерной для последнего периода существования феод. формации. При первых правителях династии Нгуен (1802-1945), основанной Нгуен Фук Анем (император Зя Лонг, 1802-20) после подавления восстания тэйшонов, на смену совместному правлению феод. бюрократии и помещиков пришла диктатура помещиков. Социальную основу политики Зя Лонга составляли прежде всего мелкопоместные частные землевладельцы - помещики, к-рым он частично передал адм. власть на местах. Складывавшаяся во В. абсолютистская монархия учитывала в своей политике до нек-рой степени интересы зарождавшихся в недрах вьетнамского феод. общества бурж. элементов. Абсолютистская монархия во В. создала мощный разветвленный бюрократич. аппарат, комплектовавшийся чиновниками на жалованье (а не феодалами-чиновниками), зависевшими непосредственно и исключительно от императора. С 1804 страна получила свое совр. название Вьетнам ("Южный Вьет"), столицей гос-ва с этого же года стал г. Хуэ. Вьетнамская абсолютистская монархия выступала как орган подчинения и подавления крестьянства, осн. формой эксплуатации к-рого с 1-й пол. 19 в. стала кабальная аренда помещичьих земель и земель быстро феодализировавшейся деревенской верхушки. Остатки общинной орг-ции консервировались феод. гос-вом в чисто полицейско-фискальных целях. В условиях господст