предметное поле современного исторического знания, связанное с изучением генезиса, становления, распространения и трансформации различных продуктов мыслительного труда в интеллектуальной культуре человечества. В современном научном обороте термин И. и. нередко используется как синоним тер мина интеллектуальная история. Однако подобное отождествление следует принимать с некоторыми оговорками, продиктованными историей становления данной сферы современного гуманитарного знания. И. и. возникла в США, где в 1920-х гг. в университете Джона Хопкинса появился «Клуб истории идей», главным фигурантом которого был Артур Онкен Лавджой, создавший оригинальный подход к исследованию форм человеческого знания. Отталкиваясь от традиционной истории философии, изучающей отдельных мыслителей, школы, направления и периоды развития мысли, Лавджой подверг радикальному пересмотру ее предмет исследования. С его точки зрения, «строительным материалом» любых теорий являются некоторые элементарные идеи (unit-ideas), которые по-разному сочетаются в рамках тех или иных доктрин. Эти идеи имеют собственную историю и число их конечно. Таким образом, И. и, по Лавджою, - это не история интеллектуалов, их концепций и всевозможных связей между ними, а «биография» отдельных идей. Проект истории идей существенно трансформировал пространство гуманитарного знания, создав междисциплинарное поле исследований, так как историческая трансформация идей должна была изучаться вне зависимости от институциональных и дискурсивных границ, будь то философия, литература, искусство, религия или политика. Существенно, что, по мысли Лавджоя, интерес историка идей распространялся не только на логически выверенные учения, но и на «мыслительные привычки», дорефлексивные допущения, псевдо-логические и аффективные «ингридиенты» идей. С одной стороны, это позволяло истории идей выйти за пределы исследования «великих мыслителей» и «великих текстов» - к широкой проблематике исторических форм мышления больших групп людей (Л. П. Репина), предвосхищая, в частности, сближение с историей ментальностей, которого уже в наши дни будут требовать от традиционной истории идей «новые культурные историки» (Р. Шартье). С другой стороны, такой подход позволял рассматривать идеи - безотносительно к их истинности или ложности, т. е. в подлинно исторической перспективе, захватывающей не только высокие достижения духа, но и заблуждения, стереотипы, предрассудки, интеллектуальные мифы, идеологии, механизмы интеллектуальной моды и тому подобные явления, интересующие современную интеллектуальную историю. Однако этот потенциал, изначально заложенный в истории идей, не был реализован ни самим Лавджоем, ни его школой. Со временем И. и. стала ассоциироваться с далеким от собственно исторического исследования конструированием абстракций, подчиняющихся лишь имманентным законам развития. Следует заметить, что эта перспектива также была задана создателем истории идей. Отказываясь от случайного в изложении развития идей, И. и. выносит за скобки их авторов, институции, в рамках которых они создаются, прагматику их производства и механизмы воспроизводства, заимствования, искажения и т. д. Лавджой специально подчеркивал, что И. и. не сводится к исследованию национальных традиций мысли, она, подобно сравнительному литературоведению, призвана выявлять общие тенденции в интеллектуальной культуре, отвлекаясь от языковых и региональных различий.
Именно интернализм истории идей, рассмотрение идей в отрыве от социально-культурных контекстов не давали ей развиваться в течение нескольких десятилетий и вызывали заслуженную критику. Начиная с 1980-х годов, когда арсенал гуманитарных наук пополнился за счет подходов, возникших в рамках лингвистического поворота, «археологии знания» М. Фуко, теории «социального пространства» П. Бурдье, новейших исследований в области социологии знания и др., И. и. получила новый импульс для развития в лоне более обширного предметного поля - интеллектуальной истории.
Лит.: Зенкин С. Н. Исторические идеи и мыслительные схемы: к поэтике интеллектуального дискурса // Ex Cathedra. Современные методы изучения культуры. М, 2012; История идей как методология гуманитарных исследований. Философский век: альманах. СПб., 2001. Вып. 17-18; Лавджой А. О. Великая цепь бытия. История идеи. М., 2001; Репина Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв.: социальные теории и историографическая практика. М., 2011. Шартье Р. Интеллектуальная история и история ментальностей: двойная переоценка? // Новое литературное обозрение. 2004. № 66. А. В. КОРЧИНСКИЙ