История искусства

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

История искусства
Истоки И. и. лежат прежде всего в памятниках эллинистич.-рим. словесности; это многочисл. замечания, цитаты, сравнения, но отчасти и систематич. разработки. Кроме того, что сохранилось во фрагментах и цитатах, особого внимания заслуживает «Описание Эллады» Павсания (2 в.), книги 34 — 36 «Естественной истории» Плиния Старшего (1 в.), труд Витрувия об архитектуре (1 в. до н. э.) и «Пирующие софисты» Афинея (ок. 200). В указанных сочинениях содержатся описания художеств, произведений, упоминаются имена мастеров, разные типы сооружений и обстоятельства их возведения; кроме того, здесь характеризуются особенности изображения и принципы композиции.

Источник: Словарь античности. 1989

ИСКУССТВА ИСТОРИЯ
составная часть искусствознания (комплекса научных дисциплин, изучающих художественную культуру общества); в узком и наиболее употребительном смысле под «историей искусства» подразумевают хронологическую систематизацию и описание произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, исследование развития пластических искусств в целом (всеобщая история искусств), в определенной стране (например, история русского искусства) или в отдельную эпоху (средневековье, Возрождение), эволюции художественного стиля (барокко, классицизма), вида (живописи, скульптуры), жанра (портрета, пейзажа). И. и. опирается на исторические знания, использует данные археологии, музеологии, реставрационного дела и технико-технологического исследования памятников, вспомогательных исторических дисциплин. Элементы истории искусства начали формироваться в эпоху Возрождения внутри исторических хроник. Основоположником истории искусства как разновидности гуманитарной ученой деятельности считается итальянский художник и архитектор Джорджо Вазари (1511-1574), автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550). В эпоху Просвещения И. и. впервые отделяется от собственно истории в творчестве немецкого археолога и историка античного искусства И. И. Винкельмана (Winckelmann J. J. Geschichte der Kunst der Altertums. Dresden, 1764). В XIX в. развитие истории искусства в Европе сопровождается теоретическими изысканиями, направленными на выявление национальных и исторических особенностей художественных школ прошлого. В истории искусства выделяются специальные направления, такие как иконография (классифицирующая сюжетные схемы художественных произведений).
В начале XX в. зарождается иконология, раскрывающая образносимволическое содержание памятников изобразительного искусства и архитектуры (А. Варбург, Э. Панофски). Большое значение для становления профессиональной истории искусства имели культурно исторические работы Я. Буркхардта и труды М. Дворжака, В. Вайсбаха, К. Тольнаи, в которых развивалась идея «истории духа».
Как самостоятельная и самоценная научная дисциплина И. и. окончательно утвердилась в творчестве Г. Вельфлина (1864-1945). Развитие метода стилистического анализа художественного произведения в сочетании с историческим подходом к осмыслению культурных процессов позволили в конце XIX - первой трети XX в. создать систематизированные «истории искусства» древности, средневековья, Возрождения и барокко, нового времени. В XX в. в историю искусства были включены истории художественной культуры Азии, Африки и доколумбовых цивилизаций Америки. Наибольшее влияние приобрели иконология, а также исследование структуры содержания памятников (П. Франкастель) с привлечением методов психологии (Э. Гомбрих) и психоанализа (Э. Крис). В историю искусства переносились методы археологии (Дж. Кублер), философии искусства и эссеистической критики (Г. Рид, К. Зервос, М. Рагон).
В России И. и. начала складываться во второй половине XIX - начале XX в. в исторических и историко-филологических исследованиях (Д. А. Ровинский, Ф. И. Буслаев, И. Е. Забелин и др.). Особенные успехи были достигнуты в изучении иконографии и в византиноведении (Н. П. Кондаков, Е. К. Редин, Д. В. Айналов). Большой научный и общественный резонанс имели «История искусств» П. П. Гнедича (1885), «История русского искусства» И. Э. Грабаря (в 6 т., 1910— 1913), «История живописи всех времен и народов» А. Н. Бенуа (в 4 т., 1912-1917). В XX в. отечественная И. и. занималась, в основном, изучением классического наследия мировой и русской художественной культуры (М. В. Алпатов, Б. Р. Виппер, Ю. Д. Колпинский, В. Н. Лазарев и др.), древних и средневековых культур Причерноморья, Кавказа, Закавказья и Средней Азии (А. П. Окладников, И. А. Орбели, Б. Б. Пиотровский, Б. В. Веймарн и др.), развития «советского искусства». В последней трети XX в. появились исследования по истории художественных течений нового и новейшего времени (А. Д. Чегодаев, В. М. Полевой, В. С. Турчин и др.), истории художественной критики (Р. С. Кауфман, Г. Ю. Стернин и др.). На рубеже XX-XXI вв. обозначился интерес к методологическим поискам.
Лит.: БазенЖ. История истории искусства: От Вазари до наших дней. М, 1995; Соколов М. Н. Искусствознание // Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. С. 161-163; Kultermann U. Geschichte der Kunstgeschichte. Wien; Diisseldorf, 1966. Л. Б. СУКИНА

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Диалог истории и искусства

Чернавская Валентина Николаевна
Королёва В.А. «Музыка и театр корейцев на Дальнем Востоке России. 1860-1937 гг. Диалог истории и искусства. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008. 328 с.
Читать PDF
0.00 байт

К истории органного искусства

Азарова Валентина Владимировна
Читать PDF
0.00 байт

Провокация в истории искусства

Сычев А.А.
История искусства рассматривается как маятниковое движение между контролем и свободой, цензурой и скандалом.
Читать PDF
0.00 байт

Из истории макомного искусства

Собиров Наврузбек Хакимжон Угли
Культура ислама органично интегрировала в свою ценностную систему античное наследие, составившее в будущем фундамент европейской науки и культуры.
Читать PDF
0.00 байт

Из истории текстильного искусства

Асалханова М.В.
Читать PDF
0.00 байт

Мироощущение, искусство и история

Гришин Вадим Васильевич
В статье поднимаются проблемы познания исторического бытия, выявления трудностей, которые встают перед философами и историками, ориентированными на рациональные и эмпирические методы исследования.
Читать PDF
0.00 байт

О начале истории русского искусства

Пенкова Бисерка
История русского искусства. Государственный Институт искусствознания. М.: Северный паломник, 2007.
Читать PDF
0.00 байт

ФОТОГРАФ МЕЖДУ ИСТОРИЕЙ И ИСКУССТВОМ

Монахова Йола Стоктон, Мещеряков Александр Юрьевич
Данная работа представляет собой интервью с известным американским фотографом2 и ученым Йолой Монаховой Стоктон. Й.
Читать PDF
0.00 байт

Граница истории: язык или искусство?

Нехаева Ираида Николаевна
Статья содержит позицию, проясняющую условия ограничения исторического поля посредством введения в исторический анализ определенных различий между языком и искусством.
Читать PDF
0.00 байт

История создания журнала «Мир искусства»

Мельник Наталия Дмитриевна
В статье излагается история создания С. П. Дягилевым художественного журнала «Мир искусства», концепция которого родилась в недрах кружка самообразования петербургской молодежи, а также одноименного художественного объединения.
Читать PDF
0.00 байт

Семиотика искусства: история и онтология

Воронина Наталья Ивановна, Кондратенко Юрий Алексеевич
В рецензии на книгу А.П.Лободанова раскрываются достоинства нового подхода к семиотике, как науке о знаковой природе искусства, выраженного в историко-онтологическом аспекте.
Читать PDF
0.00 байт

Из истории создания искусственных экосистем

Ткаченко Юрий Леонидович, Морозов Сергей Дмитриевич
В статье рассмотрены документальные факты создания искусственных экосистем, предназначенных для применения в космических и земных условиях. Показаны пионерская роль К.Э.
Читать PDF
0.00 байт

Из истории эстрадного искусства Узбекистана

Тураев Юнус Шарипович
Современное композиторское творчество, деятельность традиционных музыкантов и эстрада это лишь отдельные эпизоды сложного процесса, бурлящего в мегаполисе Ташкенте.
Читать PDF
0.00 байт

Ханс Бельтинг: историк и теоретик искусства

Яковлева Ольга Ильинична
В статье представлена краткая биография известного немецкого историка искусства Ханса Бельтинга. Дан обзор его научных работ, посвящённых искусству Средневековья и современной истории искусства.
Читать PDF
0.00 байт

Живая история искусства в лицах и персоналиях

Аникин Владимир Ильич

Найдено книг по теме — 25

Похожие термины:

  • ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

    В живописи, скульптуре и графике ист. тема издавна занимала одно из ведущих мест. Уже на стадии первобытнообщинного строя - в петроглифах и наскальных росписях Европы, Азии и Африки, в живописи и пи