коллективная память этносов о своих культурных традициях.
История культуры
История культуры
Источник: Толковый словарь понятий и терминов этногенеза. 1989
История культуры
И. к. не была в античности самостоятельной областью научных исследований. Вместе с тем ставилось немало вопросов, связанных с И. к., проводились исследования историко-культурного характера. В первую очередь следует упомянуть философскую теорию культуры, которая, будучи изначально спекулятивной, все больше обогащалась знаниями, накопл. в ходе эмпирич. исследований (история, этнография и т. п.) (ср. произведение Дикеарха «Жизнь Эллады» — «Bios tes Hellados», исследования Посидония). Однако кругозор историков был ограничен политич. историей, поэтому даже для выдающихся представителей античной историографии историко-культурные проблемы оставались на втором плане.
Источник: Словарь античности. 1989
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ
1) междисциплинарная область знания, направленная на изучение явлений и процессов исторического развития культуры от зарождения ее первых архаических форм до современного состояния; 2) специализация истории (Большая российская энциклопедия. Т. 12. М., 2008. С. 132); 3) специализация культурологии (Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997. С. 252). И. к. граничит и сотрудничает с археологией, историей искусства и литературы, историей религии, историей философии, историей науки и техники и др., использует их методы. Изначально складывалась как междисциплинарная область знания, в формировании которой принимали участие представители разных гуманитарных дисциплин (истории, философии, филологии, искусствознания). Элементы истории культуры присутствуют еще в сочинениях Тацита в виде критического анализа римской цивилизации и в трактате Аврелия Августина (Августина Блаженного) «О граде Божьем», в котором впервые встречается историческая периодизация и типологизация культуры, выводимая из христианского учения о сотворении мира и провиденциалистских представлений о судьбе человечества. Современная И. к. начала формироваться в эпоху Возрождения, когда была открыта античность как тип культуры и обосновано ее отличие от культуры предыдущей эпохи, что привело к утверждению принципа историзма в понимании культуры (Ф. Петрарка и др.). В новое время на историю культуры большое влияние оказала идея прогресса, эволюционного развития человечества. Проблему происхождения культуры рассматривал Т. Гоббс. Дж. Вико обогатил историю культуры теоретическими представлениями о «круговороте» культур, единстве человека, истории и культуры. В эпоху Просвещения в истории культуры выделяется направление, связанное с философским осмыслением генезиса и развития культуры человечества (И. Г. Гердер), которое в современной культурологии определяет своей целью изучение макродинамики порождения и функционирования культуры как общественного явления (Ф. фон Хелльвальд, Г. Чайльд, Э. Кассирер, Й. Хейзинга, К. Леви-Стросс, Д. Бэлл, Э. Тоффлер и др.), а также историческую типологизацию культуры (Н. Я. Данилевский, М. Вебер, О. Шпенглер, П. А. Сорокин, К. Ясперс, А. Тойнби и др.). Во второй половине XIX в. немецкая историческая школа в русле поворота истории в сторону изучения жизни народа выдвинула идею истории культуры, занимающейся исследованием быта, экономики, юридических норм (Л. фон Ранке, К. Лампрехт). Один из основоположников культурно-исторического направления в историографии Я. Буркхард отдавал предпочтение художественной культуре. Образцовыми трудами по истории культуры являются работы Я. Буркхарда, посвященные культуре Возрождения и барокко (1860-е), и «Осень Средневековья» И. Хёйзинги (1919). В XX в. в творчестве представителей французской исторической антропологии И. к. выступает как важнейший инструмент всестороннего познания прошлого (М. Блок, Ж. Ле Гофф, Л. Февр).
В России историко-культурные исследования появились в XIX в. (Ф.И. Буслаев, В.О. Ключевский и др.). Принцип признания «чужой одушевленности», обоснованный А. И. Введенским (1892) и развитый А. С. Лаппо-Данилевским и И. И. Лапшиным в начале XX в., открывал новые пути изучения истории культуры. Научная деятельность историков культуры, заявивших о себе в предреволюционные десятилетия, Л. П. Карсавина (культура европейского средневековья), Г. П. Федотова (древнерусская культура), П. Н. Милюкова (русская культура нового и новейшего времени) была продолжена в эмиграции. В XX в. развитие отечественной истории культуры было прервано на несколько десятилетий. Историко-культурные исследования возобновились в конце 1940-х гг. Отечественная И. к. достигла успехов в изучении культуры Античности (А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи), Средневековья (А. Я. Гуревич и др.), Возрождения (А. Ф. Лосев, В. И. Рутенбург, Л. М. Баткин и др.). Большое количество исследований было посвящено древнерусской культуре, культуре русского барокко, русской классической культуре XIX в., художественной жизни России на рубеже XIX-XX вв., советской культуре. В конце XX - начале XXI в. в истории культуры в России и за рубежом особую актуальность приобрел поиск и анализ методологических оснований исследования культуры прошлого.
Лит.: Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. СПб., 2003. Кн. 1-2; Флиер А.Я. Культурология // Культурология. XX век. Словарь. М., 1997. С. 248-253. Л. Б. СУКИНА
В России историко-культурные исследования появились в XIX в. (Ф.И. Буслаев, В.О. Ключевский и др.). Принцип признания «чужой одушевленности», обоснованный А. И. Введенским (1892) и развитый А. С. Лаппо-Данилевским и И. И. Лапшиным в начале XX в., открывал новые пути изучения истории культуры. Научная деятельность историков культуры, заявивших о себе в предреволюционные десятилетия, Л. П. Карсавина (культура европейского средневековья), Г. П. Федотова (древнерусская культура), П. Н. Милюкова (русская культура нового и новейшего времени) была продолжена в эмиграции. В XX в. развитие отечественной истории культуры было прервано на несколько десятилетий. Историко-культурные исследования возобновились в конце 1940-х гг. Отечественная И. к. достигла успехов в изучении культуры Античности (А. Ф. Лосев, А. А. Тахо-Годи), Средневековья (А. Я. Гуревич и др.), Возрождения (А. Ф. Лосев, В. И. Рутенбург, Л. М. Баткин и др.). Большое количество исследований было посвящено древнерусской культуре, культуре русского барокко, русской классической культуре XIX в., художественной жизни России на рубеже XIX-XX вв., советской культуре. В конце XX - начале XXI в. в истории культуры в России и за рубежом особую актуальность приобрел поиск и анализ методологических оснований исследования культуры прошлого.
Лит.: Каган М. С. Введение в историю мировой культуры. СПб., 2003. Кн. 1-2; Флиер А.Я. Культурология // Культурология. XX век. Словарь. М., 1997. С. 248-253. Л. Б. СУКИНА
Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.