ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [современное]

История повседневности
(Alltagsgeschichte - нем.) Данное направление исторических исследований получило развитие в Германии в начале 1980-х гг. и представлено, в частности, работами Альфа Людтке. Историки этого направления сосредоточили свое внимание на увиденных «изнутри » специфическом опыте и поведении индивидов в повседневной жизни. Их подход в определенном смысле противоположен традиционной социальной истории, изучающей преимущественно группы, классы и структуры. Не случайно представители последней болезненно отреагировали на появление Alltagsgeschichte. Занимаясь жизненными историями индивидов, историки повседневности ломают барьеры между академической и любительской историей, создавая, например, совместные исследовательские группы (см. об этом ст. Тьерри Надо в «Actes de la Recherche en Sciences Sociales». 1990. N 83). Область их исследований, главным образом, новейшая история, причем преимущественно история эксплуатируемых, «безымянных» (по словам А. Людтке) индивидов, таких как рабочие или домашняя прислуга. Для них характерно обращение к источникам (изобразительным материалам, устным опросам), которые долгое время оставались в небрежении. По мнению ее сторонников, история повседневности со свойственным ей четко сфокусированным подходом способна объяснять проблемы общего порядка (например, поведение немцев при нацизме) не хуже, чем более глобальные методики.
• Актор (субъект), Микроистория, Устная история (и ее источники)

Источник: Словарь историка 2011

ИСТОРИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
направление в исторической науке, одна из областей изучения прошлого, получившая значительное развитие в последней четверти XX в., и одновременно один из новых методов научного поиска. В разных языках историю повседневности называют everyday life history (англ.), Alltagsgeschichte (нем.), histoire de la vie quotidienne (фран.). К проблеме изучения повседневности обращается также история ментальностей, социология, антропология, социальная, культурная, этническая, историческая психология и прочие; что обусловливает ее междисциплинарный характер. В центре внимания истории повседневности увиденный «изнутри» специфический опыт и поведение индивидов в повседневной жизни, «краткое», «нервное» время конкретных событий; сфера человеческой обыденности в разных политико-событийных, историкокультурных, этнических и конфессиональных контекстах. Индивиды предстают и действующими лицами, и творцами истории, активно производящими, воспроизводящими и изменяющими социальнополитические реалии прошлого и настоящего, т. е. И. п. ориентирована на прояснение проблем конкретного и общего порядка.
Начиналась И. п. в новейшее время как изучение жизненных историй безымянных и эксплуатируемых индивидов (рабочих, домашней прислуги и т. д.).
При этом в оборот втягивались типы и виды исторических источников, прежде мало используемые: устные рассказы, изобразительные материалы. Для анализа повседневности важной оказалась тонкая интерпретация исторического источника, проникновение в его внутренние смыслы, учет недоговоренного и случайно прорвавшегося. И. п. ставит задачу выяснить мотивацию действий индивидов и приблизиться к их пониманию через «диалог» с источником, постановку вопросов, ставших возможными благодаря современным научным знаниям. Ученые отмечают постоянное расширение поля истории повседневности за счет включения в него всех эпох, цивилизационных ареалов и большего числа разных социальных слоев. Рост направления выражается в появлении серий популярных книг, написанных профессиональными историками разных стран на темы повседневной жизни, и их мгновенных переводах с одного языка на другие. Среди научных предтеч истории повседневности (Alltagsgeschichte) социологи Н. Элиас, Г. Маркузе, П. Бергер, Т. Лукман, Г. Гарфинкель и А. Сикурель, культурологи и антропологи К. Гирц и А. Лефевр, английский историк Э. Томпсон, исследования этнологов. И. п. оформилась в германской историографии 1980-х гг., когда страну охватил «исторический бум» - массовый интерес к изучению про шлого своего города или поселка, истории своей семьи. Создавались многочисленные «исторические мастерские»; активно развивалась устная история, особенно записи воспоминаний пожилых людей о своей жизни. Интерес к опыту и переживаниям «маленького человека» дал название направлению - И. п. (Alltagsgeschichte) или «История снизу» (Geschichte von unten). Одна из главных особенностей развития истории повседневности - слом барьера между академической наукой и «любительской» историей, создание совместных групп. Среди самых известных зачинателей истории повседневности - А. Людтке и X. Медик. Затем она в разных вариантах получила развитие в других странах. Цельной теории истории повседневности пока не создано.
В России центром по изучению истории повседневности, как и истории ментальностей, обозначил себя Институт всеобщей истории РАН, где Ю. Л. Бессмертный и А. Я. Гуревич во второй половине 1980-х гг. создали рабочую группу, начали выпуск альманаха «Одиссей» и - позднее- ежегодника «Казус». Направление притягивает интенсивное внимание исследователей в нестоличных научных центрах, в том числе специалистов по разным периодам русской истории.
Лит: КасавинКТ., Щавелев С. 77. Анализ повседневности. М., 2004; Людтке А. «История повседневности» в Германии после 1989 года // Казус. 1999. М., 1999. С. 117-131; Людтке А. Что такое история повседневности? Ее достижения и перспективы в Германии// Социальная история. Ежегодник, 1998/99. М., 1999; Пушкарева Н. Л. История частной жизни и история повседневности: содержание и соотношение понятий // Социальная история. 2004. М., 2005; Элиас Н. Понятие повседневного // Элиас Н. О процессе цивилизации: Социогенетические и психогенетические исследования. СПб., 2001. Н. И. ДЕВЯТАЙКИНА

Источник: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. 2014 г.