Историзм

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ИСТОРИЗМ
важнейший принцип анализа исторического процесса, при котором явления рассматриваются в конкретно-исторических условиях и связях.

Источник: История России. Век XX. Учебное пособие в схемах таблицах диаграммах.

Историзм
принцип подхода к изучению действительности как изменяющегося, развивающегося со временем процесса взаимообуславливающих, взаимозависимых явлений и событий в их причинно-следственных связях.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

ИСТОРИЗМ
принцип подхода к изучению действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Включает рассмотрение всех явлений как системы, обладающей особой внутренней структурой, изучение процессов развития, перехода от одного состояния к другому. Требует, чтобы каждое положение рассматривалось исторически, в связи с другими и в связи с конкретным опытом истории.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Историзм
принцип И. – подход к изучению природы и общественных явлений, базирующийся на учете и расшифровке истории их развития, установлении особенностей и закономерностей тех или иных проявлений и изменений во времени. Для исторической геологии он особенно важен, так как вносит изменения в методологию исследований, заменяет униформизм актуализмом, учитывает эволюцию развития Земли, изменение во времени структуры ЗК, характера тектонических движений, процессов и условий осадконакопления, магматизма.

Источник: Историко-геологический словарь-справочник

Историзм
стилистическое направление в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве России 1830-1900 гг., использовавшее выразительные средства художественных стилей прошлого. В отличие от эклектики архитекторы И. не смешивали различные художественные стили в рамках одного произведения, а применяли тот или иной стиль прошлого в чистом виде, руководствуясь соответствием стиля идее сооружения. При этом сохраняется рациональность конструкции и пространственного построения интерьеров, свойственная архитектуре нового времени.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

ИСТОРИЗМ
принцип науч. мышления, рассматривающий все явления как развивающиеся на основе определ. объективных закономерностей. В ист. науке возникновение И. было связано с преодолением, с одной стороны, взгляда на историю как на хаотич. нагромождение случайностей, свойственного нарративной (повествовательной) и прагматич. историографии, а с другой стороны - провиденциализма, свойственного теологич. концепциям средневековья. Взгляд на всемирную историю как на процесс закономерного развития либо в форме чередования определ. циклов (Вико), либо в форме линейного прогресса (Кондорсе, Тюрго, Гердер) появляется уже в философии истории просветителей 18 в. Однако, рассматривая историю как процесс реализации каких-то определ. идей, просветители игнорировали качественное своеобразие отд. ист. эпох; с позиций абстрактного бурж. рационализма значит. часть истории, в частности все средневековье, провозглашалась лишенной развития. Романтич. историография нач. 19 в. (историческая школа права и др.), в противоположность просветителям, подчеркивала своеобразие, индивидуальность событий и эпох. Но из этого она делала релятивистские выводы и приходила к отрицанию ист. прогресса. Философия истории Гегеля сочетает идею специфичности каждой ист. эпохи с признанием общей поступательности обществ. развития в целом. Однако гегелевский И. имел идеалистич. основу.

Подлинно научный И. был впервые разработан Марксом, став важнейшей стороной диалектич. и исторического материализма. С точки зрения марксизма, и природа, и обществ. жизнь находятся в процессе закономерного развития, законы к-рого могут быть познаны только на основе изучения его истории. В этом смысле Маркс и Энгельс писали в "Немецкой идеологии": "Мы знаем только одну единственную науку, науку истории" (Соч., 2 изд., т. 3, с. 16, прим.). Чтобы не затеряться в массе частностей, нужно "...не забывать основной исторической связи, смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как известное явление в истории возникло, какие главные этапы в своем развитии это явление проходило, и с точки зрения этого его развития смотреть, чем данная вещь стала теперь" (Ленин В. И., Соч., т. 29, с. 436). Понятие И. шире, чем понятие ист. метода, поскольку принцип И. обязателен и для теоретич. исследования. Хотя при логич. способе исследования ученый отвлекается от особенностей становления предмета и рассматривает его без ист. зигзагов, как бы в готовом, сформировавшемся виде, теоретич. понятия будут истинными лишь в том случае, если они правильно отражают главные, типичные черты ист. реальности. "С чего начинает история, с того же должен начинаться и ход мыслей, и его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный процесс, причем каждый момент можно рассматривать в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости и классической формы" (Энгельс Ф., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Избр. произв. т. 1, 1955, с. 332). И. как методологич. принцип марксистской историографии требует любое явление прошлого и настоящего рассматривать, во-первых, в его возникновении, развитии и изменении, во-вторых, в связи с др. явлениями и условиями данной эпохи, в-третьих, в связи с конкретным опытом истории, к-рый позволяет установить не только непосредственные, но и отдаленные последствия изучаемого события или процесса. Все эти требования внутренне связаны и взаимообусловлены. Первое ориентирует на изучение внутр. законов исследуемого явления, вычленение гл. периодов его развития и его качеств. особенностей на разных стадиях процесса. Второе подчеркивает своеобразие и единство каждой данной социальной структуры, отд. элементы к-рой можно понять только в их соотнесенности с целым. Наконец, третий пункт отражает единство, преемственность и поступательность ист. процесса, в к-ром любое явление может быть понято, лишь будучи соотнесенным не только с прошлым, но и с будущим, в к-ром обнаруживаются тенденции его дальнейшего развития.

И. имеет первостепенное значение для практики ист. исследования. Последоват. проведение принципа И. предохраняет историка как от субъективизма, так и от характерного для части бурж. историографии признания "вечных", "надысторических" законов истории. Прослеживая ведущие линии ист. развития, ученый в состоянии дать им научно обоснованную оценку, не допуская ни произвольной модернизации ист. прошлого, ни искусств. архаизации. Ист. подход к явлениям обществ. жизни позволяет не только правильно понять прошлое и настоящее, но и научно предвидеть будущее. Поэтому И. является необходимой чертой теории и стратегии марксистско-ленинских партий. Нарушение принципа диалектич. подхода к действительности, марксистского принципа И. лежит в основе догматизма.

Совр. бурж. историография и философия истории, отрицающие, как правило, объективную закономерность и поступательность ист. процесса, глубоко чужды духу И. Это особенно наглядно проявляется в типичной для бурж. историографии модернизации истории, получившей своеобразное "теоретическое" обоснование в презентизме. Многие совр. бурж. философы выступают с позиций открытого антиисторизма. Неопозитивист К. Поппер (Англия) и иррационалист Ф. Хайек (США) прямо отвергают И. вообще и марксистский И. в особенности (поскольку И. признает закономерность обществ. развития и возможность науч. предвидения будущего). С др. позиций обрушиваются на И. католич. философы, для к-рых неприемлемо содержащееся в идее И. отрицание божеств. провидения и трансцендентного "смысла" истории. Органически чужда И. совр. бурж. социология, к-рая отказалась даже от самого понятия "ист. развитие", заменив его неопредел. и бессодержат. понятием "социальное изменение".

В бурж. философии кон. 19 - 1-й трети 20 вв. существовало течение "И."представители к-рого вкладывали, однако, в это понятие совершенно особый смысл. И. как филос. течение эпохи империализма распадается на 2 осн. направления. Первое связано с итал. неогегельянством (Б. Кроче, Дж. Джентиле), второе с иррационализмом нем. "философии жизни". Общее у этих направлений состоит в их идеалистич. характере и специфич. направленности интересов, в попытке подкрепить филос. идеализм, несовместимость к-рого с естествознанием стала слишком очевидной, данными истории. Однако в остальном эти течения существенно различны. "Абсолютный И." Кроче и итал. неогегельянства вообще имеет в осн. объективно-идеалистич. характер и рассматривает историю как развитие абсолютного духа, к-рый необходимо развертывается в направлении прогресса, а историографию - как специфич. форму познания, совпадающую с философией. Кроче неоднократно выступал против иррационализма и релятивизма в философии истории, хотя они были объективно присущи и его собств. системе. Напротив, нем. "неоидеалистический" И., уходящий корнями в нем. романтич. историографию, а своим родоначальником считающий В. Дильтея, отличается подчеркнутым иррационализмом и имеет в осн. субъективно-идеалистич. природу. Если Дильтей еще пытался избежать крайних выводов, то уже у Г. Зиммеля, О. Шпенглера и Т. Лессинга этот ложный И. вырождается в полнейший релятивизм и субъективизм, достигающий своего апогея в экзистенциализме. Отрицая возможность научного, объективного ист. познания, сторонники неоидеалистич. И. либо проповедуют скептицизм, в результате к-рого самый термин "И." часто трактуется в бурж. лит-ре как синоним ист. релятивизма, либо апеллируют к религии, к внеисторич., трансцендентным "ценностям" (Э. Трельч, Ф. Мейнеке). Тем самым они смыкаются с др. направлениями филос. идеализма. В наст. время идеалистич. И. не представляет самостоят. филос. течения, но его влияние сильно чувствуется в бурж. литературе по вопросам философии и методологии истории, особенно в ФРГ (работы Э. Ротхаккера, В. Колера, Г. Риттера и др.) и в Италии.

Лит.: Асмус В. Ф., Маркс и бурж. историзм, М.-Л., 1933; Данилов А. И., Фридрих Мейнеке и нем. бурж. историзм, "ННИ", 1962, No 2; Croce B., La storia come pensiero e come azione, 3 ed., Bari, 1939; Heussi K., Die Krisis des Historismus, T?bingen, 1932; Lee D. E., Beck R. N., The meaning of historism, "American Historical Review", 1954, v. 59, p. 568-77; Troeltsch E., Der Historismus und seine Probleme, Buch 1-2, Tubingen, 1922; Mannheim K., Historismus, "Archiv f?r Sozialwissenschaft und Sozialpolitik", T?bingen, 1924, Bd 52. H. 1; Meinecke F., Die Entstehung des Historismus, Bd 1-2, M?nch.-В., 1936; Popper K. R., Mis?re de l´historicisme, trad. de l´anglais, P., 1956; Rossi P., Lo storicismo tedesco contemporaneo, (Torino), 1956.

См. также ст. История, Исторический материализм, Закономерность историческая и лит-ру к ним.

И. С. Кон. Ленинград.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено схем по теме — 2

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
248.92 кб

Историзм и теория коллективной памяти: методологические аспекты проблемы источниковедения

Макаров Андрей Иванович
Читать PDF
1.20 мб

Историзм как принцип репрезентации ценностной специфики места (на примере исследования регионального

Бакулина Светлана Дмитриевна
Тенденция современных субъектов Российской Федерации (регионов, краев, областей, автономий) – стремление отойти от унифицированных критериев социокультурного развития.
Читать PDF
230.11 кб

Историзм в русской историографии первой половины XIX века

Умбрашко К. Б.
В статье рассмотрено становление принципа историзма в русской историографии первой половины XIX века. Характеризуются основные черты и направления отечественной исторической науки данного периода.
Читать PDF
478.17 кб

Историзм фольклора vs фольклоризм истории: сюжет об убийстве князя Василия Вымского

Панюков А. В.
Статья посвящена частному аспекту темы «история как текст – текст как история». Анализируя сюжет об убийстве князя Василия Вымского (1480 г.
Читать PDF
6.29 мб

К вопросу о границах научного познания: историзм против антиисторизма

Самылов О. В.
Читать PDF
252.30 кб

2009. 01. 031-037. Историзм в культурной традиции Китая: сравнительная перспектива

Гордон А. В.
Читать PDF
287.16 кб

Историзм в ювелирном искусстве: взгляд из эпохи постмодернизма

Габриэль Галина Николаевна
Читать PDF
294.83 кб

Историзм в архитектуре Нижнего Новгорода ХХ века

Орельская Ольга Владимировна
Читать PDF
192.97 кб

Историзм гендерологизации феминизма

Адибекян Н. О.
Представления о возможном равноправии женщин с мужчинами вызвали к жизни женское движение, в связи с чем возникла авторитетная гендерология в помощь этому движению. Анализ этих процессов осуществлен в статье.
Читать PDF
315.23 кб

Трансформация национальной идеи и религиозный историзм в условиях модернизации на примере славянског

Жарчинская Ксения Александровна, Хазанов Олег Владимирович
Рассматриваются особенности религиозного историзма в контексте его реакции на модернизацию на примере двух форм исторического мифосознания еврейского ортодоксального и славяно-арийского неоязыческого.
Читать PDF
3.40 мб

Османский архитектурный историзм и поиски национального стиля

Кононенко Евгений Иванович
В статье анализируются особенности развития исторических стилей в архитектуре последних десятилетий существования Османской империи (рубеж XIX-XX вв.).
Читать PDF
740.20 кб

Историзм и историческое направление в российской политической экономии

Гловели Георгий Джемалович
В статье впервые в научной литературе дана сводная характеристика историзма в российской политэкономии досоветского периода.
Читать PDF
179.46 кб

«Neo new look»: историзм в тенденциях современной моды

Бушуева Светлана Александровна
Читать PDF
251.85 кб

М. Л. Гаспаров. Историзм, массовая культура и наш завтрашний день

Галинская И. Л.
Читать PDF
258.90 кб

Пьер Бурдье за рационалистический историзм

Похожие термины:

  • Историзм/Историцизм

    Историзм, иногда именуемый также историцизмом, начиная со второй половины XIX в. постоянно становился предметом споров и разногласий, в ходе которых не всегда удавалось определить смысл этого слов
  • Принцип историзма

    способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Следование данному принципу означает рассмотрение исторических явлений в саморазвитии, то есть помогает