ИТАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
ИТАЛИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
система миф. представл. италиков — индоевроп. племен Апеннинского п-ва, принадлежавших к оскско-умборской и лат.-фалисской языковым группам (сабины, оски, латины, умбры, фалиски и др.). Миф. представления др. племен п-ва либо составляют самостоят. систему, либо остаются вне пределов изучения из-за отсутствия источ. (у лигуров, мессапов, сиканов, элимов). И. м. сложилась во 2 — 1-м тыс. до н.э. Миф. представл. италиков, восходящие к древнейшему периоду истории индоевроп. народов, сплавились с миф. представл. местного средиземноморского населения. Сформировавш. позднее рим. миф. вобрала в себя в переработ. виде мн. италийские мифы. Вплоть до 19 в. миф. представл. народов Италии рассматр. исследователями как «рим. религия». Основной источ. для изучения И. м. — произв. Вергилия, Овидия, Проперция, Силия Италика, опиравш. на более древ. традицию. Так, в «Энеиде» Вергилия (1 в. до н.э.) использован италийский фольклор, древ. предания италиков об основателях городов и героях. Персонажи «Энеиды» (Эней, Латин, Лавиния, Турн, Мезенций, Лавс, Камилла) — это также и персонажи италийских мифов (археологич. раскопки выявили следы почитания Энея в г. Лавиний в 5 — 4 вв. до н.э.). Важное значение для воссоздания И. м. имеют комментарии Сервия и Макробия к «Энеиде», составл. в 5 в. н.э.; эпиграфич. материал: Игувинские таблицы 3 — 2 вв. до н.э., на умборском языке, в к-рых упомин. италийские божества; одна из оскских надписей — Агнонская таблица (3 — 2 вв. до н.э.), содержащая сведения о почитавш. в свящ. животных, богов, сцен миф. содержания (на стелах из Сипонта, ок. 900 до н.э.; на сосудах Камповалано, ок. 600 до н.э. и др.). В И. м. важное место занимают тотемич. представления. В мифах волк, дятел, олень выступают либо прародителями отдельных племен, либо их вождями при переселении на новые места. Наимен. мн. италийских племен произошло от их тотемных предков: луканы, вероятно, — от lycos («волк»), пицены — от picus («дятел») и т.п. Дятел почитался сабинами, его культ засвидет. в поселении Тиора Матиене. Согл. легенде, пиценам выход из земли сабинов указал черный дятел. В обряд инициации входили состязания юношей в травле коз, зайцев, лис; испытания девушек, к-рые должны были кормить змей. Согл. «Энеиде», переселивш. в Италию троянцы наблюдали, как волк и орел поддерживали огонь, бросая в него ветки, а лиса, окуная хвост в воду, стремилась затушить им пламя. Италийский миф о свинье с тридцатью поросятами, появивш. во время высадки Энея, по-видимому, явл. отражением троичности древнейшей обществ. структуры (деление на тридцать курий; три трибы, тридцать членов совета старейшин и др.). У племен Сев. Италии был известен миф о человеке-лебеде по им. Купавон. Широко были распростр. у италиков близнеч. мифы. Культ близнецов засвидет. в Тускулуме, Пренесте, Лавинии, Метапонте и в Сицилии. Первонач. италики скорее всего почитали местных близнецов, лишь впослед. переосмысл. как Диоскуры — Кастор и Поллукс. В Пренесте почитались близнецы Дигидии (или Дипидии). Эсхил (1-я пол. 5 в. до н.э.) упоминает древнейший культ близнецов Паликов. В мифе местного происхожд., обработанном Эсхилом, забеременевшая от Зевса нимфа Фалия в стра-хе перед гневом Геры спряталась глубоко под землей. Во время родов земля разверзлась и выбросила двух близнецов. Культ Паликов связан, по-видимому, с др.-италийской пастушеской богиней Палес. К ней во время праздника пастухов обращались с мольбой о защите и размножении скота (участники праздника прогоняли сквозь огонь скот, прыгали через костры). Истоки этого италийского праздника (и его содержания, и его назв.), вероятно, — в миф. представл. древ. индоевроп. народов. В И. м. имелись мифы о непороч. зачатии: Цекула, основателя Пренесте, зачала девушка; царя Сервия Туллия — служанка Окризия из царского дома Тарквиниев. К глубокой древности восходят мифы о Латине, его супруге Амате, дочери Лавинии и женихе ее Турне. Согл. предположению венгерского ученого А. Альфельди, Гесиод, упоминающий Латина и Агрия — беспороч. царей тирренов, почерпнул сведения о них из италийских мифов. В более простран. версии мифы о Латине и Агрии даны Вергилием в «Энеиде», Ливием в «Истории от основания Рима» и др. авторами. Согл. «Началам» Катона Старшего, Латин — царь племени аборигенов (этимология им. племени не ясна) вытеснил с побережья Лация сикулов (или сакранов). Предки Латина — Сатурн, Пик, Тибрис, Авентин; отец Латина — Фавн, а его мать — нимфа Марика. Супруга Латина Амата — властная женщина, препятствующая браку дочери с чужестранцем Энеем и настаивающая на ее браке с племянником Турном. По всей видимости, миф. сюжет возник в период этрусской колонизации Лация (7 — 6 вв. до н.э.). В имени «Турн» и назв. его племени «рутулы» различимы этрусские корни — тиррен, расена (самоназв. этруссков). Этрусское влияние сказалось, по-видимому, и в том, что Амата и Турн были союзниками этрусск. царя Мезенция. Вергилием донесен вольский миф о героине Камилле, матерью к-рой была нимфа Касмилла, а отцом — правитель г. Приверне Метаб. В младенч. возрасте Камиллу унес в леса ее отец, изгнанный своими поданными. Метаб посвятил Камиллу Диане, с помощью к-рой воспитал дочь воинств. охотницей и противницей брака. В И. м. мир наполнен таинств. силами, духами, божествами. Иногда это — безлич. множества, иногда они имеют более или менее определен. муж. или жен. облик. Жен. божества покровит. материнству, инициациям. Места их культа — пещеры, рощи, считавш. священными. Рим. традиции и надписи сохранили более десятка имен италийских богинь — Куррес, Диана, Мефтис, Марика, Деклона, Вакуна Ангиция, Ферония, Эгерия, Везуна, Вескей, Интерстита и др. Как высшая созидат. сила италиками почиталась богиня Керра, получившая затем в рим. миф. имя Церера. В ее подчинении было много жен. и муж. божеств, обеспечивающих весь цикл жизни. В роще Керры, в землях самнитов, почиталось семнадцать божеств (это явствует из Агнонской таблицы), среди них: Diovei verehasioi (сопоставл. исследователями с известным по лат. надписям рим. Jupiter Juventus — Юпитер, покровит. юности), Liovei regaturei (рим. Jupiter Rector или Jupiter Regator), Hercle (рим. Hercules, Геркулес), Fluusa (рим. Flora, Флора). Зависимость Геркле и Флусы от Керры видна из сакральных формул Агнонской надписи — «Геркле Керры» и «Флууса Керры». Впослед. и в рим. миф. встречается определение Флоры как «служанки Цецеры». На основании археологич. находок, иконографии, лит. источ. можно утверждать, что в мифах италиков большое место отводилось Юноне. У фалисков и латинов она была гл. божеством: по-видимому, считалась богиней плодородия, прародительницей и покровительницей инициаций. Ей были посвящены отличающ. плодовитостью коза и смоковница, а также змея — олицетв. оплодотворяющего начала. В Ланувии при обряде инициаций в пещеру вводили девушек, к-рым предстояло накормить змею, посвящ. Юноне. Кормление проводилось для проверки девственности испытуемой: поглощение змеей предлагаемой еды было свидет. невинности девушки. Этой церемонии придавалось и др., более широкое значение: принятие змеей корма (символизировавшее оплодотворение девушки) должно было оказать магич. воздействие на урожай, сулило изобильный год. Покровит. диких зверей и инициаций в мифах италиков — Диана. Центрами ее почитания были покрытая лесом гора Тифата (близ Капуи), умбрские поселения Пизавр и Игувий, роща Анагнии, альбанская гора Альгид, гора Керне в Пицене. Свящ. роща Дианы близ г. Ариции была сакральным центром лат. союза. Древнейший элемент культа Дианы в этой роще — охрана свящ. дерева с «золотой ветвью» омелы. Стражем дерева выступал к.-н. беглый раб, и называли его «царем». Он сохранял этот статус, пока был в состоянии с оружием в руках преградить доступ к дереву др. беглому рабу, претенденту на титул «царя». Англ. ученый Дж. Фрейзер высказал предположение, что раб, охранявший дерево Дианы, рассматр. как супруг Дианы, а сам культ символизировал свящ. брак царя леса с богиней леса. В свящ. роще Ариции наряду с Дианой почиталось муж. божество Вирбий. Антич. авторы отожд. его с Ипполитом на том основании, что в рощу нельзя было вводить коней. Немецкий ученый У. Шольц объясняет запрет вводить в рощу Дианы коней функциями коня как хтонич. животного. Древнейшей богиней — покровит. диких зверей и ини-циаций была также Ферония, почитавш. почти по всей Ср. Италии (у сабинов, вестинов, умбров и др.). Попытке рассматр. Феронию как богиню этрусского происхожд. противоречит примитивный хар-р культа и отсутствие свящ. рощ Феронии в колонизов. этруссками Кампании. По-видимому, в И. м. с Феронией связывалось освобождение рабов. В посвящ. Феронии роще в Таррацине находился камень с надписью: «Садятся имеющие заслуги рабы, встают свободными». В дальнейшем функции Феронии расширились: она стала также богиней-целительницей. Раскопки в Капене выявили мн. терракотовых фигурок домашних животных и вылепл. из глины части человеч. тела. Функции богини — покровит. матерей несла Матута (Матер Матута). Она почиталась аврунками, латинами, сидицинами, вольсками и, возможно, самнитами. На древнейшем культовом изображ. (4 в. до н.э.) Матута представлена кормилицей. Имя ее происходит от оскского слова «matos» («добрый»); Матута — оскская параллель богини латинов, почитаемой римлянами как «добрая богиня» (Bona Dea). Согл. архаич. рим. календарю, к участию в культе Матуты не допускались рабыни и предоставлялась особая роль дочерям сестры (свидет. глубокой древности культа). Римляне отожд. Матуту с богиней утренней зари. Древнейшая богиня материнства в И. м. — Фортуна. Ее образ, вероятно, — результат эволюции миф. слитной па-ры Портунус и Портуна, или Фортуна. Портунус (муж. по-ловина) — покровитель муж. доли, а Фортуна (жен. полови-на) — покровит. жен. доли. Позднее в италийских мифах Портунус и Фортуна отделились друг от друга. Фортуна превратилась в богиню материнства, в мать-кормилицу, вобрав в свой образ черты др. материнских божеств. Культовая статуя Фортуны в Пренесте — изображ. богини в антропоморфном облике, в виде кормилицы с двумя младенцами муж. и жен. пола (при римлянах рассматр. как Юпитер и Юнона). В дальнейшем развитии миф. представлений Фортуна стала почитаться как богиня судьбы, руководительница гаданий. Согл. мифу, изложен. Цицероном по «памятникам Пренесте», в Пренесте появился оракул Фортуны с ящиком из маслич. дерева и жребиями из дуба со свящ. знаками. Его появл. было связано со снами, указавш. некоему Нумерию Суффустию, «человеку честному и знатному», на необходимость расколоть в определ. месте скалу; когда это было сделано, из расколотой скалы выпали жребии со свящ. знаками; здесь-то и появилось святилище Фортуны. Жребии с предначертанием судьбы вытягивают из ящика по указанию Фортуны мальчики. Образ Фортуны вошел затем в рим. миф. Портун же в И. м. долгое время не играл никакой роли; в рим. миф. его функции трансформировались в соотв. с поздним толкованием этимологии его имени (от лат. portus, «порт»), он стал мор. божеством, покровителем портов. Значит. место в италийских мифах занимал бог, известный у различ. племен под им. Маврос, Маурс, Мамерс, Мармар, Март (судя по Игувинским таблицам, Март — земледельч. божество, не имеющее никакого отношения к войне). В календарях сабинов, пелигнов, эквикулов, латинов ему посвящен определен. месяц, он упомин. в древнейших сакральных гимнах; в различ. италийских городах сущест-вовали коллегии жрецов Мамерса (Марса). С его культом был связан обычай ver sacrum («свящ. весны»), засвидет. у пиценов, френтанов, сидицинов, апулов, вестинов, пелигнов, марруцинов, марсов, умбров, вольсков, эквов и герников; во время грозившей опасности племя давало обет Мамерсу (Марсу) принести в жертву молодняк скота или младенцев для отвращения бедствия. Младенцев, в отличие от молодняка животных, не убивали, а по достижении совершеннолетия выселяли за пределы терр. племени. Их именовали сакранами (от ver sacrum), или мамертинцами (от им. Мамерса). Согл. нек-рым мифам, проводниками и покровителями у них были свящ. животные Марса — волк, олень, бык — отсюда, напр., назв. гирпинов (от оскского hirpus, «волк»). На шлемах самнитов, почитателей Мамерса, изображ. рога свящ. быка. В дальнейшем, когда волчица стала символом Рима, на монете волчицу, воспитавшую италиков, попирал бычок. Большинство исследователей полагает, что в ранних мифах Мамерс был покровителем произрастания и плодовитости, а также защитником терр. каждого из племен и лишь впослед. стал почти исключит. богом войны. По мнению Ж. Дюмезиля, Мамерс (Марс) был всегда богом войны. Рядом с Мамерсом (Марсом) в И. м. стоял древ. бог неба и солнеч. света Юпатер, Иович (рим. Юпитер). Архаич. черты Юпатера вскрывают Игувинские таблицы, называющие местом отправления культа Юпатера Требуланские ворота, около к-рых ему приносили в жертву трех быков «за крепость Физию (крепость г. Игувия), за г. Игувий, за народ крепости, за народ города»; т.о., Юпитер (составляющий с Марсом и Вофионом умбрскую триаду) выступает в этом тексте как охранитель города и защитник его населения от внешней опасности. У племен Умбрии, Самния и Кампании Юпатер-Иовис в каждой местности наделялся особым эпитетом — Тифатин, Физовий, Компаг, Вицилин и др. Нек-рые из этих эпитетов бесспорно — результат слияния общеиндоевроп. бога неба с локальными божествами гор, почитавш. автохтон. племенами. Третий бог, входивший в триаду, известен под им. Квирин (у латинов и сабинов) и Вофион (у умбров). В древности этимологию им. Квирин связывали либо с сабинским г. Куры, либо с Квириналом, где находилось древ. сабинское поселение (древнейшее святилище Квирина было расположено близ Квиринальских ворот). Отличия И. м. от др. антич. мифологий (в первую очередь — от греч.) — в отсутствии мифов о браках богов, генеалогич. мифов; в распростр. влияния италийских богов лишь в строго огранич. пространствах — среди определен. племен и родов; в обилии демонич. сил, о функциях к-рых зачастую можно лишь догадываться (прибегая к греч. и рим. аналогиям). Вероятно, упомянутые в Агнонской таблице лимфы, подобно нимфам, были духами источ., а маты, как считает немецкий исследователь Ф. Альтхейм, соотв. рим. манам. Нек-рые из этих множеств, напр., фавны, перешли от италиков к римлянам: в рим. миф. появилась пара Фавн и Фавна. Почитавш. умбрами и сабинами бог растительности Поимуне стал у римлян богиней Помоной. И. м. нашла отражение в наскальных изображ., в рисунках на сосудах местного произ-ва, в скульптурно оформл. ритуальных чашах и погребальных урнах, в статуях и статуэтках, зеркалах, фресках, на монетах. На скалах в юж. части Альп (в долине Валь-Камоника и др.) найдены схематич. изображения животных и птиц, миф. сцен, в к-рых участвуют человеч. фигуры с предметами вооружения и с.-х. орудиями. В изображ. на сосудах из погребений преобладает конь — хтонич. животное. Наряду с реальными животными встречаются изображения фантастич. животных — химер, грифонов и др. В италийском иск-ве широко распростр. мотив зверя, кормящего младенца или младенцев, борьба героев со звероподобными чудовищами. На зеркалах и др. памятниках на Пренесте представлены близнецы, по своей иконографии существенно отлич. от этрусских памятников с Диоскурами. Постепенно статуи италийских богов становились по технике исполнения и образу неотличимы от греч., сохраняя от италийского прошлого лишь те или иные атрибуты. Миф. сюжеты и персонажи изображались также на кампанских и рим. фресках.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998