лат.) - путеводитель, подорожное описание, иногда в виде схематической карты.
Итинерарий
Итинерарий
Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов
Итинерарий
в Рим. имп. описание путешествий с указанием дорог, расстояний, мест отдыха. Во времена позд. античности для христиан-паломников составлялись описания «святых мест», напр. «Паломничество Эгерии».
Я.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Я.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
ИТИНЕРАРИЙ
описание путешествий по Рим. империи с указателем дорог и мест отдыха, напр., И. Антонина времен имп. Каракаллы (новая редакция ок. 300) и т.н. «Географ Равенны». Во время поздней античности спец. для христиан-паломников существовали И. с подробным описанием «святых мест», (напр., И. «Бордоский» — описание пути от Бордо до Иерусалима), «Паломничество» Этерии и И. Антонина Плацентина (560 — 570). В исследованиях по средневековью И. обозначает также хронологич. сопоставление извлеч. из документ. данных о времени и месте нахождения ср.-век. властителей.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Итинерарий
(лат. itinerarium), описание путешествий по Римской империи с указателем дорог и мест отдыха (mansiones), например И. Антонина времен императора Каракаллы (новая редакция ок. 300) и т. н. «Географ Равенны». Во время поздней античности спец. для христиан-паломников существовали И. с подробным описанием «святых мест», например И. Burdigalense («Бордоский» — описание пути от Бордо до Иерусалима), «Паломничество» Этерии и И. Антонина Плацентина (560 — 570). В исследованиях по средневековью И. обозначает также хронологич. сопоставление извлеч. из документов данных о времени и месте нахождения Ср.-век. властителей.
Источник: Словарь античности. 1989
Итинерарии
произведения латинской христианской литературы В связи с движением паломников, усилившимся с IV в. н. э., рождается ряд путеводителей, описывающих Святую Землю и ее памятники. К ним принадлежат Бордосский итинерарий — описание путешествия из Бордо (Бурдигалы) до Иерусалима по святым местам (333 г.), Свод сведений об Иерусалиме V/VI вв. О положении Святой Земли (De situ Terrae Sanctae) Феодосия и приписываемый Антонину из Плаценции Итинерарий, представляющий описание паломничества в Иерусалим ок. 570 г. Особое место занимает итинерарий Эгерии. Итинерарии являются важным документом для изучения ментальности того времени и паломнического движения, а также содержат неоценимые сведения по географии, топографии и археологии, в особенности относительно Палестины.
Источник: Античные писатели. Словарь. 1999
ИТИНЕРАРИЙ
ранневизантийский жанр географической литературы, восходивший к римским итинерариям – описаниям путешествий по Римской империи с указателем дорог, мест отдыха и расстояний между ними в стадиях (грекоримский стадий = 176,6 м, новогреческий = 1000 м). Сохранилось лишь два памятника ранневизантийского итинерария: «Подорожные от Эдема» и «Итинерарий Александра», содержавший подробный рассказ о походах против персов Александра Македонского и Траяна с описанием всех дорог, по которым проходили их войска. Он был составлен по поручению императора Констанция II (337 – 76I). С IV в. в Западной Европе получил широкое распространение итинерарий пилигрима, в котором описывалось паломничество к «святым» местам, но о подобных византийских итинерариях не сохранилось никаких сведений. Известно лишь об итинерарии паломника (проскинитарии) второй половины VIII в. – «Повесть Епифания Агиопалита о Сирии и Св. Граде». Памятником XII в. стал итинерарий паломника Иоанна Фоки, отличавшийся большей художественностью. В XIII в. появился анонимный «Краткий рассказ о святых местах Иерусалимских и о страстях Господа нашего Иисуса Христа», в котором описан путь паломника из Дамаска в Иерусалим с указанием маршрута и расстояний между пунктами в днях пути (более 3х дней), затем на Синай и далее в Египет. К XIV – XV вв. окончательно сложился порядок осмотра тех святынь, которые посещали паломники в Иерусалиме (храм Гроба Господня, Голгофа, храм с гробницей Мельхиседека, столп, место обретения Креста Господня, дом Иоахима и Анны, дом Понтия Пилата и др.), на Синае (монастырь св. Екатерины, храмы, часовня пророка Илии) и в Вифлееме (пещера, в которой родился Иисус, базилика Константина Великого, церковь Рождества, воздвигнутая при Юстиниане, и др.). К итинерариям XIV в. относится путеводитель по Иерусалиму и Палестине, в котором анонимный автор сообщал, кому принадлежат христианские святыни – «ромеям», «несторианам», «латинянам», «армянам» и другим народам. В XV в. были созданы «Рассказ о Иерусалиме и Св. Горе Синае», «Описание мест, вне Крита находящихся» (с острова Крита в Египет, затем от Каира на Синай, в Иерусалим и Вифлеем) и «Душеспасительный рассказ о Святом Гробе» (дата написания точно не установлена). К жанру итинерария обращался Константин VII Багрянородный в трактате «Об управлении империей» (глава 42). Итинерарии паломников оказали влияние на древнерусские хождения.
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012