ИТТИФАК-АЛЬ-МУСЛИМИН
Иттифак аль-муслимин
Союз мусульман») – либеральная политич. организация российских мусульман, крупнейшая партия татарского общества в нач. XX в. Начало И. было положено 15.08.1905 г., когда на Нижегородской ярмарке элита российских мусульман провела I Всерос. мус. съезд. Среди его делегатов были М.Г. Каримов, М. Бигиев, А. и Г. Хусаиновы, В. Яушев (см. Яушевы), М.-З. Рамиев (Дэрдменд; см. Рамиевы). Съезд принял решение об объединении мусульман и создании периодических меджлисов (съездов) на терр. всей России для руководства обществ. жизнью. Эти отделения должны были заняться в основном образовательной и просветительской, а не политич. деятельностью, т.е. опираться на школы и благотв. общества. Реально объединялась элита трех мус. народов: татар Волго-Уральского региона, крымских татар и азербайджанцев. Т.к. до издания Манифеста 17.10.1905 г. политич. партии находились под запретом, то И. предполагался вначале скорее как общерос. орган, координирующий борьбу за гражданские и политич. права мусульман и их культурно-просветительную деятельность. Окончательное формирование партии И. и предвыборной программы мус. либералов произошло на II Всерос. мус. съезде в январе 1906 г. в СПб. Программа И. предусматривала создание правового конституционного госва при равноправии всех религий и наций. Устройство законодательной и судебной власти соответствовало программе кадетов. Вопросы семейного права оставались в сфере ведения шариатских судов. В рабочем и земельном вопросах тоже соблюдалась программа кадетов с той разницей, что земельный фонд переходил под контроль местных органов самоуправления. По разделу о местном самоуправлении вся терр. гос-ва делилась на вилаяты (области) и терр. единицы более низкого уровня. Меджлисы (представительные органы вилаятов) имели право законодательства в пределах своих полномочий. Язык большинства населения области признавался ее официальным языком, однако все др. народы могли свободно вести образовательную и печатную деятельность на своих языках. Экстерриториальная автономия рассматривалась как автономия религиозная. Мусульмане России получали право на создание единого религиозного центра, избрание духовенства, создание мус. обществ. В их руки переходили мектебы, медресе, мечети, места поклонения, благотв. организации и вакфы. На III Всерос. мус. съезде в Н. Новгороде была окончательно принята программа И. и избран ЦК И., куда вошли 15 чел. (в т.ч. 5 богословов-улемов). Для обсуждения программы И. была сформирована комиссия, куда вошел и представитель уральских мусульман З. Байбурин (Оренбург). Наиболее активные бюро И. размещались в Казани, Оренбурге (М. Каримов, З. Байбурин, братья Рамиевы), Уфе и Баку. Духовную комиссию возглавил Г. Баруди; в ее состав, в частности, вошли Габдрахман Расулев (г. Троицк), Хайрулла Усманов (с. Каргала Оренб. губ.), Х. Массагутов (г. Елабуга Вятской губ., депутат II Госдумы), Мухаммадгата Мансуров (г. Оса Пермской губ.). Депутаты от И. составили основу мус. фракции Госдумы. Наряду с Оренбургом Урал представляли депутаты от Вятской губ.: имамы Ш. Хусаинов (I Госдума) и Х. Массагутов (II Госдума). Центр. печатными органами И. были газеты «Тарджеман» (Бахчисарай), «Хаят» (Баку), «Йолдыз» (Казань), «Вакыт» (Оренбург). После гос. переворота 3.06.1907 г. большинство лидеров И. были арестованы и сосланы (Г. Баруди) или эмигрировали (Ю. Акчура, Г.-Р. Ибрагим, А.-М. Топчибашев). Посл. попытка восстановления И. произошла на IV Всерос. мус. съезде в 1914 г., но большинство отказалось от нее из-за невозможности легальной политич. деятельности. После этого мус. элита России распалась по региональному признаку. Лит.: Материалы и документы по истории общественно-политического движения среди татар (1905–1917). – Казань, 1992; Хабутдинов А.Ю., Мухетдинов Д.В. Общественное движение мусульман-татар: Итоги и перспективы. – Н. Новгород, 2005; Те же. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце XVIII – начале XX веков. – Казань, 2001. А.Х.