Иуда Искариот
ИУДА ИСКАРИОТ
евангельский персонаж, один из 12 апостолов - учеников Иисуса Христа. По легенде, И. И. предал своего учителя за тридцать сребреников и дал возможность представителям иудейской общины тайно схватить Иисуса Христа. Образ Иуды сконструирован авторами евангелий в соответствии с ветхозаветными пророчествами о мученичестве спасителя - мессии. Имя И. И. стало в лит-ре и нар. творчестве синонимом предателя.
ИУДА ИСКАРИОТ
апостол. Иуда был среди апостолов (в основном происходивших из Галилеи) едва ли не единственным уроженцем Иудеи. Он ведал общими расходами общины учеников Христа и постоянно носил с собой «денежный ящик» для подаяний. Иуда явился к «первосвященникам» и предложил им свои услуги, спросив: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его?» Получив свои тридцать сребреников, он привёл толпу, посланную схватить Христа, на известное ему место и помог своим поцелуем быстро распознать Христа в темноте. После осуждения Христа на казнь, Иуда тотчас раскаялся в содеянном. Он возвратил нанимателям полученные от них тридцать сребреников (отсюда видно, что корыстолюбие отнюдь не определяло сущность его выбора) и в отчаянии удавился.
Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф
Иуда Искариот
один из 12 апостолов, предавший Иисуса Христа. Выходец из Кариота (или Кириафа) – города в Иудее. Ведал в апостольской общине сбором денежных подаяний, нося для этого специальный ящик и проявив, согласно евангельскому тексту, скупость и расчетливость (Ин. 12, 4–6). Предал Христа за 30 сребреников, но затем раскаялся, бросил деньги и, по свидетельству евангелиста, удавился (Мф. 27, 5). Несмотря на различные толкования смысла предательства И. И., имеющиеся в неправославном богословии, православная традиция понимает образ И. И. однозначно отрицательно. Для православия И. И. – олицетворение греха и зла в таких его проявлениях, как лицемерие, духовная нечистота, скупость, своекорыстие. Кроме того, совершенное им предательство отражает сам дух отрицающего Христа иудаизма. И. И. единственный из 12 апостолов был выходцем из Иудеи.
Источник: Краткий православный словарь.
Иуда Искариот
в Новом Завете один из двенадцати апостолов, предавший Иисуса Христа. Иуда Искариот ведал общими расходами общины учеников Христа, нося с собой денежный ящик для подаяний. Он осудил щедрость Марии из Вифании, помазавшей ноги Христа драгоценным нардовым миром. В этот момент в душе Иуды Искариота произошло созревание воли к предательству. Он пошел к первосвященникам и предложил свои услуги за назначенную цену - 30 серебреников. На Тайной вечере Иуда Искариот слышит слова Христа: один из вас предаст меня. В знак того, что это сделает именно Иуда Искариот, Христос подал ему обмокнутый кусок хлеба. Помысел о предательстве окончательно входит в Иуду. Он привел толпу, посланную схватить Христа, к месту, где находился Иисус, и помог своим поцелуем опознать в ночной темноте Христа. Узнав об осуждении Христа судом Синедриона и выдаче его на расправу Понтию Пилату, Иуда Искариот в раскаянии возвратил 30 серебреников со словами: согрешил я, предав кровь невинную. Эти деньги пошли на уплату за земельный участок некоего горшечника, на котором было устроено кладбище для иноземцев, а Иуда Искариот в отчаянии удавился. Место Иуды Искариота в кругу 12 апостолов было по жребию передано Матфию. В фольклоре дерево, на котором повесился Иуда Искариот (иудино дерево), - осина, которая с тех пор не перестает дрожать.
Источник: Исторический словарь
ИУДА ИСКАРИОТ
(ок. 4 до н.э. – ок. 30 н.э.) Одно его имя вызывает ненависть. Оно является синонимом предательства, обмана, алчности. Задумайтесь над последовательностью: Иудин козел (козел-вожак, ведущий стадо на убой), поцелуй Иуды, предатель, Иуда Темный, иудаизм, иудей… Ряд исследователей, в том числе преосвященный Хайем Маккоби (в книге «Иуда Искариот и миф о еврейском грехе»), считали, что Иуды Предателя не было вовсе. Святой Павел не упоминает Иуду в своих Посланиях. Его образ, возможно, был создан Церковью Павла в Антиохии для пропагандистских целей. В частности, после разрушения войсками Тита иерусалимского Храма в 70 г. н.э. Церковь Павла стремилась размежеваться с повстанцами Иудеи и евреями-христианами, которыми руководил брат Иисуса Иаков. Евангелие было написано во время и после Иудейской войны. Римские центурионы были представлены более привлекательно, чем иудейские массы. Позаимствовав образцы эллинского антисемитизма, авторы Евангелия заняли проримскую позицию, отрицали, что Иисус восстал против Рима, и утверждали, что он был противником иудаизма. По мнению антисемитов, отрицание иудеями божественности Иисуса подтверждало их вину за его распятие. Обоснование ненависти христиан к евреям было заложено в Евангелии от Иоанна. В отличие от более ранних синоптических Евангелий от Марка, Матфея и Луки Иоанн называет Иисуса божественным. Иуда выставлен главным образом порочным, алчным и вселяющим ужас. Такую божественную фигуру, как Иисус, ко кресту должен был привести некто почти такой же божественный: Черный Христос, Антихрист, Иуда с рыжей шевелюрой, в желтом одеянии, развращенный казначей апостолов, постоянно имевший при себе ящик с деньгами, готовый (после торга) продать своего Учителя за тридцать сребреников. Те, кто верил Иоанну, считали Иуду союзником павшего архангела Сатаны. Подлая ложь о нечестивой троице – Иуда-Сатана-евреи была навязана сознанию христиан в первые годы существования Церкви Павла. Многие языческие религии, предшествовавшие христианству, включали общую тему божественной фигуры, принесенной в жертву ближайшим другом или братом. Сначала официальные церковные соборы, а позже приходские священники и представляющие Страсти Господни мистерии учили христиан, что Иуда своим предательским поцелуем выдал Иисуса иудейским властям. Церковь настаивает на том, что последние оказали политический нажим на римлян с тем, чтобы они распяли Иисуса. Измена того, кого Иисус считал близким человеком, превратила евреев во врагов всех людей на все времена. С нараставшей жестокостью христиане называли евреев иудиным племенем, порочным по сути своей народом, отличающимся негативной духовностью и непотребной меркантильностью. В религиозных произведениях (Святого Джерома, Мартина Лютера), фольклоре (миф Иуды), драме (мистериях о Страстях Господних, пасхальных пьесах и моралите, в шекспировских образах Шейлока и Яго) и литературе (Феджин у Диккенса) Иуда становится символом демонического еврея. Евреев называют вонючими (еврейское зловоние), гротескными по своему облику и развратными (с вульгарно увеличенными половыми органами и предрасположенностью к насилию над женщинами), бездомными (Вечный жид), садистами-вампирами (ритуальное убийство детей ради получения их крови), козлами отпущения (с торчащими на лбах рогами), предателями (Альфред Дрейфус), ростовщиками, сатанистами (носят остроконечные шапочки) и нечистыми. Само имя Иуда Искариот имеет множество значений. «Искариот» схоже с латинским словом «sicarius», означающим «человек с кинжалом». Иуда отождествляется с убийцей, с тем, кто вонзает нож в спину противника. Он мог быть мятежником подобно другому апостолу – Симону Зилоту. Иуда – единственное среди имен всех апостолов, которое напоминает название еврейского народа. Церковь выпячивала все эти моменты (особенно имя Иуда), чтобы обнажить то, что она считала в основе своей иудиной природой евреев. Какой бы ни была связь между его именем и его народом, его роль предателя, продавшего своего ближайшего друга, наперсника и учителя, остается убедительным и опасным символом. Современные движения левых (коммунистов и националистов Третьего мира) и правых (нацистов и скинхедов), не имеющие явных связей с церковью, максимально использовали и узаконили образ еврея как предателя родины. Нацисты и другие крайне правые считали всех евреев коммунистами (пример: Троцкий!), а коммунисты – капиталистами (пример: Ротшильд!). В послехристианскую эру тоталитарных режимов были отброшены этические нормы, основанные на догмах Нового Завета. В подобной обстановке евреи не представляли никакой ценности. В религиозном вакууме продолжала процветать история Иуды. Маккоби утверждал, что антисемитизм, опирающийся на миф об Иуде, исчезнет только тогда, когда предложенная Святым Павлом концепция искупления грехов человеческих будет отвергнута в пользу догматов, которые Иисус проповедовал при жизни. Таким образом, пока смерть Иисуса считается центральным событием христианства, психологическая нужда в предателе – еврее Иуде не отпадет даже в возможный постхристианский век ассимиляции и атеизма.
Источник: 100 великих евреев. 2003