Иудаизм

Найдено 19 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иудаизм
религия еврейского народа

Источник: Словарь исторических имен, названий и специальных терминов

Иудаизм
религия единобожия с культом бога Яхве, возникшая в конце II тысячелетия до н. э. в Палестине и распространенная среди евреев. Главные священные книги - Тора (Пятикнижие Моисея), а также Талмуд, выполняющий в иудаизме роль Священного Предания.

Источник: Краткий исторический словарик

Иудаизм
религия, распространенная в основном среди евреев, имеет множество ритуальных предписаний, охватывающих почти все стороны быта верующих. Основы вероучения иудаизма изложены в Ветхом завете и Талмуде (комментарии к ветхозаветным книгам). Иудейская церковь - синагога.

Источник: Отечественная история в терминах и понятиях. 2002

Иудаизм
религия, распространенная в основном среди евреев. Возникнув из языческого политеизма древнееврейских племен, иудаизм с VII в. до н.э. становится монотеистической религией. Характерные особенности: вера в единого бога Яхве и мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев, множество ритуальных предписаний, охватывающих практически все области быта верующих. Источники вероучения – Ветхий завет (признается также христианами) и Талмуд (сложная система комментариев к ветхозаветным книгам). Иудейская церковь – синагога. Иудаизм – государственная религия Израиля.

Источник: История культуры и искусств: словарь терминов и понятий. 2010

Иудаизм
античное понятие, обозначающее одну из древних религий, о которой римляне узнали во время завоевания Палестины, ставшей их провинцией Иудея. Многие римляне, утратив веру в государственную религию, обратились в иудаизм, и поначалу государство терпимо относилось к этому. Но впоследствии евреев стали жестоко преследовать, так как они поклонялись единому богу и отказывались почитать императора в качестве бога, как того требовало государство. В Палестине против римского владычества постоянно вспыхивали восстания, и в 70 г. н. э. римляне разрушили главный иудейский храм в Иерусалиме. Это событие и изображено на арке Тита.

Источник: Античность от А до Я. Словарь-справочник.

ИУДАИЗМ
наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в I тыс. до н. э. в Палестине. Распространена в основном среди евреев. Число последователей оценивается примерно в 18 млн. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора с Богом, в котором народ выступает как носитель божественного откровения). Канон священных книг включает Тору («Пятикнижие Моисея»), книги пророков и так называемые Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. В иудаизме получили распространение мистические учения (каббала, хасидизм).

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

ИУДАИЗМ
религия, распространенная среди евреев, возникла во втором тысячелетии до н. э. на основе политеистических верований и обрядов кочевых еврейских племен Северной Аравии, а после завоевания ими в XIII в. до н. э. Палестины впитал в себя религиозные представления местных земледельческих народов. Культ Яхве, бога племени Иуды, сыгравшего главную роль в становлении древнееврейского государства в начале X в. до н. э. и выдвинувшего из своей среды династию первых царей, превратился в общегосударственный культ, а впоследствии — в культ единого Бога, управляющего миром. Большая часть исповедующих И. живет в Израиле и США. Основные положения И. собраны в Торе и Талмуде. Государственная религия Израиля.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

Иудаизм
одна из древнейших религий, возникла и распространена главным образом среди евреев, а также - крымчаков и караимов. Основные догматы иудаизма: вера в Единого Бога Яхве (Иегову), Творца мира, предопределяющего судьбу своего народа - израиля; вера в святость Ветхого Завета, в воскресение мертвых и пришествие Мессии, долженствующего судить всех живых и мертвых, а поклоняющихся Яхве привести в "Землю обетованную". Иудаизм определяет поведение верующих 613 заповедями, изложенными в Торе (Пятикнижии - первых 5 книгах Библии). К I в. н. э. относится начало письменного оформления Талмуда - собрания догматических, религиозно-этических и правовых законоположений иудаизма, определяющих все стороны жизни верующих иудаистов.

Источник: Краткий толковый словарь по этнографии Крыма. 1999

Иудаизм
древнейшая монотеистическая религия, лежащая в основе верований, жизненного уклада и культуры преимущественно евреев. Формирование иудаизма началось со IIтыс. до н. э. в среде скотоводческого и земледельческого населения Восточного Средиземноморья. Характерные особенности иудаизма: вера в единого бога Яхве и мессию (спасителя), догмат о богоизбранности евреев, множество ритуальных предписаний, охватывающих почти все области быта верующих. Источники вероучения — Ветхий Завет (признаваемый и христианством) и Талмуд (система комментариев к ветхозаветным книгам). Иудаизм является государственной религией Израиля. На территории современной России иудаизм впервые появился в V III— IX вв. после принятия этой религии правящей верхушкой Хазарского каганата. После вхождения в состав Российской империи белорусских, литовских и польских земель (1772—1795) иудейская община России стала одной из крупнейших в мире.

Источник: История России. Школьный словарь-справочник 2018

Иудаизм
Иудаизм (Judaism), религия евреев. Согласно др.-евр. свящ. текстам, их прародителем был Авраам, заключивший «завет» (союз) с Богом, к-рый обещал ему землю Израиля для него и его потомков. Учение Моисея, изложенное в Торе (первые пять книг Библии), содержит наставления относительно религ. веры и нравственности. Мн. характерные черты И., включая идею о едином и всемогущем Боге, сложились в период вавилонского плена; тогда же приобрели важное значение проповеди и молитвы. После разрушения римлянами в 70 г. гл. святыни иудеев, древн. Иерусалимского храма, евр. общины расселились далеко за пределами Палестины, образовав "диаспору. Руководители этих общин (раввины) поощряли следование изложенными в Торе правилам в повседневной жизни. В последующие столетия появился целый ряд общепризнанных интерпретаций священных писаний, к-рые собраны в Талмуде: И. строился на изучении Торы и Талмуда. Евр. общины обычно объединялись вокруг синагог, жили по собственным законам (насколько позволяло гое-во) и по своему календарю.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Иудаизм
древнейшая монотеистическая религия, возникла в I-м тыс. до н.э. в Палестине. Распространена главным образом среди евреев. Приверженцы иудаизма верят в Яхве (единого Бога, творца и властелина Вселенной), бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа (идея «завета», союза, договора народа с Богом, в котором народ выступает как носитель Божественного Откровения). Канон священных книг иудаизма включает Тору («Пятикнижие Моисея»), книги пророков и так называемые Писания. Различные толкования и комментарии канона собраны в Талмуде. Во второй половине XVIII в. Иудаизм разделился на миснагдим («противников») – сторонников раввинов, и на хасидов («благочестивых») – почитателей цадиков («святых»). В VIII–IX вв. иудаизм стал государственной религией Хазарского каганата. Значительные группы населения, исповедующие иудаизм, появились в России после присоединения к ней белорусских и литовских земель в 1772–1795 гг. Общины иудеев возглавлялись духовным правлением. После октября 1917 г. на иудаистское духовенство распространено действие Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. В 1990 г. учреждён Всероссийский совет еврейских религиозных общин (руководитель – главный раввин, центр – Московская хоральная синагога).

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

Иудаизм
древнейшая монотеистическая религия, лежащая в основе верований, жизненного уклада и культуры евреев. Формирование иудаизма началось со 2-го тыс. до н.э. в среде скотоводческого и земледельческого населения восточного Средиземноморья, когда внедрялась принципиально новая религиозная концепция единого Бога, творца и властелина всей Вселенной, в центре которой стояло формирование народа Израиля и его завет с Богом (богоизбранность еврейского народа). Развитие иудаизма сопровождалось преодолением пережитков политеизма, которые поддерживались в еврейской среде под влиянием окружающих народов. В столкновении и преодолении влияния эллинистического мировоззрения иудаизм получил более широкое распространение. Возросла роль Иерусалимского храма, ставшего центром притяжения приверженцев и многочисленной диаспоры. Сопротивление еврейского народа Риму сформировало новую идею прихода Мессии, избавителя из дома Давида, который восстановит Иудейское царство. С распространением христианства, государственной религии Римской империи (с начала 4 в. н.э.), и ислама (с 7 в.) иудаизм не воспринял их претензии на подлинное выражение истины и, несмотря на угнетенное положение еврейства, не прекращал острой религиозной полемики с этими религиями на протяжении средневековья. В этот период иудаизм попытался сформулировать свои основные этические принципы. В новое время некоторые еврейские мыслители стали трактовать иудаизм как универсальное моральное учение или как культурно-исторический феномен. Зарождение и развитие сионизма и создание Государства Израиль вызвали еще более острую дискуссию о роли иудаизма в жизни еврейского народа.

Источник: Исторический словарь

Иудаизм
религия, распространенная среди евреев. Иудаизм возник во 2 тыс. до н.э. на основе политеистических верований и обрядов кочевых еврейских племен Северной Аравии, а после завоевания ими в 13 в. до н.э. Палестины впитал в себя религиозные представления местных земледельческих народов. Культ Яхве, бога племени Иуды (отсюда иудаизм), сыгравшего главную роль в становлении древнееврейского государства в начале 10 в. до н.э.и выдвинувшего из своей среды династию первых царей, превратился в общегосударственный культ, а впоследствии – в культ единого бога, управляющего миром (См. Яхве). Монотеистические представления укрепились в иудаизме лишь в 1 в. н.э. В иудаизме очень рано складываются представления о «богоизбранности» народа Израиля, а с 8 в. до н.э. в условиях надвигавшегося внешнего порабощения – о будущем приходе «божественного спасителя» - мессии (См. Мессия). Пятикнижие Моисея (Тора) письменно закрепило (444 до н.э.) складывавшиеся на протяжении веков верования (См. Пятикнижие Моисеево). Древний период истории иудаизма («библейский») завершился во 2 в. до н.э., когда складывается Библия – свод иудейских святых книг (в христианстве – Ветхий завет). Последующий период в истории иудаизма длился до начала 19 в. и может быть определен как раввинскоталмудический. В этот период раввинами («законоучителями») на основе толкования Торы применительно к новым условиям жизни евреев было завершено составление второго по значению после Библии источника иудейского вероучения – Талмуда (3 – 5 в.в. н.э.). В этот период складывается та форма иудаизма, которая считается ортодоксальной или традиционной. В начале 20 в. консервативные теологи провозгласили «позитивное отношение» к религиозным традициям и выступили за тесный союз иудаизма с сионизмом. См. Религия, Библия, Тора, Талмуд, Ковчег завета, Сионизм.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

Иудаизм
Иудаизм (Judaism), одна из гл. мировых религий. Исповедуется евреями, числ. к-рых в мире оценивается в 13 млн. чел., из них в США проживает 5,7 млн., в Израиле - 3,5 млн. и в России - 1,5 млн. чел. Осн. догматы И. содержатся в древнееврейской священной книге (Тора) и в устных преданиях (Мишна и Талмуд). В течение столетий евреи расселялись в странах Средиземноморья (сефарды), в Голландии, Германии, Балтийских гос-вах, а также в Центр, и Вост. Европе (ашкенази). Они жили в гетто или в р-нах, отведенных для проживания, совершали обряды в домах и синагогах под руководством раввинов. К 18 в. в еврейских общинах стали усиливаться требования о предоставлении им равных прав и ликвидации гетто. В Берлине философ Мозес Мендельсон (1729-86) выступал за эмансипацию евреев. Его труды послужили основой движения "Гаскала", или еврейского Просвещения, распространившегося в нач. 19 в. в Вост. Европе. Реформа И., а также антисе-митизм и погромы привели к массовой еврейской эмиграции, особенно в США. В течение 19 в. большинство европ. стран отменило правовые ограничения для евреев. В И. возникли 3 течения: реформаторское, ортодоксальное и консервативное. Последователи Мендельсона стремились примирить И. с тогдашней ситуацией в Европе с помощью реформаторского движения, к-рое, помимо прочего, разрешало пользоваться в синагоге местным языком. Это движение проникло в Великобританию и США в 40-х гг. 19 в. и приобрело множество сторонников среди представителей ср. класса. Против него выступали евреи-ортодоксы, отрицавшие светскую культуру и стремившиеся сохранить древн. обычаи, а также сторонники хасидизма, влиятельного религиозно-мистического течения, делавшего упор на развитии личной духовной жизни и подвергавшего нападкам любые нововведения. Промежуточное положение между этими двумя движениями занял консервативный И. Его предтечей был Захарий Франкель (1801- 75), к-рый в своем труде "Позитивный историзм" стремился соединить еврейскую традицию с совр. знанием. Когда в кон. 19 в. возник сионизм, то и реформаторский, и консервативный И. поддержали его, хотя большинство евреев-ортодоксов отнеслось и продолжают относиться с недоверием к идее еврейского гос-ва. В 20 в. евреи подверглись массовому уничтожению в период Холокоста, однако в конце концов им удалось создать свое гос-во - Израиль. Большинство евреев за пределами Израиля продолжают ассимилироваться с нас. стран проживания, сохраняя лишь нек-рые традиции еврейского сообщ-ва.

Источник: Оксфордская Иллюстрированная Энциклопедия Всемирная история. 1999

Иудаизм
религия, распространенная главным образом среди евреев. Возник на территории Палестины примерно три тысячи лет назад. Иудаизм как монотеистическая религия не появился сразу в завершенном виде. Иудаизм начинался с примитивных верований древних евреев, выражавшихся в почитании гор, луны, растений и животных. В середине II тысячелетия до н.э. евреи - кочевники вторглись в Палестину и позаимствовали у местных ханаанеев некоторые религиозные обряды. Благоговение перед силами природы переносится на ваалов, т.е. идолов - покровителей полей, оливковых рощ, а также на власть вождей и старейшин. В XI в. до н.э. происходит складывание рабовладельческого государства, и у евреев происходит процесс выделения из множества божеств одного - главного бога Яхве. После религиозной реформы, проведенной царем Иосией в 621 г. до н.э., жрецы и пророки, исповедующие монотеизм, обосновали догматику иудаизма, которая была зафиксирована в Ветхом завете. Основными догматами иудаизма является следующее: признание единого бога Яхве и "богоизбранности" еврейского народа, вера в небесного избавителя (мессию), долженствующего судить живых и мертвых, а поклонников Яхве привести в землю обетованную; святость Ветхого завета и Талмуда, исполнение предписаний которых обеспечивает вечное блаженство в загробной жизни. Священные книги иудаизма: Ветхий завет и Талмуд. Ветхий завет (Танах) включает Тору (Учение), Небиим (Пророки) и Кетубим (Писания). Наиболее авторитетная часть Ветхого завета - Тора. Древнейшие тексты Ветхого завета относятся к XIII - XII вв. до н.э. Талмуд - основа всей практики и богословия в иудаизме - включает Мишну (толкование Торы) и Геммару (толкование Мишны), правовые (Галаха) и фольклорные (Аггада) толкования библейских текстов. В иудаизме большое место занимают молитвы, посты, обряд обрезания, многочисленные праздники, особенно пасха, судный день (иом - кипур), новый год (рош - гашана), суббота и др. Иудаизм практически не имеет единой религиозной организации и духовной иерархии (государство Израиль - исключение). Иудаизм не имеет храмов. Их заменяют синагоги - молитвенные дома. Раввины - это не жрецы культа, а законоучители, являющиеся и судьями в иудаистских общинах. В иудаизме существует ряд направлений: кераимы и самаритяне. Кераимы строго придерживаются Ветхого завета, полностью отрицают Талмуд и раввинистические предания, а также некоторые догматы ортодоксального иудаизма - о приходе мессии, воскресении мертвых, посмертном воздаянии. Самаритяне признают только Тору и часть Небиим. Иудаизм в его ортодоксальной форме является господствующей религией государства Израиль, распространен среди еврейского населения, проживающего на всех континентах.

Источник: Краткий исторический словарь. 2004

ИУДАИЗМ
одна из древнейших религий, распростр. гл. обр. среди евреев. Первые сведения о религии древ. евреев восходят к тому времени, когда их кочевые племена появились в Аравии (15 в. до н.э.). В древнейшем И. имелись анимистич. и тотемистич. представления (вера в душу, обитающую в крови), пищевые запреты (деление продуктов питания на кошерные, т.е. дозволенные, и трефные, недозвол.). Широкое распростр. имел обряд обрезания, известный в религиях мн. народов. Эти древ. установления сохранились и в совр. И. С завоев. евр. племенами Палестины в 13 в. до н.э. и переходом их к земледелию в И. возникло почитание богов — покровителей с. х-ва, многочисл. местных ваалов — (господ). По представл. древ. евреев, излюбл. местом этих богов были холмы, на их вершинах строились святилища и воздвигались жертвенники; святилища, позднее храмы, обслуживались жрецами. Они поддерживали в среде верующих идею о том, что человек — раб божий и во всем зависит от божеств. В 11 — 10 вв. до н.э., с образованием в Палестине др.-евр. рабовлад. госуд. и укреплением монархии, происходит процесс выделения из множества богов одного гл. бога Яхве. Борьба за централизацию культа Яхве в Иерусалимском храме (воздвигнут в 10 в. до н.э.), за признание его единым богом евреев длилась очень долго. В 622 до н.э. иуд. царь Иосия провел религ. реформу, уничтожил местные святилища и объявил иерусалимский храм средоточием культа Яхве. В 586 до н.э. Иудея оказалась под властью Вавилонии, Иерусалимский храм был разрушен, значит. часть населения попала плен и увезена в Вавилонию. Здесь образовалась группа соферим (книжники), к-рая систематизир. привезенные из Иерусалима «свящ. письмена» (правовые и ист. соч., обрядово-религ. кодексы, мифы и легенды). Так была заложена основа Ветхого завета. После завоев. Вавилонии перс. царем Киром II (в 538 до н.э.) евр. населению было разрешено вернуться в Палестину; был восстановлен Иерусалимский храм. В этот период сложились осн. догматы И.: вера в бога Яхве (Иегову), «творца мира», предопреде-ляющ. судьбу «своего народа» — израиля; вера в святость Ветхого завета, в воскресение мертвых и пришествие мессии, долженствующего судить всех живых и мертвых, а поклонников Яхве привести в «землю обетованную». И. связал верующих 613 заповедями, излож. в Торе. Многочисл. предписания должны были держать в экономич. и духовном рабстве нар. массы. В эпоху эллинизма в Иудее во 2 в. до н.э. — 1 в. н.э. образовалась партия «эллинистов: (саддукеи), состоявшая из землевладельч. и духовной аристократии. Связанная с макед. династией, она выступала за компромис между Торой и греч. философией. За «чистоту» И. выступали фарисеи, к-рые стали приспосабливать Тору к новым соц. условиям, путем новых ее толкований. Толкования фарисеев были собраны в 210 н.э. в Мишне, к-рая сама стала со временем предметом религ. толкований. К этому периоду относится начало письм. оформления Талмуда (завершен. к 5 в.). В эпоху эллинизма складывались иуд. общины вне Палестины (синагога), к-рые после разрушения Иерусалимского храма в 70 н.э. стали центрами отправления культа И.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

ИУДАИЗМ
религиозное, национальное и этическое мировоззрение, на протяжении тысячелетий определявшее верования и жизненный уклад еврея. Это одна из древнейших монотеистических религий человечества, то есть такая, в которой существует только один Бог – творец всего сущего. Термин «иудаизм» происходит от греческого йудаисмос, появляющегося в еврейско-эллинистической литературе на рубеже I века до нашей эры и обозначающего еврейскую религию как антитезу эллинистическому язычеству.
История этой религии вкратце представляет собой смену следующих стадий развития Иудаизма.
1. Библейский иудаизм, которые имел место быть с X по VI века до нашей эры. Бог там называется Яхве, и он довольно жесток: вспомните как он говорил Иосифу убить своего сына Авраама, а затем смилостивился – так проходил проверку один из последователей веры в одного Бога.
2. Храмовый иудаизм – это период с VI века до нашей эры по II век нашей эры. Он также в себя включает элли-стическую (античную) версию этой веры. Эта ветвь, как и предыдущая, связана с историей иудейского (еврейского народа) и оформилось, когда они вернулись в Палестину и отстроили второй главный храм. В этот период появился обряд обрезания и почитание субботы. Именно с этой версией этой религии и столкнулся сам Иисус из Назарета, когда говорил, что не суббота для человека, а человек для субботы.
3. Талмудический иудаизм господствовал со II века нашей эры по XVIII век, точнее до 1750 года. Другое название – раввинизм. Именно поэтому правоверных евреев иногда называют раввинами. Эта версия вероучения известна возвеличиванием Талмуда: дескать Мишна чуть-чуть отстранила евреев от Бога, поэтому следует теперь почитать изначальную версию учения, которая дана в Торе и Пятикнижии.
4. Современный иудаизм – это версия вероучения с 1750 года по настоящее время.
Базовые принципы иудаизма
1. Бог совершенен. Он является абсолютным Разумом. Бог творит мир и правит всеми творениями, и только Он один создавал, создаёт и будет создавать все сущее.
2. Бог единственен и нет нигде единственности, подобной Его; и лишь Он один – наш Бог, который был, есть и будет.
3. К Богу не относятся и не применимы материальные свойства и характеристики, у Него нет никакого физического образа, он бестелесен.
4. Бог первый, и Он же последний.
5. Лишь Творцу нужно молиться и поклоняться, и молиться и поклоняться кому-либо, кроме Него, категорически запрещено.
6. Всё, что сказали пророки – истина.
7. Пророчество Моше Рабейну было истинным, а сам он – «отец» всех пророков: и тех, что были после него, и даже тех, которые были до него.
8. Тора, которой мы обладаем, это та самая Тора, которую Всевышний дал Моше Рабейну.
9. Тора никогда не будет изменена, Бог не даст никакой другой Торы.
10. Бог знает все дела людей и все их мысли.
11. Бог воздаёт добром тем, кто соблюдает Его заповеди, а те, кто их нарушает, в конечном счете понесут за это наказание.
12. Мы обязаны верить в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он задерживается, все равно нужно ждать, что он придёт.
13. Грядет оживление умерших. Оно произойдет тогда, когда будет на то воля Творца.
Как нетрудно заметить, история евреев – это самый реальный признак всевластия духа над материей.

Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф

ИУДАИЗМ
религия избранничества и расового превосходства, распространившаяся среди евреев в I тысячелетии до н.э. в Палестине. С возникновением христианства заняла в отношении его крайне враждебную позицию.
Непримиримое отношение иудаизма к христианству коренится в абсолютной несовместимости мистического, нравственного, этического и мировоззренческого содержания этих религий. Христианство есть свидетельство о милосердии Божием, даровавшем всем людям возможность спасения ценой добровольной жертвы, принесенной Господом Иисусом Христом, вочеловечившимся Богом, ради искупления всех грехов мира. Иудаизм есть утверждение исключительного права иудеев, гарантированного им самим фактом рождения, на господствующее положение не только в человеческом мире, но и во всей Вселенной.
"И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек" (1 Ин. 2:17); "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:6); "Всякий верующий в Него не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его" (Рим. 10:11-12), - свидетельствует миру христианство, утверждая любовь как основу мироздания, нравственную ответственность человека перед Законом Божиим и равенство всех перед этим законом.
Талмуд же утверждает: "Еврейский народ достоин вечной жизни, а другие народы подобны ослам"; "Евреи, вы люди, а прочие народы не люди"; "Одни евреи достойны названия людей, а гои... имеют лишь право называться свиньями". Подобным утверждениям, выводящим деятельность своих приверженцев за рамки нравственных оценок и лишающим их каких бы то ни было этических и моральных норм в общении с другими народами, талмудизм отводит центральное место, сознательно подменяя вероисповедание национальной принадлежностью адептов. Его сатанинские истоки обличил Сам Господь Иисус Христос, прямо сказавший искушавшим Его иудеям: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего" (Ин. 8:44).
Истоки эти теряются в глубине веков. Задолго до Рождества Христова пророки обличали Израиль. Но тщетно. Лишившись под ударами Ассирии и Вавилона государственной независимости, евреи превратно истолковали свои священные книги, ожидая пришествия Мессии, Христа как Царя Израильского, который сделает их господами мира. "Они, будучи всецело заняты своим земным значением, мечтая о необыкновенном земном преуспеянии, ради этих значения и преуспеяния, ради одной суетной мечты о них, отвергли Мессию", - говорит свт. Игнатий Брянчанинов.
Закоснев в ожидании военного и политического лидера, иудеи отвергли истинного Христа, пришедшего в мир с проповедью покаяния и любви. Особую их ненависть вызывал тот факт, что, обличив фарисеев, Христос разрушил миф о еврейской "богоизбранности", приобщив к Своему учению языческие народы. И вот иудеи оклеветали Спасителя перед римской властью и добились ему смертного приговора. Результатом этого святотатства было отвержение преступников благодатью Божией. Народ еврейский, "который первоначально был избран Божиим народом, сделался народом по преимуществу отверженным" (свт. Игнатий Брянчанинов).
Но распятый Христос оказался для богоборцев еще страшнее. Христианство стремительно завоевывало мир, отодвигая мечту о господстве все дальше и дальше. Тогда христианам была объявлена война. Вести ее открыто христоненавистники не могли - не хватало сил. Их оружием в этой войне стали еретические учения, разрушавшие христианство изнутри, и тайные общества, служившие проводниками еретических воззрений.
Христиане вынуждены были встать на защиту родных святынь. Святой Иоанн Златоуст - "Христовы уста, светило всемирное, вселенский учитель", по определению прп. Паисия Величковского, - потратил немало сил на обличение беззаконников. Вот что говорил святой, живший в IV веке: "Если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами?.. Если бы кто убил твоего сына, скажи мне, ужели ты мог бы смотреть на такого человека, слушать его разговор?.. Иудеи умертвили Сына твоего Владыки, а ты осмеливаешься сходиться с ними в одном и том же месте? Когда узнаешь, что кто-нибудь иудействует - останови, объяви о нем, чтобы тебе и самому не подвергнуться вместе с ним опасности". Среди христиан установился взгляд на вражду иудаизма к христианству как на отражение в мире богоборческой ненависти сатаны, диавола - к Иисусу Христу, Сыну Божию, разрушившему Своей крестной жертвой его державу и власть над душами людей.
В борьбе с христианской государственностью иудеи опирались на огромную денежную мощь диаспоры, традиционно контролировавшей всю финансовую жизнь континента. Их интриги в немалой степени способствовали падению Византии в 1453, а потом неизбежно были перенесены в Россию, оставшуюся единственным оплотом чистого апостольского Православия.
Вся тяжесть ненависти народа-богоубийцы закономерно и неизбежно сосредоточилась на народе-богоносце, соделавшем задачу сохранения веры смыслом своего бытия.
Митрополит Иоанн(Снычев)

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

ИУДАИЗМ
от др.-евр. Иегуда - мифич. основоположник древнего племени иудеев) - одна из древнейших религий, распространенных гл. обр. среди евреев.

Первые сведения о религии древних евреев восходят к тому времени, когда их кочевые племена появились в Аравии (15 в. до н. э.). В древнейшем И. имелись анимистич. и тотемистич. представления (вера в душу, обитающую в крови), пищевые запреты (деление продуктов питания на кошерные, т. е. дозволенные, и трефные, недозволенные). Широкое распространение имел обряд обрезания, известный в религиях мн. народов. Эти древние установления сохранились и в совр. И. С завоеванием евр. племенами Палестины в 13 в. до н. э. и переходом их к земледелию в И. возникло почитание богов - покровителей с. х-ва, многочисл. местных ваалов - (господ). По представлениям древних евреев, излюбленным местом этих богов были холмы, на их вершинах строились святилища и воздвигались жертвенники; святилища, позднее храмы, обслуживались жрецами. Они поддерживали в среде верующих идею о том, что человек - раб божий и во всем зависит от божеств. В 11-10 вв. до н. э., с образованием в Палестине древнеевр. рабовладельч. гос-ва и укреплением монархии, происходит процесс выделения из множества богов одного главного бога Яхве. Борьба за централизацию культа Яхве в Иерусалимском храме (воздвигнут в 10 в. до н. э.), за признание его единым богом евреев длилась очень долго. Возглавляли эту борьбу господств. эксплуататорские классы, заинтересованные в ликвидации первобытнообщинных и родовых религий и установлений и в прикрытии своего гнета авторитетом "общенародного" единого бога. В 622 до н. э. иудейский царь Иосия провел религ. реформу, уничтожил местные святилища и объявил иерусалимский храм средоточием культа Яхве. В 586 до н. э. Иудея оказалась под властью Вавилонии, Иерусалимский храм был разрушен, значит. часть населения попала в плен и увезена в Вавилонию. Здесь образовалась группа соферим (книжники), к-рая систематизировала привезенные из Иерусалима "священные письмена" (правовые и историч. соч., обрядово-религ. кодексы, мифы и легенды). Так была заложена основа Ветхого завета. После завоевания Вавилонии перс. царем Киром II (в 538 до н. э.) евр. населению было разрешено вернуться в Палестину; был восстановлен Иерусалимский храм. В этот период сложились осн. догматы И.: вера в бога Яхве (Иегову), "творца" мира, предопределяющего судьбу "своего народа" - израиля; вера в святость Ветхого завета, в воскресение мертвых и пришествие мессии, долженствующего судить всех живых и мертвых, а поклонников Яхве привести в "землю обетованную". И. связал верующих 613 заповедями, излож. в Торе. Многочисл. предписания должны были держать в экономич. и духовном рабстве нар. массы. В эпоху эллинизма в Иудее во 2 в. до н. э. - 1 в. н. э. образовалась партия "эллинистов" (саддукеи), состоявшая из землевладельч. и духовной аристократии. Связанная с македонской династией, она выступала за компромисс между Торой и греч. философией. За "чистоту" И. выступали фарисеи, к-рые стали приспосабливать Тору к новым социальным условиям, путем новых ее толкований. Толкования фарисеев были собраны в 210 н. э. в Мишне, к-рая сама стала со временем предметом религ. толкований. К этому периоду относится начало письм. оформления Талмуда (завершенное к 5 в.). В эпоху эллинизма складывались иудейские общины вне Палестины (синагога), к-рые после разрушения Иерусалимского храма в 70 н. э. стали центрами отправления культа И. Законоучители Талмуда именем Яхве освящали иерархич. порядки складывавшегося феодализма, внушали верующим смирение и покорность, мешая бороться против эксплуатации и гнета.

В эпоху феодализма тяжелое положение нар. евр. масс, загнанных в Зап. Европе в гетто, отразилось в мистич. учении Каббала, в к-ром элементы И. переплетаются с воззрениями нек-рых христ. сект и ислама, с греко-араб. философией и перс. религ. представлениями. Оплотом И. в ср. века стали раввины, к-рые в обширной лит-ре толковали религ. обряды и предписания, приумножив 613 заповедей, излож. в Пятикнижие, законоположениями, призванными держать народ в невежестве и смирении.

Не имея сил освободиться от тяжелых условий жизни в гетто и власти раввинов, трудящиеся евреи нередко доверялись разл. "чудотворцам". В 18 в. среди евреев Польши и Украины возникло движение хасидизма ("учение о благочестии"), возглавленное "чудотворцем" И. Бештом (1700-60). Бешт не звал своих сторонников к борьбе за освобождение, его "учение о благочестии" было призывом к бегству от тяжелой действительности. Преемники Бешта включили в хасидизм идею о цадике (праведнике), одаренном якобы сверхъестеств. силой и способном воздействовать на природу по своему произволу.

В эпоху капитализма иудейские богословы, приспосабливаясь к новым социальным условиям, пытались реформировать И. В 1842 в Германии возник "Союз друзей реформы", к-рый приступил к "очищению" И. от обрядности, мешающей сближению евреев с окруж. населением, к упрощению синагогальной службы; он отрицал "святость" Талмуда, мессианский догмат и идею о возврате в "землю отцов".

Идеология И. была взята на вооружение орг-цией сионистов, созданной в кон. 19 в. (см. Сионизм). Проповедуя богословский миф об избранности богом Яхве евр. народа, сионисты стремились отвлечь трудящихся евреев от интернац. борьбы рабочего класса против капитализма. После 1-й мировой войны центр И. переместился из Европы в США, где насчитывается ок. 4 тыс. синагог. Все амер. учреждения И. объединены в Совет синагог Америки, в ведении к-рого находятся не только синагоги, но и религ. школы и ин-ты. Среди части теологов И. в США заметно стремление восстановить и сохранить И. в его "ортодоксальном" виде со всеми его ср.-век. предписаниями (т. н. "реконструктивисты"). В Израиле И. является офиц. культом; его идеологи (С. Городецкий, И. Бергман, М. Бубер) проповедуют хасидизм с его тезисом, будто в Израиле "впервые открылся и пребывает постоянно дух Яхве", с концепцией сионизма о том, что "вокруг Сиона" должны быть собраны все евреи. Израильская синагога оправдывает реакц. политику правящих сионистских кругов гос-ва Израиль.

В СССР с ликвидацией эксплуататорских классов социальные корни И., как и всякой др. религии, подорваны. Верующим евреям наравне с приверженцами др. религий предоставлена свобода отправления культа.

Критика И. Уже в ту эпоху, когда складывался Талмуд, вольнодумец Элиша бен Абуя (Палестина, 2 в.) поднял голос против И., его проповеди покорности и смирения, поучения о небесном промысле и воздаянии. Выдающимся критиком И. был Хиви Габалки (из г. Балх, совр. Афганистан, 9 в.). В кн., содержащей 200 возражений против божеств. происхождения Ветхого завета, он отверг богооткровенность Библии и Талмуда, показал противоречивость и абсурдность повелений И. Против Василия раввината выступал поэт и публицист 13 в. Иммануил Римский; в поэме "Ад и рай" он высмеивал догматы И. и бичевал нравы талмудистов. И. был подвергнут критике в произв. мыслителя 17 в. Уриеля д´Акосты ("О смертности души и др. произведения", М., 1958). Крупным вкладом в историю атеизма и критику И. явл. богословско-политич. трактат Б. Спинозы (17 в.).

Представители евр. бурж. просветительства кон. 18 в. - нач. 19 в. в России подвергли резкой критике антинар. сущность хасидизма, но они были далеки от строго науч. понимания социально-экономич. и духовных явлений (И. Оршанский, И. Эртер, А. Ковнер). Критика И. нашла свое отражение в соч. классиков евр. лит-ры М. Мойхер-Сфорима, Шолом-Алейхема, Переца, к-рые в отд. произведениях разоблачали реакц. роль И. Однако только основоположники марксизма впервые раскрыли подлинные корни И. Вооруженные учением Маркса - Ленина и опираясь на достижения историч. науки, сов. историки И. И. Скворцов-Степанов, Е. Ярославский, H. M. Никольский, А. Б. Ранович и др. доказали, что И. видоизменялся, что его историю можно понять и объяснить только в свете реальной истории евреев, что он, как и любая др. религия, выражает в антагонистич. клас. гос-ве интересы эксплуататорских классов, противится установлению нового передового социального строя.

Лит. (кроме указ. в ст.): К. Маркс и Ф. Энгельс о религии, М., 1955; В. И. Ленин о религии, М., 1954; Никольский Н. M., Царь Давид и псалмы, СПБ, 1908; его же, Древний Израиль, 2 изд., М., 1922; его же, Евр. и христ. праздники, их происхождение и история, М., 1930; Тюменев А., Евреи в древности и ср. века, П., 1922; Франк-Каменецкий И. Г., Пророки-чудотворцы, Л., 1925; Гейликман Т. Б., Ист. обществ. движения евреев в Польше и России, М.-Л., 1930; Ранович А., Очерк ист. древнеевр. религии, М., 1937; Амусин И. Д., Народ земли, "ВДИ", 1955, No 2; его же, Рукописи Мертвого моря, М., 1961; Крывелев И. A., Книга о Библии, М., 1958; Беленький М. С., Хиви Габалки и его возражения против божеств. происхождения Ветхого завета, ВИРА, в. 6, М., 1958, в. 8, М., 1960; его же, О совр. иудаизме в США и Израиле, ВИРА, в. 7, М., 1959; его же, Что такое Талмуд, М., 1963; Шахнович М. И., Реакц. сущность иудаизма, М.-Л., 1960; Критика иудейской религии. Сб. ст., М., 1962; Велльгаузен Ю., Введение в историю Израиля, пер. с нем., СПБ, 1909; Finkelstein L., The Jews; their history, culture, and religion, v. 1-2, N. Y., (1949); Anderson J. N.. World´s religions, N. Y., 1954; Baron S. W., Social and religious history of the Jews, 2 ed., v. 1-8, N. Y., 1952-58.

M. С. Беленький. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Иудаизм на Кавказе

Гусейнов Рауф
В статье рассматривается одна из монотеистических религий Кавказа, появившаяся здесь еще в V веке, когда ее носителей переселили на эту обширную территорию. Сегодня в регионе насчитывается более 200 тыс.
Читать PDF
0.00 байт

2012. 02. 039. Син С. Иудаизм в Китае. Xin X. tracing Judaism in China // social Sciences in China.

Демидов К. Б.
Читать PDF
0.00 байт

Иудаизм на Кубе

Данненберг Антон Николаевич
История иудаизма уже не первое столетие связана с перемещением его представителей по всему миру. Латинская Америка не осталась в стороне от этого процесса.
Читать PDF
0.00 байт

Иудаизм и этика войны

Норман Соломон
В статье анализируются еврейские источники, в которых поднима ются вопросы правомерности ведения войн, – от Библии и раввинистической литературы до настоящего времени, – в т.ч.
Читать PDF
0.00 байт

Столкновение закона и обычая в традиционной культуре евреев Восточной Европы: народный иудаизм

Каспина Мария Михайловна
В статье идет речь о способах обхождения ряда прямых религиозных запретов, которые были выработаны в еврейской традиционной культуре.
Читать PDF
0.00 байт

Народный иудаизм: варианты религиозных практик (по материалам экспедиций к евреям Украины и Молдавии

Каспина Мария
Статья основывается на анализе интервью с евреями Украины и Молдавии, прожившими часть жизни в условиях существования традиционного еврейского уклада, а часть в условиях активного государственного неприятия любых религиозных тради
Читать PDF
0.00 байт

Провинциальные еврейские общины в XIX – начале ХХ вв. : иудаизм как оплот идентичности

Пулькин М. В.
В статье рассмотрены основные закономерности формирования и деятельности иудейских общин в провинциальных городах России. Выявлено, что основой для формирования религиозных общин евреев стали военнослужащие.
Читать PDF
0.00 байт

О работе научного семинара "Иудаизм эпохи Второго храма и раннее христианство"

Мирошников Иван Юрьевич
Читать PDF
0.00 байт

Рец. На: Максимов г. , диак. История религий: язычество. Иудаизм. Ислам. - Сергиев Посад: Издательст

Никулин Иван Александрович
Читать PDF
0.00 байт

Акт сотворения мира как модель самосознания художника русской эмиграции "первой волны": иудаизм и хр

Азов Андрей Вадимович
Читать PDF
0.00 байт

Вопрос мифического образа Лилит в произведении А. Кантор «Иудаизм и женщина в свете феминизма»

Мартыненко Н.К.
Авива Кантор в поисках положительного образа для современных еврейских женщин обращается к мифам, окружающим Лилит. Согласно сказаниям Бог создал Лилит задолго до Евы как равного партнера Адама.
Читать PDF
0.00 байт

Ортодоксальный иудаизм: женщина и трансформация ее ролей в религиозном институте

Анистратенко С. В.
Статья посвящена роли женщины в современном ортодоксальном иудаизме. В качестве примера рассматриваются основные патриархальные черты еврейской ортодоксальной традиции и критика этих черт феминистскими авторами.
Читать PDF
0.00 байт

Современный иудаизм

Кирсберг Игорь Викторович
Читать PDF
0.00 байт

Проблемы взаимоотношения монотеизмов как формы взаимодействия элементов общества: иудаизм и христиан

Дубовский Г. Я.
В статье разбираются проблемы взаимоотношения монотеистических религий на примере иудаизма и христианства, когда они являются признаками самоидентификации групп населения.
Читать PDF
0.00 байт

Ислам, иудаизм и христианство: истоки и взаимовлияние

Муртазин Марат Фахрисламович
В статье рассмотрены вопросы формирования и взаимовлияния ислама, иудаизма и христианства в диахроническом разрезе.

Похожие термины:

  • Культура и религия Палестины. Иудаизм и Библия

    Искусство и литература Израиля и Иудеи Культура Израиля была во многом сходна с ханаанейской. Это видно по характеру его искусства, которое носило в значительной мере следы сильного влияния Египт
  • ИУДАИЗМ (Ягадут)

    Понятие "иудаизм" - не только синоним религии евреев. Оно включает в себя также нравственную и национальную традиции еврейского народа. Вначале это понятие относилось только к религиозной сфере. В