Иванов, Янис Андреевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Иванов, Янис Андреевич

род. 26 сент, (9 окт.) 1906 в д. Бабры Даугавпилсского у. Прейльской вол. (Латвия). Композитор. Нар. арт. СССР (1965). В 193:1 окончил Латв. конс. по кл. Я. Витола (композиция). Н. Дауге (ф-п.) и Г. Шнеефогта (дирижирование). В 1930-х годах дирижер симф. концертов. С 1944 худож. рук. муз. вещания Рижского радио, С 1945 преподает в Латв. конс. (с 1955 проф.). В 1950—1951 пред. правления Союза композиторов ЛатвССР. Гос. премия СССР (1950). Гос. премия ЛатвССР (1959, 1970).


Соч.: для оpк. — 16 симфоний (1933—Poema sinfonia, 1936, 1937, 1941—Атлантида, 1945, 1946—Латгальская, 1955, 1956, 1960, 1963, 1965, 1967—Sinfonia energica, 1969—Symphonia humana, 1970—Sinfonia da caméra, 1972—Symphonia ipsa, 1974), симф. сюита Латгальские озера (1935), Торжественная лрелюдия (1940), Праздничная увертюра (1967), картины Поднебесная гора (1938), Радуга (1939), поэма Лачплесис (1957); для струн. орк. — Poema luttuoso (1966); концерты с орк. — для ф-п. (1958), для скр. (1951), для влч. (1938); 3 струн. квартета (1933, 1946, 1961); для ансамбля влч. — Анданте (1961); для влч. и ф-п. — Poema capriccioso (1964); для ф-п. — соната (1931), Вариации (1948), Вариации-этюды (1959), Sonata brevis (1962), Andante replicato (1964), 24 эскиза (1968—1972); для кам. хора и кам. орк. — Поэма (1973); хоры, песни; музыка для кино; обр. нар. песен.





Иванов, Янис Андреевич


(род. 9.Х.1906 в с. Прейли, Латгалия) — сов. композитор, дирижер, педагог, муз. деятель. Первоначальное муз. образование (фп., теория музыки) получил в 1918—20 в Смоленске, куда был эвакуирован в годы 1-й мировой войны. В 1920 вернулся на родину, в 1922 переехал в Ригу, где продолжил занятия в студии Ю. Маевского (1922—23), с 1924 — в Латв. консерватории, которую окончил по трем специальностям: композиции (Я. Витола), фортепиано (Н. Дауге), дирижирования (Г. Шнефогта), в 1931—33 оконч. аспирантуру под рук. Я. Витола. С 1931 по 1940 преподаватель теории композиции в рижском Муз. институте и Муз. институте Вигнера (фонологический ин-т). Параллельно с 1931 худож. руководитель муз. вещания Рижского радио и дирижер симф. концертов. С 1944 преподает в Латв. консерватории (с 1946 доц., с 1955 проф.), в течение многих лет чл. правления СК Латв. ССР (в 1950—51 пред. правления). В последующ. годы также чл. правления СК СССР. Преимущественная область творчества И. — инструментальная, главным образом симфоническая музыка. Характерные ее черты — тяготение к программности, монументальности, эволюция от более отвлеченной образности, изысканности фактуры ранних произведений к демократичности, реалистически выразительному муз. языку, сближению с национально-народными элементами латыш. муз. культуры и стремление к темам и образам нашей сегодняшней жизни. Заслуги И. перед сов. муз. искусством отмечены присвоением ему почетных званий засл. деят. иск. Латв. ССР (1945), нар. арт. Латв. ССР (1956), нар. арт. СССР (1965), награждением орденами Ленина (1976), Трудового Красного Знамени (1950, 1956); лауреат Гос. премий СССР (1950) и ЛатвССР (1959, 1970).


Соч.: 18 симфоний: I — Симфония-поэма, 1933, II — 1936, III — 1937, IV — "Атлантида", 1941, V — 1945, VI — "Латгальская", 1949, VII—VIII — 1956, IX — 1960, X—XI —1965, XII — 1967, XIII — 1969, XIV — 1971, XV — 1972, XVI — 1974, XVII — 1976, XVIII — 1978; Симфониетта (1977), поэмы "Поднебесная гора", "Радуга" (1938), "Лачплесис" (1957), "Горестная поэма" (1968), сюита "Латгальские озера" (1935); "Разна", поэма для дух. орк. (1940); концерты для фп. (1959), скр. (1951), влч. (1938) с орк.; 3 квартета (1933, 1946, 1962); соч. для фп., в т. ч. сонаты (1931, 1962), Вариации (1948), 5 прелюдий, Поэма и др. пьесы; романсы; музыка к к/ф, обр. латыш. нар. песен для хора, для гол. с фп. и др.

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ИВАНОВ Янис Андреевич
(9 X 1906, Прейли - 27 III 1983, Рига)
Среди основоположников советского симфонизма одно из видных мест по праву занимает Я. Иванов. С его именем связано становление и расцвет латышской симфонии, которой он отдал почти всю свою творческую жизнь, - Первая возникла в 1936 г., последнюю - Двадцать первую - композитор не успел завершить. Наследие Иванова жанрово разнообразно: наряду с симфониями им создано несколько программно-симфонических произведений (поэмы, увертюры и др.), 3 концерта, 2 поэмы для хора с оркестром, ряд камерных ансамблей (в т. ч. 3 струнных квартета, фортепианное Трио), сочинения для фортепиано (сонаты, вариации, цикл «Двадцать четыре эскиза»), песни, киномузыка. Но именно в симфонии Иванов высказался ярче и полнее всего. В этом смысле творческая личность композитора очень близка Н. Мясковскому. Талант Иванова развивался длительно, постепенно совершенствуясь и открывая все новые грани. Художественные принципы сложились на основе классических европейских и русских традиций, обогащенных национальным своеобразием, опорой на латышский фольклор.
В сердце композитора навсегда запечатлелась родная Латгалия, край голубых озер, где он родился в крестьянской семье. Образы Родины позднее ожили в Шестой («Латгальской») симфонии (1949), одной из лучших в его наследии. В юные годы Иванов был вынужден пойти в батраки, но благодаря упорному труду и целеустремленности сумел поступить в Рижскую консерваторию, которую окончил, в 1933 г. по классу композиции у Я. Витолса и по классу дирижирования у Г. Шнефогта. Много сил композитор отдал просветительской и педагогической деятельности. Почти 30 лет (до 1961) он работал на радио, в послевоенное время возглавлял руководство музыкальным вещанием республики. Неоценим вклад Иванова в воспитание композиторской молодежи Латвии. Из его консерваторского класса, который он вел с 1944 г., вышло немало крупных мастеров латышской музыки: среди них Ю. Карлсоне, О. Гравитис, Р. Паулс и др.
Весь жизненный путь Иванова определялся пафосом творчества, где ведущими вехами становились его симфонии. Подобно симфониям Д. Шостаковича, их можно назвать «летописью эпохи». Нередко композитор вводит в них элементы программности - дает подробные пояснения (Шестая), заголовки к циклу или его частям (Четвертая, «Атлантида» - 1941; Двенадцатая, «Sinfonia energica» -1967; Тринадцатая, «Symphonia humana» - 1969), варьирует жанровый облик симфонии (Четырнадцатая, «Sinfonia da camera» для струнных - 1971; Тринадцатая, на ст. З. Пурвса, с участием чтеца и т. п.), обновляет ее внутреннюю структуру. Своеобразие творческого почерка Иванова во многом определяет его широкий мелодизм, истоки которого лежат в латышской народной песне, но близки и славянской песенности.
Симфонизм латышского мастера многогранен: как и у Мясковского, он объединяет обе ветви русской симфонии - эпическую и драматическую. В ранний период в сочинениях Иванова преобладает эпическая картинность, лирическая жанровость, со временем его стиль все больше обогащается конфликтностью, драматизмом, достигая в конце пути высокой простоты и мудрой философичности. Мир музыки Иванова богат и разнообразен: здесь - картины природы, бытовые зарисовки, лирика и трагедийность. Подлинный сын своего народа, композитор всей душой откликался на его горе и радости. Одно из важнейших мест в творчестве композитора занимает гражданская тема. Уже в 1941 г. он первым в Латвии откликнулся на события войны симфонией-аллегорией «Атлантида», а позже углубил эту тему в Пятой (1945) и особенно в Девятой (1960) симфониях. Первооткрывателем Иванов стал и в раскрытии ленинской темы, посвятив 100-летнему юбилею вождя Тринадцатую симфонию. Композитору всегда было присуще чувство долга, высокой ответственности за судьбу своего народа, которому он верно служил не только творчеством, но и своей общественной деятельностью. Когда 3 мая 1984 г. в Риге прозвучала завершенная учеником Иванова Ю. Карлсонсом Двадцать первая симфония композитора, она была воспринята как завещание большого художника, его последний «искренний рассказ о времени и о себе». /Г. Жданова/

Источник: Энциклопедия композиторов. Москва. Изд-во Музыка 1990 г.