Иванов Михаил Михайлович
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
Иванов, Михаил Михайлович - музыкальный рецензент и композитор. Родился в 1849 г.; окончил курс Санкт-Петербургского технологического института; сначала учился у Чайковского (гармония) и Дюбюка (фортепьяно) в Москве, потом за границей у Листа, Блума фон Гирта и Сгамбати. Сотрудничал сначала в ""Пчеле"", ""Нови"", ""Всемирной Иллюстрации"", ""Музыкальном Листке"", ""Музыкальном Мире"", затем в ""Новом Времени"". Довольно плодовитый композитор, Иванов лишен творческого дара и к тому же весьма посредственно владеет композиторской техникой. Большая часть его произведений поэтому не нашла издателей. Им написаны: ""Реквием"", симфонический пролог ""Савонарола"", симфония-поэма ""Кузнечик - музыкант"", ""Восточная сюита"", 1-я сюита из балета ""Весталка"", симфония ""Майская ночь"", музыка к драме ""Медея"", ""Suite champetre"", несколько увертюр и кантат, довольно много романсов, балет ""Весталка"", три оперы: ""Потемкинский праздник"", ""Забава Путятишна"" и ""Горе от ума"", оратория ""Святой Сергий"". Вместе с Перепелицыным Иванов составил ""Музыкальную памятную книжку на 1887 г."" и брошюру ""Исторический очерк пятидесятилетия музыкального журнала ""Нувеллист"" (СПб., 1889). Написал этюд ""Пушкин в музыке"" (СПб., 1900). В 1910 - 1911 годах издал компилятивную и лишенную объективности ""Историю музыкального развития России"" (СПб., 2 т.). Как музыкальный критик, не обнаружил ни глубокого музыкально-исторического образования, ни определенных музыкально-эстетических идеалов. С. Б-ч.
Источник: Биографический словарь. 2008
— музыкальный критик и композитор; род. в Москве в 1849 г. Окончив курс в СПб. технологическом институте, И. посвятил себя изучению музыки, был учеником П. И. Чайковского, занимался под руководством Ф. Листа. Заведуя музыкальным отделом в газете "Новое Время", И. поместил в ней много интересных фельетонов по разным музыкальным вопросам. Статьи И. помещались тоже в "Пчеле", "Музыкальном свете" "Нувелисте", "Всемирной Иллюстрации" и др. Он перевел книгу Ганслика о музыке. Написал романсы, реквием, музыку к поэме Полонского "Кузнечик-музыкант", симфонию, восточную сюиту, оперу "Потемкинский праздник".
Н. С.
{Брокгауз}
Иванов, Михаил Михайлович
— музыкальный критик и композитор, род. 11 сентября 1849 в Москве; к серьезным музык. занятиям мог приступить только по окончании СПб. технологического института (1869), в Москве, где около года учился у Чайковского (гармония) и Дюбюка (фп.). В 1870—76 жил за границей, преимущественно в Риме, где в продолжение нескольких лет вращался в кружке Листа и музыкальной молодежи, съезжавшейся отовсюду к Листу; кроме того, И. дополнил свое музык. образование занятиями у Блюма фон Гирта (контрапункт) и Сгамбатти (фп. и практическое сочинение). По возвращении в Россию (1876) И. поселился в СПб. и занялся преимущественно литературной деятельностью (не только специально-музыкального, но отчасти и общего характера). Статьи его помещались в "Пчеле" (1875), "Нови", "Всемирной Иллюстрации" "Музык. Листке", "Музыкальном Мире" и др. С 1876 деятельность И. сосредоточена главным образом в "Новом Времени", где им введены еженедельные музык. фельетоны; с 1878 И. заведует также литературным отделом музык. журнала "Нувеллист". Большая часть композиций И. не издана; из оркестров. партитур напечатаны только "Восточная сюита" и 1-я сюита из балета "Весталка"; написаны: симфония-поэма "Кузнечик музыкант" (9 №№; исполн. в СПб. 1882), большой реквием, симфонический пролог "Савонарола" (1884), симфония "Майская ночь", увертюра и музыка к "Медее" (1883"), "Suite champêtre", несколько увертюр и кантат, романсы и пьесы для фп. (почти все эти сочинения исполнялись); для сцены: балет "Весталка" (СПб., 1889); оперы "Потемкинский праздник" (1888) и "Забава Путятишна" (Москва, новый театр, 1899; шла также на частных сценах в Харькове и СПб.; клавираусцуг напечатан). Кроме того, И. перевел известную книжку Ганслика "О прекрасном в музыке" (Москва, 1884; перев. этот сильно уступает новому переводу той же книги Лароша) и "Историческое значение камерной музыки" Ноля (1882); составил (вместе с Перепелицыным) "Музык. памятную книжку на 1887" и брошюру; "Исторический очерк пятидесятилетия музык. журн. "Нувеллист" (СПб., 1889); написал "Пушкин в музыке" (СПб. 1900).
{Риман}