(р. 26.11.1935) — спец. в обл. методол. истории филос., проблем филос. самосознания, концепт. проблем преподавания филос.; д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончила филос. ф-т МГУ (1958), асп. там же (1964). С 1958 — на преп. работе в вузах Магнитогорска, Рязани, Москвы. В наст. вр. — зав. кафедрой филос. Моск. академии тонкой хим. технологии, рук. Гуманит. отделения. Канд. дисс. — "Развитие В.И.Лениным марксистского учения о закономерностях истории философии" (1964). Докт. дисс. — "Развитие В.И.Лениным диалек-тико-материалистической концепции истины в работах дооктябрьского периода" (1986). В работах И. исследуются проблемы истины, филос. самосознания, специфики рус. филос. самосознания, соотношения филос. с наукой, искусством, религией, соц. назначения филос. знания. В развиваемой И. концепции филос. картина мира понимается как бесконечный в своем развитии абстрактный образ бытия, включающий в себя альтернативные идеи и принципы его истолкования и постижения. Филос. школы и направления рассматриваются как носители таких принципов (однако любая абсолютизация их представляется теоретически бесперспективной), филос— как реализующаяся через становление своего самосознания, осознание самой себя, границ своей истинности и своих возможностей в этой формирующейся картине бытия. Спецификой филос. определяются основания ее собственного назначения в об-ве, а также возможности использования ее в полит. целях. И. проводит взгляд, согласно к-рому особое место в истории филос. занимает развитие рус. религ. самосознания как в его рационалистическом, так и религ.-нравств. выражении, обосновавшем несостоятельность филос. утилитарного рационализма. И. — иссл. творч. Ф.М.Достоевского, И.А.Ильина. И. считает, что гл. идеей, составляющей сущность рус. классич. филос., стал вывод о неразрывном единстве разума и нравственности, о том, что красота и прочность бытийных оснований состоят в единстве разумных принципов жизни и их нравств. ценности для человека. На основе осмысления культуры и жизненного опыта человечества и России рус. философы шли своими путями в поисках ответов на вопросы о предназначении человека, осознавая их жизненную важность для современности и будущего. Достоевский обозначил ставший гл. для отеч. культуры путь филос. исканий — изучение возможностей разума в утверждении духовности об-ва и человека. В свете совершенного им поворота в культурном сознании по-иному встала проблема человека и смысла его жизни, красоты и трагедии жизни, соотношения общечеловеч. и нац. в культуре. И. считает, что в творч. Ильина идеи рус. класс. филос. достигли высшей точки своего развития.
Автор большого числа работ, посвященных проблемам высшей школы, преподаванию филос. в вузе.
Соч.
: Разработка В.И.Лениным диалектико-материалистической концепции истины в работах 1893—1907. Саратов, 1985; Преподавание философии как способ существования философского знания // Философия — практике. Характер и способы связи философии с жизнью. М., 1988; А могло ли быть иначе? [В соавт.] // В. Высшей школы. 1988. № 8; Деидео-логизация: возрождение духовности // Там же. 1990. № 8; Специфика философского знания: философия в системе культурных ценностей. М., 1992; Становление русского философского сознания. [В соавт.]; Пути русского философского самосознания. [В соавт.]. М., 1994; Философские открытия Ф.М.Достоевского. М., 1995; Русская классическая философия. От Ф.М Достоевского к И.А.Ильину. М., 1999.