ИВАНОВО

Найдено 18 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Иванова

автор расск. "Приказала сердцу!" (Одесса, 1904).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Ивановы

Ивановы - многочисленные русские дворянские роды, значительное большинство коих позднейшего происхождения. Древнейшие восходят к концу XVII века. В. Л.

Источник: Биографический словарь. 2008

Иваново
(до 1932 г. – Иваново-Вознесенск) – город в Российской Федерации, центр Ивановской области (с 1929 г.); на реке Уводь. Население – 408025 чел. Крупный текстильный центр. Образован в 1871 г. из села Иваново (известно с 1561 г. как крупное торговое село, затем – текстильный центр Центральной России) и Вознесенского Посада (основан в 1853 г.). Среди музеев города – Музей Ивановского ситца.

Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018

ИВАНОВО
областной центр в междуречье Волги и Клязьмы, на берегах р. Уводь. Население 472 тыс. чел.
Образован в 1871 как город Иваново-Вознесенск из села Иванова (впервые упоминается в 1561) и Вознесенского Посада (образован в 1853). В XVIII в. возникли первые полотняные и ситценабивные мануфактуры (к 1825 насчитывалось свыше 100 мелких фабрик; Иваново называли русским Манчестером).

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь. 2000

Иванов

сост. кн. "Практич. наставник" в судебн. делопроизв. (М., 1865).


{Венгеров}





Иванов


сост. табл. приготовл. гимнаст. упражн. (Вильна, 1900 гг.), шт.-капит.


{Венгеров}





Иванов


сотр. кн. "Отечеств. война 1812 г.", изд. гл. шт. (1901), шт.-капит.


{Венгеров}





Иванов


сост. руков. по учету нижн. чинов запаса (Вольск, 1908), генер.


{Венгеров}





Иванов


сост. "Памятки Зарайца о войне с Японией" (М., 1910), кап.


{Венгеров}





Иванов


автор кн. "Совместн. действия артил. и пехоты в бою" (Варш., 1911), полк.


{Венгеров}





Иванов


сост. историческ. памятки 14-й конно-артил. батареи (Варш., 1912), капит.


{Венгеров}





Иванов


техник, сост. повторит. курс по строит. искусству (СПб., 1902).


{Венгеров}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

Ивановы

— старинные деятели: Алмаз И., дьяк казенного двора, потом Посольского приказа, думный дьяк и печатник. Умер в 1669 г. — Андрей И., дьяк Посольского приказа. В 1590 г. первый раз был "гонцом" в Литве и писал оттуда донесения царю "вязы, литореею иновью азбукою", взятой от австрийского посла Варкоча. Несколько раз был отправляем с послами в Царьград, Тавриду, Грузию, Польшу и др. — Василий И., дьяк Пушечного приказа; в 1590 г. был в шведском походе с государем, а в 1605 г. с послами у польского Короля. — Григорий И., крестечных дел мастер, новгородец; в 1683 г. работал кресты, серьги и пр. — Димитрий И., переводчик с французского сочинений Фенелона "Бытие Бога" 1809) и "Путешествия Алмузы на остров Правды" (1807). — Нестор И., псковский колокольных дел мастер XVI века; его литья колокола в Москве на колокольне Ивана Великого и в московском Вознесенском м-ре. — Осип, московский пушечных дел мастер; в 1679 г. вылил пищаль, что на Кремлевской площади в Москве. — Харитон И., московский пушечных дел мастер; 1661 г. вылил пушку, что на Кремлевской площади в Москве, и в 1681 г. — другую пушку.


В. P—в.


{Брокгауз}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ИВАНОВ
Анатолий Степанович (1928, с. Шемониха Восточно-Казахстанской обл. – 1999, Москва), русский прозаик. В 1946–50 гг. учился на ф-те журналистики Казахского государственного ун-та. Начал печататься с 1948 г. После окончания ун-та работал в газете «Прииртышская правда», служил в армии. Долгое время жил и работал в Сибири. Первая публикация – рассказ «Дождь» (1954). Книги рассказов – «Алкины песни» (1956), «Случайные встречи» (1966), первая из которых получила название по одноименному рассказу «Алкины песни», опубл. в журнале «Сибирские огни» (1956). По этому рассказу Иванов в 1964 г. написал пьесу, а в 1967 г. – оперное либретто для Новосибирского академического театра оперы и балета. Жанром, принесшим писателю известность, стал роман. Первый роман Иванова – «Повитель» (1958), затем последовали «Тени исчезают в полдень» (1963) и «Вечный зов» (кн. 1 – 1970, кн. 2 – 1976), которые были экранизированы. Перу писателя также принадлежат повести «Жизнь на грешной земле» (1970), «Вражда» (1979), «Печаль полей» (1983), «Повесть о несбывшейся любви» (1984). Иванов тяготеет к масштабному повествованию, через историю своих героев пытается показать историю России. Действие его произведений обычно происходит в сибирской деревне военного и первого послевоенного времени, однако писатель часто обращается к прошлому своих героев, выстраивая многоплановую композицию со множеством героев и развернутых диалогов. Романы Иванова характеризует острая непримиримость идейно-нравственного противостояния героев, тесно связанная с канонами официальной идеологии того времени.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Ивановы
Иванов Павел Васильевич — московский купец, владелец крупного мануфактурного и галантерейного дела в Москве. Павел Васильевич родился в 1850 году в Москве в купеческой семье, скончался 31 января 1915 года. С 12-летнего возраста Павел Васильевич стал уже работать в торговом деле. Сначала он работал у своего дяди, который имел небольшую торговлю зерном и мукою. Немного позднее мать Павла Васильевича отдала его в учение по мануфактурному делу. Ознакомившись с этим делом, Павел Васильевич начал служить, но служба его продолжалась недолго, т. к. он всегда стремился к самостоятельной работе. Покинув службу, Павел Васильевич начал торговать оптом вразнос специально платочным товаром, в то время входившим в большую моду. Он завел сношения с конторами, продававшими платки иностранного производства, и товар этот стал поставлять в московские мануфактурные лавки, особенно же его торговля имела большое развитие на пассажирских вокзалах Николаевской и Нижегородской ж. д. Это дало ему возможность собрать небольшие средства, на которые он и открыл мануфактурную торговлю на 1-й Тверской-Ямской улице. Здесь он вел торговлю частью в розницу и частью оптом. Лет 20 назад Павел Васильевич открыл при своей торговле игольно-галантерейное и парфюмерное отделение. Основанная им торговля постоянно развивалась и несколько лет тому назад уже получила широкую известность по всей России. Полувековая деятельность на этом поприще создала ему доброе имя честного коммерсанта, пользовавшегося большим доверием и уважением в коммерческом мире. Кроме торговой деятельности, Павел Васильевич принимал живое участие в Тверской старообрядческой общине в Москве, где до самой смерти состоял членом совета и на пользу коей вложил немало как труда, так и личных средств, а также в общине Рогожского кладбища, где много трудился.

Источник: 1000 лет русского предпринимательства. Из истории купеческих родов. 1995

ИВАНОВ
Александр Андреевич (1806–1858) — великий русский художник, стремившийся соединить в своем творчестве прогрессивные гуманистические идеи с традициями мирового искусства и глубоким изучени-
 ем натуры. Уже первые картины художника «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824) и «Иосиф, толкующий сны в темнице хлебодару и вино-черпию» (1827) обнаруживают стремление к психологической трактовке традиционных исторических сюжетов и предельно ясному выражению сильных душевных переживаний.
В историю русского и мирового изобразительного искусства Иванов вошел благодаря полотну «Явление Христа народу» (1837–1857). Основной идеей картины было желание художника показать человечество на ис-торическом перепутье, на рубеже двух эпох — язычества и христианства, когда в жизни всех людей происходит духовный переворот. Тогда перед умственным взором открываются новые горизонты, что побуждает их совер-шить трудный выбор в меняющемся мире. В такие мину-ты в душе возникают сложные конфликты, которые убе-дительно и достоверно отразил Иванов. С начала работы над эскизами картины до момента ее окончания прошло около 20 лет. Было исполнено огромное множество этюдов — фигурных и пейзажных, каждый из которых представляет самостоятельное художественной исследование, каким может быть человек в рабстве, в сомнении, в молодости, в мудрости, в силе и слабости и т.д. Сте-пень выражения духовных свойств человека ставит Иванова в один ряд с великими художниками Возрождения. В последнее десятилетие жизни Иванов работал над большой серией рисунков на библейские сюжеты. В них художник задумал представить эволюцию верований че-ловечества. В цикле эскизов этого замысла автор наиболее глубоко выразил проблемы исторических судеб народа. В XIX в. искусство развивалось по пути само-определения отдельных его жанров. В этих условиях Иванов отстаивает идею синтеза искусств, идею всеобъ-емлющего искусства, в котором он хотел видеть энциклопедию духовных исканий человечества.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ИВАНОВ
Всеволод Вячеславович (1895, пос. Лебяжье Павлодарского у. Семипалатинской губ. – 1963, Москва), русский прозаик, драматург. Родился в семье сельского учителя. Рано оставил семью, работал типографским наборщиком, грузчиком, клоуном, матросом. Много ездил по Сибири, Уралу, Казахстану. Первый рассказ был опубл. в Петропавловске, в газете «Приморье» (1916). Первая книга – сборник рассказов «Рогулька» (1919) – была набрана самим писателем в типографии омской газеты «Вперед» в количестве 30 экземпляров. В 1921 г. Иванов с трудом добрался до Петрограда, где познакомился с писателями, входившими в группу «Серапионовы братья». Первый номер «Красной нови» – первого «толстого» советского журнала, созданного при участии М. Горького, – открывался повестью Иванова «Партизаны» (1921), пятый номер того же журнала – повестью «Бронепоезд 14–69» (1922), которая в 1927 г. была переработана в одноименную пьесу. В 1922 г. была опубл. повесть «Цветные ветра». Все три произведения позже составили сборник «Сопки: Партизанские повести» (1923) и впервые ввели в литературу материал о революции и Гражданской войне. В «Партизанских повестях» отразилось пристрастие писателя к орнаментальности, к патетике и романтической приподнятости как характерной примете изображаемого времени, цветистость, пышность фразы. Почти все романы, повести и рассказы, созданные Ивановым в 1920-е гг., впервые были опубл. в «Красной нови». В 1922 г. на ее страницах появилась повесть «Голубые пески», в которой присутствуют элементы автобиографии. На страницах журнала были опубликованы рассказы писателя «Дите» (1922) и «Долг» (1923), ошеломившие читателя натуралистическим описанием жестокостей революции и войны, каскадом драматических поворотов. В повестях «Возвращение Будды» (1923) и «Чудесные похождения портного Фокина» Иванов экспериментирует с приемами сюжетосложения. В 1934–35 гг. Иванов пишет автобиографический роман «Похождения факира», ставший объектом критики во время дискуссии о формализме. В биографическом романе «Пархоменко» (1939) Иванов вернулся к теме революции и Гражданской войны. Во время Великой Отечественной войны Иванов выступал с публицистическими статьями. В 1946 г. написал роман «При взятии Берлина».

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ИВАНОВ
Всеволод Никанорович (1888, Волковыск Гродненской губ. – 1971, Хабаровск), русский прозаик, поэт. Родился в семье учителя. Окончил гимназию в Костроме (1906) и историко-филологический ф-т Санкт-Петербургского ун-та (1912). Участник 1-й мировой войны. Октябрьскую революцию не принял. Преподавал, работал в пермском отделении Петербургского ун-та на кафедре философии права, с июня 1919 г. – в «Русском бюро печати» – органе правительства адмирала Колчака. В 1922 г. эмигрировал, до 1945 г. жил в Китае. Был редактором газеты «Наш путь», входил в харбинскую группу рус. литераторов «Чураевка». В 1925 г. начал сотрудничать с ТАСС, перешел на просоветские позиции. В 1931 г. стал гражданином СССР, печатл в «Правде», «Известиях». В годы Великой Отечественной войны был политкомментатором радиостанции «Голос Советского Союза» в Шанхае. В феврале 1945 г. вернулся на Родину. Жил в Хабаровске, занимался литературной деятельностью. Литературный дебют писателя – публикация цикла рассказов «Любовь и служба Касьянова» (1916). Впечатления от событий Гражданской войны отразились в очерке «Крах белого Приморья» (1922). Поэтические сборники Иванова – «Беженская поэма» (1926), «Поэма еды» (1928). Литературоведческие этюды писателя о Ф. М. Достоевском, Л. Н. Толстом, А. П. Чехове, В. С. Соловьеве, часть философских и публицистических работ собраны в книге «Огни в тумане», имеющей подзаголовок «Думы о русском опыте» (Харбин, 1932). В 1940 г. в Риге были опубл. очерки «Рерих: художник и мыслитель», посвященные нравственным исканиям рус. художника, с которым Иванов был дружен. В творчестве Рериха, в его картинах автор книги видит «всю русскую культуру, нашедшую новые пути к своему небывалому расширению». Интересны рассуждения писателя об искусстве, литературе, музыке, живописи как о «триаде, которая Россию познавала и давала знать другим», о судьбах этих русел искусства, «льющихся из души России и представляющих дороги познания». Известность принесли Иванову исторические повествования: роман-хроника «На Нижней Дебре» (1958), «Черные люди» (1963), цикл повестей под общим названием «Императрица Фике» (1968). Борьбе китайского народа за освобождение посвящены повести «Тайфун над Янцзы» (1952), «Путь к Алмазной горе» (1956). Известен Иванов и как переводчик; он владел английским, немецким, французским, японским, корейским, китайским и др. языками.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

Ивановы (приказные дельцы)

Ивановы - приказные дельцы: 1) Автамон, последний думный дьяк. Начал службу в приказах при царе Алексее . При Петре заведовал Поместным приказом (по 1709 г.) и одно время иноземским; был деятельным помощником государя в сборе денег, рекрутов и рабочих. Пользуясь доверием Петра, писавшего ему часто не только по поводу дел, но и о своих успехах, и назначившего его присутствовать в Сенате наравне с сенаторами, Иванов был сильным человеком. Его покровительства добивались даже такие лица, как гетман Мазепа , когда был еще верен России. Путем службы Иванов составил себе весьма крупное состояние; 2) Алмаз, умер в 1669 г. Дьяк царя Михаила , он при Алексее Михайловиче стал думным дьяком, затем печатником. Весьма способный, деловитый, знавший персидский и турецкий языки, он сразу сидел в нескольких важных приказах: казенном, новгородской чети, посольском, печатном; четыре раза ездил послом в Польшу; очень часто бывал в ответе послам, приезжавшим в Москву; 3) Андрей, дьяк и дипломат конца XVI и начала XVII века. Около 20 лет сидел в новгородской чети; принимал участие в переговорах с Шилем, послом австрийским в 1598 г., ездил послом в Крым в 1601 г., в Грузию в 1604 г. Особенно трудным и ответственным было его посольство (в товарищах с кн. Гр. Волконским ) в Польшу в 1606 г. после гибели в Москве многих поляков; 4) Ларион, думный дьяк. Сидел в приказах большого дворца и оружейном; затем в стрелецком приказе и в устюжской чети. Сотрудник Хитрово и Арт. Матвеева , близкий к царю Алексею, он часто принимал участие в придворных приемах. При царе Федоре был назначен в посольский приказ и новгородскую чету. 15 мая 1682 г. погиб от руки взбунтовавшихся стрельцов. Старинные деятели: Василий, дьяк пушечного приказа; в 1590 г. был в шведском походе с государем, а в 1605 г. с послами у польского короля; Григорий, крестечных дел мастер, новгородец; в 1683 г. работал кресты, серьги и пр.; Димитрий, переводчик с французского сочинений Фенедона ""Бытие Бога"" (1809) и ""Путешествия Алмузы на остров Правды"" (1807); Нестор, псковский колокольных дел мастер XVI века; его литья колокола в Москве на колокольне Ивана Великого и в Московском Вознесенском монастыре; Осип, московский пушечных дел мастер; в 1679 г. вылил пищаль, что на Кремлевской площади в Москве; Харитон, московский пушечных дел мастер; в 1661 г. вылил пушку, что на Кремлевской площади в Москве, и в 1681 г. - другую пушку. В. Р-в.

Источник: Биографический словарь. 2008

ИВАНОВ
Вячеслав Иванович (1866–1949) — русский поэт-символист, драматург, философ, культуролог. Его мировоззрение формировалось под влиянием идей Ф. Ницше, М. Экхарта, И. Гете, Р. Вагнера. Из отечественных мыслителей более всего повлияли идеи философии всеединства, особенно В. Соловьева. Позже Иванов увлекся оккультизмом и теософией, что в сочетании с античными культами и мистериями (луч-шим знатоком которых он был в России) преломилось в его идею эротико-мистического коллективизма. Его идеи изложены в книгах «По звездам» (1909), «Борозды и межи» (1916), «Родное и вселенское» (1917), «Пере-писка из двух углов» (1921, совместно с Гершензоном). Также Иванов — участник знаменитого сборника «Из глубины» (1918). В своих теоретических работах развил оригинальную концепцию культуры. По его мнению, всякая культура в своем поступательном развитии про-ходит две эпохи — «критическую» и «органическую». При этом первая характеризуется обособлением и ин-дивидуализмом, а вторая, напротив, отличается синтетической целостностью миросозерцания. Центральное место в «органической» культуре занимает театр мистерии, который полностью соответствует принципам «вселенской соборности». Путь к этому искусству и культуре лежит через символизм.
Рассматривая современную ему культуру, Иванов подчеркивает ее кризисное состояние, причины которого он видит в отрыве культуры от своих религиозных корней. Поэтому перед современными художниками стоит задача реинтеграции культуры, что возможно на основе соборности, а также придания искусству религиозных функций. Свою философию Иванов называ-ет символической и выступает как один из теоретиков символизма. В частности, он говорит об идеалистическом и реалистическом символизме. Первый занят психологическими экспериментами, игрой, магией слова (П. Верлен, Ш. Бодлер, С. Малларме). Второй — это мистик, открыватель красоты Божественно-го откровения. Это посредник, выступающий между Богом и людьми через искусство. Много внимания Иванов уделяет образу Диониса, который метафорически символизирует свободу творчества. В нем он видит предшественника Христа. Дионисизм — это восхождение человекатворца к Богу в ответ на Его нисхождение к человеку. Так возможно преодолеть ин-дивидуализм, обрести «священное безумие» — залог соборности. Несколько позже в дионисизме Иванова усилились идеи религиозного сознания, в частности, русская идея, которую он воспринимал как русскую святость, способную преобразить мир. Поэтическая лирика Иванова — сборники «Кормчие звезды» (1903), «Прозрачность» (1904), «Римские сонеты» (1925), «Че-ловек» (1939) — изящно-холодная, насыщенная арха-измами, обращена в прошлое, к идеалам античности и средневековья. В 1924 г. покинул Россию, жил в Ита-лии, где и умер.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

ИВАНОВ
Вячеслав Иванович (1866, Москва – 1949, Рим), русский поэт, переводчик, философ, теоретик культуры. В 1884 г. поступил на историко-филологический ф-т Московского ун-та, где начал изучать античную историю и культуру. Образование продолжил за границей – в Берлине, где занимался под руководством выдающегося немецкого историка Т. Моммзена. Параллельно с академическими штудиями изучал философию Ф. Ницше, чья книга «Рождение трагедии из духа музыки» оказала значительное влияние на взгляды и творчество Иванова. Важнейшую роль в жизненном и творческом самоопределении Иванова сыграл брак с писательницей Л. Д. Зиновьевой-Аннибал, заключенный вопреки церковным запретам. В 1902 г. Иванов опубл. первый сборник стихов «Кормчие звезды», который появился благодаря поддержке философа В. С. Соловьева. Уже в этом сборнике определились основные черты творческой манеры поэта: пристрастие к торжественному и архаизированному стилю, использование размеров и стихотворных форм античной и средневековой поэзии, культурных и мифологических реминисценций.
В 1905–12 гг. петербургская квартира В. Иванова, получившая благодаря своему расположению и полукруглой форме название «Башня», была одним из наиболее известных и авторитетных литературных салонов. Завсегдатаями «Башни» были как известные писатели, так и начинающие литераторы, разделявшие эстетические принципы символизма и раннего акмеизма.
В 1911 и 1912 гг. выходят в свет стихотворные сборники Иванова – «Cor ardens» и «Нежная тайна», в которых мастерство поэта достигает своей художественной зрелости. В эти же годы Иванов продолжает активные занятия античной литературой и мифологией. Для издательства М. и С. Сабашниковых он подготовил перевод стихотворений и фрагментов Алкея и Сафо (1914) и трагедий Эсхила (1915). Занимается Иванов также исследованием древнегреческих дионисийских культов, что было обусловлено не только его классическим образованием, но и воздействием идей Ф. Ницше, противопоставлявшего «аполлонический» и «дионисийский» типы культуры. Результаты исследований Иванов изложил в циклах статей «Эллинская религия страдающего бога» (1904) и «Религия Диониса» (1905). Философские и литературно-критические работы были собраны в книги «Борозды и межи» (1916) и «Родное и вселенское» (1917).
После революции 1917 г. Иванов занимается активной культурно-просветительской работой по линии Наркомпроса. В 1920 г. переезжает из Москвы в Баку, куда его приглашают в качестве профессора кафедры классической филологии. В 1924 г., получив командировку за границу, Иванов покидает Советскую Россию и поселяется в Италии. На родину он больше не вернулся, хотя советское гражданство сохранял до 1936 г. В эмиграции продолжал выступать как критик и эссеист, создал поэтические сборники «Римские сонеты» (1936) и «Свет вечерний» (опубл. посмертно).

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ИВАНОВО
до 1932 - Иваново- Вознесенек) - город, центр Ивановской обл. РСФСР, на р. Уводь, притоке Клязьмы. Пром. центр. Ж.-д. узел. В 1962 - 360 т. ж. (в 1897 - 54 т. ж., в 1923 - 72 т. ж., в 1939 - 285 т. ж., в 1959 - 335 т. ж.). Образован как город Шуйского у. Владимирской губ. 21 июля (2 авг.) 1871 из с. Иванова и Вознесенского посада. Первое упоминание о селе относится к 1561. Это гос. село было пожаловано Иваном IV брату своей жены - кн. Темрюковичу-Черкасскому, к кон. 16 в. перешло к кн. Скопиным-Шуйским, в 1638 - вновь к Черкасским, а в 1743 - к гр. Шереметевым; являлось большим торг. и промысловым селом. Осн. занятиями крестьян был "холщевый промысел". В 1741 в И. была открыта первая полотняная мануфактура крестьянином Бутримовым, а затем крестьянами Грачевым и Гарелиным; полотняные ткани шли на англ. рынок. В И. возникло также большое количество набойных заведений для внутр. рынка. В кон. 18 в. происходит переход от полотняного произ-ва к хл.-бум. и ситценабивному. С кон. 20-х гг. 19 в. в отделочное произ-во проникают машины; с 1848 действует бумагопрядильная ф-ка Гарелина. В 1853 образован Вознесенский посад. После реформы 1861 развитие пром-сти в с. Иванове и Вознесенском посаде усиливается. К нач. 20 в. в И. до 30 тыс. рабочих; с 70-х гг. 19 в. развивается забастовочное движение. В 1892 по инициативе О. А. Варенцовой создан первый рабочий марксистский кружок, преобразованный в 1895 в Иваново-Вознесенский рабочий союз. В кон. 1897 - нач. 1898 произошла первая всеобщая стачка (три недели бастовало 15 тыс. рабочих). После I съезда РСДРП (1898) Иваново-Вознесенский союз был реорганизован в Иваново-Вознесенский к-т РСДРП, к-рый впоследствии был связан с "Искрой". В И. произошла знаменитая Иваново-Вознесенская стачка 1905, во время к-рой был создан Совет уполномоченных - один из первых Советов рабочих депутатов. Стачкой руководила большевистская орг-ция во главе с М. В. Фрунзе, Ф. А. Афанасьевым и С. И. Балашовым. Осенью 1906 все парт. орг-ции города были объединены в Иваново-Вознесенский союз РСДРП. В годы 1-й мировой войны революц. движение в И. вновь активизировалось: в мае 1915 бастовало более 31 тыс. рабочих, мн. участники стачки были арестованы; 10 авг. 1915 рабочие на митинге требовали освобождения арестованных, митинг был расстрелян полицией. В дни Февр. революции 2 марта 1917 был избран Совет рабочих депутатов, 65 депутатов из 113 были большевиками. Наряду с Советом организовался бурж. К-т общественной безопасности. В городе возникло двоевластие. Фактич. власть принадлежала Совету. Совет организовал отряды Красной гвардии; на ф-ках был установлен рабочий контроль. Сов. власть окончательно была установлена 25 окт. (7 нояб.) 1917. В 1917 отряд из И. и Шуи под рук. М. В. Фрунзе принимал участие в Окт. вооруж. восстании в Москве. С апр. 1918 И. - центр Иваново-Вознесенской губ. В годы гражд. войны 1918-20 рабочие И. героически сражались на мн. фронтах. "Иваново-вознесенские, питерские и московские рабочие, - говорил В. И. Ленин, - перенесли за эти два года столько, сколько никогда не переносил никто другой в борьбе на красных фронтах" (Соч., т. 30, с. 465).

За годы социалистич. строительства И. стало крупным пром., хоз. и культурным центром; построены меланжевый, камвольный комбинаты, ряд текст., шпульно-катушечных и швейных ф-к, заводы текст. машиностроения, торфяных машин, автокранов и т. д. Ведущей отраслью пром-сти И. стало машиностроение. В И. 6 вузов, в т. ч. пед. ин-т; краеведч. музей.

Лит.: Экземплярский П. М., История города Иванова, ч. 1 - Дооктябрьский период, Иваново, 1958; его же, Город Иваново в прошлом и настоящем, (Иваново), 1945; Смирнов Б. Ф., Глебов Ю. Ф., Город текстильщиков, Иваново, 1955; Глебов Ю. Ф., Революц. памятники города Иванова, (Иваново), 1950.

З. Н. Корчагина. Иваново.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

ИВАНОВ
Георгий Владимирович (1894, имение Студенки Ковенской губ. – 1958, Йер, Франция, перезахоронен на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа под Парижем в 1963), русский поэт, критик. Родился в семье потомственных военных; был отдан на обучение в кадетский корпус, но вопреки семейной традиции с ранней юности посвятил себя литературе и связал жизнь со столичной богемой (которую позже живописал в беллетризованных мемуарах «Петербургские зимы», 1928). В 1910 г., еще будучи кадетом, впервые выступил в печати, опубл. стихотворение и рецензии на сборники З. Н. Гиппиус, И. Ф. Анненского и М. А. Волошина. На непродолжительное время Иванов сблизился с эгофутуристами, но вскоре попал под влияние Н. С. Гумилева и был принят в «Цех поэтов».
Стихотворения, вошедшие в первые лирические сборники Иванова «Отплытье на о. Цитеру» (1911), «Горница» (1914), «Вереск» (1916), выдержаны в акмеистической манере: их отличает «прекрасная ясность» языка и зрительная четкость образов, безмятежная описательность и наивный эстетизм, уводящий поэта в стилизованный мир декоративных красот и книжной экзотики. Эти и последующие поэтические книги, изданные Ивановым до отъезда из России в 1922 г., – «Сады» (1921), «Лампада» (1922) – создали ему репутацию искусного версификатора, лишенного, однако, эмоциональной напряженности и глубины.
В 1920–30-е гг. творчество Иванова претерпело «судорожное перерождение» (Р. Гуль): из искусного стихотворца, воспевающего саксонский фарфор и живопись рококо, он вырос в «первого поэта эмиграции», сумевшего с обнаженной искренностью передать «душевную тревогу и трагический скептицизм своих современников» (Ю. Терапиано). Уже сборник «Розы» (1931) демонстрирует отход поэта от игриво-декоративной лирики петербургского периода с ее нарядной вещественностью и узким идейно-тематическим диапазоном. Наряду с традиционно-романтическими темами двоемирия и «вечной любви» в сборнике звучит тема ностальгии по канувшей в небытие дореволюционной России, которую осложняют мотивы одиночества, апатии, душевной опустошенности, влекущей за собой мысль о самоубийстве либо выливающейся в нарочито-циничный и эпатирующий нигилизм (как, напр., в стихотворении «Хорошо, что нет царя…»). В соответствии с новым мироощущением меняется и образный мир ивановской лирики: последовательно дематериализуется, утрачивает предметную конкретность и живописную красочность. Немногочисленные реалии внешнего мира, попавшие в поле зрения автора и представленные стертыми поэтизмами книжно-романтического стиля – розы, звезды, ветер, сияние, лед, весна, сумрак, закат, – приобретают значение емких и неисчерпаемых символов, соответствующих различным настроениям и психологическим состояниям лирического героя.
В эмоциональной палитре предвоенного и послевоенного творчества Иванова (поэма в прозе «Распад атома», 1938; сборники «Отплытие на остров Цитеру», 1937; «Портрет без сходства», 1950; стихотворные циклы «Дневник» и «Посмертный дневник», 1958) господствует чувство безысходного отчаяния и экзистенциального ужаса, окрашенного в тона горькой иронии и лишь изредка просветленного музыкой надежды и хрупкой веры в «счастье, нам от Бога данное». Лирический герой «позднего» Иванова – человек кризисного времени, с болезненной остротой переживший крушение некогда незыблемых и общезначимых ценностей, потерявший не только родину, но и внутреннюю цельность, вкус к жизни, веру в собственную творческую силу, способность «соединить в создании одном прекрасного разрозненные части».
Уже при жизни считавшийся в литературном мире эмиграции крупнейшим рус. поэтом 20 в., Иванов умер в нищете, в доме для престарелых. Его творчество, долгое время недоступное российскому читателю, получило признание на родине лишь в кон. 1980-х – нач. 1990-х гг.

Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. 2006

ИВАНОВ
Александр Андреевич (1806, Санкт-Петербург, 1858, там же), выдающийся русский художник, мастер исторической живописи. Родился в семье профессора Петербургской академии художеств А. И. Иванова. Обучался в АХ у своего отца и А. Е. Егорова (1817–28). Уже в ученической картине «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824) Иванов выходит за рамки классицистического принципа «копирования образцов», добившись психологической убедительности характеров гомеровских героев. В 1827 г. за работу на библейский сюжет «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару» был удостоен Большой золотой медали. В 1829 г. за картину на сюжет из античной мифологии «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры» получил право на поездку в Италию в качестве пенсионера Общества поощрения художеств.
В 1831–58 гг. Иванов жил в Риме. Наследие античности было творчески претворено художником в картине «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением» (1831–34). Романтическое представление о музыке как о проявлении высшего совершенства оказалось сродни античному образу «музыки сфер» – божественных звуков лиры Аполлона, которыми поддерживается гармония во Вселенной и в мире людей. За созданное в Италии полотно «Явление Христа Марии Магдалине» (1833–35) художник получил звание академика (1836). В Риме он сблизился с назарейцами, в особенности с И. Ф. Овербеком.
Главным делом жизни Иванова стало грандиозное (5,4 х 7,5 м) полотно «Явление Христа народу» (1837–57). Свыше 20 лет он самоотверженно трудился над картиной, которая была для него больше, чем просто живописным произведением. Художник воспринимал свою работу как служение на поприще нравственного возвышения и духовного очищения человечества. «В нем жила детская, ангельская, пытливая душа, настоящая душа пророка, жаждавшая истины и не боявшаяся мученичества», – писал об Иванове А. Н. Бенуа. Горячее участие в обсуждении замыслов художника принимал Н. В. Гоголь. Именно он предложил принятое название полотна (Иванов именовал его «Явление Мессии»). Писатель запечатлен в картине в образе «ближайшего ко Христу».
Многолетняя напряженная работа над картиной сопровождалась важными открытиями в области живописи. В сотнях набросков, этюдов и эскизов Иванов исследовал принципы взаимоотношений света, цвета и воздуха, вплотную подойдя к принципам пленэра. Работая над изображением обнаженной натуры при естественном, солнечном освещении, он открыл прозрачные голубые тени, мимолетность световых бликов, предвосхищая появление нового направления в искусстве – импрессионизма.
Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна: «Это происходило… при Иордане, где крестил Иоанн. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: “Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира…”». Однако Иванов задумал свою картину не как религиозную, а как историческую, как «сюжет всемирный». Поэтому он «приводит» к р. Иордан стариков и молодежь, правоверных иудеев – фарисеев и язычников, господ и рабов, римских всадников и легионеров, создав собирательный образ всего человечества, предстоящего перед Творцом, для которого «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского…». Христос пришел спасти всех.
Многофигурная композиция в пейзаже, созданная Ивановым, концентрирует в едином пространстве проповедь Иоанна Крестителя, крещение им людей в водах Иордана и Богоявление, производящее переворот в человеческих душах. Пророчество прозвучало, и каждый делает свой духовный и нравственный выбор. В лицах собравшихся – вся гамма человеческих чувств. Застыли в приверженности старым верованиям спускающиеся с холма старики-фарисеи, их движение направлено вниз, от Христа. Разнообразие эмоциональных характеристик предельно сконцентрировано в группе четырех будущих учеников Христа – апостолов, стоящих за Иоанном Крестителем: это евангелист Иоанн Богослов, Петр, Андрей Первозванный и Нафанаил (Фома). Динамика активно нарастает от воплощенного в фигуре Нафанаила сомнения к восторженному порыву Иоанна Богослова и разрешается в жесте вскинутых рук Иоанна Крестителя, указывающих на Спасителя. Один из ключевых образов картины – раб, в душе которого пробуждается вера и надежда, на страшном лице впервые в жизни появляется робкая улыбка, а глаза наполняются слезами радости. Веревка на его шее – не только одна из исторических реалий, но и символ духовного рабства, от которого приносит освобождение христианская вера.
На рубеже 1840–50-х гг. Иванов пережил острый мировоззренческий кризис, чему способствовали революционные события 1848 г., свидетелем которых он был, и в особенности книга Д. Штрауса «Жизнь Иисуса», направленная на развенчание божественной природы Христа. Движимый новым художественным замыслом, Иванов мечтал построить особое здание и расписать его сценами из Библии. «Библейские эскизы» (1850-е гг.) неосуществленных фресок написаны акварелью на белой или коричневой бумаге. Светлые штрихи и пятна прозрачной краски на темном фоне создают во многих эскизах ощущение чуда, мистического озарения («Благовещение», «Тайная вечеря», «Хождение по водам» и др.).
Весной 1858 г. Иванов возвратился в Россию, чтобы показать публике картину «Явление Христа народу». Художник с волнением и трепетом ждал оценки своего многолетнего труда. Однако полотно было встречено холодно, появились отрицательные отзывы в прессе. В июне того же года художник умер от холеры. Его творческое наследие, не оцененное современниками, стало источником вдохновения для художников следующих поколений, и прежде всего – И. Н. Крамского, В. И. Сурикова и М. А. Врубеля; личность великого мастера и его судьба стали примером подвижнического служения искусству.

Источник: Энциклопедия Искусство в 4 томах. 2007

ИВАНОВ
1. Алмаз (Ерофей) Иванович (ум. 27.IV.1669) - рус. гос. деятель, по происхождению вологодский посадский человек, торговый гость. В 1640-46 - дьяк Казенного двора, в 1646 переведен в Посольский приказ. С 1653 - думный дьяк и нач. Посольского приказа (1653-67), в 1653-69 управлял также Печатным приказом, получив в 1667 звание печатника. Играл важную роль в пр-ве Алексея Михайловича. И. был образованным человеком, хорошо знал иностр. языки, являлся крупным дипломатом и администратором, отличался тонким знанием дела, большой ловкостью и умением вести сложные дипломатич. переговоры. Во внеш. политике был сторонником борьбы с Речью Посполитой за воссоединение юж. и зап. рус. земель в единое Рус. гос-во. В составе рус. посольства ездил в Швецию (1649) и неоднократно в Польшу (1651-52, 1653, 1658, 1660, 1662 и 1664). Принимал деятельное участие в деле патриарха Никона. Под рук. И. был введен новый Таможенный устав 1653, унифицировавший торг. пошлины.

Лит.: Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.-Л., 1946; его же, Приказные дьяки 17 в., ИЗ, (т.) 1, (М.), 1937; Очерки истории СССР. Период феодализма. XVII в., гл. 3, § 4, М., 1955. 2. Андрей Васильевич (1888-1927) - сов. парт. и гос. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1906. Во время революции 1905-07 вел парт. работу среди рабочих и солдат Владимирской губ. и Москвы. В 1916, будучи в Киеве, возглавил большевистскую группу на з-де "Арсенал". После Февр. революции 1917 - чл. Киевского к-та РСДРП (б). Делегат VI съезда РСДРП (б), один из руководителей борьбы за власть Советов на Украине: с дек. 1917 - чл. ЦИК Украины, а с марта 1918 - чл. Президиума ЦИК Украины. В 1918-20 - чл. ВРК Украины, нар. секретарь (комиссар) внутр. дел Украины. После гражд. войны работал пред. Киевского, Харьковского и Одесского губисполкомов, чл. Президиума и секретарем ВУЦИК. С марта 1920 - чл. ЦК КП(б)У. В 1924 на XIII съезде РКП(б) избран канд. в чл. ЦК РКП(б). С 1925 - чл. ЦИК СССР. Работал чл. Президиума ЦИК СССР, зам. пред. бюджетной комиссии ЦИК СССР, секретарем Совета Союза ЦИК Союза ССР.

И. И. Коломийченко. Киев. 3. Антон (8.XI.1884 - 23.VII.1942) - деятель болг. рабочего движения. Род. в г. Копривштица в бедной крест. семье. В 1902-07 учился в морской школе в Варне, где вступил в нелегальный марксистский кружок "Искра". С 1904 - чл. Болг. рабочей с.-д. партии (тесных социалистов) - БРСДП (т. с). В 1907-1919 - секретарь профсоюза металлистов. В 1910 - член Софийского горкома БРСДП (т. с), в 1911-13 - секретарь профсоюза горняков и профсовета Софии. Совместно с Г. Димитровым цроводил работу по укреплению революц. профсоюзов. Руководил мн. забастовками металлистов, шахтеров, строителей. Был участником Владайского восстания 1918. В 1918-23 - секретарь Софийского горкома и обкома партии, в 1919-23 - депутат Нар. собрания. В 1922 избран чл. ЦК БКП, в состав к-рого входил с небольшими перерывами до конца жизни. Принимал участие в подготовке Сентябрьского антифашистского восстания 1923. В 1923-25 был в заключении. После освобождения из тюрьмы в 1925 эмигрировал в СССР. Находился на ответств. работе в Загранбюро ЦК БКП. Принимал активное участие в создании интернац. бригад в помощь исп. республике 1936-39. В нач. 1941 нелегально возвратился в Болгарию, участвовал в орг-ции борьбы против нем. и болг. фашистов. На VII пленуме БРП в 1941 был избран членом Политбюро ЦК. Был арестован в апр. 1942 и расстрелян по приговору монархо-фаш. суда.

Лит.: Антон Иванов, М., 1944; Ярки имена в нашата история. Сборник, С., 1955. 4. Илья Иванович (1800 - 26.XII.1838) -декабрист, член Об-ва соединенных славян, с 1825 - секретарь его. Разночинец. Служил при штабе 3-го пех. корпуса (в г. Житомире) провиантским чиновником. Участвовал в восстании Черниговского полка (29 дек. 1825 - 3 янв. 1826). Каторгу отбывал в Чите и в Петровском Заводе.

Лит.: Восстание декабристов. Мат-лы. Центрархив, т. 5, М.-Л., 1926; Горбачевский И. И., Записки и письма, М., 1963; Нечкина М. В., Об-во соедин. славян, М.-Л., 1927. 5 Ларион Иванович (ум. 15.V.1682) - рус. гос. деятель, думный дьяк с 1669. Играл крупную роль в царствование Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, выполняя важные правительств. поручения и являясь дьяком ряда приказов: Новой чети (1662-1664), Большого дворца (1664-69, 1681), Оружейной палаты (1663-69), Стрелецкого (1669-76, 1677-79), Устюжской чети (1671-76) и др. После удаления А. С. Матвеева возглавлял также Посольский приказ (1676-82) и Новгородскую четь, фактически руководил внеш. политикой в пр-ве Федора Алексеевича, был одним из наиболее близких к нему лиц. Во время восстания 15 мая 1682 в Москве был убит стрельцами.

Лит.: Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М., 1946; его же, Хованщина, в сб.: ИЗ, (т.) 10, (М.), 1941. 6. Лев Николаевич (15(28).VII.1903 - 6.IX.1957) - сов. ученый, автор работ по истории междунар. отношений, акад. (с 1943; чл.-корр. с 1939). Чл. Коммунистич. партии с 1944. В 1923 окончил ф-т обществ. наук МГУ. Научно-исследоват. и преподават. деятельность начал в 1924. В 1925-47 работал в Ин-те мирового х-ва и мировой политики Комакадемии (с 1936 АН СССР), в 1930-38 - в Высшей дипломатич. школе МИД СССР, в 1940-41 - в Военно-политич. академии им. В. И. Ленина, с 1943 - в Ин-те междунар. отношений. Участвовал в качестве эксперта делегации СССР в работе Парижской мирной конференции 1946, сессиях Ген. Ассамблеи ООН (1946 и нек-рых др.). Перу И. принадлежит ряд работ, в т. ч. "Мировая политика после Версаля" (1927), "Англо-французское соперничество 1919-1927 гг." (1928), "Лига наций" (1929), "Англо-американское морское соперничество" (1933), "Морское соперничество империалистических держав" (1936), "Очерки международных отношений в период второй мировой войны 1939-1945 гг." (издано посмертно в 1958). 7. (Абраменков), Лука Иванович (р. 1853 - г. смерти не уст.) - рус. рабочий-революционер. Из крестьян Смоленской губ. По профессии ткач. С 14 лет работал в Петербурге. В 1876 отбывал наказание за хранение запрещенных книг. С 1878 И. вместе с П. А. Моисеенко играл руководящую роль в стачках, в т. ч. на Новой бумагопрядильне и на фабрике Шау, был тесно связан с "Северным союзом русских рабочих". В 1880-83 отбывал адм. ссылку в Енисейской губ. В 1884 поступил на ф-ку Смирнова в с. Ликино близ Орехово-Зуева. За активное участие (вместе с Моисеенко) в подготовке и проведении Морозовской стачки 1885 в 1886 в адм. порядке был выслан на родину на 3 года. Дальнейшая судьба И. неизвестна.

Лит.: Корольчук Э. A., "Сев. Союз рус. рабочих" и революц. рабочее движение 70-х годов XIX в. в Петербурге, Л., 1946; Морозовская стачка. 1885-1935. Сб. ст., док-тов, воспоминаний, М., 1935. 8. Николай Иудович (1851-1919) - рус. воен. деятель, ген. от артиллерии (1908), ген.-адъютант (1907). Окончил Михайловское арт. училище (1869). Во время рус.-япон. войны 1904-05 командовал 3-м Сиб. арм. корпусом. В 1906-1908 - ген.-губернатор и гл. нач. Кронштадта, подавлял Кронштадтское восстание 1906. В 1908-14 - командующий войсками Киев. воен. округа. С начала 1-й мировой войны до марта 1916 командовал Юго-Зап. фронтом, затем состоял при Николае II. Проявил себя малоспособным военачальником. 27 февр. 1917 был назначен царем командующим Петрогр. воен. округом с чрезвычайными полномочиями; был направлен с войсками в Петроград для подавления революции, но войска частью перешли на сторону революции, частью были разоружены. После Окт. революции бежал на Дон, где умер от тифа. 9. Петр Иванович (1794-1864) - рус. историк, организатор и первый директор (с 1852) Моск. архива Мин-ва юстиции. Автор трудов по истории гос. учреждений, межевания земель, палеографии, сфрагистике и др. Опубл. много источников по истории России; разрабатывал принципы классификации и описания архивных док-тов. Составитель и редактор архивных путеводителей и описей, обозрений и указателей документ. источников.

Соч.: Систематич. обозрение поместных прав и обязанностей в России..., М., 1836; Обозрение писцовых книг по Моск. губ..., М., 1840; Опыт историч. исследования о межевании земель в России, М., 1846; Описание гос. архива старых дел, М., 1850; Опыт биографий ген.-прокуроров и министров юстиции, СПБ, 1863.

Лит.: Маяковский И. Л., Очерки по истории архивного дела в СССР, 2 изд., М., 1960, гл. 14.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976