Ивановский Николай Иванович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

Ивановский Николай Иванович

Ивановский, Николай Иванович - известный расколовед и практик-миссионер (1840 - 1913). Окончил курс в Петербургской духовной академии; преподавал в Казанской духовной академии историю и обличение русского раскола. С 1867 г. в ""Православном Собеседнике"" появлялись труды Ивановского, посвященные исследованию отдельных вопросов расколоведения: о рябиновщине (1867), о протопопе Аввакуме (1869), о таинстве св. причащения по учению беспоповцев (1871), о случайных старообрядческих архиереях XVIII века (1873). В 1873 г. напечатана актовая речь Ивановского: ""Происхождение и характер главных беспоповщинских сект старообрядческого раскола"". Другие его труды: ""Сборник бесед со старообрядцами и других сочинений, относящихся к старообрядчеству"" (1877, вып. I), ""Окружники и противоокружники в согласии старообрядцев, приемлющих австрийское священство"" (1881), ""Старообрядческие архиереи до Амвросия"" (1881); ""Измышленный старообрядческий собор. Разбор раскольнической рукописи"" (1882); ""Критический разбор учения, не приемлющих священства старообрядцев, о церкви и таинствах"" (Казань, 1883; 2-е изд. - 1892, капитальный труд, давший автору степень доктора богословия); ""Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола"" (Казань, 1886 - 1887; 3 части; несколько изданий; руководство для воспитанников духовных семинарий при изучении раскола старообрядчества и сект); ""Секта хлыстов"" (1898). В 1898 г. издан первый том ""Собрания сочинений"" Ивановского (Казань). Позднейшие сочинения Ивановского: ""Внутреннее устройство секты странников для бегунов"" (1901); ""Австрийское священство и единоверие"" (1904); ""Накануне объявления полной веротерпимости"" (1905). Как миссионер, Ивановский с 1871 г. вел беседы со старообрядцами в Казани, многократно путешествовал в разные местности казанской епархии, вызвался для бесед в Петербург, Саратов, Архангельск, Нижний Новгород. Состоя членом комиссии по описанию рукописей Соловецкого монастыря, Ивановский издал: ""Книга об антихристе и о прочих действах, иже при нем быти хотящих"" (Казань, 1873; 2-е изд., 1892) и ""Проскинатарий Арсения Суханова"" (в ""Православном Палестинском Сборнике"", вып. 21, СПб., 1889). Краткие биографические сведения об Ивановском и перечень его трудов до 1889 г. помещены в ""Истории Казанской духовной академии"" П. Знаменского (вып. II) и в ""Исторической записке о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования"", С. Терновского (Казань, 1892). О противораскольнической деятельности Ивановского см. в брошюре: ""Четверть века служения со времени открытия собеседований"" (Казань, 1897). - См.Ф. Б. ""Памяти Н. И. И."" (""Церковные Ведомости"", 1913, № 48).

Источник: Биографический словарь. 2008

Ивановский, Николай Иванович

Ивановский Николай Иванович


— исследователь раскола; род. в 1840 г.; учился в Архангельской семинарии и в СПб. духовной академии, где кончил курс в 1865 г., и в том же году определен в Казанск. духовн. Акад. бакалавром по каф. раскола, в 1869 г. сделан экстраординарным профессором, а в 1883 г., по защите диссертации: "Критический разбор учения не приемлющих священства старообрядцев о церкви и таинствах" (Каз. 1883; 2 изд. 1892) избран ординарным проф. С 1873 г. И. преподает учение о расколе и в Каз. семинарии. Кроме статей в "Првсл. Собеседнике" (о рябиновщине — 1867 г., т. II; о протопопе Аввакуме — 1869 г., т. II; о случайных старообрядческих архиереях ХVIII в. — 1873 г., т. I; о главных сектах беспоповщины — 1873 г., т. III, о таинстве св. причащения по учению беспоповцев — 1871 г., т. I, по поводу признания раскольнических браков — 1875 г., т. I; о новых законах относительно раскольников — 1883 г., т. III), И. напечатал: "Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола. Ч. I. История раскола" (Казань, 1886; 2 изд. 1887), ч. II и III — "Обличение раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистических и мистических" (Каз. 1887; 2 изд. 1888). В первой части этой книги И. определяет раскол как обрядоверие, и старается проследить возникновение и развитие на Руси привязанности к обряду и букве; главную причину противодействия Никоновским исправлениям он усматривает в личных неудовольствиях московских протопопов против сурового патриарха, упуская из виду общеисторические основы раскола, равно как и то, что обвинению в обрядоверии могут подлежать не одни сторонники старины, но и сами исправители, особенно из греков. С 1875 г. И. состоит членом комиссии по описанию рукописей Соловецкого монастыря; издал памятники: "Книга об антихристе и о прочих действах, иже при нем быти хотящих" (Каз. 1872; 2 изд. 1892) и "Проскинитарий Арсения Суханова" ("Првсл. Палестинский Сборник", вып. 21, СПб. 1889). С 1871 г. И. проявляет и практическую деятельность по обличению раскола: ведет беседы с старообрядцами в Казани, многократно ездил для собеседования в раскольнические местности казанской епархии, равно как и за пределы этой епархии — в 1882 г. в Саратов, в 1887—89 и 1891—92 гг. в Нижний Новгород, в 1888 и 1889 гг. в Петербург.


{Брокгауз}





Ивановский, Николай Иванович (дополнение к статье)


— В 1898 г. предпринято полное собрание его сочинений и издан 1-й том. О противораскольнической деятельности И. см. брошюру: "Четверть века служения со времени открытия собеседований".


{Брокгауз}





Ивановский, Николай Иванович


поручик правителя Колыванского наместничества, 1784 г.



Дополнение: Ивановский, Николай Ив., уволен от службы 1799 г.


{Половцов}

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008