(1903—1968) — советский конструктор авиадвигателей, академик АН УССР (1964), лауреат Ленинской (1960) и Сталинской (1948) премий. С 1935 г. работал на авиамоторном заводе № 438 в Запорожье, с 1946 г. — главный конструктор, с 1963 — генеральный. Разработал АИ-4В, М-14 (АИ-14), АИ-20, АИ-24, АИ-25, АИ-26, ТВ-2.
Ивченко, Александр Георгиевич
Ивченко Александр Георгиевич
(1903–1968) - конструктор авиадвигателей, академик АН УССР (1964), Герой Социалистического Труда (1963). Жил в Х-ве 10 лет: в 1925–1930 учился в Коммунистическом институте политобразования и в Харьк. механико-машиностроительном институте (1930–1935, ныне Национальный технический университет «ХПИ»). Работал на Запорожском моторостроительном заводе (с 1945 - главный конструктор ОКБ, с 1963 - генеральный конструктор). Создал серию авиапоршневых, турбореактивных и турбовинтовых двигателей, разработал первые отечественные вертолетные поршневые и газотурбинные двигатели, которые были установлены на многих самолетах и вертолетах. Харьк. авиазавод в 1940 запустил в серийное производство ближний бомбардировщик Су-2 с авиационным двигателем М-88 (первый его успешный двигатель), который стал, по словам наркома А. Шахурина, одним из четырех двигателей, на которых воевала советская авиация в годы Великой Отечественной войны 1941– 1945. К моменту эвакуации завод произвел ок. 150 самолетов этого типа. После войны на ХАЗе производились спортивные самолеты ЯК-18, на которых устанавливались его двигатели. Изготовленные под его руководством двигатели АИ-20 и АИ-24 устанавливались на большие самолеты Ил-18, Ан-10, Ан-24, Ан-26, Ан-30, Ан-32, которые по своей надежности и ресурсам являются непревзойденными образцами мирового двигателестроения. В 1947 был испытан первый вертолетный двигатель АИ-26ГР. Усовершенствованным и мощным АИ-26В оборудовали Ми1 - первый отечественный вертолет КБ М. Миля. Потом этот двигатель появился на вертолетах «Ка» КБ Н. Камова, на самолетах Ан-14, Як-12, Як-18, а также на аэросанях Камова. Турбореактивный, двухконтурный двигатель АИ-25, который хорошо зарекомендовал себя на самолете Як-40, стал его последней конструкторской разработкой. Государственная премия СССР (1948), Ленинская премия (1960). Награжден орденами, медалями. Мемориальные доски в память о его пребывании в Х-ве установлены на главном корпусе «ХПИ» (1998, ул. Багалея, 21) и Национальном аэрокосмическом университете им. Н. Жуковского «ХАИ» (1999, ул. Чкалова, 17).
Источник: Харьков. Энциклопедический словарь.