ИЗБАВЛЕНИЕ (Геула)
ИЗБАВЛЕНИЕ (Геула)
Древнее значение слова "геула" связано с жизнью семьи и общества. Обедневшему еврею, который распродал все свое имущество и не мог прокормить себя и свою семью, было дозволено в древности наняться (продать себя) в рабы. Такой раб должен был отработать шесть лет, а на седьмой год выходил на волю. Если не нашлись для него покупатели-евреи и он продавал себя гою*, заповедано его родственникам выкупить, избавить его. Обязанность эта тем сильнее, чем выше степень родства. Суд принуждал родственников раба к выкупу его даже против их воли. Если средства родственников недостаточны для выкупа, то каждому еврею заповедано выкупить раба с тем, чтобы вернуть ему свободу. Заповедь выкупа распространялась и на земельные угодья Израиля, которые нельзя было продать навечно: в юбилейный год (раз в пятьдесят лет) поле возвращается хозяину. Землю, приобретенную по наследству, еврей не мог продать даже на пятьдесят лет, разве что он очень беден, но и тогда заповедано ему выкупить ее как можно скорее, как только доходы его позволят ему. Кроме родственников, естественных избавителей закрепощенного, народ видел в Господе своего Избавителя от рабства и Избавителя каждого, попавшего в беду. В Торе*, Пророках* и Писаниях* неоднократно упоминается Господь, как Избавитель. Он избавил Свой народ от рабства египетского и вторично простирает Сврю десницу, чтобы выкупить уцелевших (Ис. XI, 11). В книге Иеремии мы находим аналогию между понятиями "избавил" и "выкупил": "...ибо выкупил Господь Яакова и избавил его от руки того, кто сильнее его" (Иер. XXXI, 10). Со временем стерлись грани между понятиями "избавил", "помог", "вызволил", "спас", и все они стали синонимами объемлющего понятия "геула" - И., исходящее от перста Божьего. Перед глазами надеющихся на И. в течение всего периода диаспоры* стояло великое прошлое народа, великие деяния, которые совершил Господь для своего народа при Исходе его из Египта, в эпоху Судей* и в эпоху Царей. Пророки не видели непреодолимых препятствий на пути избавляемых. Господь соберет их, и проложит им тропу в пустыне, и из скал потечет для них вода. Спасенные вернутся в страну свою, и царь из рода Давида будет царствовать над ними, земля даст обильные плоды, все признают Господа и пойдут Его путями. Каббалисты, видевшие в каждом явлении таинство, объясняли Избавление по-своему. До И. над жизнью властвует древо познания добра и зла*, как следствие людской греховности. Но с наступлением И. "будет Бог один и имя Его едино", и власть над миром будет олицетворять древо жизни* - символ единства и совершенства.
Источник: Энциклопедия иудаизма. 1983