в 11-12 вв. лица, вышедшие из своей социальной группы (крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенные или выкупившиеся холопы и др.).
Изгои
ИЗГОИ
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Изгои
люди, порвавшие со своей общиной (XI - XII вв.); лишившиеся своего социального статуса; холопы, отпущенные на волю, или даже князь, лишившийся своего княжества.
ИЗГОИ
от «гоить» – жить), на Руси XI–XII вв. люди, вышедшие («выжитые») в силу каких-либо обстоятельств из своей своей социальной группы. Большинство И. происходило, видимо, из крестьян, порвавших в процессе феодализации связь с общиной, и из выкупившихся или отпущенных на свободу холопов.
Источник: Российская государственность в терминах. IX – начало XX века. 2011
ИЗГОИ
от "гоить" - жить), на Руси XI-XII вв. люди, вышедшие ("выжитые") в силу каких-либо обстоятельств из своего обычного общественного положения. Церковный устав XII в. перечисляет среди людей, находившихся под покровительством Церкви: "изгои трои: попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает, а се и четвертое изгойство к себе приложим, - аще князь осиротеет". Большинство изгоев происходило, видимо, из крестьян, порвавших с общиной, и из бывших холопов. Жизнь вне своего слоя, круга считалась страшной трагедией, к изгоям относились недоверчиво, как к чужакам, хотя и жалели.
Изгои
«Изгой» – это человек, вырванный из своей обычной среды. В те времена постоянного разрушения древних родовых и общинных связей, распада и разложения семейных и территориальных общин всякий «людин», порвавший связь со своей общиной, вышедший из нее, становился изгоем.
Изгои выходили из сельских общин, изгоев порождала и городская жизнь, выходили изгои и из других групп населения. Старый термин «изгой», вначале означавший человека, «выжитого» из рода, переносится на людей, потерявших связь с общиной, с городской сотней, быть может, даже дружиной, людей, лишенных «жизни», т. е. имущества.
В источниках более поздних термин изгой, как правило, обозначает церковных и монастырских зависимых людей.
Изгои выходили из сельских общин, изгоев порождала и городская жизнь, выходили изгои и из других групп населения. Старый термин «изгой», вначале означавший человека, «выжитого» из рода, переносится на людей, потерявших связь с общиной, с городской сотней, быть может, даже дружиной, людей, лишенных «жизни», т. е. имущества.
В источниках более поздних термин изгой, как правило, обозначает церковных и монастырских зависимых людей.
Источник: Славянская энциклопедия.
ИЗГОИ
от "гоить" - жить) - на Руси 11-12 вв. люди, вышедшие ("выжитые") в силу к.-л. обстоятельств из своего обычного обществ. положения. Церк. устав кн. Всеволода Гавриил Мстиславича (12 в., по нек-рым предположениям 14 в.) перечисляет среди людей, находившихся под покровительством церкви: "изгои трои: попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает, а се и четвертое изгойство и себе приложим, - аще князь осиротеет". Упоминание о "четвертом изгойстве" имеет, возможно, иронич. характер в связи с междукняж. борьбой. По мнению Б. Д. Грекова, И. имелись также во владениях светских феодалов. И. упоминает Русская правда. Большинство И. происходило, видимо, из крестьян, порвавших в процессе феодализации связь с общиной, и из выкупившихся или отпущенных на свободу холопов. С развитием феодализма И. слились с массой феодально зависимого населения. Лит.: Греков Б. Д., Крестьяне на Руси, кн. 1, М., 1952; ПРП, в. 2, М., 1953, с. 164.
ИЗГОИ
класс людей в Древней Руси, вышедших из своего обычного социального состояния, лишившихся обычных способов существования, люди жалкие, бедные и потому попавшие под опеку церкви. Князь делался изгоем, когда его отец умирал, не достигнув старшинства в роду. Сыновья его в таком случае лишались навсегда права быть великими князьями. Область их или отбиралась у князя и делилась между остальными князьями, так что они не получали а ней никакой доли участия, или же предоставлялась в наследственное владение, исключавшее у них право переходить в другие области при «лествичном передвижении». Так образовались особые волости — Галицкая, Рязанская, позже Туровская. Изгойству подверглась было и линия Ольговичей Черниговских, но им удалось заставить Мономаховичей признать их право на старшинство. К И. относились крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенники или выкупившиеся холопы и др. В широком смысле — люди, выброшенные из общества, опустившиеся и всеми презираемые.
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
Изгои
(от древнерусского «гоить» – «жить») – на Руси XI– XII вв. категория людей, в силу каких-либо обстоятельств вышедших («выжитых») из своего обычного общественного положения, лишившихся обычных способов существования, люди жалкие, бедные и потому попавшие под опеку церкви. Князь делался изгоем, когда его отец умирал, не достигнув старшинства в роду. В таком случае его сыновья его лишались навсегда права быть великими князьями. Их область или отбиралась у князя и делилась между остальными князьями, так что они не получали в ней никакой доли участия, или же предоставлялась в наследственное владение, исключавшее у них право переходить в другие области при «лествичном передвижении». Так образовались особые волости – Галицкая, Рязанская, позже Туровская. К изгоям относились крестьяне, ушедшие из общины, вольноотпущенники или выкупившиеся холопы и другие. Церковный устав XII в. перечисляет среди людей, находившихся под покровительством церкви: «изгои трои: попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства выкупится, купец одолжает, а се и четвертое изгойство к себе приложим, – аще князь осиротеет». Большинство изгоев происходило, очевидно, из крестьян, порвавших с общиной, и из бывших холопов. Жизнь вне своего слоя, круга считалась страшной трагедией, к изгоям относились недоверчиво, как к чужакам, хотя и жалели. В широком смыс ле – люди, выброшенные из общества, опустившиеся и всеми презираемые.
Источник: История государственного управления. Терминологический словарь 2018