Ижевская соборная мечеть № 2

Найдено 1 определение
Ижевская соборная мечеть № 2
одно из культовых зданий Удмуртии. В связи с ростом числа прихожан Ижевской соборной мечети № 1 возник вопрос о необходимости строительства второй мечети. 28.11.1908 г. на общем собрании было принято решение о создании второй махалли из 108 хозяйств, 2.06.1909 г. после рассмотрения прошения Вятское губ. правление дало разрешение организовать самост. приход и построить мечеть. 28.06.1909 г. было принято решение назначить доверенными лицами по строительству мечети Губайдуллу Миннегулова и Хусаина Шаймурзина. 3.08.1909 г. был утвержден проект на постройку. Однако реально вторая махалля была организована лишь в 1915 г., а мечеть № 2 была достроена на Пятой улице в 1916 г. 20.05.1915 г. имамом был утвержден Мухамметгариф б. Мухамметзариф (1881–?, род. в Ижевске, духовное образование получил в Агрызском медресе, в Бухаре). В нач. 1930 г. из-за неподъемных налогов он был вынужден уйти с поста имама, тогда же здание мечети было конфисковано властями. Однако весной прихожане добились возврата здания. В декабре 1930 г. имамом в Ижевскую мечеть был приглашен имам закрытого к тому времени молельного дома г. Сарапула Галимзян б. Мухаметзян. Летом 1932 г. на заседании президиума исполкома Удмуртской автономной обл. рассматривался вопрос о сносе мечети № 2 под предлогом необходимости освобождения участка для строительства лесохимического завода. Мусульманам было предложено в кратчайшие сроки здание мечети разобрать и перенести на др. место. 26.06.1932 г. прихожане приступили к разборке здания и его переносу на Татарское кладбище, расположенное в 4 км от прежнего места, на окраине Ижевска (ныне ул. Азина). В течение месяца мечеть была перевезена и отстроена в новом месте без минарета, службы были возобновлены в ноябре того же года. Постепенно вокруг мечети образовалась Татарская слобода. Однако в 1935 г. местные власти вынесли решение о передаче мечети под клуб. Стараниями имама мечеть была сохранена и в этот раз. Попытки закрыть мечеть продолжались и в последующие годы. Так, Татарское кладбище официально было закрыто в 1937 г. (его терр. в последующие годы была застроена жилыми домами и в наст. время о нем уже ничего не напоминает). Ижевская мечеть не закрывалась ни на один день, что явилось заслугой ее имама. Несмотря на угрозы, сыпавшиеся от властей, моральные и физические пытки, он смог устоять и возглавлял мечеть в самые трудные годы. После его смерти в 1964 г. имам-хатыбами были Ислам-хазрат, Махмудов Хафиз Валиевич (1937–2008, в 1958–66 гг. учился в Бухаре, в 1966–67 гг. – помощник имам-хатыба И.с.м., в 1967–68 – имам-хатыб, с 1971 г. – казый ДУМЕС, в 1972–77 гг. – имам Ленинградской соборной мечети), Фатыххазрат, Назхад Шакирзянович, Касим-хазрат из Агрыза. В 1976–80 гг. имамом был В.Г. Гилязов, который произвел реконструкцию мечети. После него в течение нескольких месяцев имамом И.с.м был Халиль-хазрат – уроженец с. Кояново Пермской обл., в 1984–85 гг. – Камиль Бикчантаев (р. 1956, д. Степные Енали Буинского р-на Татарстана, религиозное образование получил в Бухаре, был имамом в Бугульме, в 1985–89 гг. – имам мечети Марджани в Казани, в 1989–94 гг. учился в Королевском ун-те в Иордании, после окончания учебы – имам мечети Султановская в Казани). Затем три месяца имамом был ученик В.Г. Гилязова Габдрашит-хазрат из Москвы, после него некоторое время – снова В.Г. Гилязов, временами его заменял Вагиз-мулла. Постоянная смена имамов мешала норм. развитию общины, поэтому прихожане во избежание текучести кадров решили избрать имама из своей среды. Им стал будущий муфтий Удмуртии Г.М. Мухамедшин, который продолжает службу имама и в наст. время. Одновременно с ним имамом-хатыбом с 1996 г. является его сын Ф.Г. Мухамедшин, в 2008 г. ставший председателем Ижевского муфтията. В 1991 г. у деревянной мечети был восстановлен минарет, располагающийся с сев. стороны над входом. В 1994–96 гг. рядом с деревянной И.с.м. была построена новая Ижевская соборная мечеть на ул. Азина. Тем не менее старинное деревянное здание И.с.м. сохранилось, в 2004 г. оно было обложено красным кирпичом. В наст. время И.с.м. представляет собой 2-этажное здание, на 1-м этаже анфиладно расположены вестибюль и два мужских молельных зала, на 2-м – два женских зала. С зап. стороны к зданию по всей длине примыкает застекленная двухэтажная веранда позднейшей постройки. Окна здания расположены по бокам. В михрабе окна заложены. Расположенный над вестибюлем 8-гранный минарет состоит из обшитой металлическим листом ниж. части, застекленной внутренней площадки для муэдзина и шатра. Площадка муэдзина от шатра отделена карнизом, имеет внешнюю галерею, расположенную на консолях. Завершается минарет двумя яблоками и полумесяцем. Крыша мечети многоскатная. В наст. время в здании И.с.м. проходят будничные службы. Пятничные и праздничные службы проходят в новой соборной мечети, расположенной рядом со старой. В комплекс И.с.м. также входят здания муфтията, книжного магазина, столовой, хозпостроек и помещение для омовения. Лит.: М?рданов Р.Ф. Иж ш?h?ре татарлары тарихыннан. – Казань, 2006. И.К.

Источник: Ислам на Урале энциклопедический словарь. 2009