«В Петербурге вынашиваются планы, по размаху вполне сравнимые с лужковскими строительными прожектами, – говорилось в октябре 1997 г. в одной из петербургских газет. – Планы эти подразумевают возведение петербургского Манхэттена в районе Варшавской улицы и Митрофаньевского шоссе, соединение Новоизмайловского и Измайловского проспектов, снос Варшавского вокзала и – ни больше ни меньше – асфальтирование Обводного канала (для этого канал, естественно, предполагается засыпать)»…
Еще в середине ХХ в. разрабатывалась идея пробивки продолжения Измайловского проспекта – одного из трех лучей города – до южных окраин. В то время сделать это было невозможно: проспект упирался в один из крупнейших железнодорожных узлов Ленинграда – Варшавский вокзал на южном берегу Обводного канала. Поэтому пробивку проспекта через эту территорию отложили на неопределенное время, но в Московском районе, по оси Измайловского проспекта, проложили его будущее продолжение – НовоИзмайловский проспект. Таким образом, Измайловский и Ново‑Измайловский проспекты разделяла железнодорожная и промышленная зона между Обводным каналом и Благодатным проспектом.
Однако время шло, и к концу 1990‑х гг. Варшавский вокзал прекратил свое существование как железнодорожный узел (в настоящее время комплекс вокзальных зданий занимает торгово‑развлекательный комплекс «Варшавский экспресс», а на бывших путях расположен музей железнодорожного транспорта под открытым небом). С учетом резко увеличившейся транспортной нагрузки в городе на повестку дня вновь встал вопрос о пробивке Измайловского проспекта до Ново‑Измайловского – как дублера Московского проспекта.
В 1998 г. возникло Агентство по развитию территории «Измайловская перспектива». Началу реализации проекта помешал дефолт 1998 г., и реновацию территории отложили на десять лет. К концу 2000‑х гг. в администрации Петербурга разработали и утвердили проект планировки района «Измайловская перспектива», который должен возникнуть за Обводным каналом, вокруг продолжения Измайловского проспекта. И снова в градостроительные планы ворвался экономический кризис, теперь уже 2008 г.
Район «Измайловская перспектива» должен стать опорой в развитии территории Обводного канала. Это будет «Сити», застроенный бизнес‑центрами и торговыми павильонами. Границами «Измайловской перспективы» являются: на севере – набережная Обводного канала, на западе – полоса отвода Балтийской линии железной дороги, на востоке – Московский проспект, на юге – Благодатная улица.
Однако несколько камней преткновения вызвали бурные споры общественности.
В зону застройки «Измайловской перспективы» попадала территория поруганной православной святыни – бывшего Митрофаньевского кладбища, варварски уничтоженного в 1930‑х гг. Также при реализации проекта будет затронута территория Громовского старообрядческого кладбища. Когда появились первые протесты против строительства на месте бывшего кладбища, Комитет по градостроительству и архитектуре предложил компромиссное решение – восстановить часовню и вокруг нее организовать участок для перенесенных могил. Однако это не устроило защитников кладбища.
«Там похоронено около 200 тысяч человек, – рассказали корреспонденту интернет‑газеты „Фонтанка.ру“ в „Санкт‑Петербургском Митрофаньевском союзе“. – Это же безумие – разрывать все эти могилы экскаватором, переносить их. Зачем это надо делать?» К тому же, по словам протестующих, на том участке, который предложено выделить для перенесенных могил, попросту не хватит места. Защитники кладбища предлагали восстановить некрополь и памятники Митрофаньевского, уменьшив тем самым площадь будущей застройки на одну десятую часть. По их мнению, оставшейся территории вполне достаточно для того, чтоб ее можно было «осваивать долгие годы». В Комитете по градостроительству и архитектуре соглашались с тем, что дорожное и коммерческое строительство на месте кладбища представляет «этическую проблему».
Территория будущего района «Измайловская перспектива» на карте Петрограда, 1916 г.
Как известно, Митрофаньевское православное кладбище устроили в 1831 г. для захоронения умерших от холеры. В 1839 – 1847 гг. на его территории по проекту К.А. Тона возвели церковь, освященную во имя Святителя и Чудотворца Митрофания Воронежского. На этом кладбище были похоронены литераторы Лев Мей, Михаил Пыляев, Аполлон Григорьев, министр народного просвещения Александр Головин, купец‑храмостроитель Аврамий Ушаков, блаженный старец‑странник Александр Крайнев и многие другие выдающиеся люди России.
После революции Митрофаньевское кладбище закрыли, а в 1927 г. началось массовое уничтожение крестов и надгробий. Митрофаньевскую церковь в 1929 г. уничтожили. В 1930‑х гг. мраморные плиты с Митрофаньевского использовались на стройках. В годы войны, по словам старожилов, здесь хоронили погибших ленинградцев. Храмы, часовни, склепы и надгробия снесли к концу 1960‑х гг., но до сих пор потомки захороненных ходят сюда поминать родных и близких. По данным представителей «Санкт‑Петербургского Митрофаньевского союза», объединяющего потомков тех, кто похоронен на этом кладбище, сегодня удалось определить и атрибутировать места захоронения почти 3000 человек.
Вторым камнем преткновения стало желание инвесторов возвести в «Измайловской перспективе», в непосредственной близости от исторического центра города, небоскребы. По мнению защитников исторического облика города, эти высотные здания кардинальным образом нарушили бы охраняемые перспективы города, разрушив его «небесную линию», воспетую Д.С. Лихачевым. Под давлением градозащитников застройщики пошли на компромисс: вместо 250‑метровых высоток они согласились на 150‑метровые.
В марте 2009 г. проект «Измайловской перспективы» одобрили на Градостроительном совете Петербурга. Концепция «перспективы» фактически представляет собой создание нового города. «Это будет либо среднеамериканский город, либо европейский (что, впрочем, маловероятно), но на Петербург он похож будет мало, – комментировал разработчик проекта, руководитель 1‑й мастерской НИПЦ Генплана Борис Николащенко. – Перед тем как разрабатывать концепцию, мы изучили европейский опыт, в частности пример создания генерального плана Балтимора (США), где реализуется аналогичный проект».
При создании проекта «Измайловской перспективы» особое внимание уделялось высотному регулированию. Концепция предусматривает 20 доминант, самая высокая из них – 120 метров. Как отметил главный архитектор Петербурга Юрий Митюрев: «Мы проверили доминанты с точки зрения их влияния на исторический центр, и больше половины пришлось понизить на 20 – 40 метров».
Какой будет «Измайловская перспектива» – покажет время. Можно лишь точно сказать, что, наряду с «Охта‑центром», создание этого района станет крупнейшим градостроительным проектом начала XXI в., осуществляемым в непосредственной близости от исторического центра Петербурга. Поэтому очень важно, не подражая и не копируя архитектурные стили прошлых эпох, создать самобытный, современный городской район и при этом – не навредить облику старого Петербурга.