государство около 928—722 гг. до н. э. в Северной Палестине. Образовалось после распада Израильско-Иудейского царства, объединив, по преданию, 10 из 12 израильско-иудейских племен. Столицы: Сихем (современный Наблус), после 876 г. — Самария. Завоевано ассирийским царем Саргоном II.
ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО
ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО
древнее еврейское государство. В период расцвета (при Давиде и Соломоне) в него входили территории части Синайского полуострова, вся Палестина и современные Иордания, Ливан и Сирия. Также в Библии говорится о заморских колониях в Таршише и Офире.
Страной управлял царь с помощью правительства. Известны должности главного военачальника, начальника корпуса телохранителей, вербовавшихся из иноземцев, надзирателя за налогами, государственного секретаря, заведовавшего всеми делами и архивом, и официального историографа. Провинциями правили наместники.
До царей государством правили суффеты. Царство было основано, когда первосвященник и пророк Самуилом возвел Саула в царское достоинство. Саул проиграл войну филистимлянам, войско было разгромлено, сын пал в сражении, а он сам покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.
Затем царем Израиля стал Давид, и это был период расцвета. Около 1010 года до нашей эры Давид перенес столицу государства в Иерусалим. Его преемником стал Соломон – строитель Иерусалимского Храма.
В 930 году до нашей эры Израильское царство распалось. Сын Соломона Ровоам был очень жесток. Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав Северно-Израильское царство. Колена же Иуды и Вениамина остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме, известное как Иудейское царство.
Страной управлял царь с помощью правительства. Известны должности главного военачальника, начальника корпуса телохранителей, вербовавшихся из иноземцев, надзирателя за налогами, государственного секретаря, заведовавшего всеми делами и архивом, и официального историографа. Провинциями правили наместники.
До царей государством правили суффеты. Царство было основано, когда первосвященник и пророк Самуилом возвел Саула в царское достоинство. Саул проиграл войну филистимлянам, войско было разгромлено, сын пал в сражении, а он сам покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.
Затем царем Израиля стал Давид, и это был период расцвета. Около 1010 года до нашей эры Давид перенес столицу государства в Иерусалим. Его преемником стал Соломон – строитель Иерусалимского Храма.
В 930 году до нашей эры Израильское царство распалось. Сын Соломона Ровоам был очень жесток. Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав Северно-Израильское царство. Колена же Иуды и Вениамина остались верны Дому Давидову и образовали государство с центром в Иерусалиме, известное как Иудейское царство.
Источник: Еврейская энциклопедия. Центрполиграф
ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО
раннерабовлад. госуд. в Сев. Палестине. Образовалось ок. 935 до н. э. после распада Израильско-Иудейского госуд. Основателем И. ц. был Иеровоам I, к-рому удалось, в результате восстания против сына Соломона — Ровоама, образовать отдельное госуд. Осн. занятием населения было земледелие; видное место занимало ремесло, развивалась транзитная торговля. В экономич. и культурном отношении И. ц. было связано с Египтом и Финикией; часто велись войны с Дамаском. Взаимоотношения с Иудейским царством носили большей частью враждебный хар-р. В 9 — 8 вв. усилился процесс распада общины и обезземеливания крест. х-в в результате захвата земель крупными землевладельцами. Особенно усилился этот процесс при Иеровоаме II (783 — 743), к-рому удалось расширить терр. И. ц. К этому периоду обострения социального неравенства относится деятельность пророка Амоса. Осуждая хищнич. насилия и ростовщичество знати, пророки (Амос и др.) вместе с тем пытались успокоить раздражение нар. масс религ. проповедью терпения, надежды на вмешательство бога Яхве. И. ц. не было прочным. На протяжении более чем 200 лет его существования на царском престоле сменилось неск. династий. В дворцовых переворотах наиболее активное участие принимала армия, а иногда также свободные мелкие землевладельцы и ремесленники («ам-гаарец»). Наиболее длительным было правление династии Омридов и сменивших их в сер. 9 в. до н. э. Иегуидов. При Омри и его сыне Ахве усилилось влияние финикийской культуры. Омри простроил новую столицу Самарию (прежние столицы — Сихем, Тирца). В 722 до н. э. И. ц. было завоевано ассир. царем Саргоном II. Большая часть его населения была переселена в отдаленные провинции Ассирии, а на их место переведены жители др. областей. Последние смешались с оставшимся населением; к их потомкам возводят себя самаритяне.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО
раннерабовладельч. гос-во в Сев. Палестине. Образовалось ок. 935 до н. э. после распада Израильско-Иудейского гос-ва. Основателем И. ц. был Иеровоам I, к-рому удалось, в результате восстания против сына Соломона - Ровоама, образовать отдельное гос-во (см. Иеровоама восстание). Осн. занятием населения было земледелие; видное место занимало ремесло, развивалась транзитная торговля. В экономич. и культурном отношении И. ц. было связано с Египтом и Финикией; часто велись войны с Дамаском. Взаимоотношения с Иудейским царством носили большей частью враждебный характер. В 9-8 вв. усилился процесс распада общины и обезземеливания крест. х-в в результате захвата земель крупными землевладельцами. Особенно усилился этот процесс при Иеровоаме II (783-743), к-рому удалось расширить терр. И. ц. К этому периоду обострения социального неравенства относится деятельность пророка Амоса (см. Пророки библейские). Осуждая хищнич. насилия и ростовщичество знати, пророки (Амос и др.) вместе с тем пытались успокоить раздражение нар. масс религ. проповедью терпения, надежды на вмешательство бога Яхве. И. ц. не было прочным. На протяжении более чем 200 лет его существования на царском престоле сменилось неск. династий. В дворцовых переворотах наиболее активное участие принимала армия, а иногда также свободные мелкие землевладельцы и ремесленники ("ам-гаарец"). Наиболее длительным было правление династии Омридов и сменивших их в середине 9 в. до н. э. Иегуидов. При Омри и его сыне Ахаве усилилось влияние финикийской культуры. Омри построил новую столицу Самарию (прежние столицы - Сихем, Тирца). Политика господств. классов, проявлявшаяся в закабалении нар. масс и превращении их в рабов и поденщиков, привела к уменьшению численности тех слоев населения, к-рые составляли армию, и ослабила гос-во. В 722 до н. э. И. ц. было завоевано ассир. царем Саргоном II. Большая часть его населения была переселена в отдаленные провинции Ассирии, а на их место переведены жители др. областей. Последние смешались с оставшимся населением; к их потомкам возводят себя самаритяне. Лит. см. при статье Иудейское царство. Г. С. Александров. Ленинград. —***—***—***— Израильское царство в X - VIII в. до н. э.
ИЗРАИЛЬСКОЕ ЦАРСТВО
образовалось вследствие возмущения десяти колен, в царствование Ровоама, сына и преемника Соломона, подданному которого, Иеровоаму, еще при жизни Соломона было предсказано это событие пр. Ахиею (3Цар 11:31-40). Соломон хотел было умертвить Иеровоама, но тот убежал в Египет и оставался там до смерти Соломона, а затем возвратился (12:2,3) из Египта в Сихем. В качестве народного представителя, явившись с собранием Израильтян к новому царю, он требовал от него облегчения податей, наложенных на народ Соломоном; когда же Ровоам отказался исполнить это требование, то вследствие сего десять колен возмутились против него и поставили царем Иеровоама. Только два колена. Иудино и Вениаминово, остались верными Ровоаму. Таким образом образовались два царства: Израильское и Иудейское. Опасаясь, чтобы дом Давидов снова не воцарился над всем Израилем, Иеровоам ввел идолопоклонство и языческие обряды в царстве Израильском. Это произошло в 980 г. до Р.Х. Первоначальною резиденциею царства Израильского был город Сихем, а затем Иеровоам перенес ее в Самарию. Он имел 18 преемников и Израильское царство существовало 254 года. Оно пало со взятием Самарии Салманассаром в 721 г. до Р.Х. Имена царей Израильских и время вступления их на престол представляются в следующем порядке, следуя хронологии прот. Богословского: Иеровоам 1-й в 980 году. Надав — 960 г. Вааса — 959 г. Ила — 936 г. Замврий — 935 г. Амврий — 935 г. Ахав — 924 г. Охозия — 905 г. Иоарам — 904 г. Ииуй — 892 г. Иоахаз— 854 г. Иоас — 850 г. Иеровоам 11-й 835 г. Захария — 772 г. Селлум — 771 г. Манихем — 771 г. Факия — 760 г. Факей — 758 г. Осия — 731 г. Взятие Самарии в 699 г. Между царствованием Иеровоама II и Захарии было междуцарствие, продолжавшееся, как полагают, 12-ть лет, и второе междуцарствие, продолжавшееся 8 Или 9 лет. произошло между царствованием Факея и Осии. История Израильского царства и царей оного почти всецело содержится в книгах Царств и Паралипоменон, но о многих событиях в царстве Израильском упоминается и в книгах пророческих. Впрочем, к сожалению, должно заметить при этом, что начиная с первого царя даже до последнего ни один из них не отличался высокими нравственными качествами, или особенною религиозностью. Большинство же их были прямо безнравственны и предавались идолопоклонству. Осия признал над собою власть Ассирии, но через короткое время изменил ей и за это был наказан потерею Самарии и лишением свободы. Остатки населения Израильского царства, после многих лет религиозного отступничества, нравственной распущенности, анархии, были выселены Салманассаром в Ассирию, и царство Израильское навсегда потеряло свою самостоятельность и народность.
Источник: Библейская Энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. 1990