ИЗРАЗЦЫ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [постсоветское] [современное]

ИЗРАЗЦЫ
керамические плитки для облицовки стен, печей и т. д., могут быть гладкими, рельефными, покрытыми глазурью (майоликовые). Кафель.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ИЗРАЗЦЫ
, кафли (нем. Kachel) — керамические плитки для облицовки каминов, печей, стен. Изразцы делаются из умеренно пластичных гончарных глин вручную или в деревянных формах. После формовки их высушивают, а затем обжигают в печах. С лицевой стороны изразцы могут сохранять натуральный цвет обожженной глины (терракотовые изразцы) или быть покрыты непрозрачной глазурью и расписаны (майоликовые изразцы). С обратной стороны они имеют коробку (румпу) для крепления к кладке. Изразцы начали использоваться еще в архитектуре Древнего Востока — Древнем Египте, Вавилоне, Ассирии. В странах Европы они известны с VIII в., широкое распространение получили с ХVI–ХVII вв. в Германии, Голландии и Швейцарии. Там они были, в основном, белые с синим рисунком. В России изразцы стали использоваться с ХVII в. Они были терракотовыми рельефными, а затем стали покрываться прозрачной зеленой глазурью (му-равой) и эмалями более ярких цветов. В ХVIII–ХIХ вв. изразцы применялись только для облицовки печей. В XX в. в связи с распространением стиля «модерн» их вновь стали использовать для украшения зданий.

Источник: Мировая художественная культура. Словарь. 2012

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
0.00 байт

Неполивные изразцы дома казанских архиепископов в Казанском Кремле

Зубарева Марина Михайловна
Статья посвящена исследованию ранних неполивных изразцов первых зданий дома казанских архиепископов в Казанском Кремле (1555 г. середина XVIII в.).
Читать PDF
0.00 байт

Полихромные рельефные изразцы великого Новгорода: проблема изучения

Околович Марина Геннадьевна
Анализируется история изучения искусства полихромного рельефного изразца Великого Новгорода XVII-XVIII веков.
Читать PDF
0.00 байт

Традиционные центры народного гончарства и изразцового производства на Южном Урале

Шабалина Наталья Михайловна
Статья освещает вопрос истории развития народного гончарства области не только ремесленного производства, широко распространенного в России и на Урале в том числе, но и своеобразной области художественного творчества.
Читать PDF
0.00 байт

Архитектор Ф. Ф. Рихтер первый исследователь русского изразца

Баранова Светлана Измайловна
Статья посвящена одному из направлений многогранной деятельности архитектора Ф. Ф. Рихтера исследованию русского изразца.
Читать PDF
0.00 байт

Реконструкции изразцовых печей Коломенского дворца. Степень достоверности

Баранова Светлана Измайловна
Статья представляет уникальный проект реконструкции изразцовых печей для интерьеров деревянного дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском (1667-1768).
Читать PDF
0.00 байт

Изразцовый декор Благовещенского собора в Тюмени

Семенова Валентина Ивановна
Рассмотрен изразцовый декор первого каменного здания в Тюмени Благовещенского собора, построенного в стиле «нарышкинского барокко» (1700-1715).
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о генезисе московского средневекового изразца

Баранова Светлана Измайловна
Статья посвящена проблеме генезиса московского изразца, в том числе попыткам проследить раннюю традицию изделий, зачастую не имеющих твердой атрибуции, функциональной характеристики и даты, но, несомненно, связанных с русским изра
Читать PDF
0.00 байт

К истории изучения и сохранения московского архитектурного изразца XVII в

Баранова Светлана Измайловна
Статья посвящена истории изучения и сохранения (реставрация и коллекционирование) архитектурных изразцов Москвы XVII в. Возникший в середине XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

О заказчиках изразцового декора церквей в Заяузье XVII в

Баранова Светлана Измаиловна
Автор исследует изразцовый декор церквей в Заяузье, в том числе и утраченных, впервые представляя уникальный декор приходских церквей в районе московской Гончарной слободы.
Читать PDF
0.00 байт

Основные подходы к изучению московских изразцов

Баранова Светлана Измайловна
Статья посвящена истории изучения русских и московских изразцов начиная с середины XIX в.
Читать PDF
0.00 байт

Символика изображений в искусстве полихромного рельефного изразца великого Новгорода и его окрестнос

Околович Марина Геннадьевна
Искусство полихромного рельефного изразца во второй половине XVII в. достигает кульминации своего развития и играет наиважнейшую роль в декорации храмовой архитектуры.
Читать PDF
0.00 байт

Изразцовое искусство в культуре России

Павлова Татьяна Андреевна
В данной статье выделяются основные этапы в развитии изразцового искусства в России и анализируется их связь с важнейшими периодами в истории русской культуры в целомIn given article the basic stages in development of the tile art
Читать PDF
0.00 байт

Источники инноваций в Московское изразцовое искусство XVII века

Баранова Светлана Измайловна
Статья посвящена трансформации художественных и технологических импульсов развития русского изразца в XVII в.
Читать PDF
0.00 байт

Изразцовое убранство храмов Великого Устюга XVII–XVIII вв

Лисенкова Юлия Юрьевна
Статья посвящена изразцовому декору памятников архитектуры Великого Устюга.
Читать PDF
0.00 байт

К вопросу о заказчиках и зодчих изразцового декора московских построек в конце XVII века

Баранова Светлана Измайловна
Автор рассматривает отношения заказчика и исполнителя, складывающиеся в процессе создания изразцового декора для московских зданий в конце XVII в. Это время часто называют золотым веком этой технологии.

Найдено книг по теме — 1

Похожие термины:

  • Изразцов, Конст. Гавр

    протоиер., сотр. "Церк. вед.", р. 1865 в Кашинск. у., Тверск. губ., настоят. правосл. церкв. в Буэнос-Айресе. {Венгеров}