Яковлев, Александр Сергеевич
Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.
Истребитель Як‑9
В войну вел работу по совершенствованию одноместных истребителей. Создал самолеты Як‑7 (1941), Як‑9 (1942), самый легкий истребитель 2‑й мир. войны Як‑3 (1943). Для выполнения задач по прикрытию с воздуха танк, и механизир. войск разработал истребители Як‑9Д, Як‑9ДД (1944). На истребителях Як‑9ДД летчики в 1944 совершили перелет с терр. Сов. Союза на аэродром г. Бари (Италия), с крого впоследствии содействовали боевым операциям Нар. – освободит. армии Югославии. Две трети истребит, авиации страны в годы войны составляли самолеты конструкции Я. На них воевали и французские летчики полка «Нормандия – Неман».
Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.
Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013
Источник: История России. Словарь-справочник. 2015
[р. 19 марта (1 апр.) 1906] — сов. авиаконструктор, чл.-корр. АН СССР (с 1943). Генерал-полковник инженерно-технич. службы. Герой Социалистич. Труда. Деп. Верх. Совета СССР 2—5-го созывов. Чл. КПСС с 1938. В 1931 окончил Военно-воздушную инженерную академию в Москве. С 1934 — главный, а с 1957 — генеральный конструктор опытно-конструкторского бюро. В 1940—48 — зам. наркома, а затем министра авиац. пром-сти. Я. создал ряд самолетов разного назначения — спортивные, учебно-тренировочные, пассажирские, истребители, бомбардировщики, а также вертолеты. Среди учебных и пассажирских самолетов выделяются: учебные УТ-1 и УТ-2; самолет связи ЯК-12, применяемый также в с. х-ве и как легкий пассажирский самолет, ЯК-18 — для первоначального обучения и тренировки, выпускаемые серийно. Осн. работы Я. посвящены созданию боевых поршневых и реактивных самолетов, преимущественно истребителей и истребителей-перехватчиков. К началу Великой Отечественной войны Я. сконструировал истребитель ЯК-1, нашедший широкое применение на фронтах. Известны также истребители ЯК-9 и особенно ЯК-3, к-рый являлся одним из осн. истребителей среди принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941—45 и обладал высокой скоростью и маневренностью. Этим самолетом был также оснащен франц. авиаполк "Нормандия—Неман". Под руководством Я. в 1945 был создан первый реактивный истребитель ЯК-15, а затем реактивные истребители ЯК-17, ЯК-23 и в дальнейшем ряд реактивных сверхзвуковых истребителей. Я. конструировал также вертолеты, в т. ч. двухмоторный вертолет "летающий вагон" — ЯК-24, на к-ром было установлено несколько мировых рекордов грузоподъемности. Автор воспоминаний "Рассказы авиаконструктора" (1957). Лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948).
Яковлев, Александр Сергеевич
[19.03(01.04).1906—22.08.1989] — знаменитый советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда, академик АН СССР, генерал-полковник авиации, лауреат Ленинской, 6 Сталинских и Государственной премий. В 20-е годы был одним из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации. Под его руководством были разработаны: АИР-1...25, Як-1, -2, -3, -4, -7, -9, -12, -15, -16, -17, -18, -20, -21, -23, -24, -25, -26, -27, -28, -30, -32, -36, 38, -40, -42, -50, -52, -100, -140 и др. (всего более 100). Было построено около 70000 самолетов Як!
В Красной Армии с 1920. Генералполковник авиации. Дважды Герой Социалистического Труда (1940,1957). Лауреат Сталинской премии (1941,1942,1943,1946,1947,1948). Лауреат Ленинской премии (1972). Лауреат Государственной премии СССР (1977).
В книге «Цель жизни» А. С. Яковлев пишет: «Сидел я как‑то в конструкторском бюро за чертежной доской с конструктором Виктором Алексеевым, подошел секретарь: «Вас спрашивает какойто Поскребышев. Соединять или нет?»
Беру трубку и слышу голос личного секретаря Сталина – Александра Николаевича Поскребышева. Он говорит, что мне надо приехать в ЦК по срочному делу и что сейчас за мной придет машина.
Прошло, кажется, минут двадцать, не более, как явился человек в военной форме и пригласил меня следовать за ним.
Не зная ни о причине вызова, ни о том, с кем предстоит встретиться, я очень волновался всю дорогу.
Подъехали к зданию Центрального Комитета партии на Старой площади. Бесшумный лифт плавно поднял на четвертый этаж, и по длинному коридору, застланному ковровой дорожкой, сопровождающий привел меня в какуюто комнату. Здесь стоял диван в чехле из сурового полотна, несколько стульев, в центре – небольшой круглый стол, накрытый белой скатертью. На столе – ваза с фруктами, блюдо с бутербродами, несколько стаканов недопитого чая. В комнате никого не было.
К волнению моему добавилась еще и растерянность: куда я попал и что будет дальше?
Так в полном недоумении простоял я несколько минут, не двигаясь и рассматривая окружающую обстановку.
Вдруг сбоку открылась дверь и вошел Сталин. Я глазам своим не поверил: уж не мистификация ли это?
Но Сталин подошел, улыбаясь, пожал руку, любезно справился о моем здоровье.
– Что же вы стоите? Присаживайтесь, побеседуем. Как идут дела с СБ?
Постепенно он расшевелил меня, и я обрел возможность связно разговаривать. Сталин задал несколько вопросов. Его интересовали состояние и уровень немецкой, английской и французской авиации. Так же, как и Денисов, я был поражен его осведомленностью. Он разговаривал как авиационный специалист.
– А как вы думаете, – спросил он, – почему англичане на истребителях «Спит‑файр» ставят мелкокалиберные пулеметы, а не пушки?
– Да потому, что у них авиапушек нет, – ответил я.
– Я тоже так думаю, – сказал Сталин. – Но ведь мало иметь пушку, – продолжал он. – Надо и двигатель приспособить под установку пушки. Верно?
– Верно.
– У них ведь и двигателя такого нет?
– Нет.
– А вы знакомы с работой конструктора Климова – авиационным двигателем, на который можно установить двадцатимиллиметровую авиационную пушку Шпитального?
– Знаком.
– Как вы расцениваете эту работу?
– Работа интересная и очень полезная.
– Правильный ли это путь? А может быть, путь англичан более правильный? Не взялись бы вы построить истребитель с мотором Климова и пушкой Шпитального?
– Я истребителями еще никогда не занимался, но это было бы для меня большой честью.
– Вот подумайте над этим.
Сталин взял меня под руку, раскрыл дверь, через которую входил в комнату, и ввел меня в зал, заполненный людьми.
От неожиданности у меня зарябило в глазах: не мог различить ни одного знакомого лица. А Сталин усадил меня в президиуме рядом с собой и вполголоса продолжал начатый разговор. Я отвечал ему. Осмотревшись, увидел, что заседание ведет К.Е. Ворошилов, а в первом ряду сидит наш нарком Л.М. Каганович, дальше – конструктор А. А. Архангельский, директор завода В.А. Окулов и главный инженер завода А.А. Кобзарев, некоторые знакомые мне работники авиационной промышленности. В зале было много военных из Управления Военно‑воздушных Сил.
Кто‑то выступал. Я понял, что речь идет о затруднениях, создавшихся с серийным производством самолета СБ в связи с невозможностью дальнейшего улучшения его летных характеристик, особенно повышения скорости. Между тем от решения этой проблемы зависела судьба нашей фронтовой бомбардировочной авиации.
Я внимательно прислушивался к тому, что продолжал говорить мне Сталин, и одновременно старался уловить, о чем говорят выступающие, а в душе опасался, как бы не предложили мне высказаться по вопросу, с которым я совершенно не был знаком.
К счастью, мои опасения оказались напрасными. Минут через 10–15 Сталин встал и повел меня обратно в уже знакомую комнату. Мы сели за круглый столик. Сталин предложил мне чай и фрукты.
– Так как же, возьметесь за истребитель? – Подумаю, товарищ Сталин.
– Ну хорошо, когда надумаете, позвоните. Не стесняйтесь… Желаю успеха. Жду звонка. – И уже вдогонку сказал: – А все– таки дураки англичане, что пренебрегают пушкой.
В то время самолет, вооруженный двадцатимиллиметровой пушкой, уже был у немцев – «Мессершмитт‑109». Видимо, Сталину это не давало покоя. Готовя перевооружение авиации, Сталин, очевидно, стремился избежать ошибки при выборе калибра пулеметов и пушек для наших истребителей».
По заданию И.В. Сталина А.С. Яковлев побывал в составе советских делегаций в Италии, Франции, Англии, дважды в фашистской Германии, знакомясь с развитием военно‑воздушных сил в этих странах. Возвратившегося Яковлева у двери кремлевского кабинета встретил Сталин.
– Скажите, товарищ Яковлев, – задал вопрос Сталин, – как немецкие летчики относятся к советским военно‑воздушным силам?
– Относятся явно пренебрежительно, товарищ Сталин. Они считают нашу авиацию неполноценной, «азиатской», неспособной противостоять их «непобедимым Люфтваффе».
– «Непобедимым», – усмехнулся Сталин. – Это их в конечном счете и погубит. Недооценка противника крайне опасная штука.
– Товарищ Сталин, разрешите задать вопрос, – попросил Яковлев, – почему немцы раскрыли передо мной свои военные секреты – показали свою новейшую военную авиационную технику?
– Вероятно, хотят запугать, – ответил Сталин. – Сломить нашу волю к сопротивлению – прием не новый. Так поступал еще Чингисхан, лазутчики которого до нашествия распространяли сведения о могуществе его армии среди народов, на территорию которых должна была вторгнуться татаро– монгольская конница. И надо сказать, что этот прием Чингисхана во многих случаях действовал безотказно, парализуя волю к сопротивлению у жертв агрессии. Но напрасно на этот прием надеются гитлеровцы. Мы не из пугливых.
В конце беседы с Яковлевым Сталин предупредил его, что нужно усилить охрану государственной тайны в конструкторских бюро.
Вот как описывал в своих воспоминаниях этот разговор. А. С. Яковлев: «Нужно быть очень бдительным, – сказал И.В. Сталин. – Сейчас время такое… Вот мы приставили охрану к вооруженцу Дегтяреву, он все свои секреты с собой носил и дома работал. Мы запретили… Да ведь ко всем не приставишь охрану, и дело ваше не такое – самолет не пистолет.
– Можете быть спокойны – государственная тайна сохраняется в конструкторских бюро надежно, – говорю я.
– А вы все‑таки поговорите с конструкторами на эту тему. Мне известно: есть еще среди вас беспечные люди. Лишний разговор не повредит.
– Слушаю, товарищ Сталин, я соберу конструкторов и от вашего имени с ними поговорю…
– Зачем от моего имени? Сами скажите. – Сталин сердито посмотрел на меня: – Вот многие любят за мою спину прятаться, по каждой мелочи на меня ссылаются, ответственность брать на себя не хотят. Вы человек молодой, еще не испорченный и дело знаете. Не бойтесь от своего имени действовать, и авторитет ваш будет больше, и люди уважать будут». Прощаясь с Яковлевым, Сталин приказал:
– Товарищ Яковлев, делайте все возможное, чтобы новые виды самолетов как можно скорее поступили в наши вооруженные силы. По этим вопросам обращайтесь ко мне в любое время дня и ночи.