Яковлев, Александр Сергеевич

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич
(р. 1906), авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957), академик АН СССР (1976). Член КПСС с 1938. Окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского (1931). С 1931 инженер на авиационном заводе, сформировал КБ, с 1935 главный, с 1956 генеральный конструктор, в 1940—46 одновременно зам. наркома авиационной промышленности. Под руководством Я.созданы многие типы самолетов: истребители (ЯК-1, ЯК-7, ЯК-3 и др.), бомбардировщики (ББ-22, ЯК-28 и др.), первый всепогодный перехватчик, первый советский самолет вертикального взлета и посадки, пассажирские ЯК-40, ЯК-42, спортивные, учебные, вертолет ЯК-24 и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948, 1977), Ленинская премия (1972). Депутат Верховного Совета СССР 2—10-го созывов.

Источник: Великая Отечественная война. 1941 —1945. Словарь-справочник. 1988 г.

ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич
(1906–1989), авиаконструктор, генерал‑полковник инженер (1946), дважды Герой Социалистического Труда (1940, 1957), академик АН СССР (1976). В Кр. Армии с 1924. С 1935 гл. конструктор. В предвоен, годы сконструированы легкие самолеты АИР, учебно‑тренировочный бомбардировщик, ближний бомбардировщик ББ‑22, истребитель Як‑1 (развивавший максимальную скорость около 600 км/ч) и др В 1940‑46 зам. наркома авиапромышленности, одноврем. работал в КБ.

Истребитель Як‑9
В войну вел работу по совершенствованию одноместных истребителей. Создал самолеты Як‑7 (1941), Як‑9 (1942), самый легкий истребитель 2‑й мир. войны Як‑3 (1943). Для выполнения задач по прикрытию с воздуха танк, и механизир. войск разработал истребители Як‑9Д, Як‑9ДД (1944). На истребителях Як‑9ДД летчики в 1944 совершили перелет с терр. Сов. Союза на аэродром г. Бари (Италия), с крого впоследствии содействовали боевым операциям Нар. – освободит. армии Югославии. Две трети истребит, авиации страны в годы войны составляли самолеты конструкции Я. На них воевали и французские летчики полка «Нормандия – Неман».

Источник: Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Энциклопедический словарь.

ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич
(19.3.1906–22.8.1989), авиаконструктор, 6?кратный лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948), Ленинской премии (1972), Гос. премии СССР (1977), дважды Герой Соц. Труда (28.10.1940, 12.7.1957), ген. – полк. инж. – авиац. службы (9.7.1946), академик АН СССР (с 23.12.1976; чл. – корр. с 29.9.1943). Окончил Воен. – возд. академию РККА им. Н.Е. Жуковского (1931). В 1918 вступил в РККА. В 1924 построил планер АВФ?10 (первый полет 15.9.1924), в 1927 – легкий самолет АИР?1. С 1924 рабочий, затем моторист летного отряда Воен. – возд. академии РККА им. Н.Е. Жуковского. С 1931 инженер на авиац. заводе № 39 им. В.Р. Менжинского, с авг. 1932 нач. группы легкой авиации. С 15.1.1934 нач. производственно?конструкторского бюро Спецавиатреста Авиапрома. С 1935 гл. конструктор. С 1938 чл. ВКП(б). В 1940–46 одноврем. занимал пост зам. наркома авиац. пром?сти СССР. Под рук?вом Я. созданы учеб. самолеты УТ?1, УТ?2, истребители Як?1, Як?3, Як?7, Як?9, бомбардировщики ББ?22, Як?28 и т. д. После войны под рук?вом Я. созданы реактивные истребители Як?15, Як?17, Як?23, 1?й сов. всепогодный перехватчик Як?25, 1?й советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Як?28, 1?й советский самолет вертикального взлета и посадки Як?36, его боевой палубный вариант Як?38; десантный планер Як?14; двухвинтовой вертолет продольной схемы Як?24; учебные самолеты Як?11, Як?18, Як?18Т и Як?52, многоцелевой самолет Як?12; спортивные самолеты Як?18П, Як?18ПМ, Як?50, Як?55 (на к?рых сов. летчики побеждали на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу); реактивные пассажирские самолеты Як?40 и Як?42. С 1956 ген. конструктор ОКБ. В 1984 вышел на пенсию. Автор книг «Рассказы авиаконструктора» (1957), «50 лет сов. самолетостроения» (1968), «Цель жизни» (1974), «Сов. самолеты» (1979), «Записки конструктора» (1979).

Источник: Великая Отечественная война. Большая биографическая энциклопедия. 2013

ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич
(1906—1989) — советский авиаконструктор, академик АН СССР (1976), генерал-полковник-инженер авиации (1946), Герой Социалистического Труда (1940, 1957), лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948), Государственной премии СССР (1977) и Ленинской премии (1972). Трудовую деятельность начал в 1919 г. В 1920-х гг. — один из зачинателей массового советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации. В 1924 г. построил свой первый летательный аппарат — планер АВФ-10, премированный на Всесоюзных соревнованиях, в 1927 г. — легкий самолет АИР-1. В 1924 г. вступил в Красную Армию, служил мотористом. С 1931 г. — инженер на авиазаводе № 39, руководил группой легкой авиации, с 1934 г. — начальник КБ Спецавиатреста, в 1935—1956 гг. — главный конструктор ОКБ завода № 115, одновременно в 1935—1952 гг. — директор завода и в 1940—1946 гг. — зам. наркома авиационной промышленности. С 1956 по 1984 г. — Генеральный конструктор ОКБ; с 1984 г. — на пенсии. Под его руководством создано около 200 типов и модификаций построенных летательных аппаратов, из которых более 100 поступило в серийное производство. В их числе: самолет местной связи АИР-6 (1932); первые массовые учебно-тренировочные монопланы УТ-2 (1935) и УТ-1 (1936); основные истребители Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. — Як-1, Як-7, Як-9, Як-3 — составившие 2/з советской истребительной авиации в военное время; Як-15 — первый советский реактивный истребитель, принятый на вооружение (1946); Як-25 — первый всепогодный перехватчик (1952); Як-28 — первый советский сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик (1958); первый советский самолет вертикального взлета и посадки (1967); спортивно-акробатический ЯК-55 (1960—1981), на котором советские летчики завоевали 69 мест на чемпионатах мира и Европы по высшему пилотажу; Як-40 — первый в мире реактивный пассажирский самолет местных линий, сертифицированный по западным нормам летной годности и закупавшийся многими странами (Италия, Франция и др.); Як-42 — самый экономичный отечественный ближнемагистральный лайнер и т. д.

Источник: История России. Словарь-справочник. 2015

Яковлев, Александр Сергеевич

[р. 19 марта (1 апр.) 1906] — сов. авиаконструктор, чл.-корр. АН СССР (с 1943). Генерал-полковник инженерно-технич. службы. Герой Социалистич. Труда. Деп. Верх. Совета СССР 2—5-го созывов. Чл. КПСС с 1938. В 1931 окончил Военно-воздушную инженерную академию в Москве. С 1934 — главный, а с 1957 — генеральный конструктор опытно-конструкторского бюро. В 1940—48 — зам. наркома, а затем министра авиац. пром-сти. Я. создал ряд самолетов разного назначения — спортивные, учебно-тренировочные, пассажирские, истребители, бомбардировщики, а также вертолеты. Среди учебных и пассажирских самолетов выделяются: учебные УТ-1 и УТ-2; самолет связи ЯК-12, применяемый также в с. х-ве и как легкий пассажирский самолет, ЯК-18 — для первоначального обучения и тренировки, выпускаемые серийно. Осн. работы Я. посвящены созданию боевых поршневых и реактивных самолетов, преимущественно истребителей и истребителей-перехватчиков. К началу Великой Отечественной войны Я. сконструировал истребитель ЯК-1, нашедший широкое применение на фронтах. Известны также истребители ЯК-9 и особенно ЯК-3, к-рый являлся одним из осн. истребителей среди принимавших участие в Великой Отечественной войне 1941—45 и обладал высокой скоростью и маневренностью. Этим самолетом был также оснащен франц. авиаполк "Нормандия—Неман". Под руководством Я. в 1945 был создан первый реактивный истребитель ЯК-15, а затем реактивные истребители ЯК-17, ЯК-23 и в дальнейшем ряд реактивных сверхзвуковых истребителей. Я. конструировал также вертолеты, в т. ч. двухмоторный вертолет "летающий вагон" — ЯК-24, на к-ром было установлено несколько мировых рекордов грузоподъемности. Автор воспоминаний "Рассказы авиаконструктора" (1957). Лауреат Сталинской премии (1941, 1942, 1943, 1946, 1947, 1948).





Яковлев, Александр Сергеевич


[19.03(01.04).1906—22.08.1989] — знаменитый советский авиаконструктор, дважды Герой Социалистического Труда, академик АН СССР, генерал-полковник авиации, лауреат Ленинской, 6 Сталинских и Государственной премий. В 20-е годы был одним из зачинателей советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации. Под его руководством были разработаны: АИР-1...25, Як-1, -2, -3, -4, -7, -9, -12, -15, -16, -17, -18, -20, -21, -23, -24, -25, -26, -27, -28, -30, -32, -36, 38, -40, -42, -50, -52, -100, -140 и др. (всего более 100). Было построено около 70000 самолетов Як!

Источник: Большая русская биографическая энциклопедия. 2008

ЯКОВЛЕВ Александр Сергеевич
(1906–1989), советский авиаконструктор.
В Красной Армии с 1920. Генералполковник авиации. Дважды Герой Социалистического Труда (1940,1957). Лауреат Сталинской премии (1941,1942,1943,1946,1947,1948). Лауреат Ленинской премии (1972). Лауреат Государственной премии СССР (1977).
В книге «Цель жизни» А. С. Яковлев пишет: «Сидел я как‑то в конструкторском бюро за чертежной доской с конструктором Виктором Алексеевым, подошел секретарь: «Вас спрашивает какойто Поскребышев. Соединять или нет?»
Беру трубку и слышу голос личного секретаря Сталина – Александра Николаевича Поскребышева. Он говорит, что мне надо приехать в ЦК по срочному делу и что сейчас за мной придет машина.
Прошло, кажется, минут двадцать, не более, как явился человек в военной форме и пригласил меня следовать за ним.
Не зная ни о причине вызова, ни о том, с кем предстоит встретиться, я очень волновался всю дорогу.
Подъехали к зданию Центрального Комитета партии на Старой площади. Бесшумный лифт плавно поднял на четвертый этаж, и по длинному коридору, застланному ковровой дорожкой, сопровождающий привел меня в какуюто комнату. Здесь стоял диван в чехле из сурового полотна, несколько стульев, в центре – небольшой круглый стол, накрытый белой скатертью. На столе – ваза с фруктами, блюдо с бутербродами, несколько стаканов недопитого чая. В комнате никого не было.
К волнению моему добавилась еще и растерянность: куда я попал и что будет дальше?
Так в полном недоумении простоял я несколько минут, не двигаясь и рассматривая окружающую обстановку.
Вдруг сбоку открылась дверь и вошел Сталин. Я глазам своим не поверил: уж не мистификация ли это?
Но Сталин подошел, улыбаясь, пожал руку, любезно справился о моем здоровье.
– Что же вы стоите? Присаживайтесь, побеседуем. Как идут дела с СБ?
Постепенно он расшевелил меня, и я обрел возможность связно разговаривать. Сталин задал несколько вопросов. Его интересовали состояние и уровень немецкой, английской и французской авиации. Так же, как и Денисов, я был поражен его осведомленностью. Он разговаривал как авиационный специалист.
– А как вы думаете, – спросил он, – почему англичане на истребителях «Спит‑файр» ставят мелкокалиберные пулеметы, а не пушки?
– Да потому, что у них авиапушек нет, – ответил я.
– Я тоже так думаю, – сказал Сталин. – Но ведь мало иметь пушку, – продолжал он. – Надо и двигатель приспособить под установку пушки. Верно?
– Верно.
– У них ведь и двигателя такого нет?
– Нет.
– А вы знакомы с работой конструктора Климова – авиационным двигателем, на который можно установить двадцатимиллиметровую авиационную пушку Шпитального?
– Знаком.
– Как вы расцениваете эту работу?
– Работа интересная и очень полезная.
– Правильный ли это путь? А может быть, путь англичан более правильный? Не взялись бы вы построить истребитель с мотором Климова и пушкой Шпитального?
– Я истребителями еще никогда не занимался, но это было бы для меня большой честью.
– Вот подумайте над этим.
Сталин взял меня под руку, раскрыл дверь, через которую входил в комнату, и ввел меня в зал, заполненный людьми.
От неожиданности у меня зарябило в глазах: не мог различить ни одного знакомого лица. А Сталин усадил меня в президиуме рядом с собой и вполголоса продолжал начатый разговор. Я отвечал ему. Осмотревшись, увидел, что заседание ведет К.Е. Ворошилов, а в первом ряду сидит наш нарком Л.М. Каганович, дальше – конструктор А. А. Архангельский, директор завода В.А. Окулов и главный инженер завода А.А. Кобзарев, некоторые знакомые мне работники авиационной промышленности. В зале было много военных из Управления Военно‑воздушных Сил.
Кто‑то выступал. Я понял, что речь идет о затруднениях, создавшихся с серийным производством самолета СБ в связи с невозможностью дальнейшего улучшения его летных характеристик, особенно повышения скорости. Между тем от решения этой проблемы зависела судьба нашей фронтовой бомбардировочной авиации.
Я внимательно прислушивался к тому, что продолжал говорить мне Сталин, и одновременно старался уловить, о чем говорят выступающие, а в душе опасался, как бы не предложили мне высказаться по вопросу, с которым я совершенно не был знаком.
К счастью, мои опасения оказались напрасными. Минут через 10–15 Сталин встал и повел меня обратно в уже знакомую комнату. Мы сели за круглый столик. Сталин предложил мне чай и фрукты.
– Так как же, возьметесь за истребитель? – Подумаю, товарищ Сталин.
– Ну хорошо, когда надумаете, позвоните. Не стесняйтесь… Желаю успеха. Жду звонка. – И уже вдогонку сказал: – А все– таки дураки англичане, что пренебрегают пушкой.
В то время самолет, вооруженный двадцатимиллиметровой пушкой, уже был у немцев – «Мессершмитт‑109». Видимо, Сталину это не давало покоя. Готовя перевооружение авиации, Сталин, очевидно, стремился избежать ошибки при выборе калибра пулеметов и пушек для наших истребителей».
По заданию И.В. Сталина А.С. Яковлев побывал в составе советских делегаций в Италии, Франции, Англии, дважды в фашистской Германии, знакомясь с развитием военно‑воздушных сил в этих странах. Возвратившегося Яковлева у двери кремлевского кабинета встретил Сталин.
– Скажите, товарищ Яковлев, – задал вопрос Сталин, – как немецкие летчики относятся к советским военно‑воздушным силам?
– Относятся явно пренебрежительно, товарищ Сталин. Они считают нашу авиацию неполноценной, «азиатской», неспособной противостоять их «непобедимым Люфтваффе».
– «Непобедимым», – усмехнулся Сталин. – Это их в конечном счете и погубит. Недооценка противника крайне опасная штука.
– Товарищ Сталин, разрешите задать вопрос, – попросил Яковлев, – почему немцы раскрыли передо мной свои военные секреты – показали свою новейшую военную авиационную технику?
– Вероятно, хотят запугать, – ответил Сталин. – Сломить нашу волю к сопротивлению – прием не новый. Так поступал еще Чингисхан, лазутчики которого до нашествия распространяли сведения о могуществе его армии среди народов, на территорию которых должна была вторгнуться татаро– монгольская конница. И надо сказать, что этот прием Чингисхана во многих случаях действовал безотказно, парализуя волю к сопротивлению у жертв агрессии. Но напрасно на этот прием надеются гитлеровцы. Мы не из пугливых.
В конце беседы с Яковлевым Сталин предупредил его, что нужно усилить охрану государственной тайны в конструкторских бюро.
Вот как описывал в своих воспоминаниях этот разговор. А. С. Яковлев: «Нужно быть очень бдительным, – сказал И.В. Сталин. – Сейчас время такое… Вот мы приставили охрану к вооруженцу Дегтяреву, он все свои секреты с собой носил и дома работал. Мы запретили… Да ведь ко всем не приставишь охрану, и дело ваше не такое – самолет не пистолет.
– Можете быть спокойны – государственная тайна сохраняется в конструкторских бюро надежно, – говорю я.
– А вы все‑таки поговорите с конструкторами на эту тему. Мне известно: есть еще среди вас беспечные люди. Лишний разговор не повредит.
– Слушаю, товарищ Сталин, я соберу конструкторов и от вашего имени с ними поговорю…
– Зачем от моего имени? Сами скажите. – Сталин сердито посмотрел на меня: – Вот многие любят за мою спину прятаться, по каждой мелочи на меня ссылаются, ответственность брать на себя не хотят. Вы человек молодой, еще не испорченный и дело знаете. Не бойтесь от своего имени действовать, и авторитет ваш будет больше, и люди уважать будут». Прощаясь с Яковлевым, Сталин приказал:
– Товарищ Яковлев, делайте все возможное, чтобы новые виды самолетов как можно скорее поступили в наши вооруженные силы. По этим вопросам обращайтесь ко мне в любое время дня и ночи.

Источник: Иосиф Виссарионович Сталин. Энциклопедия.