Яковлев (Григорий, 1703 - 1756) - автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины". Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыне. В Выгорецком монастыре Яковлев проходил должности пономаря, псаломщика, канонархиста и головщика. Прожив около 20 лет в Выгорецком монастыре, Яковлев перешел в Сергиев скит, где прожил семь лет; за это время Яковлев имел возможность близко узнать всех главных выгорецких деятелей, начиная с Данилы Викулова и Андрея Денисова ; при нем происходило составление знаменитых "Поморских ответов" на вопросы иеромонаха Неофита. Размышления и исследования о спорных религиозных вопросах привели Яковлева к соединению с православной церковью. По смерти отца, в 1748 г., Яковлев отправился в Санкт-Петербург. Принятый "благосердно" Святейшим Синодом, Яковлев представил ему свои тетради с выписками из святоотеческих книг в опровержение раскольнических лжеучений, а затем приступил к составлению "Извещения праведного о расколе беспоповщины", для представления также Святейшему Синоду в виде покаянного писания. Сочинение это он заключил просьбой к православным архипастырям - принять его в церковное общение, "иже четыредесятолетно гладом причащения истаеваемого"; он просил также определить его в какое-либо пристойное ему дело, но не в "в мирском и любострастном жительстве", а "в тихости спасительного монашеского пристанища". Есть основание полагать, что поступивший в 1755 г. из игуменов Можайского Колоцкого монастыря в настоятели Переславского Данилова архимандрит Гермоген - именно бывший беспоповец Григорий Яковлев. Настоятелем Данилова монастыря архимандрит Гермоген был не более года: в 1756 г. он скончался в Воскресенском, именуемом Новый Иерусалим, монастыре. Сочинение Яковлева в подлиннике имеет следующее заглавие: "Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной и православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины, в лето 1748-е, нелицемерное мое и чистое пред Господом Богом, многогрешного Григория Иаковлева сына". В нем говорится о еретиках, существовавших в греческой церкви, потом о еретиках, бывших в церкви российской - стригольниках, учениках Феодосия Косого , о начале раскола; излагается история поморского или Данилова раскольнического толка; произносится суждение о беспоповщинском расколе вообще. Изложив свою собственную биографию, автор сообщает сведения о всех лицах поморского и иных беспоповских согласий, которые были ему лично известны и о которых он знал из верных источников, а также сведения о сочинениях главных выгорецких учителей, о библиотеке Выгорецкого монастыря; наконец, предлагает свои соображения о средствах к ослаблению поморского раскола, или, как он выражается, о "способах к обращению раскольников иже в Суземке". Яковлев несомненно обладал замечательным умом, обширной начитанностью, редкой памятью и, надобно полагать, большим ораторским талантом, - способностью убедительно и свободно излагать свои мысли в устных беседах, чем только и можно объяснить его решительное влияние на людей, подобных Алексею Иродионову, который называл его "дивным мужем". Как писатель, Яковлев значительно уступает Алексею Иродионову; в его сочинениях ощущается иногда недостаток строгой логической последовательности и правильности речи. Для истории раскола, особенно поморского, сочинения Яковлева - материал великой цены. Профессор Н. Субботин издал вполне собственно четвертую главу его, самую обширную и самую важную в историческом отношении, а из других извлек только то, что представляет интерес для истории раскола. Сочинение Яковлева издано по рукописи, находившейся в библиотеке черниговской духовной семинарии (№ 141). Рукопись эта написана довольно красивой и тщательной скорописью, с фигурными заглавными буквами и некоторыми рисунками. В рукописи помещена составленная Яковлевым карта "Суземка раскольнического" в Заонежье, с обозначением существовавших в его время раскольнических скитов и земельных участков, весьма полезная для ознакомления с состоянием поморского раскола в половине XVIII столетия. Точная копия этой ландкарты приложена к изданию сочинения Яковлева. См. Н. Субботин "Бывшего беспоповца Григория Яковлева Извещение праведное о расколе беспоповщины" (Москва, 1888; здесь же и биографические сведения об Яковлеве).
Яковлев Григорий
— автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины"; родился в 1703 г. в Великом Новгороде и происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в Даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыни. Будучи 10-летним мальчиком, Я. был поставлен своим отцом на клирос в Выгорецком монастыре, где он постепенно проходил должности — пономаря, псаломщика, канонархиста и наконец головщика. Главным наставником и руководителем его в отправлении этих должностей, и вообще воспитателем в духе Выгорецкого общежития, был известный сотрудник Денисовых — уставщик Трифон Петров, у которого он начал жить в келье. Здесь, по собственным словам его, он "научился всякого лжеучения раскольнического и действ и обычаев их". Трифон Петров научил его также "грамматическому отчасти художеству и несколько риторическому". Но более всего приохотился Я. к иконописному искусству, в котором и сделал значительные успехи, так что иконописание сделалось для него средством к существованию. В Выгорецком монастыре он прожил около 20-ти лет; потом (1733 г.) перешел на жительство в Сергиев скит, где провел 7 лет. За это время Я. имел возможность близко узнать всех главных выгорецких деятелей, начиная с Данилы Викулова и Андрея Денисова, и был свидетелем важнейших событий, происходивших на Выге; при нем происходило здесь и составление знаменитых "Поморских Ответов" на вопросы иеромонаха Неофита. В 1740 г. Я. предпринял путешествие на свою родину, в Новгород, Старую Руссу, в Польшу, Лифляндию и Курляндию, а оттуда в Москву. Его ревность в распространении раскола, начитанность и проповеднический талант снискали ему такое уважение в обществе московских беспоповцев, что эти последние предложили ему принять должность настоятеля, или отца, и править у них все необходимые требы. Но Я. отклонил это предложение вследствие тех сомнений, какие возникли у него относительно раскола и явились результатом размышлений и исследований о спорных религиозных вопросах; этому немало способствовало и чтение старописьменных и древнепечатных книг. Вернувшись после 4-летней отлучки на Выг, Я. вступил в откровенные беседы с выгорецкими учителями о своих "изменившихся первых раскольнических разумениях". Убедившись в явной расположенности Я. к православной церкви, выгорецкие старшины запретили всем "грамотникам и крылошанам" своего общежития входить в беседы с ним, опасаясь, очевидно, как бы своим влиянием он не поколебал и других в приверженности к расколу. В 1748 г., похоронив своего отца, Я. немедленно отправился в Петербург. Принятый св. Синодом "благосердо", Я. представил ему свои тетради с выписками из святоотеческих книг в опровержение раскольнических лжеучений, и затем приступил к составлению своего "Извещения праведного о расколе беспоповщины" для представления также св. Синоду в виде покаянного писания. Сочинение это он заключил просьбой к православным архипастырям принять его в церковное общение и сподобить причастия св. тайн "иже четыредесятолетно гладом причащения истаеваемого"; он просил также "определить его в какое-либо пристойное ему дело", но не "в мирском и любострастном жительстве", а "в тихости спасительного монашеского пристанища". О судьбе Я., по присоединении его к православной церкви, вполне точных сведений мы не имеем, кроме сообщаемого протоиереем Алексеем Иродионовым известия, что он "пострижен был в монашество в Новом Иерусалиме, в Воскресенском монастыре, и произведен в архимандрита в Переяславский Залесский монастырь св. Даниила". На основании этого известия можно с полной достоверностью полагать, что поступивший в 1755 г. из игуменов Можайского Колоцкого монастыря в настоятели Переяславского Данилова архимандрит Гермоген есть именно бывший беспоповец Григорий Я. Настоятелем Данилова монастыря архимандрит Гермоген был не более года: 31 августа 1756 г. он скончался в Воскресенском монастыре, называемом Новый Иерусалим.
Сочинение Я., написанное им перед своим присоединением к церкви и представленное св. Синоду, в подлиннике имеет следующее заглавие: "Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной и православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины, в лето 1748-е, нелицемерное мое и чистое пред Господом Богом, многогрешного Григория Иаковлева сына". В нем говорится о древних еретиках, существовавших в греческой церкви, потом об еретиках, бывших в церкви Российской — стригольниках, учениках Феодосия Косого, о начале раскола и, наконец, излагается история Поморского или Данилова раскольнического толка. Далее, в это сочинение входит прошение на имя императрицы Елизаветы Петровны и прошение св. Синоду. В последнем между прочим говорится о частных толках беспоповщины и произносится суждение о беспоповщинском расколе вообще. Наконец, названное сочинение заключает в себе отдел под заглавием: "Особенное о себе покаяние и о других подобных такожде неутаение Святейшему же Синоду". Эта последняя, самая обширная глава, состоящая из нескольких отдельных статей с особыми заглавиями, имеет весьма большую важность для истории раскола. Изложив в ней сначала свою собственную биографию, автор сообщает потом сведения о всех лицах Поморского и иных беспоповских согласий, которые были ему лично известны и о которых он знал из верных источников; здесь же сообщает он сведения о сочинениях главных выгорецких учителей, о библиотеке Выгорецкого монастыря; наконец, предлагает свои достойные внимания соображения о средствах к ослаблению Поморского раскола или, как он выражается, о "способах к обращению раскольников иже в Суземке". Точность и несомненная правдивость сообщаемых автором сведений о Поморском расколе, особенно же о лицах, с которыми в течение своей долгой жизни в расколе Я. находился в более или менее близких отношениях, — сведений большей частью неизвестных, — сообщают последней главе в сочинении Я. особенную ценность для истории раскола. Я. несомненно обладал замечательным умом, обширной начитанностью, редкой памятью, строгим нравственным характером и, нужно полагать, большим ораторским талантом и способностью убедительно и свободно излагать свои мысли в устных беседах, чем только и можно объяснить его решительное влияние на людей, подобных Алексею Иродионову (бывший беспоповец, впоследствии перешедший под влиянием Я. в православие и сделавшийся новгородским протоиереем и противораскольничьим писателем), который, без сомнения, за эти качества и назвал его "дивным мужем". Правда, в сочинении Я. ощущается иногда недостаток строгой логической последовательности и точности и правильности речи, тем не менее для истории раскола, особенно Поморского, оно имеет громадное значение. Это сочинение издано проф. Субботиным по рукописи, находящейся в библиотеке Черниговской духовной семинарии (№ 141), причем четвертая глава ее издана полностью, а из первой и третьей извлечено только то, что представляет интерес для истории раскола.
H. Субботин
, "Бывшего беспоповца Григория Яковлева извещение праведное о расколе беспоповщины", M., 1888 г. — Ф. В. Ливанов, "Раскольники и острожники", т. 4, стр. 96. — П. Строев, "Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския церкви", стр. 46. — Филарет, архим., "Обзор русской духовной литературы", кн. 2, отр. 318—321.{Половцов}
Яковлев, Григорий
(1703—1756) — автор сочинения "Извещение праведное о расколе беспоповщины". Происходил от православных родителей, перешедших впоследствии в даниловский беспоповщинский толк и поселившихся в Выговской пустыни. В Выгорецком монастыре Я. проходил должности пономаря, псаломщика, канонархиста и головщика. Прожив около 20 лет в Выгорецком м-ре, Я. перешел в Сергиев скит, где прожил семь лет; за это время Я. имел возможность близко узнать всех главных выгорецких деятелей, начиная с Данилы Викулова и Андрея Денисова; при нем происходило составление знаменитых "Поморских ответов" на вопросы Иеромонаха Неофита. Размышления и исследования о спорных религиозных вопросах привели Я. к соединению с православной церковью. По смерти отца, в 1748 г., .Я. отправился в СПб. Принятый "благосердо" св. синодом, Я. представил ему свои тетради с выписками из святоотеческих книг в опровержение раскольнических лжеучений, а затем приступил к составлению "Извещения праведного о расколе беспоповщины", для представления также св. синоду в виде покаянного писания. Сочинение это он заключил просьбой к православным архипастырям — принять его в церковное общение, "иже четыредесятолетно гладом причащения истаеваемого"; он просил также определить его в какое-либо пристойное ему дело, но не "в мирском и любострастном жительстве", а "в тихости спасительного монашеского пристанища". Есть основание полагать, что поступивший в 1755 г. из игуменов Можайского Колоцкого монастыря в настоятели Переславского Данилова архимандрит Гермоген — именно бывший беспоповец Григорий Я. Настоятелем Данилова м-ря архим. Гермоген был не более года: в 1756 г. он скончался в Воскресенском, именуемом Новый Иерусалим, монастыре. Сочинение Я. в подлиннике имеет следующее заглавие: "Испытание о раскольнических мнениях и исповедание о единой соборной истинной и православной церкви, вкупе и извещение праведное о расколе беспоповщины, в лето 1748-е, нелицемерное мое и чистое пред Господом Богом, многогрешного Григория Иаковлева сына". В нем говорится о еретиках, существовавших в греческой церкви, потом о еретиках, бывших в церкви российской — стригольниках, учениках Феодосия Косого, о начале раскола; излагается история поморского или Данилова раскольнического толка; произносится суждение о беспоповщинском расколе вообще. Изложив свою собственную биографию, автор сообщает сведения о всех лицах поморского и иных беспоповских согласий, которые были ему лично известны и о которых он знал из верных источников, а также сведения о сочинениях главных выгорецких учителей, о библиотеке Выгорецкого монастыря; наконец, предлагает свои соображения о средствах к ослаблению поморского раскола, или, как он выражается, о "способах к обращению раскольников иже в Суземке". Яковлев несомненно обладал замечательным умом, обширной начитанностью, редкой памятью и, надобно полагать, большим ораторским талантом, — способностью убедительно и свободно излагать свои мысли в устных беседах, чем только и можно объяснить его решительное влияние на людей, подобных Алексею Иродионову, который называл его "дивным мужем". Как писатель, Я. значительно уступает Алексею Иродионову; в его сочинении ощущается иногда недостаток строгой логической последовательности и правильности речи. Для истории раскола, особенно поморского, сочинения Я. — материал великой цены. Проф. Н. Субботин издал вполне собственно четвертую главу его, самую обширную и самую важную в историческом отношении, а из других извлек только то, что представляет интерес для истории раскола. Сочинение Я. издано по рукописи, находящейся в библиотеке черниговской дух. семинарии (№ 141). Рукопись эта написана довольно красивой и тщательной скорописью, с фигурными заглавными буквами и некоторыми рисунками. В рукописи помещена составленная Я. карта "Суземка раскольнического" в Заонежье, с обозначением существовавших в его время раскольнических скитов и земельных участков, весьма полезная для ознакомления с состоянием поморского раскола в половине XVIII ст. Точная копия этой ландкарты приложена к изданию сочинения Я. См. Н. Субботин, "Бывшего беспоповца Григория Яковлева Извещение праведное о расколе беспоповщины" (М., 1888; здесь же и биографические сведения об Я.)
{Брокгауз}