Яковлев (Леонид Георгиевич) - известный русский певец-баритон. Родился в 1858 г. в Петербурге; учился в гимназии и Николаевском кавалерийском училище, служил в уланском Ее Величества полку. По выходе в запас, Яковлев, обладая выдающимся голосом, посвятил себя исключительно музыкальному искусству, учился пению у профессионального певца Ряднова и ездил в Италию, где занимался у выдающихся профессоров пения. Дебютировал в 1886 г. в тифлисском оперном театре; в 1887 г. перешел в петербургскую оперную сцену, на которой находится и поныне. Репертуар у Яковлева громадный; в особенности выдаются в нем роли Демона, Орсо в "Корделии" Соловьева , Евгения Онегина и другие.
Яковлев Леонид Георгиевич
— известный русский певец-баритон. Род. в 1858 г. в Петербурге; учился в гимназии и Николаевском кавалерийском училище, служил в Уланском Ее Величества полку. По выходе в запас, Я., обладая выдающимся голосом, посвятил себя исключительно музыкальному искусству, учился пению у провинциального певца Ряднова и ездил в Италию, где занимался у выдающихся профессоров пения. Дебютировал в 1886 г. в тифлисском оперном театре; в 1887 г. перешел на петербургскую оперную сцену, на которой находится и поныне. Репертуар у Я. громадный; в особенности выдаются в нем роли Демона, Орсо в "Корделии" Соловьева, Евгения Онегина и др.
{Брокгауз}
Яковлев, Леонид Георгиевич
[31. 3(12. 4). 1858, Херсон. губ. — 2. 6. 1919, Петроград] — арт. оперы (лирико-драм. баритон), камерный певец, режиссер и педагог. Окончив петерб. гимназию, поступил в Николаев. кавалерийское уч-ще, по окончании к-рого служил адъютантом у киев. генерал-губернатора А. Дрентельна. В этот период часто пел в салонах в качестве любителя, аккомпанируя себе на гитаре и ф-п. Вскоре из-за банкротства отца был вынужден выйти в отставку. В 1885—86, живя в Киеве, брал уроки пения у Е. Ряднова. В апр. 1886 с успехом дебютировал в Тифлис. опере (антр. И. Питоева) в партии Барнабы, подготовив ее за неск. дней. В 1887 совершенствовался в вокальном искусстве в Италии. Обладая хорошей муз. памятью, в первом же сезоне исп. 15 партий. По рекомендации П. Чайковского (композитор услышал его в Тифлисе) дебютировал в партии Валентина ("Фауст") в апр. 1887 в петерб. Мариннском т-ре, на сцене к-рого пел до 1906. Летом 1903 пел в моск. т-ре "Аквариум". Позднее организовал в провинции различные оперные труппы, в к-рых выступал в качестве певца и режиссера. Обладал редким по силе, ровным во всех регистрах голосом мягкого "бархатного" тембра, пластичностью, актер. темпераментом, имел яркую сцен. внешность. Из-за отсутствия вокальной школы голос певца с течением времени и задолго до ухода с оперной сцены начал тускнеть. Разнообразный репертуар включал 53 партии.
1-й исп. партий: Вооза ("Руфь"), Якуба ("Сарацин"), Князя ("Горюша"), Елецкого ("Пиковая дама"), Роберта ("Иоланта"), Фабио ("Поэт"), Князя Серебряного ("Князь Серебряный" Г. Казаченко), Троекурова ("Дубровский"), Орсо ("Корделия"; 2-я ред.). Эгнатия ("Сервилия"), Джанчотто ("Франческа да Римини" Э. Направника); в Тифлисе — Лионеля ("Орлеанская дева"), в Мариинском т-ре — Бертрана ("Принцесса Греза"), Грязного ("Царская невеста"), Марселя ("Богема"), Альберта ("Вертер"), Верховного жреца Дагона ("Самсон и Далила"), Сильвио ("Паяцы"); в Одессе — Джанчотто ("Франческа да Римини" Э. Направника); на рус. сцене — Меркуцио ("Ромео и Джульетта"), Епископа Блуа ("Эсклармонда"). Лучшие партии: Онегин (один из лучших исп.). Демон ("Демон" А. Рубинштейна). Орсо. Невер, Риголетто, Тельрамунд, Вольфрам. По словам одного из критиков, певец исп. роль Онегина "благородно, музыкально, по стилю и по внешности как нельзя более подходившему к образу, задуманному Пушкиным" (Биржевые ведомости. 1892. 20 окт.).
Др. партии: Анкудин ("Мельник — колдун, обманщик и сват"), Князь Игорь, Олоферн, Петр ("Вражья сила"), Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Вязьминский, Купец Калашников (первая драм. партия певца; А. Рубинштейн был доволен его исп.). Мизгирь ("Снегурочка"); Дон Жуан ("Дон Жуан"), Валентин ("Фауст"), Марсель ("Богема"), Жермон, Яго, Риголетто, Эскамилио, Нелюско, Тонно, Сильвио. Партнеры: И. Ершов, М. Каменская, Е. Мравина, И. Прянишников. Е. Ряднов, Л. Собинов, М. и Н. Фигнеры, Ф. Шаляпин. Пел п/у ф. Блуменфельда, Г. Варлиха, Р. Дриго, Г. Казаченко, Э. Направника, И. Прибика.
Неоднократно выступал в концертах (особенно часто в благотворительных — в пользу студентов). Камерный репертуар включал романсы Ц. Кюи, П. Чайковского, А. Рубинштейна, Н. Римского-Корсакова, А. Аренского, атакже сольные партии в "Легенде о Елизавете" Ф. Листа и Дон Жуана из музыки Э. Направника к драм. поэме "Дон Жуан" А. Толстого (1-й исп., 7 марта 1893, п/у автора). Певцу посвятили свои романсы С Рахманинов ("Дума", ор. 8 № 3, 1893), Э. Длусский (Серенада: "Тусклый свет звезды далекой", 1895), А. Глазунов ("Шли мы у подножья холмов"). В 1908 концертировал в Риге.
Талант певца высоко ценили Чайковский, А. Рубинштейн, Направник, Н. Соловьев.
С 1911 вел пед. деят-сть в Петербурге на муз. курсах Г. Заславского. В 1918—19 режиссер Гос. оперы в Петрограде (бывш. Мариинский т-р. ныне Ленингр. т-р оперы и балета им. С. М. Кирова). На сцене Михайловского т-ра (ныне МАЛЕГОТ) возобновил постановку оперы "Ромео и Джульетта").
Лит.: Г-чь Г. Л. Г. Яковлев//Театр. мирок. 1892. № 52. С. 1—2; Гласовы О. и А. Леонид Георгиевич Яковлев как певец, актер, режиссер и поэт. — СПб., 1906; Оссовский А. Л. Яковлев Слово. 1906. 5 дек.; Как я стал певцом. (По рассказу Л. Г. Яковлева) // Бирюч Петрогр. гос. театров. 1918. № 5. С. 39—42; Л. Г. Яковлев. (Некролог) // Жизнь искусства. 1919. № 156; Старк Э. (Зигфрид). Петербургская опера и ее мастера. 1890—1910. — Л., М., 1940. С. 142—165; Салина Н. В. Жизнь и сцена: Воспоминания. — Л.: М., 1941. С. 116; Похитонов Д. И. Из прошлого русской оперы. — [Л. ], 1949. С. 25, 26, 135; Левик С. Ю. Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 240, 241 ; Боголюбов H. H. Шестьдесят лет в оперном театре. Воспоминания режиссера. — М., 1967. С. 128—130; Оссовский А. В. Музыкально-критические статьи. 1894—1912. —Л., 1971. С. 182, 183; Гозенпуд А. А. Русский оперный театр XIX века. 1873—1889. — Л., 1973. С 249—251, 316—317.