ЯМНАЯ КУЛЬТУРА

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА
эпохи энеолита (вторая половина 3-го - начала 2-го тысячелетия дон. э.), в степях Восточной Европы. Название по устройству могильных ям под курганами.

Источник: Словарь исторических терминов. 1998

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА
археологическая культура эпохи энеолита (2-я половина 3-го - начало 2-го тыс. до н. э.), в степях Восточной Европы. Названа по устройству могильных ям под курганами. Основные занятия населения: скотоводство, мотыжное земледелие, охота.

Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999

ЯМНАЯ (ДРЕВНЕЯМНАЯ) КУЛЬТУРА
культура степей Приуралья, Поволжья и С.
Причерноморья. В степях высятся тысячи курганов. Самые древние из них - курганы Я.к. Эту культуру называют еще культурой курганов. Известно, что почти все пирамиды ограблены еще в древности. В нетронутом состоянии до нас дошла всего одна - фараона Тутанхамона. Курганам повезло больше. Большая часть их не тронута. Это понятно. Ведь, для того чтобы добраться до могилы, нужно перекопать тонны земли. Тайно это трудно сделать. Но если вскрыть курган Я.к., то под ним простая яма. Из-за обычая хоронить в простых ямах под курганом и произошло название культуры.
Долгое время не были известны поселения Я.к. Было много споров о "ямниках". Дело осложнялось еще тем, что древнеямники редко клали вещи в могилы - иногда один сосуд и все. А археологи только по вещам определяют, к какой культуре относится погребение. Тут же вещей почти не было. Не было и поселений. Кто же были ямники? Прошло много лет, прежде чем были собраны материалы о ямниках. Оказалось, что они были не бедными охотниками, а конными скотоводами. Тяжести у них перевозились на быках.

Источник: Археологический словарь. 1996

Ямная культура
древнеямная культура, - общность археологических культур эпохи энеолита – ранней бронзы (3 тыс. до н.э.) в КаспийскоЧерноморских степях. Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Внутри ямной культуры выделено 9 локальных вариантов, соответствующих родственным племенным группам и археологическим культурам: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный. Основной объединяющий признак ямной культуры – погребальные памятники, захоронения в скорченном положении под курганами. В развитии ямной культуры выделяют 3 периода. На первом (раннем) этапе (1-ая половина - середина 3 тыс. до н.э.) по всей территории ямной культуры распространены единообразные захоронения с лежащими на спине и окрашенными охрой костяками, ориентированных головой на восток, остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлом, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в том числе зооморфные скипетры) при почти полном отсутствии металла. Поселения - временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отдельные группы племен ямной культуры вторгаются в Подунайвье и на Балканский полуостров. На втором этапе (конец 3 тыс. до н.э.) возникают локальные варианты. В причерноморских степях наряду с признаками раннего этапа появляются погребения на боку с ориентировкой головы на запад, яйцевидные сосуды с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шилья). На западе отдельные племена ямной культуры переходят к оседлости и создают постоянные поселения (См. Михайловское поселение). На третьем этапе (конец 3-го – начало 2 тыс. до н.э.) локальные различия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее распространены погребения с костяками, не всегда окрашенными охрой, с неустойчивой ориентировкой, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты) и специфические комплексы костяных украшений с молоточковидными булавками, повозки со сплошными колесами. К концу третьего этапа рост локальных различий и распространение новых культур привели к исчезновению ямной культуры (См. Катакомбная культура). Потомки племен ямной культуры на востоке сыграли основную роль в формировании срубной культуры (См. Срубная культура), на западе они были ассимилированы племенами других культур (См. Среднеднепровская культура, Усатовская культура). Основой экономики племен ямной культуры было кочевое и полукочевое скотоводство. Земледелие в речных долинах играло второстепенную роль. Потомки племен ямной культуры вошли в состав некоторых этнических групп индоевропейской языковой семьи. См. Энеолит, Бронзовый век, Илекские курганы.

Источник: Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие.

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА
точнее ямная (древнеямная) культурно-истори- ческая область, - условное наименование ряда близких археол. культур, распространенных в каспийско-черноморских степях в 3-нач. 2-го тыс. до н. э. Первые памятники Я. к. открыты и определены В. А. Городцовым в 1901 на Северском Донце. Терр. Я. к. в период ее расцвета простиралась от Юж. Приуралья на В. до р. Днестр на З., от Самарской Луки на С. до pp.Терека и Кубани на Ю. Внутри нее выделен ряд вариантов, соответствующих конкретным племенным группам и отдельным, хотя и тесно исторически связанным, культурам. Осн. варианты: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северско-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Юго-Западный (Буго-Днестровское междуречье), Северо- Западный (правобережье среднего Днепра). Осн. объединяющими признаками Я. к. являются: характерный погребальный обряд - индивидуальные подкурганные погребения со скорченными, окрашенными охрой костяками, а также специфич. формы круглодонных сосудов. В развитии Я. к. выделяются 3 хронологич. периода. 1-й - древнейший (1-я пол. 3-го тыс. до н. э.) с наибольшей четкостью представлен в Волжско-Уральском, Предкавказском и Донском вариантах. Для него характерны скорченное положение погребенных на спине, вост. ориентировка, обилие охры, остродонные горшки, целиком покрытые штампованным и поперечным орнаментом, кремневые и кварцитовые орудия (ножи, скребки, наконечники стрел), украшения из кости и раковин, кам. навершия - скипетры. Поселения этого периода представлены лишь временными стоянками подвижных скотоводч. групп. В течение 1-го периода племена Я. к. распространились на З., вступив в тесное взаимодействие с поздненеолитич. населением Приазовья и Поднепровья (Днепродонецкая культура и культура Среднего Стога II). Для 1-го периода характерно наибольшее культурное единство по всей терр. Я. к. 2-й период (3-я и нач. 4-й четв. 3-го тыс. до н. э.) отмечен началом дифференциации внутри Я. к., обусловленной спецификой развития разных р-нов и особенностями их культурных контактов. Древние традиции прочнее всего сохранились в Волжско-Уральском варианте. Погребальный обряд здесь остался прежним, сосуды круглодонные, орнамент более скромный, геометрический, к прежним орнаментальным приемам прибавляются отпечатки шнура. Появляются первые медные изделия (шилья и короткие ножи), костяные украшения и трубки ("флейты"). На Дону и в Приазовье обряд менее стабилен (погребения на боку, различная ориентировка). Здесь наблюдается сильное воздействие сев.-кавк. майкопской культуры (плоскодонные сосуды, медные изделия). Своеобразие зап. вариантов Я. к. в этот период обусловлено усиливающейся ролью местных культур Поднепровья (наряду с курганными - бескурганные погребения, кам. закладки, зап. ориентировка, специфич. формы сосудов, шнуровая орнаментация). Взаимодействие с раннеземледельч. культурами сев.-зап. Причерноморья привело к оседанию части населения Я. к. и появлению у него стационарных поселений (в Поднепровье - Михайловское поселение, Скеля Каменоломня, Дурна Скеля и др.). В Михайловском поселении ко 2-му периоду относится средний слой, отмеченный кам. основаниями домов, сочетанием круглодонных и плоскодонных сосудов, развитым кам. инвентарем, единичными медными изделиями, безусловными свидетельствами земледелия. Верхний слой этого поселения относится уже к 3-му периоду Я. к. (кон. 3-1-я четв. 2-го тыс. до н. э.). В нем открыты кам. укрепления, сложные дома, заметно возросло число металлич. орудий. 3-й период характеризуется еще большей дифференциацией и активным взаимодействием племен Я. к. с племенами катакомбной культуры и сев.-кавказскими племенами. Единство погребального обряда нарушается по всей терр., сосуществуют кругло- и плоскодонные сосуды. Распространяются изделия из кавказского металла (бронзовые ножи, тесла, шилья, подвески). Есть следы местной металлообработки. Дифференциация племен привела к исчезновению объединявших их ранее характерных черт материальной культуры, свойственных Я. к. Потомки племен Я. к. на В. сыграли осн. роль в формировании срубной культуры бронзового века, на З. они были ассимилированы рядом новых общностей (среднеднепровской, катакомбной, усатовской). Осн. отраслью х-ва племен Я. к. было скотоводство, в открытых степях - полукочевое и кочевое, в речных долинах - придомное, сочетавшееся с земледелием. Подвижность скотоводч. племен обусловила их быстрое распространение и далекие миграции: следы вторжений племен Я. к. отмечены вплоть до С. Балканского п-ова. Иск-во Я. к. представлено древнейшими антропоморфными кам. изваяниями степной полосы. Племена Я. к. сыграли значительную роль в формировании ряда групп индоевропейской языковой семьи.

Лит.: Городцов В. A., Результаты археологич. исследований в Изюмском уезде Харьковской губ. 1901 г., в кн.: Тр. XII Археологического съезда, т. 1, М., 1905; его же, Результаты археологических исследований в Бахмутском уезде Екатеринославской губ. 1903 г., в кн.: Тр. XIII Археологического съезда, т. 1, 1907; Лагодовська О. Ф., Шапошникова О. Г., Макаревич М. Л., Михайлiвське поселення, К., 1962; Мерперт Н. Я., Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского Междуречья, М., 1974.

Н. Я. Мерперт. Москва.

Источник: Советская историческая энциклопедия. 1961-1976

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF

ЯМНАЯ КУЛЬТУРА НА БАЛКАНАХ (Динамика структуры погребального обряда и соотношение с другими культура

Л. Николова