эпохи энеолита (вторая половина 3-го - начала 2-го тысячелетия дон. э.), в степях Восточной Европы. Название по устройству могильных ям под курганами.
ЯМНАЯ КУЛЬТУРА
ЯМНАЯ КУЛЬТУРА
Источник: Словарь исторических терминов. 1998
ЯМНАЯ КУЛЬТУРА
археологическая культура эпохи энеолита (2-я половина 3-го - начало 2-го тыс. до н. э.), в степях Восточной Европы. Названа по устройству могильных ям под курганами. Основные занятия населения: скотоводство, мотыжное земледелие, охота.
Источник: История отечества. Энциклопедический словарь. 1999
Ямная культура
древнеямная культура, - общность археологических культур эпохи энеолита – ранней бронзы (3 тыс. до н.э.) в КаспийскоЧерноморских степях. Занимала территорию от Южного Приуралья на востоке до Днестра на западе, от Предкавказья на юге до Среднего Поволжья на севере. Внутри ямной культуры выделено 9 локальных вариантов, соответствующих родственным племенным группам и археологическим культурам: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северо-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Северо-Западный, Юго-Западный. Основной объединяющий признак ямной культуры – погребальные памятники, захоронения в скорченном положении под курганами. В развитии ямной культуры выделяют 3 периода. На первом (раннем) этапе (1-ая половина - середина 3 тыс. до н.э.) по всей территории ямной культуры распространены единообразные захоронения с лежащими на спине и окрашенными охрой костяками, ориентированных головой на восток, остродонные и круглодонные сосуды с высоким горлом, резным, накольчатым и штампованным орнаментом, украшения из раковин и кости, каменные изделия (в том числе зооморфные скипетры) при почти полном отсутствии металла. Поселения - временные стоянки скотоводов. Уже на раннем этапе отдельные группы племен ямной культуры вторгаются в Подунайвье и на Балканский полуостров. На втором этапе (конец 3 тыс. до н.э.) возникают локальные варианты. В причерноморских степях наряду с признаками раннего этапа появляются погребения на боку с ориентировкой головы на запад, яйцевидные сосуды с низким горлом, плоскодонные горшки, шнуровой орнамент, медные изделия (ножи, шилья). На западе отдельные племена ямной культуры переходят к оседлости и создают постоянные поселения (См. Михайловское поселение). На третьем этапе (конец 3-го – начало 2 тыс. до н.э.) локальные различия нарастают: архаичные обрядовые признаки и инвентарь сохраняются только в Волжско-Уральском варианте. Западнее распространены погребения с костяками, не всегда окрашенными охрой, с неустойчивой ориентировкой, ямы с уступами, бескурганные могильники, плоскодонная керамика. Появляются крупные медные изделия (клиновидные топоры, проушные молоты) и специфические комплексы костяных украшений с молоточковидными булавками, повозки со сплошными колесами. К концу третьего этапа рост локальных различий и распространение новых культур привели к исчезновению ямной культуры (См. Катакомбная культура). Потомки племен ямной культуры на востоке сыграли основную роль в формировании срубной культуры (См. Срубная культура), на западе они были ассимилированы племенами других культур (См. Среднеднепровская культура, Усатовская культура). Основой экономики племен ямной культуры было кочевое и полукочевое скотоводство. Земледелие в речных долинах играло второстепенную роль. Потомки племен ямной культуры вошли в состав некоторых этнических групп индоевропейской языковой семьи. См. Энеолит, Бронзовый век, Илекские курганы.
ЯМНАЯ КУЛЬТУРА
точнее ямная (древнеямная) культурно-истори- ческая область, - условное наименование ряда близких археол. культур, распространенных в каспийско-черноморских степях в 3-нач. 2-го тыс. до н. э. Первые памятники Я. к. открыты и определены В. А. Городцовым в 1901 на Северском Донце. Терр. Я. к. в период ее расцвета простиралась от Юж. Приуралья на В. до р. Днестр на З., от Самарской Луки на С. до pp.Терека и Кубани на Ю. Внутри нее выделен ряд вариантов, соответствующих конкретным племенным группам и отдельным, хотя и тесно исторически связанным, культурам. Осн. варианты: Волжско-Уральский, Предкавказский, Донской, Северско-Донецкий, Приазовский, Крымский, Нижнеднепровский, Юго-Западный (Буго-Днестровское междуречье), Северо- Западный (правобережье среднего Днепра). Осн. объединяющими признаками Я. к. являются: характерный погребальный обряд - индивидуальные подкурганные погребения со скорченными, окрашенными охрой костяками, а также специфич. формы круглодонных сосудов. В развитии Я. к. выделяются 3 хронологич. периода. 1-й - древнейший (1-я пол. 3-го тыс. до н. э.) с наибольшей четкостью представлен в Волжско-Уральском, Предкавказском и Донском вариантах. Для него характерны скорченное положение погребенных на спине, вост. ориентировка, обилие охры, остродонные горшки, целиком покрытые штампованным и поперечным орнаментом, кремневые и кварцитовые орудия (ножи, скребки, наконечники стрел), украшения из кости и раковин, кам. навершия - скипетры. Поселения этого периода представлены лишь временными стоянками подвижных скотоводч. групп. В течение 1-го периода племена Я. к. распространились на З., вступив в тесное взаимодействие с поздненеолитич. населением Приазовья и Поднепровья (Днепродонецкая культура и культура Среднего Стога II). Для 1-го периода характерно наибольшее культурное единство по всей терр. Я. к. 2-й период (3-я и нач. 4-й четв. 3-го тыс. до н. э.) отмечен началом дифференциации внутри Я. к., обусловленной спецификой развития разных р-нов и особенностями их культурных контактов. Древние традиции прочнее всего сохранились в Волжско-Уральском варианте. Погребальный обряд здесь остался прежним, сосуды круглодонные, орнамент более скромный, геометрический, к прежним орнаментальным приемам прибавляются отпечатки шнура. Появляются первые медные изделия (шилья и короткие ножи), костяные украшения и трубки ("флейты"). На Дону и в Приазовье обряд менее стабилен (погребения на боку, различная ориентировка). Здесь наблюдается сильное воздействие сев.-кавк. майкопской культуры (плоскодонные сосуды, медные изделия). Своеобразие зап. вариантов Я. к. в этот период обусловлено усиливающейся ролью местных культур Поднепровья (наряду с курганными - бескурганные погребения, кам. закладки, зап. ориентировка, специфич. формы сосудов, шнуровая орнаментация). Взаимодействие с раннеземледельч. культурами сев.-зап. Причерноморья привело к оседанию части населения Я. к. и появлению у него стационарных поселений (в Поднепровье - Михайловское поселение, Скеля Каменоломня, Дурна Скеля и др.). В Михайловском поселении ко 2-му периоду относится средний слой, отмеченный кам. основаниями домов, сочетанием круглодонных и плоскодонных сосудов, развитым кам. инвентарем, единичными медными изделиями, безусловными свидетельствами земледелия. Верхний слой этого поселения относится уже к 3-му периоду Я. к. (кон. 3-1-я четв. 2-го тыс. до н. э.). В нем открыты кам. укрепления, сложные дома, заметно возросло число металлич. орудий. 3-й период характеризуется еще большей дифференциацией и активным взаимодействием племен Я. к. с племенами катакомбной культуры и сев.-кавказскими племенами. Единство погребального обряда нарушается по всей терр., сосуществуют кругло- и плоскодонные сосуды. Распространяются изделия из кавказского металла (бронзовые ножи, тесла, шилья, подвески). Есть следы местной металлообработки. Дифференциация племен привела к исчезновению объединявших их ранее характерных черт материальной культуры, свойственных Я. к. Потомки племен Я. к. на В. сыграли осн. роль в формировании срубной культуры бронзового века, на З. они были ассимилированы рядом новых общностей (среднеднепровской, катакомбной, усатовской). Осн. отраслью х-ва племен Я. к. было скотоводство, в открытых степях - полукочевое и кочевое, в речных долинах - придомное, сочетавшееся с земледелием. Подвижность скотоводч. племен обусловила их быстрое распространение и далекие миграции: следы вторжений племен Я. к. отмечены вплоть до С. Балканского п-ова. Иск-во Я. к. представлено древнейшими антропоморфными кам. изваяниями степной полосы. Племена Я. к. сыграли значительную роль в формировании ряда групп индоевропейской языковой семьи. Лит.: Городцов В. A., Результаты археологич. исследований в Изюмском уезде Харьковской губ. 1901 г., в кн.: Тр. XII Археологического съезда, т. 1, М., 1905; его же, Результаты археологических исследований в Бахмутском уезде Екатеринославской губ. 1903 г., в кн.: Тр. XIII Археологического съезда, т. 1, 1907; Лагодовська О. Ф., Шапошникова О. Г., Макаревич М. Л., Михайлiвське поселення, К., 1962; Мерперт Н. Я., Древнейшие скотоводы Волжско-Уральского Междуречья, М., 1974. Н. Я. Мерперт. Москва.