(15 IX 1916, с. Булак, ныне Бурят. АССР - 11 V 1989, Улан-Удэ)
Музыка Б. Ямпилова известна в Бурятии и далеко за ее пределами. Композитор плодотворно работает во многих жанрах: его перу принадлежат 6 опер, 2 балета, 2 музыкальные комедии, 11 кантатно-ораториальных сочинений, ряд оркестровых и камерно-инструментальных партитур, свыше 300 песен и романсов.
Ямпилов родился в семье потомственных крестьян-скотоводов. С раннего детства он слышал народные песни и буддийскую культовую музыку, но стихийно отдавал предпочтение фольклорным напевам. После окончания Верхнеудинского училища искусств Ямпилов с 1937 г. занимается в Свердловской консерватории имени М. Мусоргского, его руководителем по классу композиции становится М. Фролов. В консерваторские годы появляется созданная в соавторстве с П. Берлинским музыкальная драма «Баир» (1938). В октябре 1940 г. Ямпилов стал участником Первой декады бурят-монгольского искусства в Москве. Государственный симфонический оркестр под управлением автора исполнил сюиту «Бурят-Монголия» на фольклорные темы (1938), песни и др. Успех музыки у слушателей, теплые отзывы прессы, поздравления Р. Глиэра, А. Хачатуряна, В. Мурадели - все это окрыляет молодого автора, стимулирует новые творческие планы. В 1941 г. Ямпилову - выпускнику консерватории - «пришлось сменить перо композитора на саперную лопатку». В 1943-56 гг. он являлся художественным руководителем Бурятской филармонии. С 50-х гг. композитор активно сотрудничает с музыкальными театрами. Опера наряду с симфонической музыкой становится одним из ведущих жанров творчества. Намечаются новые пути в развитии национальной оперной культуры. Опера «У истоков родника» (1959) стала первой бурятской оперой на современную тему. В опере «Прозрение» (1967) Ямпилов впервые в бурятской музыке соприкоснулся с жанром лирико-психологической драмы; в «Чудесном кладе» (1969) обратился к жанру детской оперы. В этом сочинении, завоевавшем огромную популярность, композитор еще раз доказал, что песня, как наиболее демократический жанр искусства, обладает неисчерпаемыми возможностями. Гибко используя лирические фольклорные попевки, придавая им различные эмоциональные оттенки, Ямпилов рисует достоверные портреты действующих лиц. Каждый персонаж оперы охарактеризован песенными эпизодами, глубоко индивидуальными по мелодическому рисунку и оркестровому сопровождению. Бесхитростная песня Баира привлекает юношеским задором, своеобразным национальным колоритом, словно воссоздающим картины бескрайних степей, дымчатых сопок Бурятии. Песня становится броской музыкальной характеристикой юноши и ведущей темой, неоднократно возникающей в опере. Эпически-былинный склад определяет интонационную природу мелодики Странника. Властные, резкие музыкальные фразы становятся основой вокальной партии жадного Галсана. Вкрадчивые, елейные интонации слышны в музыке, сопровождающей выход Хранителя священных шаров, - верного сатрапа продажного вершителя правосудия - «Судьи». В 1973 г. оперу «Чудесный клад» поставил Московский детский музыкальный театр. Премьера прошла с большим успехом, который неизменно сопровождал и последующие спектакли.
Первому бурятскому революционеру-ленинцу посвящена опера «Цыремпил Ранжуров» (1974). С современной тематикой связаны оперы «Грозные годы» (1977) и «Сильнее смерти» (1983). Параллельно с операми создавались балет «Красавица Ангара» (в соавт. с Л. Книппером, 1959), музыкальная комедия «Будамшу» (1963). Многие сочинения посвящены образу В. И. Ленина: оратория «Портрет Ильича» (1980), кантата «Ленин-батыр» (1970), «Песня о Ленине». /Л. Римский/