ЯМВЛИХ

Найдено 5 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

ЯМВЛИХ
1) Грекоязыч. сирийский писатель 2-й пол. 2 в. н.э. Его роман «Вавилонская повесть» описывает полную превратностей судьбу вавилонской супруж. четы — Родана и Синониды. Роман, имеющий весьма рыхлую композицию, дошел до нас только в пересказе в «Библиотеке» Фотия. 2) Я. из Халкиды (Сирия) (ок. 280 — ок. 330 н.э.), греч. философ. Я. основал сирийскую школу неоплатонизма, сплавив это учение с вост. представл. о богах и пытаясь создать в противовес христианству целостную религ.-философскую систему. Первопринцип Я. превосходит даже первоединое Плотина.

Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998

Ямвлих
1. Грекоязычный сирийский писатель 2-й пол. 2 в. н. э. Его роман «Вавилонская повесть» описывает полную превратностей судьбу вавилонской супружеской четы – Родана и Синониды. Роман, имеющий весьма рыхлую композицию, дошел до нас только в пересказе в «Библиотеке» Фотия.
        2. Я. из Халкиды (Сирия) (ок. 280 — ок. 330 н. э.), греч. философ. Я. основал сирийскую школу неоплатонизма, сплавив это учение с восточными представлениями о богах и пытаясь создать в противовес христианству целостную религиозно-философскую систему. Первопринцип Я. превосходит даже первоединое Плотина.

Источник: Словарь античности. 1989

ЯМВЛИХ
   • Iambl?chus,
         ?????????,
       1. уроженец Вавилона или Сирии, во 2 в. от Р. X. написал ??????????, эротический роман (любовная история Родана и Синониды), полный странных приключений, в которых играли большую роль магия и теургия. Извлечение из него сохранилось у Фотия;
       2. неоплатоник из Халкиды в Кэлесирии, времен Константина Великого, ученик Порфирия и Анатолия. Мы имеем 5 из 10 книг его сочинения ????? ????????? ?????????, из которых каждая составляла самостоятельное целое. Первая книга трактует ????? ???? ???????????? (изд. Кисслинга, 1815 и Вестермана в Кобетовом изд. Диогена Лаэртского), из второй сохранился ???????????? ????? ???? ?????????? (изд. Кисслинга, 1812), из третьей — ????? ???????????? ?????????? (отрывки у Виллуазона, Anecd., II, р. 188 — 225). Сомнительна подлинность сочинения ????? ????????? ????? (изд. Партея 1857). Комментарии о Платоне, Аристотеле и халдейской философии потеряны. Смешивая учения Пифагора и Платона с восточными религиозными представлениями, он учил, что боги (????? ??????), демоны, души мира и людей и материя возникли в постепенной дегрессии к несовершенности от светлого и разумного первоначального существа; учил о необходимости мантики и теургии для воссоединения с божеством, вследствие слабости и греховности людей, славил эллинскую древность в ущерб христианству и сам приобрел славу святого человека и чудотворца; о его деяниях сообщает его биограф Евнаний.

Источник: Реальный словарь классических древностей. 1884

ЯМВЛИХ
ок. 280 – ок. 330) – уроженец Халкиды (Сирия), греческий философ, основатель сирийской и пергамской неоплатонических школ, процветавших в IV в. В отличие от неоплатоника Плотина, считавшего, что слияние с божеством возможно умозаключительными средствами, Ямвлих стремился постичь «сверхприродную силу» путем сакральномагических действий. С его точки зрения, только теургия (греч. «богодействие») делала людей подобным богам: «… вне теургии нет дороги к божественной жизни». Однако этот языческий мыслитель, проповедовавший неоплатоническую мистику и оккультизм, не порывал с философией, утверждая, что о проблемах теургии следует мыслить потеургически, о проблемах философии – пофилософски. Главный догмат Ямвлиха о всеобщем согласии всех восточных и греческих мудрецов, магов, философов, поэтов, возвещавших одну и ту же «неизменную и непогрешимую доктрину», был принят неоплатониками IV – VI вв. Наибольший интерес Ямвлиха вызывал механизм перехода от высшей ступени бытия – первопринципа – к низшей. Он ввел понятие «несообщимое» и «сообщимое» внутри самого высшего бытия. Его первопринцип превосходит первоединое Плотина. Ямвлих написал комментарии к диалогам Платона («Алкивиад I», «Тимей», «Парменид» и др.), в которые включил собственные высказывания. Этот метод комментирования лег в основу деятельности флорентийской Платоновской академии, основанной Козимо Медичи. Ямвлих установил также последовательность изучения произведений Платона, отобрав для учебных занятий 12 диалогов: «Алкивиад I»,»Горгий», «Федон», «Кратил», «Теэтет», «Софист», «Политик», «Федр», «Пир», «Филет», «Тимей», «Парменид». Подобной последовательности придерживались в ранневизантийских школах. Ямвлиху принадлежат комментарии к «Введению в арифметику» Никомаха из Герасы, трактаты «Об общей математической науке» и «Божественные изыскания в арифметике», в которых он объяснял все явления природы с точки зрения пифагорейской мистики чисел. Ярым поклонником оккультизма, проповедуемого Ямвлихом, был Евнапий. Синесий, напротив, высмеивал «эзотерическую» (греч. ezoterikos – «внутренний», т.е. тайный, скрытый, предназначенный для посвященных) замкнутость «последних эллинов», к которым относился и Ямвлих. Современники воспринимали философа как мага и чудотворца, согласно легендам, витавшего над землей в сиянии лучей во время своих медитаций. Учение Ямвлиха о первопринципе оказало большое влияние на Григория Паламу, который, используя понятия этого философанеоплатоника, выдвинул концепцию самотождественности «несообщимой» сущности Бога и его «сообщимых» энергий. ?? ?? ?? ??

Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012

Ямвлих
1) др.-гр. писатель (1-я пол. II в. н.э.). Родом из Сирии. Автор «Вавилонской повести», известной в пересказе патриарха Фотия (IX в.) и по неск. сохран. фр-там. Соч. Я. часто квалифицируется как любовно-фантаст. роман. Гл. героями явл. прекрасная супружеская чета Родан и Синонида и их гонитель вавилонский царь Гарм. Супруги претерпевают совместно и порознь самые невероят. приключения, но в к. концов благополучно воссоединяются. Фабула романа необычайно запутана, и сложность ее постепенно нарастает. Последовательное изложение событий осложняется вставными рассказами с новыми персонажами; дальнейшие события - сеть переплетающихся судеб и персонажей. Соч. Я. выделяется среди гр. любовных романов обилием фантастич. элементов и мистики, в нем действуют призраки, ожившие мертвецы, говорящие животные и птицы, что сближает его с романом Антония Диогена. Но в соч. Я. значительнее роль эротики, и написан он с большей ритор, изощренностью. Необычен образ гл. героини Синониды, женщины страстной, порывистой, ревнивой, деятельной и решительной, не в пример своему довольно безликому супругу.
   Н.Ш.
   2) Рим. философ-неоплатоник (ок. 245 - ок. 330), ученик Порфирия. Происх. из Халкиды (Сирия). Соч. Я. можно разбить на 3 группы: пифагорейские (компилятивный «Свод пифагорейских учений» в 10 кн., из к-рых до нас дошли 5), порфириево-пла-тонический (коммент. к Платону и Аристотелю) и соч., составившие оригинальный вклад Я. в неоплатоническую философию и написанные после смерти Порфирия («О богах», «О речи Зевса в "Тимее"», «Халдейская теология», «Платонова теология», «О символах» и др.). Вер., Я. принадлежит соч. «О египетских мистериях». Я. осуществил школ, разработку неоплатонизма. В Едином Плотина Я. различает полностью неизреченное и просто единое, или «Благо», к-рое через противоположности предела и беспредельного соединено с Единым-Сущим. В сфере Ума(Нуса) Я. различал намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие - жизнь - ум, введя понятие «мыслящего космоса» наряду с космосом умопостигаемым. Душа причастна Уму в меру своей разумности. Я. отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Я. разделял на надкосмические, относя их к сферам сущего, ума и души,. и внутрикосм., деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Я. считал вечность мерой умопостигаемого мира, а время - реал, сущностью, истекающей от ума (тогда как пространство есть только врожденное свойство тел). Я. провел реформу неоплатонич. коммент., состоявшую в нахождении единств, «цели» диалога, с к-рой согласуется все толкование. Под влиянием Я. сформировались пергамская и афинская школы неоплатонизма.
   Ю.Ш.
   (Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)

Источник: Античный мир в терминах, именах и названиях. 1997

Найдено научных статей по теме — 10

Читать PDF
304.65 кб

Ямвлих о душе

Афонасин Евгений Васильевич
Читать PDF
292.62 кб

Ямвлих Халкидский. Письма: Предисловие, перевод, комментарии, приложения, указатели

Afonasin Eugene
The Letters by the Neoplatonic philosopher Iamblichus of Chalchis (c. 242-325 ce), preserved in a fragmentary form by John of Stobi in his Antologia are translated into Russian for the first time.
Читать PDF
56.15 кб

Ямвлих Халкидский / iamblichus of Chalcis издания и переводы / texts and translations

Afonasin Eugene
Читать PDF
544.11 кб

Ямвлих в Афинах

Афонасин Евгений Васильевич
Опираясь на ранние исследования Raubitschek 1964 и Cameron 1969, автор рассматривает литературные и эпиграфические свидетельства о жизни афинского философа по имени Ямвлих, который, по-видимому, сыграл важную роль в возрождении ин
Читать PDF
918.08 кб

Ямвлих в Афинах

Афонасин Евгений Васильевич
В статье рассматриваются литературные и эпиграфические свидетельства об афинском философе Ямвлихе, который, по-видимому, сыграл важную роль в возрождении в начале V в.
Читать PDF
231.88 кб

О единице, едином и целом Ямвлиха Сирийского

Воробьёв Д. В.
The distinction character of the Whole and the Entity and the resemblance character of the Entity and the Unity of Yamvlih from Syrien are researched. There are two points of view about the Unity.
Читать PDF
229.59 кб

Проблема начала в неоплатонизме и учение Ямвлиха о двух единых

Месяц Светлана Викторовна
Читать PDF
66.63 кб

Добродетели у Ямвлиха и изменение парадигмы

Магулас Харалампос
В статье исследуются различия в восприятии добродетелей Платоном (Протагор и Пир) и Ямвлихом. Оба мыслителя согласны с тем, что добродетели можно научить, то есть она есть разновидность социального действия.
Читать PDF
74.02 кб

Ars vitae у Ямвлиха и стоика Сенеки

Элиопулос Панос
Сенека развивает теорию о терапии и воспитании, конечной целью которых должны стать самопознание и мудрость.
Читать PDF
74.75 кб

Путь Ямвлиха к непостижимому

Молина Хосе
Ямвлих Халкидский постулировал теургию на метафизическом уровне в качестве единственного средства коммуникации с высшим принципом всего сущего.