ЯМВЛИХ
ЯМВЛИХ
1) Грекоязыч. сирийский писатель 2-й пол. 2 в. н.э. Его роман «Вавилонская повесть» описывает полную превратностей судьбу вавилонской супруж. четы — Родана и Синониды. Роман, имеющий весьма рыхлую композицию, дошел до нас только в пересказе в «Библиотеке» Фотия. 2) Я. из Халкиды (Сирия) (ок. 280 — ок. 330 н.э.), греч. философ. Я. основал сирийскую школу неоплатонизма, сплавив это учение с вост. представл. о богах и пытаясь создать в противовес христианству целостную религ.-философскую систему. Первопринцип Я. превосходит даже первоединое Плотина.
Источник: Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. 1998
Ямвлих
1. Грекоязычный сирийский писатель 2-й пол. 2 в. н. э. Его роман «Вавилонская повесть» описывает полную превратностей судьбу вавилонской супружеской четы – Родана и Синониды. Роман, имеющий весьма рыхлую композицию, дошел до нас только в пересказе в «Библиотеке» Фотия.
2. Я. из Халкиды (Сирия) (ок. 280 — ок. 330 н. э.), греч. философ. Я. основал сирийскую школу неоплатонизма, сплавив это учение с восточными представлениями о богах и пытаясь создать в противовес христианству целостную религиозно-философскую систему. Первопринцип Я. превосходит даже первоединое Плотина.
2. Я. из Халкиды (Сирия) (ок. 280 — ок. 330 н. э.), греч. философ. Я. основал сирийскую школу неоплатонизма, сплавив это учение с восточными представлениями о богах и пытаясь создать в противовес христианству целостную религиозно-философскую систему. Первопринцип Я. превосходит даже первоединое Плотина.
Источник: Словарь античности. 1989
ЯМВЛИХ
• Iambl?chus,
?????????,
1. уроженец Вавилона или Сирии, во 2 в. от Р. X. написал ??????????, эротический роман (любовная история Родана и Синониды), полный странных приключений, в которых играли большую роль магия и теургия. Извлечение из него сохранилось у Фотия;
2. неоплатоник из Халкиды в Кэлесирии, времен Константина Великого, ученик Порфирия и Анатолия. Мы имеем 5 из 10 книг его сочинения ????? ????????? ?????????, из которых каждая составляла самостоятельное целое. Первая книга трактует ????? ???? ???????????? (изд. Кисслинга, 1815 и Вестермана в Кобетовом изд. Диогена Лаэртского), из второй сохранился ???????????? ????? ???? ?????????? (изд. Кисслинга, 1812), из третьей — ????? ???????????? ?????????? (отрывки у Виллуазона, Anecd., II, р. 188 — 225). Сомнительна подлинность сочинения ????? ????????? ????? (изд. Партея 1857). Комментарии о Платоне, Аристотеле и халдейской философии потеряны. Смешивая учения Пифагора и Платона с восточными религиозными представлениями, он учил, что боги (????? ??????), демоны, души мира и людей и материя возникли в постепенной дегрессии к несовершенности от светлого и разумного первоначального существа; учил о необходимости мантики и теургии для воссоединения с божеством, вследствие слабости и греховности людей, славил эллинскую древность в ущерб христианству и сам приобрел славу святого человека и чудотворца; о его деяниях сообщает его биограф Евнаний.
?????????,
1. уроженец Вавилона или Сирии, во 2 в. от Р. X. написал ??????????, эротический роман (любовная история Родана и Синониды), полный странных приключений, в которых играли большую роль магия и теургия. Извлечение из него сохранилось у Фотия;
2. неоплатоник из Халкиды в Кэлесирии, времен Константина Великого, ученик Порфирия и Анатолия. Мы имеем 5 из 10 книг его сочинения ????? ????????? ?????????, из которых каждая составляла самостоятельное целое. Первая книга трактует ????? ???? ???????????? (изд. Кисслинга, 1815 и Вестермана в Кобетовом изд. Диогена Лаэртского), из второй сохранился ???????????? ????? ???? ?????????? (изд. Кисслинга, 1812), из третьей — ????? ???????????? ?????????? (отрывки у Виллуазона, Anecd., II, р. 188 — 225). Сомнительна подлинность сочинения ????? ????????? ????? (изд. Партея 1857). Комментарии о Платоне, Аристотеле и халдейской философии потеряны. Смешивая учения Пифагора и Платона с восточными религиозными представлениями, он учил, что боги (????? ??????), демоны, души мира и людей и материя возникли в постепенной дегрессии к несовершенности от светлого и разумного первоначального существа; учил о необходимости мантики и теургии для воссоединения с божеством, вследствие слабости и греховности людей, славил эллинскую древность в ущерб христианству и сам приобрел славу святого человека и чудотворца; о его деяниях сообщает его биограф Евнаний.
ЯМВЛИХ
ок. 280 – ок. 330) – уроженец Халкиды (Сирия), греческий философ, основатель сирийской и пергамской неоплатонических школ, процветавших в IV в. В отличие от неоплатоника Плотина, считавшего, что слияние с божеством возможно умозаключительными средствами, Ямвлих стремился постичь «сверхприродную силу» путем сакральномагических действий. С его точки зрения, только теургия (греч. «богодействие») делала людей подобным богам: «… вне теургии нет дороги к божественной жизни». Однако этот языческий мыслитель, проповедовавший неоплатоническую мистику и оккультизм, не порывал с философией, утверждая, что о проблемах теургии следует мыслить потеургически, о проблемах философии – пофилософски. Главный догмат Ямвлиха о всеобщем согласии всех восточных и греческих мудрецов, магов, философов, поэтов, возвещавших одну и ту же «неизменную и непогрешимую доктрину», был принят неоплатониками IV – VI вв. Наибольший интерес Ямвлиха вызывал механизм перехода от высшей ступени бытия – первопринципа – к низшей. Он ввел понятие «несообщимое» и «сообщимое» внутри самого высшего бытия. Его первопринцип превосходит первоединое Плотина. Ямвлих написал комментарии к диалогам Платона («Алкивиад I», «Тимей», «Парменид» и др.), в которые включил собственные высказывания. Этот метод комментирования лег в основу деятельности флорентийской Платоновской академии, основанной Козимо Медичи. Ямвлих установил также последовательность изучения произведений Платона, отобрав для учебных занятий 12 диалогов: «Алкивиад I»,»Горгий», «Федон», «Кратил», «Теэтет», «Софист», «Политик», «Федр», «Пир», «Филет», «Тимей», «Парменид». Подобной последовательности придерживались в ранневизантийских школах. Ямвлиху принадлежат комментарии к «Введению в арифметику» Никомаха из Герасы, трактаты «Об общей математической науке» и «Божественные изыскания в арифметике», в которых он объяснял все явления природы с точки зрения пифагорейской мистики чисел. Ярым поклонником оккультизма, проповедуемого Ямвлихом, был Евнапий. Синесий, напротив, высмеивал «эзотерическую» (греч. ezoterikos – «внутренний», т.е. тайный, скрытый, предназначенный для посвященных) замкнутость «последних эллинов», к которым относился и Ямвлих. Современники воспринимали философа как мага и чудотворца, согласно легендам, витавшего над землей в сиянии лучей во время своих медитаций. Учение Ямвлиха о первопринципе оказало большое влияние на Григория Паламу, который, используя понятия этого философанеоплатоника, выдвинул концепцию самотождественности «несообщимой» сущности Бога и его «сообщимых» энергий. ?? ?? ?? ??
Источник: Культура Византии. Истоки православия. Учебный словарь. 2012
Ямвлих
1) др.-гр. писатель (1-я пол. II в. н.э.). Родом из Сирии. Автор «Вавилонской повести», известной в пересказе патриарха Фотия (IX в.) и по неск. сохран. фр-там. Соч. Я. часто квалифицируется как любовно-фантаст. роман. Гл. героями явл. прекрасная супружеская чета Родан и Синонида и их гонитель вавилонский царь Гарм. Супруги претерпевают совместно и порознь самые невероят. приключения, но в к. концов благополучно воссоединяются. Фабула романа необычайно запутана, и сложность ее постепенно нарастает. Последовательное изложение событий осложняется вставными рассказами с новыми персонажами; дальнейшие события - сеть переплетающихся судеб и персонажей. Соч. Я. выделяется среди гр. любовных романов обилием фантастич. элементов и мистики, в нем действуют призраки, ожившие мертвецы, говорящие животные и птицы, что сближает его с романом Антония Диогена. Но в соч. Я. значительнее роль эротики, и написан он с большей ритор, изощренностью. Необычен образ гл. героини Синониды, женщины страстной, порывистой, ревнивой, деятельной и решительной, не в пример своему довольно безликому супругу.
Н.Ш.
2) Рим. философ-неоплатоник (ок. 245 - ок. 330), ученик Порфирия. Происх. из Халкиды (Сирия). Соч. Я. можно разбить на 3 группы: пифагорейские (компилятивный «Свод пифагорейских учений» в 10 кн., из к-рых до нас дошли 5), порфириево-пла-тонический (коммент. к Платону и Аристотелю) и соч., составившие оригинальный вклад Я. в неоплатоническую философию и написанные после смерти Порфирия («О богах», «О речи Зевса в "Тимее"», «Халдейская теология», «Платонова теология», «О символах» и др.). Вер., Я. принадлежит соч. «О египетских мистериях». Я. осуществил школ, разработку неоплатонизма. В Едином Плотина Я. различает полностью неизреченное и просто единое, или «Благо», к-рое через противоположности предела и беспредельного соединено с Единым-Сущим. В сфере Ума(Нуса) Я. различал намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие - жизнь - ум, введя понятие «мыслящего космоса» наряду с космосом умопостигаемым. Душа причастна Уму в меру своей разумности. Я. отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Я. разделял на надкосмические, относя их к сферам сущего, ума и души,. и внутрикосм., деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Я. считал вечность мерой умопостигаемого мира, а время - реал, сущностью, истекающей от ума (тогда как пространство есть только врожденное свойство тел). Я. провел реформу неоплатонич. коммент., состоявшую в нахождении единств, «цели» диалога, с к-рой согласуется все толкование. Под влиянием Я. сформировались пергамская и афинская школы неоплатонизма.
Ю.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)
Н.Ш.
2) Рим. философ-неоплатоник (ок. 245 - ок. 330), ученик Порфирия. Происх. из Халкиды (Сирия). Соч. Я. можно разбить на 3 группы: пифагорейские (компилятивный «Свод пифагорейских учений» в 10 кн., из к-рых до нас дошли 5), порфириево-пла-тонический (коммент. к Платону и Аристотелю) и соч., составившие оригинальный вклад Я. в неоплатоническую философию и написанные после смерти Порфирия («О богах», «О речи Зевса в "Тимее"», «Халдейская теология», «Платонова теология», «О символах» и др.). Вер., Я. принадлежит соч. «О египетских мистериях». Я. осуществил школ, разработку неоплатонизма. В Едином Плотина Я. различает полностью неизреченное и просто единое, или «Благо», к-рое через противоположности предела и беспредельного соединено с Единым-Сущим. В сфере Ума(Нуса) Я. различал намеченную Плотином и развитую Порфирием триаду бытие - жизнь - ум, введя понятие «мыслящего космоса» наряду с космосом умопостигаемым. Душа причастна Уму в меру своей разумности. Я. отличал души людей, вечно связанные умопостигаемой природой, от душ животных и не допускал их взаимоперехода. Богов Я. разделял на надкосмические, относя их к сферам сущего, ума и души,. и внутрикосм., деля последних на создающих, одушевляющих, сочетающих и сохраняющих. Я. считал вечность мерой умопостигаемого мира, а время - реал, сущностью, истекающей от ума (тогда как пространство есть только врожденное свойство тел). Я. провел реформу неоплатонич. коммент., состоявшую в нахождении единств, «цели» диалога, с к-рой согласуется все толкование. Под влиянием Я. сформировались пергамская и афинская школы неоплатонизма.
Ю.Ш.
(Античная культура: литература, театр, искусство, философия, наука. Словарь-справочник / Под редакцией В.Н.Ярхо. М., 1995.)