, Фернандо (Janez de Almedina, Fernando) Испанский живописец. Точные даты жизни неизвестны, творческая активность относится к 1505—1537. Родился в Альмедине, близ города Сьюдад-Реаль, в Кастилии. Учился в Италии. Работал во Флоренции, Валенсии, с 1526 в Куэнке. Первый представитель ренессансного итальянизирующего направления, которое сложилось на почве Валенсии, возглавлявшей процесс приобщения испанской живописи к итальянскому Высокому Возрождению. Всесторонняя и конкретная характеристика искусства Яньеса затруднена необычным обстоятельством его творческой деятельности, связанным с тесным содружеством с другим испанским живописцем — Фернандо Льяносом. Оба почти ровесники, происходили из Ламанчи, прошли итальянскую выучку, имели общие заказы, мастерскую, даже имена, работали в одном стиле. Большинство произведений приписывается им обоим, строгая идентификация вызывает немало предположений и разногласий. Однако несомненно то, что в этом содружестве именно Яньес де Альмедина был лидером, он превосходил Льяноса, в своей основе старательного и грубоватого провинциала, одаренностью, живописной культурой, более глубокой художественной восприимчивостью. 1506 — дата возвращения обоих мастеров из Италии в Валенсию. До этого времени они жили во Флоренции, и Яньес, известный под именем Фернандо-испанца, был помощником Леонардо да Винчи в работе над Битвой при Ангиари. Оттеснившее все остальные заимствования подражание Леонардо в произведениях испанцев проявлялось то в непосредственных формах (Святое Семейство работы Яньеса в Прадо), то приобретало более самостоятельный характер. Решающим событием в развитии итальянизирующего направления в испанской живописи стало создание в 1507—1509 Яньесом и Льяносом 12 картин для огромных закрывающихся створок главного алтаря в соборе Валенсии. В эффектной и необычной для Испании композиции алтаря написанные маслом прямоугольные панно, посвященные Страстям Христа и жизни Девы Марии, играют главную тектоническую и декоративную роль. Каждая из картин крепко построена, выдвинутые на передний план коренастые фигуры монументализированы, вписаны в окружающее пространство, где больше внимания уделено изображению пейзажных и архитектурных ренессансных фонов. Живописцы уверенно владеют рисунком, перспективой, моделировкой объемов и соотношением цветов. И все же нельзя не видеть здесь существенных недостатков. В картинах алтаря есть что-то вымученное, скованное. Фигурам тесно в сжатом пространстве, второстепенное подчас вытесняет главное, персонажи однотипны и не всегда выразительны. Неизвестно, когда распалось творческое содружество живописцев. Возможно, что между 1515 и 1523 Яньес вновь посетил Италию и испытал влияние маньеризма. В заказах для собора в Куэнке он, несомненно, использовал помощь мастерской. Во многом неясном наследии Яньеса следует выделить 2 картины, вероятно, нач. 1520-х, в которых господствуют столь редкие и в испанском искусстве того времени образы гармонически прекрасного склада: маленькое Благовещение (Валенсия, Коллегия дель Патриарка) и огромную композицию в Прадо Св. Екатерина (темпера на дереве). Приобретение в 1946 мадридским музеем этой картины позволило во многом по-новому оценить Яньеса как мастера, в совершенстве владеющего законами композиции, тональным золотистым колоритом и высокой образностью ренессансного идеала.
Лит.: Taranco F. M. Janez de Almedina. Valencia, 1954.
Т. Каптерева
Яньес де Альмедина
Яньес де Альмедина
Источник: Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. 2006