ЯНКОВИЧ де МИРИЕВО Федор Иванович
Янкович де Мириево (Федор Иванович) - педагог (1741 - 1814). Происходил из древнего сербского рода, переселившегося в середине XV века в Венгрию. Изучал в Венском университете юриспруденцию, государственные и экономические науки; поступил секретарем к темешварскому православному епископу. В 1773 г. Янкович, назначенный первым учителем и директором народных училищ в Темешварском Банате, принял участие в осуществлении обширной учебной реформы, предпринятой императрицей Марией-Терезией. Целью этой реформы было введение в Австрии новой системы народного образования, явившейся сначала в Пруссии и разработанной настоятелем Саганского августинского монастыря Фельбигером. Преимущества новой системы, узаконенной уставом 1774 г., заключались в стройной концентрации начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания, установлении специальной учебной администрации. На обязанности Янковича, как директора училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным потребностям и условиям. В 1776 г. он посетил Вену и подробно ознакомился с тамошней учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции, под заглавием: "Ручная книга, потребная магистрам иллирийских неуниатских малых школ". В 1774 г. он получил дворянское достоинство и к фамилии его присоединено название де-Мириево, как называлось его родовое поместье в Сербии. Вскоре после того, как новая система народного образования утвердилась в Австрии, императрица Екатерина II решила ввести эту систему в России. Познакомил с ней императрицу император Иосиф II при свидании в Могилеве, причем тогда же выписал для нее учебники австрийских нормальных школ и указал ей на Янковича, как на человека наиболее подходящего для организации народных школ в России по австрийскому образцу. Вскоре после приезда Янковича, в 1872 г., была образована под председательством П.В. Завадовского комиссия об учреждении народных училищ, в состав которой вошли Эпинус, Пастухов и Янкович. Комиссии было поручено: 1) начертать и постепенно приводить в исполнение общий план народных училищ, 2) приготовить учителей и 3) перевести на русский язык или вновь сочинить необходимые учебные руководства. В осуществлении всех этих предприятий Янкович принял самое деятельное участие. Составленная им учебная часть первоначального плана учреждения народных училищ была утверждена 21 сентября 1782 г. Одновременно Янкович занял должность директора петербургского главного народного училища, в котором сначала сосредоточивалось приготовление учителей. Эту должность он занимал до 1785 г., когда его заменил О.П. Козодавлев ; но и после того все распоряжения, касавшиеся училищ и особенно состоявшей при нем учительской семинарии, делались по совету Янковича. Больше всего труда положил Янкович на перевод с немецкого или составление учебников для народных училищ. Более половины учебников составлено было или самим Янковичем, или по его плану и под его руководством, или, наконец, переделано им, и все они были одобрены императрицей, на утверждение которой они были представляемы все, за исключением математических. Наконец, Янкович участвовал в разрешении всех экстренных учебных вопросов, передаваемых в комиссию: в преобразовании учебных планов корпусов сухопутного, артиллерийского, инженерного, общества воспитания благородных и училища мещанских девиц и частных учебных заведений, в рассмотрении высших учебных заведений Австрии, по образцу которых предполагалось устроить русские университеты и гимназии. Составление инструкций начальникам и визитаторам (ревизорам) учебных заведений поручалось комиссией также, по большей части, Янковичу. Избранный в 1783 г. в члены российской академии, он привлечен был к трудам по словопроизводному словарю. Отдел на буквы И и I составлен был им совместно с петербургским митрополитом Гавриилом . Вслед за тем ему поручено было дополнить и переиздать сравнительный словарь всех языков, составленный академиком Палласом . Этот труд, законченный в 1791 г., был издан под названием: "Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный". В нем помещалось 61700 слов из 279 языков - европейских, азиатских, африканских и американских. По учреждении в 1802 г. Министерства народного просвещения, Янкович вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 г. получившей название главного правления училищ. В министерстве, деятельностью которого на первых порах руководил кружок личных друзей императора Александра I , Янкович не пользовался влиянием, хотя трудился по всем важнейшим вопросам административным и учебным. В 1804 г. он оставил службу. Ср. А. Воронов "Федор Иванович Янкович де-Мириево, или Народные училища в России при императрице Екатерине II" (СПб., 1858); его же "Историко-статистическое обозрение учебных заведений Санкт-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно" (СПб., 1849); граф Д.А. Толстой "Городские училища в царствование императрицы Екатерины II" (СПб., 1886, оттиск из LIV тома "Записок Императорской Академии Наук"); С.В. Рождественский "Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802 - 1902" (СПб., 1902). С. Р-ский.
Источник: Биографический словарь. 2008
— педагог, первый директор народных училищ; серб по происхождению, родился в 1741 г. в местечке Каменице-Сремской, близ Петервардейна. Фамилия Янковичей была одна из древнейших дворянских фамилий и владела близ Белграда селом Мириево. Когда турки овладели Сербией, Янковичи вместе со многими знатными сербами переселились в 1549 г. в Венгрию. Здесь в продолжение многих столетий отличались они геройскими подвигами в войнах против турок, за что императором Леопольдом І пожалованы были важными преимуществами. Окончательное образование Я. получил в Венском университете, где слушал юриспруденцию, камеральные предметы и науки, касающиеся внутреннего государственного благоустройства. Этим обстоятельством можно объяснить особенную любовь его к наукам реальным, отразившуюся в его взгляде на народное образование. Первоначально Я. поступил на службу секретарем к Темешварскому православному епископу Викентию Иоанновичу Видаку, бывшему впоследствии архиепископом Карловачским и митрополитом всего Иллирийского славянского народа. Здесь, при знании разных языков и миролюбивом характере, он оказал большие услуги правительству, внушая православному духовенству чувство приверженности к престолу и поддерживая в нем мир и согласие с католическим духовенством и народом римско-католического исповедания. Затем в 1773 г. Я. определен был первым учителем и директором народных училищ в Темешварском банате, приняв в то же время участие и в осуществлении обширной учебной реформы, предпринятой императрицей Марией-Терезией. Целью этой реформы было введение в Австрии новой системы народного образования, явившейся сначала в Пруссии и разработанной настоятелем Саганского августинского монастыря Фельбигером. Преимущества новой системы, узаконенной уставом 1774 г., заключались в стройной концентрации начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания и установлении специально учебной администрации. На обязанности Я. как директоре училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным условиям и потребностям. В 1776 г. он посетил Вену и подробно ознакомился с тамошней учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции под заглавием: "Ручная книга, потребная магистрам иллирийских неуниатских малых школ". В 1774 г. императрица Мария-Терезия пожаловала Я. дворянское достоинство Австрийской империи, с присоединением к настоящей фамилии названия де Мириево, по имени села, принадлежавшего предкам его в Сербии. В грамоте было сказано: "Мы благосклонно приметили, видели и узнали его хорошие нравы, добродетель, рассудок и дарования, о которых нам с похвалою донесено" и проч. Вскоре после того как новая система народного образования утвердилась в Австрии, императрица Екатерина II решила ввести эту систему в России. Познакомил с нею императрицу император Иосиф II при свидании в Могилеве, причем тогда же выписал для нее все учебники австрийских нормальных школ и указал ей на Я., как на "человека, трудившегося уже в устроении народных школ в землях владения его величества императора Римского, как знающего язык российский и наш православный закон исповедующего". С этого времени Я. посвятил себя новому своему отечеству и в течение 20-ти с лишком лет трудился на пользу его неутомимо и с самоотвержением. Это было время, когда густая тьма невежества покрывала еще все пространство обширной нашей империи. Учебные заведения были только в столицах; вне их учение происходило в немногих духовных училищах в нескольких городах империи; гимназия, кроме Москвы и Петербурга, была в одной Казани. В городах не только маленьких, но и больших не было никакого правильного учения, а о селах и говорить нечего.
Вскоре после приезда Я. было положено законодательное начало новому просветительному началу: 7 сентября 1782 г. состоялся указ об учреждении школьной комиссии, но в ином составе сравнительно с первоначальным предположением. Во главе комиссии был поставлен П. В. Завадовский, и членами ее назначены академик Эпинус и тайный советник П. И. Пастухов. Я. же сначала дано было официальное положение, не вполне соответствовавшее той руководящей роли, какая выпала на его долю; он не был назначен действительным членом комиссии и работал в ней в качестве сотрудника-эксперта, хотя на нем лежала вся тяжесть нового предприятия: составление общего плана новой учебной системы, организация учительской семинарии и перевод и переработка учебных руководств. Все соображения в этом отношении делались им и потом представлялись на обсуждение комиссии, которая почти всегда утверждала их вполне. Лишь в 1797 г. Я. был назначен действительным членом комиссии.
По плану Я. народные элементарные школы составляют три разряда: 1) малые школы (двухклассные), 2) средние школы (трехклассные) и 3) главные школы (четырехклассные). В школах первого разряда обучают — в первом классе: чтению и письму, знанию цифири, церковных и римских чисел, сокращенному катехизису, священной истории и первоначальным правилам русской грамматики. Во 2-м — после повторения предыдущего — пространному катехизису без доказательств из свящ. писания, чтению книги "О должностях человека и гражданина", арифметике 1-й и 2-й части, чистописанию и рисованию. В школах 2-го разряда к первым двум классам малых школ присоединялся еще третий класс, в котором, при повторении прежнего, учат пространному катехизису с доказательствами из свящ. писания, чтению и изъяснению евангелий, русской грамматике с упражнениями в правописании, всеобщей истории и всеобщей и русской географии в сокращенном виде и чистописанию. Школы 3-го разряда (главные) состоят из 4-х классов — курс первых трех тот же, что и в средних школах; в четвертом же классе преподаются: всеобщая и русская география, всеобщая история более подробно, русская история, математическая география с задачами на глобусе, русская грамматика с упражнениями в письменных упражнениях, употребительных в общежитии, как-то: в письмах, счетах, расписках и т. п., основания геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры и рисование. В основе курса народных училищ лежит таким образом реальное направление.
Образование для народных училищ первых учителей, знакомых с требованиями дидактики и педагогики, исключительно принадлежало Я.; в этом деле он был полным хозяином, экзаменовал молодых людей, желавших посвятить себя учительскому званию, знакомил их с методой учения и, по требованию комиссии, назначал на то и другое место, смотря по способностям каждого.
В открытой в 1783 г. (декабря 13) учительской семинарии учебная и воспитательная часть устроены были по мысли Я., который вместе с тем принял и начальство над ними по званию директора народных училищ С.-Петербургской губернии. Я. озаботился снабдить созданное им воспитательное заведение всеми необходимыми учебными пособиями. Кабинет естественной истории при училище заключал в себе собрание главнейших пород из царства животных и царства ископаемых, значительный гербарий и книги с изображением тех предметов, которые невозможно было иметь в натуре. Для класса математики и физики приобретены были более нужные модели и инструменты, а для механики и гражданской архитектуры выписаны были из Вены разные чертежи, модели и машины. В библиотеке для чтения, в пособиях по географии и истории и вообще хороших по тому времени учебниках по всем предметам также не было недостатка.
По настоянию Я. были запрещены как в учительской семинарии, так и в главном народном училище все телесные наказания, какого бы рода они ни были. Плоды усилий Я. не замедлили обнаружиться: любовь к ученым занятиям мало-помалу овладела молодыми питомцами семинарии и проявилась в предпринятом ими с 1 апреля 1781 г. периодическом издании под затейливым названием "Растущий виноград".
Я. был директором главного народного училища и учительской при нем семинарии до 17 мая 1785 г.; обремененный многочисленными занятиями по составлению учебников и устройству учебной части народных училищ, он был уволен комиссией от непосредственного управления этим заведением. Если учительская семинария не принесла тех плодов, какие надеялись получить от нее в первое время, то все же она была у нас первым рассадником учителей для народных училищ, упрочивших навсегда дело народного образования.
В 1785 г. комиссия народных училищ поручила Я. составить наказ для руководства на будущее время в отношении к частным пансионам и школам. По наказу этому, вошедшему в устав народных училищ 5 августа 1786 г., все частные пансионы и школы должны быть подчинены, наравне с народными училищами, ведению приказов Общественного Призрения. Воспитание в частных школах, уравненных с народными, должно было отличаться семейным дружелюбием, простотой в образе жизни и совершаться в религиозном духе. Моральные средства действия на воспитанников определялись в следующих словах наказа: "Паче всего препоручается содержателям и учителям, дабы они в питомцах и учениках своих старались поселить правила честности и добродетели, предшествуя им в том и делом, и словами: чего ради быть им при них неотлучно и удалять от глаз их все то, что может быть поводом к соблазну... содержать, однако же, в страхе Божием, заставляя их ходить в церковь и молиться, вставая и ложась спать, пред начатием и окончанием учения, пред столом и после стола. Стараться также доставлять им невинные удовольствия, когда есть к тому удобные случаи, обращая оные им в награждение и отдавая всегда преимущества прилежнейшим и благонравнейшим". Нельзя, однако, не заметить, что на дух учения и воспитания в частных пансионах и школах наказ Я. имел весьма слабое влияние. Причины этому заключались, с одной стороны, в недостатке содержателей, соответствовавших идеалу воспитателя, представленному в наказе, а с другой — в том важном обстоятельстве, что требования нашего общества стояли далеко ниже этого идеала и потому делали возможным существование плохих пансионов, лишь бы учили в них французскому языку и танцам.
По наказу Я. в частных пансионах дозволялось воспитывать вместе детей мужеского и женского пола, причем содержателям вменялось в обязанность иметь для детей разных полов особенные отдельные комнаты. Эта коренная ошибка была исправлена уставом 1804 г. Можно сделать еще упрек наказу в том, что в нем говорится только о частных учителях в пансионах и школах, но упущены из виду частные учителя, занимающиеся обучением в частных домах; способ испытания последних и отношение их к училищному начальству остаются неопределенными. Такая неопределенность естественно повлекла за собой ослабление надзора за домашним учением и открыла широкое поле для прежних злоупотреблений, особенно со стороны учителей-иностранцев.
Приготовляя учителей и устраивая для них семинарии, Я. участвовал также: 1) в составлении учебных книг и 2) в введении и распространении рационального способа преподавания наук в народных училищах.
Труды его по составлению учебников особенно поражают и своей обширностью, и удачным исполнением, обнаруживающим в нем замечательный педагогический такт. Ему принадлежат следующие учебные книги и пособия: 1) Таблицы азбучные и для складов церковной и гражданской печати (1782); 2) Букварь (1782); 3) Сокращенный катехизис с вопросами и без вопросов (1782); 4) Прописи и при них руководство для чистописания (1782); 5) Правила для учащихся (1782); 6) Пространный катехизис с доказательствами из священного писания (1783); 7) Священная история (1783); 8) Всемирная история (1784) и 9) Зрелище вселенныя (1787). Далее, Я. были переделаны и применены к потребностям училищ: 1) Сокращенная русская история, извлеченная из подробной истории, сочиненной (по плану Я.) Штриттером (1784); 2) Сокращенная российская география и 3) Всеобщее землеописание. Затем, под руководством Я. или по его плану были изданы: 1) Изъяснение воскресных и праздничных евангелий, священника Сидеровского (1782) и 2) все географические карты, глобусы и атласы (1782—1790). Наконец, по указанию Я. переведено было в 1783 г. на русский язык помощником его, Ковалевским, "Руководство для учителей 1-го и 2-го класса народных училищ", в конце которого приложены составленные учителем академической гимназии Светловым "Таблицы о познании букв, о складах, о чтении и правописании, как предварительное пособие при изучении правил русского языка". Вероятно, Я. был автором "Книги о должностях человека и гражданина", составленной им по австрийским образцам. Даже и в тех руководствах, которые не были составлены Я., он присоединял свои предисловия. Ему принадлежат также инструкции: наставления надзирателю народных училищ Струговщикову (1783), наказ директору С.-Петербургских народных училищ Козадавлеву при вступлении его в управление училищами (1784), наказ лицам, назначенным для освидетельствования частных пансионов в С.-Петербурге (1784), наказ директору учительской семинарии Коху (1787) и наказ визитатору Козодавлеву при осмотре народных и частных училищ в Новгородской, Тверской, Московской, Тульской, Калужской, Владимирской, Ярославской, Вологодской, Рязанской и Тамбовской губерниях (1788).
Что же касается методы обучения Я., то она состояла: 1) из совокупного наставления, 2) совокупного чтения, 3) изображения через начальные буквы, 4) таблиц и 5) вопрошения. Отличительный характер методы Я. выражается в стремлении к живому преподаванию предмета, возбуждающему и овладевающему всеми душевными силами учащегося. Поэтому неудивительно, что метода его, как противодействие схоластическому и механическому способу учения, принята была, кроме народных училищ того времени, в духовных училищах, в корпусах и др. Конечно, не везде ее понимали как следует, и даже большею частью не умели или не хотели пользоваться ею надлежащим образом; но тем не менее хотя она и упала с течением времени, но успела пустить ростки в наших училищах, и некоторые наставления долго служили единственным руководством для учителей наших народных школ.
Избранный в 1783 г. (октября 28) членом Российской Академии, Я. привлечен был к трудам по словопроизводному словарю. Составление слов на букву И и I принадлежит ему совместно с митрополитом С.-Петербургским Гавриилом. Но гораздо значительнее был труд Я. по составлению сравнительного словаря всех языков, идея которого сильно интересовала Екатерину II. Она поручила Я. составить новый полнейший словарь с расположением слов в альфабетическом порядке. Первая часть словаря вышла в 1790 г., а остальные три части в 1791 г. под названием: "Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный". В словаре Я. сравниваются 279 языков: 171 азиатский, 55 европейских, 80 африканских и 23 американских. Такой громадный труд Я. был совершен им всего в два года, несмотря на множество других посторонних занятий. "Я обязан, — говорит Аделунг, — благодушию Янковича отличным экземпляром им обработанного словаря, но его совершенно угасшая память не позволила ему сообщить мне подробностей о павшем на его выборе императрицы, о плане его труда, пособиях и проч.". Заключая в себе больше языков и больше системы, чем словарь Палласа, словарь Я. уступает этому труду в том отношении, что при тексте его, напечатанном по-русски, нет объяснения выговора русских слов для иностранцев, что делало словарь его недоступным для последних.
Императрица Екатерина II неоднократно удостаивала Я. своим благоволением. Она наградила его чинами коллежского советника (1784) и статского советника (1793) и орденом св. Владимира — сперва 4-й ст. (1784), а потом 3-й ст. (1786). В 1791 г. она пожаловала ему деревню в Могилевской губ. и в том же году сопричислила его к российскому дворянству. В царствование императора Павла I он награжден был чином действительного статского советника и, сверх получаемого им жалованья, ему определено было пенсии по 2000 руб., а в 1802 году ему была пожалована аренда в Гродненской губ.
По учреждении в 1802 г. министерства Народного Просвещения Я. вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 г. получившей название Главного правления училищ. В министерстве, деятельностью которого на первых порах руководил кружок личных друзей императора Александра I, Я. не пользовался влиянием, хотя трудился по всем важнейшим вопросам административным и учебным. В 1804 г. он оставил службу, так как чрезмерные труды совершенно истощили его умственные и физические силы. Я. умер 22 мая 1814 г. и похоронен на кладбище Александро-Невской лавры. Отличительными чертами характера Я. были прямота, соединенная со скромностью, необыкновенная аккуратность, безукоризненность, честность и строгая набожность без всякой примеси религиозной нетерпимости.
A. Воронов
, "Ф. И. Янкович-де-Мириево, или Народные училища в России при императрице Екатерине II" (СПб., 1858 г.). — Его же, "Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно" (СПб., 1849 г.). — М. И. Сухомлинов, "История Российской Академии", т. І, стр. 17, 258; т. IV, стр. 246—248, 271, 510; т. VII, стр. 144—151, 510, 511. — Граф Д. А. Толстой, "Городские училища в царствование императрицы Екатерины II" (СПб., 1886, оттиск из LIV тома "Записок Императорской Академии Наук"). — А. Н. Пыпин, "История русской литературы", т. IV, стр. 26, 50, 138. — С. В. Рождественский, "Исторический обзор деятельности министерства Народного Просвещения 1802—1902 гг." (СПб., 1902 г.). — Его же, "Из истории учебных реформ императрицы Екатерины II" ("Журнал Мин. Народного Просвещения", 1909 г., март). — Его же, "Очерки по истории систем народного просвещения в России в XVIII—XIX веках", т. I (СПб., 1912 г.). — Его же, статья в Энциклопедическом словаре Брокгауза, т. 82, стр. 673—674).{Половцов}
Янкович-де-Мириево, Федор Иванович
— педагог (1741—1814). Происходил из древнего сербского рода, переселившегося в середине XV в. в Венгрию. Изучал в венском университете юриспруденцию, государственные и экономические науки, поступил секретарем к темешварскому православному епископу. В 1773 г. Я., назначенный первым учителем и директором народных училищ в Темешварском Банате, принял участие в осуществлении обширной учебной реформы, предпринятой имп. Марией-Терезией. Целью этой реформы было введение в Австрии новой системы народного образования, явившейся сначала в Пруссии и разработанной настоятелем Саганского августинского монастыря Фельбигером. Преимущества новой системы, узаконенной уставом 1774 г., заключались в стройной концентрации начальных и высших народных школ, тщательной подготовке учителей, рациональных приемах преподавания, установлении специальной учебной администрации. На обязанности Я., как директора училищ в провинции, населенной православными сербами, лежало приспособление новой учебной системы к местным потребностям и условиям. В 1776 г. он посетил Вену и подробно ознакомился с тамошней учительской семинарией, после чего перевел на сербский язык немецкие руководства, введенные в новые школы, и составил руководство для учителей своей провинции, под заглавием: "Ручная книга, потребная магистрам иллирийских неуниатских малых школ". В 1774 г. он получил дворянское достоинство и к фамилии его присоединено название де Мириево, как называлось его родовое поместье в Сербии. Вскоре после того как новая система народного образования утвердилась в Австрии, имп. Екатерина II решила ввести эту систему в России. Познакомил с нею императрицу император Иосиф II при свидании в Могилеве, причем тогда же выписал для нее все учебники австрийских нормальных школ и указал ей на Я., как на человека наиболее подходящего для организации народных школ в России по австрийскому образцу. Вскоре после приезда Я., в 1782 г., была образована под председательством П. В. Завадовского комиссия об учреждении народных училищ, в состав которой вошли Эпинус, Пастухов и Я. Комиссии было поручено: 1) начертать и постепенно приводить в исполнение общий план народных училищ, 2) приготовить учителей и 3) перевести на русский язык или вновь сочинить необходимые учебные руководства. В осуществлении всех этих предприятий Я. принял самое деятельное участие. Составленная им учебная часть первоначального плана учреждения народных училищ была утверждена 21 сентября 1782 г. Одновременно Я. занял должность директора петербургского главного народного училища, в котором сначала сосредоточивалось приготовление учителей. Эту должность он занимал до 1785 г., когда его заменил О. П. Козодавлев; но и после того все распоряжения, касавшиеся училища и особенно состоявшей при нем учительской семинарии, делались по совету Я. Больше всего труда положил Я. на перевод с немецкого или составление учебников для народных училищ. Более половины учебников составлено было или самим Я., или по его плану и под его руководством, или, наконец, переделано им, и все они были одобрены императрицей, на утверждение которой они были представляемы все, за исключением математических. Наконец, Я. участвовал в разрешении всех экстренных учебных вопросов, передаваемых в комиссию: в преобразовании учебных планов корпусов сухопутного, артиллерийского, инженерного, общества воспитания благородных и училища мещанских девиц и частных учебных заведений, в рассмотрении высших учебных заведений Австрии, по образцу которых предполагалось устроить русские университеты и гимназии. Составление инструкций начальникам и визитаторам (ревизорам) учебных заведений поручалось комиссией также, по большей части, Я. Избранный в 1783 г. в члены российской академии, он привлечен был к трудам по словопроизводному словарю. Отдел на буквы И. и Й. составлен был им совместно с петербургским митрополитом Гавриилом. Вслед затем ему поручено было дополнить и переиздать сравнительный словарь всех языков, составленный академиком Палласом. Этот труд, законченный в 1791 г., был издан под названием: "Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный". В нем помещалось 61700 слов из 279 языков — европейских, азиатских, африканских и американских. По учреждении в 1802 г. министерства народного просвещения, Я. вошел в состав вновь образованной комиссии об училищах, с 1803 г. получившей название главного правления училищ. В министерстве, деятельностью которого на первых порах руководил кружок личных друзей императора Александра I, Я. не пользовался влиянием, хотя трудился по всем важнейшим вопросам административным и учебным. В 1804 г. он оставил службу. Ср. А. Воронов, "Федор Иванович Янкович де-Мириево или народные училища в России при императрице Екатерине II" (СПб., 1858); его же, "Историко-статистическое обозрение учебных заведений С.-Петербургского учебного округа с 1715 по 1828 год включительно" (СПб., 1849); граф Д. А. Толстой, "Городские училища в царствование императрицы Екатерины II" (СПб., 1886, оттиск из LIV тома "Записок Императ. Академии Наук"); С. В. Рождественский, "Исторический обзор деятельности министерства народного просвещения. 1802—1902" (СПб., 1902).
С. Р—ский.
{Брокгауз}
Янкович-де-Мириево, Федор Иванович
д. с. с., устроиватель народных училищ в России, австрийский славянин; педагог. писат.; р. 1741 г., † 22 мая 1814 г.
{Половцов}
Янкович-де-Мириево, Федор Иванович
(1741—1814) — педагог, по происхождению серб. Принимал деятельное участие в реформе народного образования в Австрии, проведенной в 1774. По приглашению рус. правительства прибыл в 1782 в Россию и разработал план реформы народного образования, проведенной уставом 1786 (малые и главные народные училища). Руководил разработкой учебных планов сухопутного, артиллерийского и инженерного корпусов и других учебных заведений. Составил, пользуясь австрийскими образцами, "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ" и ряд учебников. Кроме большой педагогической работы вел научную. С 1783 — член Академии наук. Главный труд: "Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку расположенный". Убежденно служа интересам торгово-капиталистической монархии, Я. де М. был проводником идеи "просвещенного абсолютизма" и по своей классовой принадлежности — представителем буржуазного дворянства.